Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 21:21, курсовая работа
Объектом исследования данной курсовой работы является управление товарными запасами.
Для раскрытия темы работы была поставлена цель – проанализировать управление товарными запасами в розничной торговой сети и определить роль товарных запасов в обеспечении устойчивости товарного ассортимента.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- выявить сущность и назначение товарных запасов;
- определить факторы, влияющие на состояние товарных запасов;
- определить направления совершенствования управления запасами.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 ТОВАРНЫЕ ЗАПАСЫ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ……………………5
1.1 Понятие и виды товарных запасов…………………………………….. 5
1.2 Показатели, используемые при анализе, учёте и планировании товарных запасов……………………………………………………………………………11
1.3 Показатели товарного ассортимента…………………………………...14
2 НОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ……..19
2.1 Нормирование товарных запасов………………………………………19
2.2 Управление товарными запасами……………………………………....23
3 РОЛЬ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОСТИ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА И БЕСПЕРЕБОЙНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ………………………………………………………………...31
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………………………………....36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ……….38
Детализированный учёт продажи товаров остального ассортимента осуществляется с помощью отрывных, перфорированных и других специализированных товарных ярлыков. Аналогичные системы управления предполагаются и для оптовых баз. Чтобы управлять товарными запасами, необходимо в любой момент времени точно знать величину текущих товарных запасов в стоимостном выражении. На предприятиях, торгующих легковыми автомобилями, мебелью, бытовыми электроприборами длительного пользования и другими дорогими товарами, достаточно точные данные о текущих товарных запасах руководители могут получить из книг и документов бухгалтерского учёта. Но универсальные магазины, розничные и оптовые предприятия с преимущественно продовольственным ассортиментом и галантерейные магазины не в состоянии вести столь оперативный и подробный учёт — их чрезвычайно широкий и разнообразный ассортимент сделал бы обширные бухгалтерские операции неоправданно трудоёмкими и дорогостоящими. Поэтому они вынуждены время от времени производить инвентаризацию товарных запасов, то есть фактически пересчитывать, перевешивать, перемерять все имеющиеся запасы товаров. Эта процедура очень дорогая и требует много времени; в результате инвентаризацию проводят сравнительно редко, а текущие товарные запасы определяют исходя из данных последней инвентаризации и данных бухгалтерского учёта за последующий период.
По результатам инвентаризации нетрудно определить ориентировочный объем реализации за период между двумя инвентаризациями:
Товарные запасы по данным предыдущей инвентаризации + товары, закупленные в период между инвентаризациями - товарные запасы по данным последней инвентаризации = объём реализации + поправки (уценка товаров, потери и хищения)
Исходя из наличия этих "поправок", результаты таких расчётов будут только ориентировочными.
Здесь следует подчеркнуть, что стоимостной учёт чрезвычайно важен, и он ни в коей мере не может быть заменен учётом в физическом выражении — чрезвычайно эффективным инструментом. Оба вида учета дают возможность:
- выявить, какие именно наименования товара, товарные группы и целые категории товара пользуются наибольшим спросом. Это позволяет принимать обоснованные решения о заказе дополнительных партий товара или, напротив, об исключении товара из ассортимента;
- оптимизировать вложения капитала в товарные запасы. Следствием слишком больших запасов является уменьшение товарооборачиваемости, оборачиваемости капитала и уменьшение прибыли. Кроме того, это повышает и издержки обращения, так как хранение товаров требует определённых затрат;
- повысить обоснованность решений, принимаемых относительно закупки товаров. Зная, какими товарами предприятие располагает в данное время, и обладая информацией о темпах реализации различных наименований и разновидностей товаров, о спросе на них, коммерсанты имеют базу, на которой могут основывать свои решения относительно оптимизации ассортимента. [9]
В принципе, контроль за физическим товародвижением построен на тех же основах, что и за товародвижением в стоимостном выражении. Он предусматривает наличие списка или перечня всех товаров, входящих в ассортимент. С позициями этого списка и сопоставляются данные о реализации тех или иных товаров. В списке (а это, в сущности, не что иное, как документационная модель ассортимента) приводятся необходимые объёмы запасов по каждой позиции и товарной группе, пороговый уровень (при уменьшении запаса до этого уровня необходимо заказывать товар для пополнения запаса), сроки поставки, темпы реализации и другие сведения.
