Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 23:24, курсовая работа
При составлении прогнозов развития украинского рынка маргарина мнения экспертов расходятся. Некоторые настаивают на том, что рынок маргарина будет сокращаться. В подтверждение своих слов они приводят тот факт, что у маргарина сформировался негативный образ, вызванный низким качеством этого продукта и дефицитом сливочного масла в советское время. Поэтому количество потребителей сливочного масла, то есть натурального продукта, значительно больше, чем потребителей маргарина.
Импорт маргарина на территорию Украины осуществляется из более чем 15 стран. Наиболее крупными импортерами являются Швеция и Российская Федерация, доля которых в общем объеме импорта маргарина в 2009 году составила 43% и 33% соответственно. Менее значительными странами-импортерами, удельный вес которых в импорте маргарина на территорию Украины не превышает 10%, являются Дания, Нидерланды, Малайзия, Италия и Бельгия.
В 2005 году Украина экспортировала 15,5 тыс. тонн маргарина. Начиная с этого года в течение четырех лет, экспорт маргарина увеличился практически в три раза. Единственным исключением в положительной динамике данного показателя стал 2007 год, в котором экспорт маргарина по отношению к предыдущему году сократился практически на 10%. Максимальный же темп прироста наблюдался в 2007 году по отношению к 2006-му. За этот период анализируемый показатель возрос на 82%. Темп прироста экспорта маргарина в 2008 и 2009 годах составил 27% и 39% соответственно.
Украина экспортирует маргарин в более чем 30 стран мира. Из всего перечня стран основное место в структуре экспорта принадлежит Российской Федерации (70%). Незначительный удельный вес в общем объеме экспорта (менее 10%) принадлежит таким странам, как Армения, Молдова, Грузия, Азербайджан, Узбекистан и Беларусь.
За первое полугодие 2010 года объем производства маргарина на территории Украины составил практически 299 тыс. тонн. Такой же результат (300 тыс. тонн) зафиксирован и в первом полугодии 2009 года. Разница составляет лишь 0,5%. Что же касается объемов импорта и экспорта данного вида продукции, эти показатели превысили значения аналогичного периода 2009 года.
Так, если импорт маргарина по отношению к первому полугодию 2009 года возрос всего на 6%, то темп прироста экспорта достиг 82%. Таким образом, отмечается практически двукратное увеличение экспорта маргарина в первом полугодии 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009-го.
2.4 ПОТРЕБЛЕНИЕ В УРАИНЕ
Для начала проанализируем динамику потребления маргарина, которая сложилась на протяжении 2005–2009 годов на территории Украины, а также посмотрим, насколько изменилось потребление маргарина в первом полугодии 2010 года по отношению к первому полугодию 2009-го.
Каких-либо
значительных, заслуживающих внимания
изменений в объемах
Экономический кризис и, как следствие, падение доходов населения повлияли на сокращение расходов на питание вне дома. В результате домашнее потребление маргарина растет. В целом за исследуемый период данный показатель возрос на 7,5%. Сокращение потребления данного вида продукции наблюдалось лишь в 2007 году по отношению к 2006-му и составило почти 4%.
В Украине самое низкое потребление маргарина по сравнению с другими странами Восточной Европы. За год на одного украинца приходится всего 0,7 кг маргарина, тогда как в Польше, Венгрии, Словакии и Чехии на одного жителя приходится 3–4 кг. При этом сливочного масла украинцы потребляют втрое больше, чем маргарина. Это также отличает нас от других стран Европы, где выше потребление маргарина.
Несмотря на усилия производителей, рекламирующих маргарин как легкий и полезный продукт, в Украине он традиционно воспринимается как продукт для выпечки или «продукт для бедных».
Чаще всего маргарин потребляют семьи с низким доходом – 44% всего объема. Для сравнения: сливочного масла они потребляют 38% всего объема. То же самое можно сказать про семьи из сельской местности и городов с населением до 500 тыс. человек. Это также объясняется разницей в доходах населения крупных и небольших городов.
