Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 21:21, курсовая работа
Объектом исследования данной курсовой работы является управление товарными запасами.
Для раскрытия темы работы была поставлена цель – проанализировать управление товарными запасами в розничной торговой сети и определить роль товарных запасов в обеспечении устойчивости товарного ассортимента.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- выявить сущность и назначение товарных запасов;
- определить факторы, влияющие на состояние товарных запасов;
- определить направления совершенствования управления запасами.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 ТОВАРНЫЕ ЗАПАСЫ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ……………………5
1.1 Понятие и виды товарных запасов…………………………………….. 5
1.2 Показатели, используемые при анализе, учёте и планировании товарных запасов……………………………………………………………………………11
1.3 Показатели товарного ассортимента…………………………………...14
2 НОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ……..19
2.1 Нормирование товарных запасов………………………………………19
2.2 Управление товарными запасами……………………………………....23
3 РОЛЬ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОСТИ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА И БЕСПЕРЕБОЙНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ………………………………………………………………...31
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………………………………....36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ……….38
МИНИСТЕРство сельскоГО хозяйствА рф
ФГБОУ ВПО Самарская гсха
Технологический факультет
КАФЕДРА ТОВАРОВЕДЕНИЯ И ТОРГОВОГО ДЕЛА
Курсовая работа
по дисциплине
«ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ
ТОРГОВЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ»
студента 3 курса, 2 группы Крестовниковой И.И.
на тему «Роль товарных запасов
в обеспечении устойчивости товарного ассортимента»
Дата сдачи курсовой работы________________________
Дата защиты ______________________________
Оценка________________________
Кинель 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 ТОВАРНЫЕ ЗАПАСЫ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ……………………5
1.1 Понятие и виды товарных запасов…………………………………….. 5
1.2 Показатели, используемые
при анализе, учёте и планировании товарных
запасов……………………………………………………………
1.3 Показатели
товарного ассортимента……………………
2 НОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ……..19
2.1 Нормирование товарных запасов………………………………………19
2.2 Управление товарными запасами……………………………………....23
3 РОЛЬ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ
УСТОЙЧИВОСТИ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА
И БЕСПЕРЕБОЙНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ…………………………………………………
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ……….38
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в экономике происходят постоянные изменения, которые ставят предприятия перед необходимостью адаптации к современным экономическим условиям. Успех фирмы на рынке зависит от степени ориентации на потребителя, то есть от того, насколько грамотно и точно фирма удовлетворяет платёжеспособный спрос.
Процесс
реализации товаров требует постоянного
наличия на предприятиях торговли товарных
запасов. Формирование необходимых
размеров товарных запасов позволяет
торговому предприятию
Запасы в торговле образуются на всех стадиях движения товаров от производства к потребителю.
До момента продажи любой товар относится к категории товарного запаса. Существование товарных запасов как категории обусловлено необходимостью обеспечения нормального процесса обращения товаров. Товарные запасы меняют свой размер, постепенно вовлекаются в товарооборот, продаются, перестают быть запасами.
С ростом объёма реализации, как правило, увеличивается абсолютная сумма товарных запасов. Недостаточный размер товарных запасов ведёт к перебоям в торговле, возникают негативные последствия: экономические – в виде потери товарооборота и социальные – в форме неудовлетворённого спроса на товары. Излишние запасы приводят к замедлению товарооборачиваемости, росту товарных потерь, к перегрузу складских помещений, ухудшению финансовых показателей.
Актуальность данной темы заключается в том, что эффективное управление в современных условиях рынка – необходимое условие повышения эффективности работы торгового предприятия за счёт удовлетворения покупательского спроса.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- выявить сущность и назначение товарных запасов;
- определить факторы,
влияющие на состояние
- определить направления совершенствования управления запасами.
Структура работы построена соответственно очерёдности поставленных задач. Она состоит из введения, трёх глав, выводов и предложений и библиографического списка литературы.
В первой главе «Товарные запасы торгового предприятия» рассмотрены общая характеристика товарных запасов, их виды и показатели, используемые при анализе учёте и планировании товарных запасов.
Вторая глава «Нормирование товарных запасов и управление ими» посвящена нормированию и планированию товарных запасов, а также управлению товарными запасами.
В третьей главе описывается роль товарных запасов в обеспечении устойчивости товарного ассортимента и бесперебойного обслуживания покупателей.
В заключении подведены общие результаты и сделаны основные выводы по проделанной работе.
1 ТОВАРНЫЕ ЗАПАСЫ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие и виды товарных запасов
Товарные запасы представляют собой совокупность товарной массы, находящейся в сфере обращения и предназначенной для продажи. Современный экономический словарь даёт следующее определение понятию товарных запасов. Товарные запасы – это количество товаров определённого вида, находящихся в данный момент в сфере товарного обращения, в перевозке и на складах, в хранилищах.
Цель создания товарного запаса – обеспечение бесперебойной торговли всем ассортиментом товаров, что является условием удовлетворения спроса населения, повышения качества обслуживания, развития розничного товарооборота и, в конечном итоге, повышения конкурентоспособности торговой организации.
Товарные запасы как категория товарного обращения обеспечивают стабильный процесс обращения товаров и выполняют определённые функции:
- обеспечивают непрерывность расширенного производства и обращения, в процессе которых происходят их систематическое образование и расходование;
- удовлетворяют платёжеспособный спрос населения, поскольку являются формой товарного предложения;
- характеризуют
соотношение между объёмом и
структурой спроса и
Обеспечение непрерывности обращения товаров показывает, как и с какой цикличностью будет поступать товар на торговое предприятие, не будет ли предприятие испытывать недостаток в товарных запасах, чтобы обеспечить бесперебойность продажи пользующихся спросом товаров.
Удовлетворение
Функция показателя соотношения между объемом и структурой спроса и товарным предложением. Здесь очень важно найти ту грань между объёмом и структурой спроса и товарным предложением, то есть, будет ли в полной мере товарное предложение соответствовать структуре, которая необходима в данное время и в том объёме, который будет востребован. [2]
Величина товарных запасов и оборачиваемость зависят от многих факторов. Одни из этих факторов ускоряют товарооборачиваемость и тем самым объективно уменьшают необходимую величину запасов, другие, наоборот, замедляют скорость товарного обращения и тем самым увеличивают размер запасов. Зная это, можно выявить резервы ускорения оборачиваемости запасов предприятия, улучшить снабжение населения товарами потребления, снизить затраты на образование и содержание товарных запасов.
Условно все факторы можно разделить на внешние, которые не зависят от деятельности работы предприятия, и внутренние, которые оказывают существенное влияние на товарные запасы в зависимости от работы предприятия.
