Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 21:21, курсовая работа
Объектом исследования данной курсовой работы является управление товарными запасами.
Для раскрытия темы работы была поставлена цель – проанализировать управление товарными запасами в розничной торговой сети и определить роль товарных запасов в обеспечении устойчивости товарного ассортимента.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- выявить сущность и назначение товарных запасов;
- определить факторы, влияющие на состояние товарных запасов;
- определить направления совершенствования управления запасами.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 ТОВАРНЫЕ ЗАПАСЫ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ……………………5
1.1 Понятие и виды товарных запасов…………………………………….. 5
1.2 Показатели, используемые при анализе, учёте и планировании товарных запасов……………………………………………………………………………11
1.3 Показатели товарного ассортимента…………………………………...14
2 НОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ……..19
2.1 Нормирование товарных запасов………………………………………19
2.2 Управление товарными запасами……………………………………....23
3 РОЛЬ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОСТИ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА И БЕСПЕРЕБОЙНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ………………………………………………………………...31
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………………………………....36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ……….38
- по показателям – абсолютные в стоимостном и натуральном измерении (их величина постоянно изменяется в зависимости от поступления и реализации товаров) и относительные в днях-оборотах (исчисляются делением абсолютной величины товарных запасов на определённую дату на однодневный товарооборот соответствующего периода);
- по величине товарные запасы бывают максимальные, минимальные и средние. Масса товарных запасов в розничных предприятиях должна находиться в предельном соответствии с объёмом товарооборота. Малые товарные запасы иногда привлекают низкими расходами по их содержанию. Однако они таят в себе угрозу. В условиях быстроменяющейся торговли и под влиянием случайных факторов при малом запасе могут возникнуть перебои в торговле отдельными наименованиями товаров, что в конечном итоге приведёт к утрате позиций в конкурентной борьбе, потерям в розничном товарообороте, потере возможных доходов и прибыли. Большие запасы позволяют привлечь покупателей широким ассортиментом товаров, обеспечить регулярную, бесперебойную торговлю всеми наименованиями товаров. Вместе с тем, большие запасы связаны с опасностями на предприятии: повышение расходов по их содержанию, замедление оборачиваемости средств, вложенных в товары. Возникает риск потери качества товаров при длительном хранении, устаревания фасона, модели, что в свою очередь может привести к трудностям сбыта, росту расходов, снижению прибыли. Таким образом, слишком малые и слишком большие размеры товарных запасов могут отрицательно сказаться на финансовых результатах торговой деятельности. [20]
Помимо такой классификации товарных запасов существует и другая, которая учитывает функции, выполняемые товарными запасами, и время их учёта. Выделяют следующие признаки классификации товарных запасов:
- по исполняемой функции товарные запасы подразделяют на текущие, подготовительные, страховые, сезонные и переходящие. Текущие запасы обеспечивают непрерывность снабжения организаций торговли и потребителей. Они составляют основную часть товарных запасов, и их величина постоянно меняется. Подготовительные запасы (или запасы буферные) формируются в случае необходимости подготовить товарную продукцию к отпуску потребителям. Например, доработка, подсортировка, фасовка, упаковка готовой продукции, придание ей товарного вида. Гарантийные запасы (или запасы страховые) предназначены для непрерывного снабжения потребителя в случае непредвиденных обстоятельств: отклонения периодичности и величины партий поставок от запланированных, изменения интенсивности потребления, задержки поставок в пути из-за непогоды и т. д. В отличие от текущих запасов, размер гарантийных запасов – величина постоянная. Сезонные запасы образуются при сезонном характере производства и их реализации. Они должны обеспечить нормальную работу торговой организации во время сезонного перерыва в производстве и потреблении продукции. Переходящие запасы – это остатки товарных запасов на конец отчётного периода. Они предназначаются для обеспечения непрерывности производства и потребления товаров в отчётном и следующем за отчётным периодом до очередной поставки;
- по времени учёта. Такая классификация позволяет выделить различные количественные уровни запасов. Максимально желательный уровень определяет уровень товарного запаса, экономически целесообразный в данной системе управления запасами, который может превышаться. Этот товарный запас используется как ориентир при расчёте норматива объёма заказа. Пороговый уровень запаса используется для определения момента времени наступления очередного заказа, то есть он показывает количество дней нахождения товаров в виде запаса. Текущий запас соответствует уровню запаса в любой момент учёта. Он может совпасть с максимально желаемым запасом, пороговым уровнем или гарантийным запасом. Гарантийный запас (или запас страховой) аналогичен гарантийному запасу в классификации по исполняемой функции и предназначен для непрерывного снабжения потребителя в случае непредвиденных обстоятельств. Можно также выделить неликвидные запасы – так называют длительно неиспользуемые товарные запасы. Они образуются вследствие ухудшения качества товаров во время хранения, а также морального износа. Это единственный вид запаса, который не соответствует определённым выше критериям. [11, 12]
1.2 Показатели, используемые
при анализе, учёте и
Создаваемые на предприятиях торговли товарные запасы оцениваются рядом показателей – суммой запасов в стоимостном выражении, количеством запасов в натуральном выражении, размером товарных запасов в днях оборота.
Любой товар
относится к категории
ТЗдн = ТЗ/Орто
где ТЗдн – уровень товарных запасов, дни оборота;
ТЗ – сумма товарных запасов на определённую дату, руб.;
Орто – объём однодневного товарооборота, руб.
Товарные запасы могут выражаться в натуральных показателях (штуки, метры, тонны и т.д.) и в стоимостных (рубли).
Кроме того,
размеры товарных запасов непосредственно
связаны со скоростью обращения
товаров. При неизменном объёме товарооборота
ускорение оборачиваемости
Скорость обращения товаров или время, в течение которого реализуются товарные запасы, называется товарооборачиваемостью. Товарооборачиваемость выражается числом оборотов или количеством дней, необходимых на один оборот. Товарооборачиваемость в днях показывает время, в течение которого товарные запасы находятся в сфере обращения, то есть количество дней, за которое оборачивается средний товарный запас.
Средний товарный запас рассчитывается по формуле средней хронологической:
ТЗср = (1/2 ТЗ0 + ТЗ1 + ТЗ2 + . . . +1/2 ТЗn) / (n – 1) (2)
где ТