Предмет товароведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2012 в 13:57, реферат

Краткое описание

Товароведение - наука и учебная дисциплина об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительскую ценность, и факторах обеспечения этих характеристик или комплексная дисциплина, которая изучает потребительскую стоимость(способность товара удовлетворять реальные человеческие потребности). Термин товароведение состоит из слов: «товар» и «ведение», что означает «знание о товарах»

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 45.86 Кб (Скачать файл)

Основные  принципы товароведения следующие:

безопасность —  отсутствие риска, связанного с возможностью нанесения товаром ущерба жизни, здоровью и имуществу граждан. Принцип  безопасности должен соблюдаться и  в отношении упаковки, транспортирования, хранения, предреализационной подготовки товара. Безопасность — одно из основных потребительских свойств; о эффективность  — достижение оптимального результата в процессе производства, упаковки, хранения и потребления товара при  типичных затратах. Этот принцип имеет  важное значение при формировании ассортимента товаров;

совместимость —  пригодность товаров, процессов  или услуг к совместному использованию, не вызывающему нежелательных последствий;

взаимозаменяемость  — пригодность одного товара для  использования вместо другого с  целью удовлетворения одних и  тех же потребностей. Взаимозаменяемость товаров обусловливает конкуренцию  между ними. Предпочтение отдается товару, имеющему наименьшее соотношение  цены и качества;

систематизация  — определенная последовательность однородных и взаимосвязанных товаров, процессов и услуг. На этом принципе базируется классификация, идентификация, кодирование и другие методы товароведения.

Товаровед — специалист в области товароведения, имеющий  высшее или среднее специальное  образование.

В соответствии с  ГОСТ Р 51305—99 «Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу», товаровед  выполняет следующие функции:

осуществляет контроль за соблюдением условий поставки, транспортирования, приемки, хранения товаров, а также за соблюдением  сроков годности, реализации и правил маркировкии упаковывания товаров;

оценивает потребительские  свойства и показатели качества товаров, определяет дефекты и причины  их возникновения, принимает меры по предупреждению попадания дефектной  продукции в реализацию;

при отпуске мерных товаров применяет средства измерений,

поверенные в  установленном порядке;

участвует в рассмотрении претензий покупателей при продаже  некачественного товара и принимает  меры в соответствии с действующим  законодательством;

обеспечивает контроль качества, а при необходимости  изымает из продажи товары ненадлежащего  качества, с истекшим сроком годности в соответствии со стандартами, техническими условиями, договорами и другими  нормативными документами.

Насыщение рынка  товарами, в том числе фармацевтическими, расширение и углубление ассортимента являются одним из достижений перехода к рыночным отношениям. Однако потребителю  зачастую трудно разобраться в этом товарном многообразии, сделать компетентный выбор. Таким образом, возникает  необходимость изучения основополагающих характеристик товаров, определяющих их потребительную стоимость, и факторы  обеспечения этих характеристик. Этим занимается наука товароведение.

Термин «товароведение»  состоит из двух слов: «товар» и  «ведение». Слово «ведение» произошло  от санскритского Veda («веды»), что означает «знание», следовательно, в этом смысле товароведение — знания о товарах. Эти знания необходимы как технологам предприятий-изготовителей, товароведам  промышленных, сельскохозяйственных и  торговых организаций, экспертам, коммерсантам, экономистам, бухгалтерам, менеджерам, так и покупателям. Покупатели получают знания о товаре с помощью средств  информации (маркировки, рекламы, статей, книг и т. п.).

Продукции присущи  две основные особенности: во-первых, она должна быть произведена, а во-вторых, должна удовлетворять чьи-то потребности (должна быть кому-то нужна). При этом деятельность по изготовлению продукции  следует понимать в широком смысле. Это не только человеческая деятельность, но и жизнедеятельность биологических  объектов. Продукция становится товаром  тогда, когда она является объектом купли-продажи (коммерческой деятельности).

Товар — материальная продукция, предназначенная для купли-продажи в целях удовлетворения какой-либо общественной потребности.

