Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 15:37, лекция
На сохраняемость пищевых продуктов влияют их химический состав и интенсивность протекающих в них процессов: физических, биохимических и микробиологических. В зависимости от этих факторов пищевые продукты можно разделить на три группы:
1. скоропортящиеся продукты, содержание большое количество воды: плоды, овощи, мясо, молоко и др. В них активно протекают биохимические и химические процессы.
2. продукты с низким содержанием воды: зерно, мука, крупы, сухари, сахар, растительное масло и др. Для этой группы типичны физические, физико-химические и химические процессы.
Товарная информация – сведения о товаре, предназначенные для пользователей – субъектов коммерческой деятельности. В зависимости от назначения товарную информацию подразделяют на три вида: основополагающую, коммерческую, потребительскую.
Основополагающая товарная информация – основные сведения о товаре, имеющие решающее значение для идентификации и предназначенные для всех субъектов рыночных отношений. К основополагающей информации относятся вид и наименование товара, его сорт, масса нетто, наименование предприятия-изготовителя, дата выпуска, срок хранения и годности.
Коммерческая товарная информация – сведения о товаре, дополняющие основную информацию и предназначенные для изготовителей, поставщиков и продавцов, но малодоступные потребителю. Например, данные о предприятиях-посредниках или штриховое кодирование.
Потребительская товарная информация – сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений. Эта информация содержит сведения о наиболее привлекательных потребительских свойствах товаров: пищевой ценности, составе, функциональном назначении, способах использовании, эксплуатации, безопасности, надёжности и т. д.
Требования к товарной информации определяют как «три Д»
1. Маркировка – текст, условные обозначения или рисунок, нанесённые на упаковку или товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях, количественных и качественных характеристиках товара.
Основные функции маркировки – информационная, идентифицирующая, мотивационная, эмоциональная. В зависимости от места нанесения различают маркировку производственную и торговую. К маркировке предъявляются общие для товарной информации требования и специфичные. Специфичные для маркировки требования: чёткость текста и иллюстраций; наглядность; однозначность текста; его соответствие потребительским свойствам товара; достоверность относительно количества, качества, изготовителя, страны происхождения; использование несмываемых красителей, разрешённых для применения органами Госкомсанэпиднадзора.
2. Технические документы, содержащие информацию о товарах, подразделяют на товарно-сопроводительные и эксплуатационные.
Товаро-сопроводительные документы – документы, содержащие необходимую и достаточную информацию для идентификации товарной партии на всём пути их товародвижения. ТСД подразделяются на виды: количественные, качественные, расчётные и комплексные.
Количественные ТСД – технические документы, предназначенные для передачи и хранения информации о количественных характеристиках товаров и товарных партий. Сюда относятся отвесы, заборные листы, упаковочные листы, спецификации, акты об установленном расхождении в количестве товаров, коммерческие акты, акты отбора образцов и другие.
Качественные ТСД – документы, предназначенные для передачи и хранения информации о качестве товара. Это сертификаты соответствия по показателям безопасности для товаров, подлежащих обязательной сертификации, и качественные удостоверения, если в стандартах предусмотрено их наличие. Другие виды сертификатов – гигиенический, ветеринарный, фитосанитарный, а также сертификат качества при добровольной сертификации не являются заменой сертификата соответствия и обязательными ТСД. Сюда относится и качественное удостоверение и заявление-декларация, акты списания.
Расчётные – документы, предназначенные, для документального оформления соглашения о ценах, оплате транспортных расходов, совместном покрытии расходов или других издержек: протокол согласования цен, счёт-фактура, счёт и другие документы о ценах.
Комплексные ТСД – это документы, предназначенные для передачи и хранения информации о количественных, качественных и стоимостных характеристиках товарных партий. К комплексным ТСД относятся накладные: приходно-расходные, товарно-транспортные, железнодорожные.
Эксплуатационные документы (ЭД) – документы, предназначенные для передачи и хранения информации о правилах эксплуатации сложно-технических товаров: Они рассчитаны на использование и обслуживание этих товаров лицами не прошедшими специальной подготовки. В ЭД могут содержаться сведения о размерных характеристиках (масса, габариты, напряжение или сила тока и т.п.), необходимых для эксплуатации бытовой техники. В отличие от ТСД, предназначенных в основном для продавцов, ЭД выступают как носители потребительской информации, хотя могут использовать её и продавцы для создания потребительских предпочтений при консультировании покупателей и разъяснении им преимуществ потребительских свойств конкретных товаров, особенностей их эксплуатации. ЭД могут быть в виде:
Руководство по эксплуатации – эксплуатационный документ, предназначенный для обеспечения потребителя всеми сведениями, необходимыми для правильного использования и обслуживания изделия.
Паспорт – ЭД, удостоверяющий гарантированные изготовителем основные параметры и характеристики изделия.
Этикетки – ЭД, предназначенные для изложения основных показателей и сведений, требующихся для эксплуатации изделия.
Информационные знаки (ИЗ) – условные обозначения, предназначенные для идентификации отдельных или совокупных характеристик товара. ИЗ свойственны краткость, выразительность, наглядность и быстрая узнаваемость.
