Построение оптимальной программы производства молочных продуктов для молочного завода ОАО «Ак Сут»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 19:10, курсовая работа

Краткое описание

Одним замечательных свойств молока является его способность к сквашиванию. Вроде бы испорченный продукт через некоторое время вдруг приобретает совершенно новый вкус и приятный аромат. Заслуженной популярностью пользуются у миллионов людей различных стран мира кисломолочные напитки, т. е. молоко, сквашенное различными видами молочнокислых бактерий.
Кисломолочные напитки обладают приятным, слегка освежающим и острым вкусом, возбуждают аппетит и тем самым улучшают общее состояние организма. Кисломолочные напитки, полученные в присутствии спиртового брожения, обогащенные незначительным количеством спирта и углекислотой, улучшают работу дыхательных и сосудодвигательных центров, слегка возбуждают центральную нервную систему. Все это повышает приток кислорода в легкие, активизирует окислительно-восстановительные процессы в организме.

Содержание

Введение
Глава 1. Анализ молочной продукции в Кыргызской Республике
Анализ производства молочной продукции
Состояние потребительского рынка молочных продуктов в КР и их конкурентоспособность.
Глава 2. Построение оптимальной программы производства молочных продуктов для молочного завода ОАО «Ак Сут»
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Характеристика математической постановки задачи оптимизации
2.3 Экономико-математическая модель
2.4 Построение оптимальной программы производства
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

мол продукция (1).doc

— 7.32 Мб (Скачать файл)

План:

 

Введение 

Глава 1. Анализ молочной продукции  в Кыргызской Республике

    1. Анализ производства молочной продукции
    2. Состояние потребительского рынка молочных продуктов в КР и их конкурентоспособность.

   Глава 2. Построение оптимальной программы производства молочных продуктов для молочного завода ОАО «Ак Сут»

2.1 Характеристика предприятия

2.2 Характеристика математической постановки задачи оптимизации

2.3 Экономико-математическая модель

2.4 Построение оптимальной программы  производства

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тысячелетиями молоко и молочные продукты были постоянной пищей человека, но промышленное производство с его  машинами и механизмами, множеством рабочих долго не вторгалось в  эту область - уж очень деликатными  продуктами были молоко и его производные: сливки, сметана, творог, сыр.

Одним замечательных свойств молока является его способность к сквашиванию. Вроде бы испорченный продукт  через некоторое время вдруг  приобретает совершенно новый вкус и приятный аромат. Заслуженной  популярностью пользуются у миллионов людей различных стран мира кисломолочные напитки, т. е. молоко, сквашенное различными видами молочнокислых бактерий.

Кисломолочные напитки обладают приятным, слегка освежающим и острым вкусом, возбуждают аппетит и тем самым улучшают общее состояние организма. Кисломолочные напитки, полученные в присутствии спиртового брожения, обогащенные незначительным количеством спирта и углекислотой, улучшают работу дыхательных и сосудодвигательных центров, слегка возбуждают центральную нервную систему. Все это повышает приток кислорода в легкие, активизирует окислительно-восстановительные процессы в организме.

Установлено, что этот продукт содержит свыше ста ценнейших компонентов. В него входят все необходимые  для жизнедеятельности организма вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Эти компоненты молока хорошо сбалансированы, благодаря чему легко и полностью усваиваются.

Включение молочных продуктов в  пищевой рацион повышает его полноценность  и способствует лучшему усвоению всех компонентов.