ЭВМ оказывают неоценимую помощь в управлении товарными запасами, как в отдельных предприятиях, так и в масштабе всей торговой фирмы. Например, в магазинах специализированные контрольно-кассовые машины выдают магнитные ленты, а также прочие носители информации, на которых записана информация о номере товарного отдела, сумме, виде и разновидности товара и т. д. По окончании торгового дня через ряд промежуточных устройств информация с этих магнитных лент вводится в ЭВМ, в машину вводится также информация с других носителей, с которых она считывается сканирующими устройствами или читающими автоматами. К утру следующего дня руководители торговли получают краткие справки об итогах продаж за предыдущий день, а затем и подробные отчёты по товарным отделам, секциям и закупщикам. Периодически (обычно еженедельно) ЭВМ выдаёт аналитический отчёт, в котором объём реализации, сопоставлен с имеющимися товарными запасами. Подобные аналитические отчёты машина может выдавать и по разовым запросам. Вводя в ЭВМ кодовые номера отдельных наименований товаров, можно получить подробные данные о движении их запасов и динамике реализации. В прежние времена в отсутствие ЭВМ анализировать реализацию товаров было очень трудно. Ныне же ЭВМ контролирует их движение и даже выдает предупреждение о необходимости снять товар с продажи или, наоборот, заказать дополнительную партию. Некоторые торговые фирмы экспериментируют даже в таком направлении: присваивают кодовые номера отдельным потребителям, оптовым покупателям, и по прошествии определённого времени ЭВМ выдает анализ покупательских привычек и структуры потребления. В некоторых АСУ ЭВМ печатает заказы на поставку товаров. Машинным способом успешно составляются прогнозы реализации на предстоящий период.
В настоящее
время, например, уже появились
При продаже фруктов, овощей, мяса и тому подобных товаров применяют весы типа "масса — цена — стоимость"; стоимость тоже печатается на чеке, и одновременно вся информация об акте продажи вводится в ЭВМ. Машина корректирует хранящиеся в ней данные о товарном запасе и объёме реализации. Она следит за уменьшающимися товарными запасами и готовит все необходимые сведения для заказа новых партий товара на пополнение запасов.
Технические средства для внутримагазинных и других торговых АСУ стоят недёшево, но в настоящее время на рынке имеются различные типы и модели таких средств, которые отвечают требованиям и возможностям различных по величине организаций.
Возможности крупных АСУ, охватывающих целые торговые сети, намного расширились с появлением ЭВМ коллективного пользования, доступ к которым осуществляется дистанционно. В подобных системах, как правило, ЭВМ устанавливают в главной конторе фирмы, а периферийное оборудование, в том числе и средства ввода/вывода, — на предприятиях, удаленных на сотни километров, что чрезвычайно облегчает централизованное планирование ассортимента и товарных запасов и управление ими в сочетании с децентрализованной закупкой и уточнением ассортимента с учётом локальных особенностей спроса. Однако результаты, выдаваемые АСУ, целиком зависят от достоверности, надёжности, подробности и своевременности информации, которой она оперирует. [17]
Общий принцип, на котором основанные все системы управления запасами – это взаимосвязь входных и исходных параметров, которые указаны на рисунке 1.
Рис. 1. Система управления запасами
Такие системы создаются для наиболее эффективного решения следующих проблем:
- реальной оценки текущего состояния запасов;
- установления необходимых сроков размещения заказов;
- определения целесообразного объёма партии товаров, который заказывается;
- определения необходимого объёма страховых запасов;
- оценка затрат управления запасами и средств их минимизации.