Информационные знаки могут быть:
Товарные знаки – обозначения, способные отличить соответственно товары и услуги одних юридических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. ТЗ в зависимости от объекта, информацию о котором он содержит, подразделяются на подгруппы – фирменные и ассортиментные, а последние на типы – видовые и марочные. ТЗ могут быть словесные, буквенные, цифровые, объёмные, изобразительные, комбинированные. ТЗ могут быть коллективные и индивидуальные.
Знаки наименования мест происхождения товара – это наименование страны, населённого пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным определяются характерными для данного географического объединения природными условиями или людскими факторами. Например, «Русская водка», «Букет Молдавии». Наименование места происхождения товара осуществляется Роспатентом в Государственном реестре наименований мест происхождения товаров. Выдается свидетельство, которое действует в течение десяти лет.
Знаки соответствия или качества – знаки, защищённые в установленном порядке, выданные в соответствии с правилами системы сертификации, указывающие, что данная продукция соответствует конкретному стандарту. Знаки соответствия качества могут быть национальные и транснациональные. Примером транснациональных знаков соответствия может служить в странах ЕС знак «СЕ».
Штриховой код (ШК) – знак, предназначенный для автоматизированной идентификации и учёта информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов. Необходимость внедрения ШК возникло в связи с развитием информационной технологии, широким внедрением ЭВМ в сферу производства и торговли. В результате появилась возможность за счёт автоматизации учёта поступления, отгрузки и продажи товаров интенсифицировать товародвижение и упростить документальное оформление товаров на разных этапах его.
Компонентные знаки – знаки, предназначенные для информации о применяемых пищевых добавках или иных компонентах, свойственных товару. Все пищевые добавки разделены на функциональные классы в зависимости от технологических функций:
На территории России применение пищевых добавок контролируется органами Роспотребнадзора и нормативными актами – СанПиН 2.3.2.1293-03 «Гигиенические требования по применению пищевых добавок» (принят 12.06.2003).
Размерные знаки – знаки, предназначенные для обозначения конкретных физических величин, определяющих количественную характеристику товара. Это кг, г, л, мл и т.д. Размерные информационные знаки в виде номера или графического изображений, указывающих длину и объём бёдер для каждого номера, применяются для колготок.
Эксплуатационные знаки – это знаки, предназначенные для информации потребителя о правилах эксплуатации, способах ухода, монтажа и наладки потребительских товаров. Такие знаки наносятся на этикетки, ярлыки, бирки, упаковку, контрольные ленты и т.д. Например, знак \ 60 / означает стирку цветного белья при 60°.
Манипуляционные знаки – предназначенные для информации о способах обращения с товарами. Обычно наносятся на транспортную тару. Например: ↑↑ – правильное расположение груза.
Однако в последнее время отдельные манипуляционные знаки появились и на потребительской упаковке. Так, знак «открывать здесь» наносятся на коробки с молоком, стиральными порошками.
Предупредительные знаки – знаки, предназначенные для обеспечения безопасности потребителя и окружающей среды при эксплуатации потенциально опасных товаров путём предупреждения об опасности. К опасным товарам относятся взрывчатые, огнеопасные, ядовитые, едкие, инфекционные, радиоактивные вещества, окислители, а также вредные вещества, оказывающие канцерогенное, мутагенное, тератогенное, ингибизирующее воздействие., влияющие на репродуктивную функцию. Если говорить о потребительских товарах, то наибольшее количество опасных веществ содержат товары бытовой химии.
Должно быть сигнальное слово: |
«ОПАСНО»
|
Экологические знаки – предназначены для информации об экологической чистоте потребительских товаров или экологически безопасных способах их эксплуатации, использования или утилизации. Группу экологических знаков подразделяют на подгруппы:
1. Знаки, информирующие об экологической чистоте товара или безопасности для окружающей среды. К ним относятся «Белый лебедь», принятый в скандинавских странах; «Голубой ангел», принятый в Германии.
2. Знаки, информирующие об экологически чистых способах производства или утилизации товаров или упаковки. Это знак «ресайклинг», им обозначают товары или упаковку, изготовленную из вторичного сырья, а также поддающуюся повторному использованию. Одним из наиболее распространенных экознаков, приобретающих в последнее время характер транснациональных, является немецкий знак «Зелёная точка».
3. Знаки, информирующие об опасности продукции для окружающей среды. К ним относятся некоторые предупредительные символы. Например, в Финляндии в 1991 г. были приняты правила, согласно которым опасные для морской флоры и фауны вещества, перевозимые морским транспортом, должны быть помечены специальными знаками.
Товарные потери - это потери, вызванные частичной либо полной утратой количественных или качественных характеристик товара в натуральном выражении. Товарные потери подразделяются по виду утраченных характеристик на две подгруппы - количественные и качественные.
Количественные (нормируемые) - это уменьшение массы, длины, объема, и др. количественных характеристик товаров.
Потери этой подгруппы вызваны естественными, свойственными конкретному товару процессами (усушка, распыл, разлив, дыхание, бой), поэтому в ряде нормативных документов их называют нормируемыми. На эти количественные потери существуют нормы естественной убыли. Нормы разработаны Министерством торговли РФ, и доведены до всех торгующих организаций.
Информация о работе Процессы, происходящие в товарах при хранении, влияние на качество