 

 

Глава 1. Анализ молочной продукции в Кыргызской Республике

1.1 Анализ производства  молочной продукции

 

Молочная продукция в Кыргызстане отличается особым качеством и широким выбором. На территории страны функционируют более 60-ти молочных предприятий. В небольших количествах поступает импорт из Казахстана и России, поскольку популярные и раскрученные бренды российских и казахстанских компаний пользуются спросом на рынке Кыргызстана. В магазинах и супермаркетах продается молочная продукция исключительно заводов-производителей. Это сыры, йогурты и сливочное масло. Особым спросом в весенне-летний сезон пользуются кисломолочные напитки – киргизский «Чалап» и «Кумыс», производимые фирмой «Шоро», армянский Тан от бишкекской компании «Артезиан».  На рынке преимущественно продают «домашнюю» сметану, сливки, ряженку, творог, топленое молоко и айран, которые отличаются прекрасными вкусовыми качествами, свежестью и не содержат никаких консервантов. В Бишкеке большой популярностью пользуется реализация молочной продукции «с доставкой на дом». Молочные продукты развозят утром на небольших фургончиках, а иногда даже на простых автомобилях по жилым районам. У каждого реализатора существует закрепленный за ним район, в который чаще всего входят дворы многоэтажных домов или несколько улиц. Молочные продукты поставляются строго по графику, и жители, услышав сигналы автомобиля, спешат на улицу, чтобы купить свежее молоко, сметану, творог или кефир.1

Последствия переходного периода  и ущерба, нанесенного им экономике республики, и в частности реальному сектору, сказываются и по сей день. Многие крупные предприятия того периода, которые не смогли во время адаптироваться к новым условиям, до сих пор переживают тяжелые времена. Устаревшие технологии, слабый финансовый и операционный менеджмент – все это к середине 90-х годов сократило отрасль фактически до двух компаний – АО «Бишкексут» в г. Бишкек и АО «Ак-Сут» в с. Беловодское Чуйской области. Токмакский, Ошский, Таласский, Чолпон-Атинский, Нарынский гормолзаводы приходили во все больший упадок.2

Предприятия, сумевшие сохранить основной потенциал («Ак-Сут» и «Бишкексут»), предприняли усилия по решению проблем  с сырьем, провели модернизацию ряда производственных линий, стали больше внимания уделять качеству продукции (в том числе и упаковке) и вопросам продвижения продукции на рынок. В борьбу за потребителей молочной продукции так же включились другие компании («Сут-Булак», «ЭльВест»).

В настоящее время на смену крупным  заводам пришли новые малогабаритные предприятия, в том числе крупные производители мороженого «Шин-Лайн», «Айс-Квин», «Умут», занимающие значительную долю в производстве всей молочной продукции в республике (16%) и расположенные в г. Бишкек и Чуйской области.

Наиболее крупные производители  молочной продукции в республике обладают сравнительно новыми производственными мощностями. Крупнейшее предприятие – АО «Бишкексут» - было акционировано в 1991 году. Компания с 1996 года начала реализовывать программу технологического перевооружения, главными направлениями которой являются модернизация технологий упаковки и фасовки продукции, переоснащение, а так же создание новых линий для целей расширения ассортимента и улучшения качества продукции. Так, на рубеже 1997-1998 годов компания полностью отказалась от использования стеклянной тары и перешла на упаковку продукции в пластиковые пакеты «финпак» (молоко, кефир), «тетра-пак» (молоко, кефир, ряженка, йогурт), полистироловые баночки (сметана, творожные пасты, кремы и др.). АО «Бишкексут» также за последние 5-6 лет значительно укрепило собственную торгово - сбытовую сеть, расширив количество торговых точек и оптимизировав их географическое расположение. На сегодняшний день продукция, произведенная АО «Бишкексут» по технологии Вимм-Билль-Данн максимально представлена на рынке республике, которая является наиболее потребляемой в республике.3

АО «Ак-Сут», созданное еще в 1946 году, пока удается удерживать позиции, работая на старом оборудовании. Заметным шагом был переход на более  качественную и привлекательную  упаковку для сливочного масла и твердых сыров (по этим позициям компания на протяжении последних 4-5 лет является одним из крупнейших производителей страны).4