Таким образом, товар  выступает как один из основных объектов коммерческой деятельности. Товар —  сложное понятие и не менее  сложный материальный объект, обладающий определенными потребительскими свойствами. Поэтому он составляет объект особой науки — товароведения. Как следует  из определения, товар характеризуется  потребительскими свойствами, обусловливающими способность товара удовлетворять  конкретные потребности. Эти потребительские  свойства проявляются только в процессе потребления. Термин «потребление»  относится к товарам, которые  в процессе использования расходуются  сами (например, лекарственные средства, химические реактивы).

Каждый продукт  обладает множеством свойств. Однако его  потребительную стоимость формируют  только те из них, которые удовлетворяют  потребность потребителя.

Стоимость товара определяется общественно необходимым трудом, затраченным на его производство. Денежным выражением меновой стоимости  является цена.

Предметом товароведения  являются потребительные стоимости  товаров. Только потребительная стоимость  делает продукцию товаром, так как  обладает способностью удовлетворять  конкретные потребности человека. Если потребительная стоимость товаров  не отвечает реальным запросам потребителей, то он не будет востребован, а следовательно, не будет использован по назначению в обусловленной для него сфере  применения.

Потребительная  стоимость товара — экономическая  категория, проявляющаяся при использовании  блага. В денежном выражении потребительная стоимость может превышать цену товара. (Например, лекарственные средства для лечения животных возможно заказать и доставить по почте, тогда в  цену таких лекарств будет включена стоимость доставки, или самому отправиться  в населенный пункт, где имеется  аптека, и приобрести те же лекарства  по более низкой цене, но тогда стоимость  доставки покрывает сам потребитель.)

Качество  товара — совокупность потребительских свойств, обусловливающих способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением товара, т. е. это мера потребительной стоимости.

Количественная  характеристика относится к одной  из основополагающих. При ее определении  следует различать единичные  экземпляры товаров и их совокупность —товарные партии.

Единичные экземпляры — отдельные товары, которые обладают целостностью и присущими конкретному виду или наименованию потребительскими свойствами. К единичным экземплярам не относятся комплексные упаковочные единицы, состоящие из отдельных изделий.

Товарная  партия — совокупность единичных экземпляров товаров и/или комплексных упаковочных единиц (одного вида и наименования), объединенных по определенному признаку. В качестве таких признаков выбирают производственные: смену или день выработки, отправку одним или несколькими транспортными средствами, наличие одного товаросопроводительного документа.

Качество и количество товара формируются в процессе его  разработки и производства на разных стадиях технологического цикла.

I.    Предтоварная стадия: 1 — проектирование и/или разработка продукции, 2 — материально-техническое снабжение, 3 — приемочный контроль сырья, 4 — производство продукции, 5 — окончательный контроль готовой продукции.

II.    Товарная стадия: 6 — формирование товарных партий, 7 — хранение и транспортирование, 8 — предреализационная товарная обработка, 9 —реализация товаров, 10— потребление, 11—послепродажное консультирование.

III.    Стадия утилизации отходов товаров: 12 —повторное использование или уничтожение отходов.

Нормативной документацией  устанавливаются правила, общие  принципы и характеристики, касающиеся различных видов деятельности при  производстве товаров. Она включает стандарты (технические регламенты и стандарты качества) и другие нормативные документы — общероссийские классификаторы, правила, государственные  реестры, рекомендации, кодексы установившейся практики и т. п.

Номенклатура потребительских  свойств и показателей качества лекарственных препаратов — совокупность свойств и показателей, обусловливающих  удовлетворение реальных или предполагаемых потребностей. По сути, эта номенклатура и определяет объединенные в группы качественные характеристики потребительских  товаров — назначения, надежности, безопасности и др. Группы, в свою очередь, подразделяются на подгруппы  в зависимости от особенностей свойств  и удовлетворяемых потребностей.

Назначение — способность товара удовлетворять физиологические и социальные потребности, а также потребности в систематизации товаров.

Социальные свойства характеризуют соответствие данного  товара совокупным потребностям общества, что обусловливает экономическую  и социальную целесообразность его  производства. Другими словами, товар  должен обладать совокупной общественной потребительной стоимостью.

Это свойство особенно важно для товаров медицинского и ветеринарного назначения в  силу их особой важности для поддержания  здоровья населения и его экономического благополучия.

Функциональные  свойства характеризуют основное назначение товаров, способствуют успешному использованию  товаров в процессе потребления.