Одной
из особенностей данного рынка является
то, что спрос на масложировую продукцию
имеет ярко выраженный сезонный характер
– всплеск осенью и зимой и
обвал летом. Маргарин – скоропортящийся
продукт, требующий особых условий
транспортировки и хранения, поэтому
лето для производителей – тяжелая пора.
Однако развитие цивилизованных форм
торговли – супер- и гипермаркетов – позволяет
обеспечить должные условия хранения
в местах продаж.
2.5 ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ
В Украине насчитывается порядка 30 производителей маргарина. Только двух из них можно отнести к наиболее крупным производителям, удельный вес которых в общем объеме производства маргарина составляет более 10%. По итогам 2009 года это ОАО «Креатив» (27%) и ЗАО «Запорожский масложиркомбинат» (24%). До 10% удельного веса общего объема производства маргарина в 2009 году произвели: ЗАО «Львовский жиркомбинат» (10%), ЗАО «Харьковский жировой комбинат» (10%), ОАО «Киевский маргариновый завод» (7%), ОАО «Винницкий масложировой комбинат» (6%), ООО «Тульчинский маслосырзавод» (5%), ОАО «Одесский масложировой комбинат» (3%), ООО «Авис» (3%), ОАО «Решетиловский маслозавод» (1%), ЗАО «Ильичевский масложировой комбинат» (1%), ООО «Империя жиров» (1%), ООО «БМБ Маргарин» (1%), ООО «Завод современных пищевых технологий» (1%).
Запорожский
масложиркомбинат ежегодно выпускает
около 80 тыс. тонн маргариновой продукции.
При этом руководство компании заявляет,
что в ближайшей перспективе
планируется увеличить
Другим лидирующим предприятием в масложировой отрасли является Львовский жиркомбинат (ТМ «Щедро»). Уже более 50 лет данное предприятие специализируется на выпуске высококачественных маргаринов, майонезов и жиров. Производственные мощности комбината по выпуску маргариновой продукции составляют более 200 тонн в сутки, из них 115 тонн фасованной продукции.
Деятельность
трех лидеров масложировой отрасли
– Запорожского масложиркомбината, Львовского
жиркомбината и Харьковского жирового
комбината – объединила компания «Агрокосм».
Данная компания и ее партнеры имеют представительства
во всех регионах Украины, а также в России.
Благодаря эффективной логистике, широкому
и взаимодополняющему ассортименту продукции
розничная реализация майонезов и маргаринов
под торговыми марками «Щедро», «Оллі»,
«Запорізький», «ХЖК» экономически выгодна
даже для небольших торговых точек.
ВЫВОДЫ
При составлении прогнозов развития украинского рынка маргарина мнения экспертов расходятся. Некоторые настаивают на том, что рынок маргарина будет сокращаться. В подтверждение своих слов они приводят тот факт, что у маргарина сформировался негативный образ, вызванный низким качеством этого продукта и дефицитом сливочного масла в советское время. Поэтому количество потребителей сливочного масла, то есть натурального продукта, значительно больше, чем потребителей маргарина.
Но, с другой стороны, благодаря активной популяризации здорового питания и таким преимуществам маргаринов, как низкое содержание холестерина, пониженная жирность (в продаже встречаются даже хальварины – это маргарин жирностью 35% и менее) и относительная дешевизна, этот продукт будет пользоваться не менее активным спросом у потребителей и завтра. Необходимо учитывать тот факт, например, что население Европы отдает предпочтение маргаринам, а не маслу.
Материал подготовлен с использованием данных госкомстата, ИАА «Союз-Информ», деловой прессы Украины
Маргарин -- это высококачественный жир на основе растительных масел и животных жиров в натуральном и переработанном виде с добавлением различных компонентов.
Маргарин представляет собой высокодисперсную эмульсию жира и воды, что наряду с высокой температурой плавления определяет его высокую усвояемость -- 94%. Биологическая ценность обусловливается содержанием полиненасыщенных жирных кислот, фосфатидов, витаминов.