Широкую номенклатуру продукции (более 30 наименований) предлагает на рынке  АО «Бишкексут». АО «Эльвест» имеет 15 позиций и около 80% объемов продаж составляет экспорт йогуртов и сыров в Казахстан (компания имеет собственные склады в Алматы). АО «Ак-Сут» выпускает цельномолочную продукцию в незначительных объемах и специализируется на производстве и экспорте сухого молока. Так же АО «Ак-Сут» принадлежат большие доли рынков сыров и сливочного масла республики. Компания «Сут-Булак» специализируется на производстве сыров различных сортов и видов, на сегодняшний день это единственный производитель сыра с широким, и постоянно расширяющимся ассортиментом сыров.5

Помимо производителей мороженого, находящихся в Чуйской области, в последние годы на рынке появляются новые мелкие производители молочной продукции, специализирующиеся, в основном, на одной из позиций, либо на стандартном наборе, т.е. пастеризованное молоко, кефир и сметана, в отдельных случаях сливочное масло. Так одним из таких производителей является «Тотон-сут» (г. Шопоков), образовавшийся на базе бывшего крупного молочного завода в 2001 году, который производит сметану, кефир и сыр, последний продукт наиболее широко представлен и известен на рынке республике, который реализовывается в вакуумной упаковке (АРГЫН). ЧП Кожоналиева (г. Бишкек) – производитель в основном кисломолочной продукции, кефира, сметаны и йогуртов по умеренным ценам и качеству, не уступающему качеству продукции лидеров.

Кроме того, некоторые «старые» производители  возобновили свою деятельность. Так  на рынке появилась продукция  «Иссык-куль-сут» хорошего качества (по мнению потребителей) и ценам ниже высокого уровня. Например, 200 гр. упаковка плавленого сыра стоит 31 сом, что примерно приравнивается к уровню цен Эль-Веста.6

 

 

    1. Состояние потребительского рынка молочных продуктов в КР и их конкурентоспособность.

 

   Молочная промышленность относится к отрасли, которой принадлежит особая роль в решении задач по обеспечению населения продовольствием. Молочная продукция востребована всеми слоями населения независимо от возраста, места проживания и материального положения потребителей, поэтому рынок молочных продуктов динамично развивается. Важность роли рынка молочной продукции определяется не только значительными объемами производства, реализации и потребления молока и молочных продуктов, но и их социальной значимостью.7

Продукцию молочной отрасли в целом можно условно разделить на два сегмента: сегмент традиционных продуктов (сметана, молоко, творог, ряженка, масло, сыр) и новых продуктов (йогурты, десерты, пудинги с молоком, ароматизированное молоко, обогащенные продукты).

Рынок молока и молочных продуктов является одним из пяти стратегических рынков продовольствия. Особую значимость в современных условиях имеет исследование закономерностей развития рынка молочной продукции, так как молоко является обязательным и незаменимым продуктом питания человека, особенно в детском возрасте.  
Отраслевая структура рынка представляет собой совокупность отраслей, вовлеченных в процесс оборота молока и молокопродуктов. Краеугольным камнем этой системы является молочная отрасль.

По территориальному (географическому) признаку рынок молока и кисломолочных продуктов делят на национальный (местный, региональный и межрегиональный), межгосударственный (рынок стран дальнего и ближнего зарубежья) и мировой.

Организационная структура молочного  рынка складывается из многочисленных участников рынка. Всех субъектов молочного рынка следует объединить в четыре группы:

− производители первичного сырья (сельскохозяйственные предприятия, фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства);

− первичные сборщики молока (сырьевые цеха хозяйств, сборщики молока по обслуживанию личных подсобных и фермерских хозяйств);

− конечные покупатели молочных ресурсов (заводы по переработке молочной продукции);8

− покупатели молочных продуктов (предприятия  оптовой и розничной торговли, потребители, посредники, предприятия общепита, государственные заготовительные организации и др.).

Субъекты рынка кисломолочной  продукции (производители и переработчики  молока) тоже имеют отличительные  черты. Прежде всего, это их социально-экономическое  положение. Большинство из них - средние и крупные хозяйства, личные подсобные хозяйства, которые могут приспосабливаться к изменениям па рынке не сразу, а постепенно.