При группировке  функциональных свойств решающее значение имеет способность товара выполнять  основное назначение: для лекарственного средства — качество лечения определенного  заболевания.

Выполнение основной функции товара зависит от качества исходного сырья, технологии его  изготовления, методов контроля качества.

Надежность — способность товаров сохранять функциональное назначение в процессе хранения и/или потребления в течение заранее оговоренных сроков, т. е. способность товара противостоять действию внешней среды, оказывающей отрицательное влияние на качество товара в течение сроков годности. Это свойство характеризуется таким показателем, как сохраняемость.

Эргономичность — характеризует удобство и комфорт при использовании лекарственных средств. Эргономичности соответствуют психофизиологические показатели.

Психофизиологические  свойства характеризуют соответствие изделия зрительным, вкусовым, обонятельным возможностям человека и животных. Восприятие изделия организмом осуществляется через систему чувств (сенсорную  систему): зрительную, осязательную, слуховую, обонятельную, вкусовую.

Эффективность — достижение наиболее оптимального результата при производстве, упаковке, хранении, реализации и потреблении товаров, в данном случае — применении ветеринарных препаратов.

Этот принцип  имеет важное значение при формировании ассортимента, а также для обеспечения  качества товаров на разных этапах товародвижения. Все виды товароведной деятельности должны быть направлены на повышение эффективности. Это  достигается комплексным подходом, основанным на выборе таких методов  и средств, которые обеспечивают наилучшие конечные результаты при  минимальных затратах.

Эффективность лекарственных средств — характеристика степени положительного влияния лекарственных средств на течение болезни.

Федеральный закон  «О лекарственных средствах» определяет качество лекарственных средств  как соответствие их государственному стандарту. В медицине государственным  стандартом качества является фармакопейная  статья. В ветеринарии государственными стандартами качества являются ГОСТ, в которых отражены перечни и  уровни потребительских свойств  товара, а также методы контроля этих показателей.

Экологичность — способность товаров не оказывать вредного воздействия на окружающую среду при их потреблении.

Все большее загрязнение  окружающей среды ставит существование  человека на грань катастрофы. В  этих условиях резко возрастает степень  значимости экологических свойств. Несмотря на это, в действующих нормативных  документах редко устанавливаются  показатели экологических свойств  товаров, хотя многие потребительские  товары, в частности лекарственные  средства, обладают такими свойствами.

Безопасность — состояние, при котором риск вреда или ущерба ограничен допустимым уровнем. Применительно к качеству лекарственных средств безопасность может быть определена как отсутствие недопустимого риска для жизни, здоровья и имущества потребителей при применении лекарств.

Безопасность —  важнейшее свойство качества, которым  должны обладать все потребительские  товары. В отличие от других потребительских  свойств, ухудшение или утрата которых  приводят к потерям функционального  или социального значения, превышение допустимого уровня показателей  безопасности переводит продукцию  в категорию опасной. Опасная  продукция подлежит уничтожению, а  продукция, утратившая иные потребительские  свойства, или относится к условно  пригодной и может быть использована на промпереработку, или ее утраченные свойства могут быть восстановлены  после соответствующего устранения дефектов.

В зависимости от природы воздействий, влияющих на безопасность, различают следующие ее виды.

Химическая  безопасность — отсутствие недопустимого риска, который может быть нанесен токсичными веществами жизни, здоровью и имуществу потребителей.

Токсичные элементы оказывают существенное влияние  на безопасность товаров. По степени опасности в убывающем порядке их можно расположить следующим образом: мышьяк, ртуть, кадмий, свинец, медь, цинк, железо.

Санитарно-эпидемиологическая безопасность — отсутствие риска, который может возникнуть при различного рода биоповреждениях или нарушении стерильности производства лекарственных препаратов.

К биоповреждениям  относятся повреждения микробиологические и зоологические.

Цель товароведения  — изучение основополагающих характеристик  товара, составляющих его потребительную стоимость, а также их изменений  на всех этапах товародвижения.

Для достижения этой цели товароведение как наука  и учебная дисциплина должна решать следующие задачи:

четкое определение  основополагающих характеристик, составляющих потребительную стоимость;

установление принципов  и методов товароведения, обусловливающих  его научные основы;

систематизация  множества товаров путем рационального  применения методов классификации  и кодирования;

Информация о работе Предмет товароведения