К основным факторам, влияющим на оборачиваемость и величину товарных запасов, относятся следующие:
1) соотношение между спросом и предложением товаров. В условиях, когда спрос населения превышает предложение товаров, резко ускоряется их оборачиваемость. А по мере насыщения рынка и увеличения предложения товаров наблюдается некоторое замедление скорости обращения товаров. Одно из условий, способствующих нормализации товарных запасов, – изучение покупательского спроса, воздействие на поставщиков с целью расширения ассортимента и улучшение качества товаров;
2) объём розничного товарооборота. Для торговых предприятий с большим объёмом товарооборота характерны, при прочих равных условиях, наличие большого размера товарных запасов и ускоренная товарооборачиваемость. Чем больше объём товарооборота, тем больше и однодневный товарооборот, а, следовательно, и размер товарных запасов. Ускоренная оборачиваемость объясняется тем, что в таких магазинах товар завозят чаще, причём нередко минуя посредников;
3) сложность ассортимента товаров. Величину товарных запасов определяют также широта и обновляемость ассортимента товаров. Чем больше ассортимент, тем больше товарных запасов. Время обращения товаров сложного ассортимента, как правило, превышает время обращения товаров простого ассортимента. По товарам сложного ассортимента создаются товарные запасы по различным признакам. Так, в магазине, реализующем товары сложного ассортимента, например, швейные изделия, постоянно должен быть широкий выбор одежды по размерам, ростам, фасонам, расцветкам ткани и т.д., их необходимо подсортировывать и готовить к продаже. А эти операции требуют определённого времени и создания дополнительных запасов;
4) потребительские и физико-химические свойства товаров. Они ограничивают или удлиняют время оборота. По товарам, стойким в хранении, создают большие товарные запасы сложного ассортимента, длительного пользования. На отдельные товары в силу их физико-химических свойств устанавливают не сроки хранения, а сроки реализации, ограниченные несколькими часами. По таким товарам большие товарные запасы создавать нельзя;
5) организация и частота завоза товаров. Чем чаще завозятся товары в магазины, тем с меньшими товарными запасами можно выполнить план товарооборота. В свою очередь частота завоза зависит от местонахождения торговых предприятий, условий транспортировки, размещения производственных предприятий. Например, время завоза товаров на Крайний Север, в высокогорные и отдалённые районы может быть ограничено из-за природных условий и трудностей транспортировки. Естественно, в этих районах время обращения товаров намного продолжительнее, чем в других. Чем ближе расположены промышленные предприятия или оптовые базы к районам потребления, тем меньше времени затрачивается на их доставку. Высокая частота завоза характерна для скоропортящихся товаров;
6) состояние материально-технической базы и основных фондов торгового предприятия. Наличие развитой сети, оснащённой современным оборудованием для хранения товаров, в торговом предприятии позволяет создавать их широкий ассортимент, обеспечивая сохранность и качество.
На оборачиваемость товаров оказывает влияние и ряд других факторов: насыщенность товарных рынков, звенность товародвижения, объёмы импорта, распределение запасов товаров между оптовыми и розничными звеньями торговли, уровень цен на конкретные товары и товарные группы, организация рекламы и продажи товаров, организация труда, квалификация кадров и уровень руководства торгово-технологическим процессом и т.д.
Изменения
перечисленных факторов могут влиять
на величину товарных запасов и
Товарные запасы торговых предприятий классифицируют по следующим признакам:
- по месту нахождения различают товарные запасы на предприятиях торговли, в промышленности, в пути. Товарные запасы на предприятиях торговли включают в себя товарные запасы, находящиеся в розничной торговой сети и на складах оптовых баз. Они необходимы для обеспечения ритмичной работы торговых предприятий, широкого ассортимента товаров и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей;
- по назначению товарные запасы делят на запасы текущего хранения, сезонного накопления, досрочного завоза. Товарные запасы текущего хранения составляют основную массу всех запасов торгового предприятия. Они предназначены для удовлетворения повседневной потребности торговли в товарах и должны постоянно пополняться. Для товарных запасов сезонного накопления характерна сезонность производства и потребления отдельных видов товаров. К товарам сезонного накопления относят меховые товары, картофель, фрукты, овощи, ёлочные украшения и т.д. Товарные запасы досрочного завоза предназначены для обеспечения бесперебойной торговли в отдалённых районах в период между сроками завоза товаров, в силу климатических условий. Кроме этих видов товарных запасов в эту группу относят некоторые товарные запасы целевого назначения. Они создаются на предприятиях торговли для обеспечения определённых целей, не связанных с текущей реализацией товаров. Например, для стимулирования сдачи населением вторсырья, для выдачи товарных выигрышей по лотереям, для стимулирования закупки у населения отдельных видов сельскохозяйственного сырья или продуктов и т.д.;
- по срокам различают товарные запасы на отчётную дату, входные или начальные, то есть на начало периода, выходные или конечные, то есть на конец периода;
Информация о работе Роль товарных запасов в обеспечении устойчивости товарного ассортимента