Предмет товароведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2012 в 13:57, реферат

Краткое описание

Товароведение - наука и учебная дисциплина об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительскую ценность, и факторах обеспечения этих характеристик или комплексная дисциплина, которая изучает потребительскую стоимость(способность товара удовлетворять реальные человеческие потребности). Термин товароведение состоит из слов: «товар» и «ведение», что означает «знание о товарах»

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 45.86 Кб (Скачать файл)

Товароведение - наука и учебная дисциплина об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительскую ценность, и факторах обеспечения этих характеристик или комплексная дисциплина, которая изучает потребительскую стоимость(способность товара удовлетворять реальные человеческие потребности). Термин товароведение состоит из слов: «товар» и «ведение», что означает «знание о товарах».Предметом товароведения является потребительские ценности товаров, а также методы их познания и обеспечения. Только потребительская ценность делает продукцию товаром. Если потребительская ценность товара не отвечает реальным запросам потребителей, он не будет востребован, не будет использован. Продукция - материальный и нематериальный результат деятельности, предназначенный для удовлетворения реальных и потенциальных потребностей. Товар - продукция, предназначенная для купли-продажи Товароведение - это 3 этапа развития: 1 -й, Возникновение товароведения как самостоятельной дисциплины в России относится к 16 в. В 1575 г. появилась первая книга по товароведению («торговая книга») с описанием товаров, в которой рассказывалось о привозных товарах из других стран. Первый период развития товароведения с нач.16 в. до 18 в. называют Товароведно-описательный. 2-й, С 18 по 19 в.в. товароведение развивается в тесной связи с химией, биологией и др. науками. Большое внимание в описании товаров уделялось технологии их производства, поэтому второй этап называют Товароведно-технологический. 3-й, Третий этап развития с сер. 20 в. по наст, время называется Товароведно-формирующий. Перед товароведением встают новые задачи: Управление ассортиментом, оценка качества современного и прогнозируемого ассортимента, разработка оптимальных условий эксплуатации и ухода за товарами. Цель товароведения - изучение потребительских свойств товаров, а так же всех тех изменений, которые происходят в товаре на всех этапах товародвижения. Товароведение как наука и учебная дисциплина должна решать следующие основные задачи: 1) изучение основополагающих характеристик товара; 2) изучение методов классификации и кодирование; 3) изучение показателей ассортимента, его свойств ,управление ассортиментом; 4) оценка качества товара (выявление дефектов, причины возникновения, характер дефектов, установление градации качества); 5) определение количественных и качественных характеристик единичных экземпляров и товарных партий; 6) установление товарных потерь, причины их возникновения, и меры по снижению; 7) знать товароведную характеристику конкретных товаров.

Предметом товароведения  является потребительские ценности товаров, а также методы их познания и обеспечения. Только потребительская  ценность делает продукцию товаром. Если потребительская ценность товара не отвечает реальным запросам потребителей, он не будет востребован, не будет  использован.

Товароведение - это 3 этапа развития:

1-й, Возникновение  товароведения как самостоятельной  дисциплины в России относится  к 16 в. В 1575 г. появилась первая  книга по товароведению («торговая  книга») с описанием товаров, в  которой рассказывалось о привозных  товарах из других стран. Первый  период развития товароведения  с нач. 16 в. до 18 в. называют Товароведно-описательный.

2-й, С 18 по 19 в.в.  товароведение развивается в  тесной связи с химией, биологией  и др. науками. Большое внимание  в описании товаров уделялось  технологии их производства, поэтому  второй этап называют Товароведно-технологический.

3-й, Третий этап  развития с сер. 20 в. по наст. время называется Товароведно-формирующий.

Перед товароведением встают новые задачи:

Управление ассортиментом, оценка качества современного и прогнозируемого  ассортимента, разработка оптимальных  условий эксплуатации и ухода  за товарами.

Цель  товароведения - изучение потребительских свойств товаров, а так же всех тех изменений, которые происходят в товаре на всех этапах товародвижения.

