Процессы, происходящие в товарах при хранении, влияние на качество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 15:37, лекция

Краткое описание

На сохраняемость пищевых продуктов влияют их химический состав и интенсивность протекающих в них процессов: физических, биохимических и микробиологических. В зависимости от этих факторов пищевые продукты можно разделить на три группы:
1. скоропортящиеся продукты, содержание большое количество воды: плоды, овощи, мясо, молоко и др. В них активно протекают биохимические и химические процессы.
2. продукты с низким содержанием воды: зерно, мука, крупы, сухари, сахар, растительное масло и др. Для этой группы типичны физические, физико-химические и химические процессы.

Вложенные файлы: 1 файл

ответы на вопросы к экзамену.docx

— 221.78 Кб (Скачать файл)

При транспортировании возникают статические и динамичные нагрузки, которые необходимо учитывать при размещении товаров в пути, выборе вида тары для перевозки, высоты укладки, плотности штабелей, установлении распорок, обеспечивающих защиту товаров от механических и атмосферных воздействий. Некоторые товары требуют специальных условий транспортирования (скоропортящиеся товары перевозят в изотермических транспортных средствах; замороженные товары – в рефрижераторах; хлеб – в специально оборудованных автомобилях, и т.д.). 

5) Товарная  обработка – этап, предназначенный для обеспечения однородности качества и количества, а также подготовки товара к продаже. Операции товарной обработки делятся на основные (сортировка, калибровка, упаковывание, фасовка, маркирование) и специфические (мойка, обработка поверхности и др.). Цель основных операций товарной обработки – придание привлекательного внешнего вида и удобных для потребителя количественных характеристик единичных экземпляров товаров.

Сортировка – одна из важнейших операций товарной обработки по разбраковке товарной партии на градации качества (товарные сорта) и удалению нестандартных товаров и отходов.

Разбраковка – сплошной контроль единиц продукции с исключением всех обнаруженных несоответствующих единиц или частей продукции (ГОСТ Р 50779.11-2000).

Калибровка – операция по разделению товаров по размерам. Для этого применяют простейшие приспособления: калибры или калибровочные машины. Наиболее часто калибруют товары, являющиеся природными объектами и имеющими неравномерные размеры (яблоки, апельсины и др.). Калиброванные товары одинакового размера, имеют привлекательный товарный вид, лучше размещаются в таре, характеризуются одинаковой сохраняемостью.

Мойка – операция, при которой с товаров (свежих плодов и овощей, яиц и др.) удаляется от 30 до 100% поверхностных загрязнителей для улучшения товарного вида и безопасности товаров. Для некоторых товаров мойку заменяют сухой чисткой, например, протирают обувь, кожаные изделия, бытовые приборы, бутылки с напитками для удаления пыли; сырокопченые колбасы и сыры – для удаления налета плесени; товары, покрытые смазкой – для ее удаления, и т.п.

6) Реализация – завершающий этап товарной стадии, предназначенный для отпуска товара потребителю в соответствии с его запросами к товароведным характеристикам. При этом происходит смена владельца товара, и он переходит в собственность покупателя.

В соответствии с ГОСТ Р 51304-99 «Услуги розничной торговли. Общие требования» процесс услуги реализации товаров состоит из следующих основных этапов: формирование ассортимента, приемка товаров, обеспечение хранения, предпродажная подготовка, выкладка товаров, предложение товаров покупателю, расчет с покупателем, отпуск товара. В магазинах процесс реализации нередко совмещают с такими операциями товарной обработки, как сортировка, фасовка, упаковывание, которые производит продавец. В этом случае повышается влияние реализации на сохраняемость товара.

7) Послепродажное  обслуживание – этап, предназначенный для оказания помощи покупателю в использовании товара. Этот этап включает следующие операции: доставку, монтаж (сборку), наладку и техническое обслуживание сложнотехнических товаров, раскрой тканей, подгонку и переделку готовой одежды, гарантийный ремонт и др. Эти операции оказывают различное влияние на обеспечение количества и качества товаров.