В соответствии с требованиями физиологов суточное потребление жиров должно составлять 95--100 г. При этом должно быть следующее соотношение жирных кислот: полиненасыщенные -- 20--30%, мононенасыщенные - 40-50%, насыщенные - 20-30%. Следует отметить, что ни один из природных жиров не соответствует указанным нормам. Так, это соотношение следующее (в %): в подсолнечном масле - 65 : 25 : 10; в сливочном масле - 5 : 40 : 55;. в свином жире - 10 : 50 : 40; в рыбьем жире - 30 : 50 : 20. Кроме того, в сливочном масле и животных жирах содержится холестерин, в растительных маслах отсутствуют витамины А и D, жиры рыб легко окисляются и нестойки при хранении.
Маргарин
является продуктом с заданными
свойствами. Технология производства
маргарина позволяет изменить рецептуру
в соответствии с требованиями физиологов.
Для разных возрастных групп, профилактического
и диетического питания могут быть
подобраны различные составы маргарина
с содержанием 40--60% линолевой кислоты,
с введением биологически активных веществ
и др.
Список литературы
1.
А.И. Григорьева, С.Г. Убеева. Идентификация
и фальсификация
2. Г.Г. Дубцов. Товароведение пищевых продуктов. Учебник, "Мастерство",М.,2001.
3. З.П.Матюхина, Э.П. Королькова Товароведение пищевых продуктов. Учебник, "Москва", 2000.
4. Н.А.Смирнова, Л.А. Надежнова. Товароведение зерномучных и кондитерских товаров. М., Экономика, 1989.
5. Н.М.Чечеткина, Т.И.Путилина, Экспертиза товаров. - М., Издательство "Приор"; 2000.
6.
В.В.Шевченко. Товароведение и экспертиза
потребительских товаров.
7.
Товароведение
8.
Товароведение
9. http://www.comodity.ru/
10. http://goodinfood.ru/
11. Тимофеева В.А. Товароведение продовольственных товаров, Учебник, Феникс, 2005
12.
Чепурной И.П. Идентификация и
фальсификация
13.
Чепурной И.П. Товароведение и
экспертиза вкусовых товаров.
Учебник, Москва, 2005.
Приложение 1 Стандарт Гост 52178-2003 Маргарины
Приложение 2
Динамика экспорта и
импорта
Таблица 1 - Состав маргариновой продукции.
Название жирных кислот и сопутствующих веществ | Массовая доля жирных кислот (г) и витаминов (мг) в 100г. | |||
Маргарин молочный | Маргарин сливочный | Маргарин бутербродный Экстра | ||
Жирные кислоты | 77,90 | 77,90 | 77,90 | |
Насыщенные | 17,40 | 21,00 | 22,60 | |
В том числе: | ||||
Масляная (С4:0) | - | 0,30 | - | |
Капроновая (С6:0) | - | 0,20 | - | |
Каприловая (С8:0) | следы | следы | 1,00 | |
Каприновая (С10:0) | следы | 0,30 | 0,80 | |
Лауриновая (С12:0) | - | 0,70 | 7,20 | |
Мистириновая (С14:0) | 0,30 | 1,30 | 2,60 | |
Пальмитиновая (С16:0) | 9,90 | 12,40 | 5,50 | |
Стеариновая (С18:0) | 7,20 | 5,80 | 5,50 | |
Мононенасыщенные | 42,90 | 49,90 | 47,10 | |
В том числе: | ||||
Пальмитолеиновая | - | следы | - | |
Олеиновая (С18:1) | 42,90 | 45,90 | 47,10 | |
В том числе трансизомеры | 30,40 | 26,00 | 22,00 | |
Полиненасыщенные | 17,60 | 11,00 | 8,20 | |
В том числе: | ||||
Линолевая (С18:2) | 17,60 | 10,90 | 8,20 | |
Линоленовая (С18:3) | - | - | - | |
Витамины: | ||||
В-каротин | 0,400 | 0,400 | 0,400 | |
Е | 25,00 | 20,00 | 15,00 | |
А | следы | 0,02 | 1,480 | |
С | 0,10 | 0,14 | 0,20 | |
В6 | 0,03 | 0,03 | - | |
ниацин | 0,02 | 0,02 | 0,02 | |
рибофлавин | 0,01 | 0,01 | 0,02 | |
Фосфолипиды: |
Информация о работе Развитие ассортимента и потребительские свойства маргарина в Украине