Товароведение как  наука и учебная дисциплина должна решать следующие основные задачи:

1) изучение основополагающих характеристик товара;

2) изучение методов классификации и кодирование;

3) изучение показателей ассортимента, его свойств , управление ассортиментом;

4)  оценка качества товара (выявление дефектов, причины возникновения, характер дефектов, установление градации качества);

5)  определение количественных и качественных характеристик единичных экземпляров и товарных партий;

6) установление товарных потерь, причины их возникновения, и меры по снижению;

7) знать товароведную характеристику конкретных товаров.

Название научной  и учебной дисциплины «товароведение»  является производным от слов «товар»  и «ведать» (знать) и дословно может  интерпретироваться на современном  языке как «знание о товаре».

Товароведение, как  одна из отраслей знаний, в первую очередь  связано с развитием товарного  производства и потребностями торговли.

Товар, как продукция, изготовленная для обмена или  продажи, благодаря двойственному  характеру труда, затраченного на его производство, по своей сути характеризуется двумя сторонами; меновой и потребительной стоимостью. Меновая стоимость характеризует товар с точки зрения его обмена как вещи на другие веши в соответствующих определенных пропорциях. Потребительную стоимость товара, несмотря на многогранность этого понятия, в первую очередь, следует рассматривать как полезность товара, его способность удовлетворять определенные человеческие потребности. Потребительная стоимость присуща всем продуктам труда, но проявляется она лишь при потреблении или использовании веши, так как лишь при использовании или потреблении вещи можно оценить ее полезность. Поскольку потребительную стоимость имеют все продукты труда -и средства производства, и предметы личного потребления, — то предметом товароведения, изучающим потребительные стоимости в широком понятии должны являться потребительные стоимости всех предметов труда.

Однако в современном  понимании этого термина товароведение  рассматривается как научная  и учебная дисциплина, предметом  изучения которой являются потребительные стоимости товаров народного  потребления.

Как известно, к  товарам народного потребления  относятся товары промышленных, сельскохозяйственных и кустарных предприятий, предназначенные  для реализации в сфере обращения  с целью удовлетворения материальных и культурных потребностей населения.

Именно изучением  потребительных стоимостей этой группы товаров и занимается современное  товароведение.

Потребительные  стоимости других продуктов труда, например, таких, как сырье, средства производства, является также предметом  изучения других смежных отраслей наук — материаловедения, машиноведения  и др.

Продукты труда  становятся товаром лишь при наличии  товарного производства и товарного  обращения.

В зависимости от типа потребления продуктов труда  их потребительную стоимость подразделяют на индивидуальную и общественную.

Индивидуальной  потребительной стоимостью обладают продукты труда, произведенные не для обмена и продажи, а для потребления. Например, индивидуальной потребительной стоимостью характеризуется продукция, выращенная для личного потребления  на приусадебном участке.

Продукт труда, произведенный  для обмена или торговли с целью  удовлетворения потребностей общества, характеризуется общественной потребительной стоимостью.

Общественная потребительная стоимость единицы товара определяется как единичная потребительная стоимость, а потребительная стоимость общественного  продукта, удовлетворяющего потребности  определенных групп потребителей или  всего общества, определяется как  совокупная потребительная стоимость.

Единичная потребительная стоимость связана с удовлетворением  личных потребностей отдельного человека или его семьи.

Совокупная общественная потребительная стоимость товаров  создается для удовлетворения потребностей общества или отдельных его групп.

Общественная потребительная стоимость товаров характеризуется  двумя неразрывно связанными сторонами: материально-вещественной и социально-экономической. Поэтому изучением потребительной стоимости занимаются многие научные  дисциплины. Предметом изучения товароведения  является материально-вещественная сторона  потребительной стоимости, а социально-экономическая  сторона потребительной стоимости  является объектом изучения ряда экономических  дисциплин.

Потребительная  стоимость товара обусловлена присущими  ему потребительскими свойствами, проявляющимися при использовании товара потребителем для удовлетворения материальных, культурных или биологических потребностей.

Следует, однако, отметить, что не все свойства товаров относятся  к категории потребительских.

Выбор номенклатуры потребительских свойств и показателей  качества зависит от назначения товара и является необходимым условием установления уровня качества товара.

В зависимости от той роли, которую играют потребительские  свойства в жизненном цикле товара, их можно подразделить на функциональные, эргономические, эстетические, а также свойства безопасности и надежности.