Отдельные услуги при послепродажном обслуживании оказываются покупателю бесплатно в соответствии с ФЗ «О защите прав потребителей». Это относится к требованиям потребителя замены товара, его ремонта при обнаружении недостатков в процессе эксплуатации; замены товара надлежащего качества, но не подошедшего потребителю по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру и др. 

8) Потребление (эксплуатация) – комплекс операций, обеспечивающих использование товаров по функциональному и/или социальному назначению. Различают два вида потребления товаров:

  • краткосрочное потребление с полной или частичной утратой товаров, которое характерно для пищевых продуктов, парфюмерно-косметических товаров, товаров бытовой химии, медикаментов и т.п.;

  • длительное и многократное потребление без видимых признаков утраты товара, называемое эксплуатацией, которая характерна для многих групп непродовольственных товаров длительного пользования. При эксплуатации различают две стадии: рабочая (носка одежды, работа бытовых приборов); нерабочая (отдых и хранение).

Для обеспечения количества и качества товаров на этапе потребления важное значение имеет соблюдение потребителем условий использования товаров по назначению, о которых он должен быть проинформирован.

 

 

Оценка качества товаров. Методы определения показателей качества

Оценка качества – совокупность операций по выбору номенклатуры показателей, определению их действительных значений и сопоставлению с базовыми показателями.

Деятельность при оценке качества товаров складывается из операций, каждой из которых свойственны специфические особенности.

  1. Выбор номенклатуры потребительских свойств и показателей, их определяющих. Основными критериями выбора являются: этап жизненного цикла продукции (приемка сырья, производство, хранение, реализация); потребности, которые должен удовлетворять товар; субъективные особенности оценщика.

  1. Определение действительных значений показателей качества проводится путем количественных и качественных измерений. Так, цвет пива можно определить в цветовых единицах (ц. ед.) и визуально – насыщенность цвета.

3) Сопоставление  действительных значений измеряемого  показателя с базовым.

Базовые показатели – показатели, принятые за основу при сравнительной характеристике показателей качества. Базовыми могут быть показатели, регламентированные нормативными документами, стандартные образцы, вещества, эталоны (цвет муки устанавливается по эталонам, соответствующим по цвету определенному сорту муки). При сравнении выявляется соответствие или несоответствие действительных значений показателей качества базовым.

Эта операция завершается определением градаций, классов, товарных сортов, марок продукции, после чего принимается решение о присвоении товару определенной градации качества.

Показатели качества в зависимости от количества характеризуемых свойств бывают единичными, комплексными и обобщенными.

Единичные показатели – показатели, предназначенные для выражения простых свойств товаров (стойкость запаха духов, цвет плодов, кислотность молока и др.).

Комплексные показатели – показатели, предназначенные для выражения сложных свойств товаров. Так, состояние мякиша хлеба – комплексный показатель, состоящий из нескольких единичных показателей: промес, пористость, эластичность и др.

Разновидностью комплексного показателя является обобщенный показатель – показатель качества, относящийся к такой совокупности свойств продукции, по которой принято оценивать ее качество. Этот показатель может быть выражен:

  • главным показателем, отражающим основное назначение товара;

  • интегральным показателем качества товара;

  • средним взвешенным показателем качества.

Для определения значений показателей качества товаров применяют различные методы. В зависимости от способов получения информации эти методы можно подразделить на три группы:

  1. методы с использованием объективных способов измерения – измерительный, расчетный, регистрационный;

  1. методы с использованием эвристических способов оценки – органолептический, экспертный, социологический;

  1. статистические методы оценки показателей качества.

Расчетный метод предполагает расчет показателей качества с помощью математических моделей (формул) по параметрам, найденным с помощью других методов (например, измерительным методом или из теоретических и эмпирических зависимостей параметров).

Регистрационный метод основывается на наблюдениях и подсчете числа определенных объектов (событий, товаров, процессов, услуг) и их характеристик.

Характеристика других методов приведена в параграфах 7 и 8 данного издания.

 

Классификация: общие принципы и правила классификации

Классификация играет важную роль в любой области человеческой деятельности как способ упорядочения исследуемых явлений, свойств, материалов.