Продовольственный вопрос в нашей  стране остается одним из важнейших. Сегодня в питании населения  страны наблюдается снижение потребления мясных и молочных продуктов, у значительной части граждан 
скуден рацион. По уровню питания в мире Кыргызстан отстает от развитых стран.9

Рассматривая рынок кисломолочных  продуктов необходимо отметить, что  кисломолочная промышленность Кыргызстана по сравнению с другими отраслями пищевой промышленности в наименьшей мере зависит от импорта. Доля последнего в течение многих лет не превышает 15%. Отечественные производители с успехом освоили выпуск широкого ассортимента продукции, при этом потребители отдают предпочтение национальным продуктам. Так, кисломолочных продуктов отечественные предприятия всегда производили больше, чем ввозили из-за рубежа и по объему и по ассортименту. Исходя из этого, импорт не представляет угрозы для развития молочной промышленности.

Кыргызстан входит в десятку  потребителей молока и молочной продукции среди стран СНГ и представляет собой крупный молочный рынок.

Основным сырьевым рынком при производстве кисломолочных продуктов является коровье молоко. Поголовье коров сокращается уже на протяжении многих лет. В 2012 году поголовье коров в Кыргызстане составило 9,1 млн. голов, темпы роста составили -2,5%, сократившись по сравнению с 2011 годом на 1,9 процентных пункта. Несмотря на снижение поголовья коров в Кыргызстане, рост производства молока продолжается с 2008 года. 10

В 2012 году производство молока в хозяйствах всех категорий составило 32,5 млн. тонн, что на 354 тыс. тонн, или на 1,1% больше уровня 2011 года. Несмотря на то, что производство молока (надои) выросло, производство цельномолочной продукции в 2012 году, составившее 10 млн. тонн,  снизилось на 4,6% по сравнению с 2011 годом. ( диаграмма 1).11

 
 

                  2008                 2009               2010                2011               2012 



 
 
 
              


Диаграмма №1. Производство молока в Кыргызстане

          

В сельхозпредприятиях  прирост производства молока составил 0,6%. Прирост обеспечен за счет устойчивого  роста молочной продуктивности коров. Средний надой молока на одну корову в с/х организациях вырос на 7,1%, или на 266 кг, и составил 4024 кг. В 2012 году поголовье КРС в хозяйствах всех категорий к предыдущему году снизилось на 1,9% и составило 21,1 млн.голов, в том числе коров – на 1,3% (9,2 млн. голов). В крестьянских (фермерских) хозяйствах  возросло производство молока – на 5,7%. 12

 
                 Диаграмма № 2. Структура потребительского рынка.

 

По данным Министерства сельского хозяйства  и СтатКомитета  среди основных групп молочной продукции наиболее значительная доля рынка приходится на цельное молоко, кисломолочные продукты: (йогурты, сметану, творог и т.д. ) Доля цельного молока на рынке составляет около 84% в количественном выражении. Следующими по значимости для потребления видами молочной продукции являются сыр, занимаемая доля рынка около 8%, затем масло с долей рынка 5%. При этом важно отметить, что за последние пять лет потребление сыра в Кыргызстане возросло в три раза. На фоне роста всего объема молочного рынка и значительного прироста сырного сегмента, потребление масла и цельного молока растет намного медленнее, рост составляет примерно 6-8% в год.13

 
                Диаграмма № 3. Структура рынка в натуральном выражении.

 

В сегменте цельномолочной продукции, увеличение наблюдается в натуральном выражении  на 8% в год, наибольшую долю занимает стерилизованное и пастеризованное  молоко, оно занимает долю 60% от всего  рынка молочной продукции. Затем идут кисломолочные продукты, включая йогурты, этот сегмент рынка составляет более 25%, сметана 7%, творог 5%.14 
 

Информация о работе Построение оптимальной программы производства молочных продуктов для молочного завода ОАО «Ак Сут»