Функциональные  свойства - это потребительские свойства товара, определяющие его соответствие как предмета потребления или  эксплуатации целевому назначению. Функциональные свойства определяют как возможность  или целесообразность использования  материала или изделия (простые  функциональные свойства), так и  возможность выполнения основной и  вспомогательной функций изделия (сложные функциональные свойства).

Эргономические  свойства товара — это потребительские  свойства товара, обеспечивающие удобство и комфорт его потребления  или эксплуатации на различных этапах функционального процесса в системе  «человек — товар - среда». К эргономическим свойствам относится удобство пользования  товаром, определяющее его способность  функционировать с учетом особенностей строения и свойств организма  каждого потребителя. Важное значение, как составляющая часть эргономических свойств, имеют гигиенические свойства, характеризующие гигиенические  условия жизнедеятельности и  работоспособности человека при  его взаимодействии с товаром  и окружающей средой.

Важнейшей характеристикой  товара является его безопасность, относящаяся к потребительским  свойствам, обеспечивающим безвредность потребления и использования  товара человеком. При этом безопасность рассматривается в качестве потребительского свойства, обеспечивающего защиту, как человека, так и среды его  обитания от вредных и токсичных  воздействий товара при его потреблении, хранении, транспортировке и утилизации.

Оценивая безопасность товара в целом, следует учитывать  возможность причинения им травм (механических, тепловых, химических и др.), вероятность  выделения веществ, вредных для  человека и окружающей среды (канцерогенных, токсичных и др.), а также наличие  опасных физических воздействий (звуковых, световых, радиационных и др.).

Показатели надежности товара в потреблении представляют собой показатели качества товара, характеризующие сохранение основных параметров его функционирования во времени и в пределах, соответствующих  заданным условиям потребления или  эксплуатации.

Показатели надежности товара включают в себя его безотказность, долговечность, ремонтопригодность и  сохранность.

Безотказность —  это способность товара непрерывно сохранять работоспособность в  течение некоторого времени или  некоторых наработок.

Оценивают показатель безотказности средним временем работы на один отказ, длительностью  работы без отказа и т.д.

Долговечность товара - свойство, характеризующее его  способность сохранять работоспособность  до наступления предельного состояния  при установленной системе технического обслуживания и ремонта.

Под предельным состоянием товара в этом случае понимается его  разрушение или невозможность дальнейшего  использования вследствие физического  или морального износа.

Качество конкретных товаров составляют те свойства, которые связаны с удовлетворением определенных потребностей в соответствии с их назначением.

Товар может обладать полезными свойствами, но не отличаться высоким качеством, если он не соответствует  требованиям удовлетворения определенных потребностей.

Следует отметить, что часто используемое на практике определение качества товара, как соответствие его требованиям нормативной и технической документации не раскрывает полностью сущность этого понятия.

Свойства товаров  характеризуются показателями качества, которые в свою очередь классифицируют по ряду признаков.

Наиболее важной представляется классификация по количеству характеризуемых свойств: единичные  и комплексные показатели качества.

Единичный показатель качества характеризует одно простое  свойство товара, например, фактуру  ткани, стойкость запаха духов и  т.д.

Комплексный показатель качества товара является характеристикой  нескольких его свойств.

При этом следует  отметить, что если хотя бы один из единичных  показателей равен нулю, то нулевым  считается и комплексный показатель и товар, непригодный даже по одному показателю, не может считаться качественным.

В зависимости от совокупности свойств, характеризующих  качество товара, комплексные показатели подразделяют на групповые, интегральные и обобщенные.

Групповой комплексный  показатель характеризует группу простых  свойств или одно сложное свойство. Групповой комплексный показатель оценивается одной числовой величиной, например, определенным количеством  баллов.

Обобщенный комплексный  показатель качества характеризует  всю совокупность свойств, по которым  производится оценка качества (например, по всем потребительным свойствам).

Обычно проводят сравнительную оценку качества товара, сравнивая показатели его качества с базовыми показателями, т.е. с показателями, характеризующими качество продукции, принятой за эталон.

Информация о работе Предмет товароведения