Первая проблема решается путём использования систем контроля уровня запасов, которые обеспечивают управленческие потребности в оперативной информации о динамике их реализации и текущего состояния.
Существующие системы контроля уровня запасов варьируют от наиболее простых к достаточно сложным в зависимости от размера предприятия, политики и технологии менеджмента, объёма, видов и других особенностей запасов.
Распространенными системами контроля уровня запасов являются системы, основанные на применении средств красной линии. Суть средств состоит в фиксации предельной границы, ниже которого уровень запасов не должен опускаться. При достижении этой границы происходит автоматическое размещение нового заказа.
Второй тип систем контроля основанный на использовании двухсекторного средства, в соответствии с которым запасы для хранения содержатся в двух секторах – рабочем и резервном. Когда запасы рабочего сектора исчерпаны, включаются два процесса – пополняется рабочий сектор за счет резервного, и размещается новый заказ.
Необходимые размеры товарных запасов для магазинов устанавливаются с учётом объема дневной реализации товаров, оптимальных размеров разовой поставки и других факторов. Работники магазинов следят за соответствием фактических запасов товаров установленным их необходимым размерам и принимают меры по ускорению завоза товаров в магазин или активизации продажи заменяющих товаров.
Если фактические запасы в магазине превысили необходимые размеры, то в первую очередь нужно установить причины возникшего превышения:
- снижение покупательского спроса;
- просчёты работников магазина при определении потребностей в товарах;
- низкое качество поставляемых товаров;
- несоблюдение сроков завоза товаров в магазин.
После выявления данных причин следует принять меры по ускорению реализации этих товаров (путём более активного их рекламирования или организации ярмарок-распродаж), а также ограничить их завоз в магазин. Излишки завезённых товаров могут быть также возвращены на склад оптовой базы. [9]
3 РОЛЬ
ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ В
И БЕСПЕРЕБОЙНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ
Процессы производства, обращения и потребления в обществе происходят непрерывно. Однако в развитом обществе не происходит совпадения как в пространстве, так и во времени этих процессов. Поэтому для обеспечения их непрерывности и необходимы товарные запасы.
Несовпадение производства и потребления в пространстве и времени обусловливается экономическими интересами общества. Так, производство может быть сконцентрировано в местах сырьевой базы, где формируются товарные запасы, которые затем доставляются в пункты потребления.
В экономике страны большое развитие получила специализация производства. Она предполагает сосредоточение деятельности предприятий на выпуске определённых изделий в узком (ограниченном) ассортименте. При создании запасов в сфере обращения решается вопрос удовлетворения разнообразных потребностей людей путём предоставления им выбора товаров из широкого ассортимента. Решить этот вопрос без необходимых запасов невозможно. [5]
При увеличении объёма спроса, возникающем под действием различных, иногда случайных факторов, равно, как и сокращении его ввиду различных обстоятельств или изменений объёмов предложения товаров, соответствие спроса и предложения достигается за счет товарных запасов. Случайные нарушения соответствия спроса и предложения должны выравниваться за счёт изменения товарных запасов, которые в этом случае не только обеспечивают бесперебойную торговлю, но и в моменты изменений спроса дают возможность сохранить правильное соотношение между спросом и предложением за счёт изменения своих размеров.
Наличие товарных запасов в обществе связано также с рациональной организацией товародвижения. Для народного хозяйства в целом является более экономичным движение товарных масс крупными транспортными единицами, например, целыми вагонами, контейнерами и маршрутами (вагонными составами). При этом появляется возможность более эффективного использования различных видов транспорта. Для этого требуется образование определённых запасов.
Следует также отметить, что доставка товаров до потребителей происходит с интервалами во времени. Учитывая, что потребности в товарах являются постоянными, а на поставку товаров в места их реализации могут влиять случайные факторы, способные её задержать, образование товарных запасов оправдано.
Кроме того,
условия транспортирования
Информация о работе Роль товарных запасов в обеспечении устойчивости товарного ассортимента