Классификация товаров – разделение заданного множества объектов (товаров) по сходству или различию в соответствии с принятыми методами и соблюдением установленных правил.

Объект – элемент классифицируемого множества. В товароведении таким основным элементом выступает товар. Из множества всех товаров по признаку назначения для индивидуальных потребителей выделяются потребительские товары, а для производителей товаров и/или исполнителей услуг – товары промышленного назначения и товары для управленческой деятельности (оргтехника).

Целью классификации является систематизация ее объектов (товаров, их потребительских свойств, сырья и материалов, способов изготовления товаров, методов оценки и т.п.), а также идентификация и прогнозирование свойств товаров.

Признак классификации – свойство или характеристика объекта, по которому производится классификация. в товароведении такими признаками могут быть следующие:

  • назначение (применение), используемое в качестве одного из наиболее распространенных в товароведении признаков для укрупненных группировок, примером которых могут служить одежно-обувные, культурно-бытовые, хозяйственные товары; продукты детского питания;

  • сырье, исходные материалы, например, деление напитков из группы вкусовых товаров на алкогольные, слабоалкогольные  и безалкогольные; тканей – на льняные, хлопчатобумажные, шерстяные и др.;

  • технологический признак, который лежит, например, в основе деления чая на зеленый, желтый, красный и черный.

Признаки могут иметь качественное или количественное выражение, называемое значением признака классификации.

Классификация товаров предполагает использование определенных принципов и соблюдение правил классификации.

Принципы классификации:

1) установление цели классификации (одна цель позволяет построить системную и цельную классификацию, несколько целей – делает ее громоздкой и сложной);

2) выбор метода классификации;

3) выбор числа классификационных признаков и последовательности их использования.

Правила классификации:

1) деление множества следует  начинать с наиболее общих  признаков;

2) на каждой ступени  можно использовать только один  признак, имеющий принципиальное  значение для этого этапа (члены  деления должны исключать друг  друга). Например, деление тканей на хлопчатобумажные, льняные, шерстяные и отбеленные неверно, так как при этом используется два признака – волокнистый состав и вид отделки;

3) разделение объектов  должно осуществляться последовательно  – от большего к меньшему, от общего к частному;

4) деление должно быть  соразмерным – объем делимого  понятия должен быть равен  объединению объемов членов деления. Например, при делении деталей  сапога на союзку, рант, подошву  и голенище объем делимого  понятия шире, чем сумма понятий, полученных в результате деления. Во избежание этой ошибки следует добавить «прочее»;

5) необходимо установить  оптимальное число признаков, ступеней и глубины.

Существует три основных вида классификации товаров: общегосударственная, торговая и учебная.

Общегосударственная классификация представлена в Общероссийском классификаторе продукции (ОКП), принятом и введенном в действие 1 июля 1994 г.

Классификатор – нормативный документ, представляющий собой систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и/или объектов классификации.

ОКП предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и обработки информации в таких сферах деятельности, как стандартизация, экономика, статистика и др. ОКП используют при решении задач каталогизации продукции, сертификации, для анализа производства, реализации и использования продукции, осуществления снабженческо-сбытовых операций.

Торговая классификация используется для потребительских товаров. Она не является последовательной системой классификации и основывается на распределении товаров на группы по таким признакам, как происхождение (товары животного и растительного происхождения), сырье и исходный материал, способ производства, назначение и др.

Продовольственные товары по торговой классификации представлены хлебобулочными, мясными, рыбными, молочно-масля-ными, яичными, кондитерскими, плодоовощными, винно-водочными товарами, пищевыми жирами, табачными изделиями.

Непродовольственные товары в практике торговли подразделяют на следующие группы: изделия из пластмасс, товары бытовой химии, стеклянные и керамические товары, строительные, мебельные, металлохозяйственные, электротовары, бытовые электромашины и приборы, текстильные, швейные, трикотажные, обувные, пушно-меховые и овчинно-шубные, галантерейные, парфюмерно-космети-ческие, ювелирные товары и часы, товары культурно-бытового назначения.

Информация о работе Процессы, происходящие в товарах при хранении, влияние на качество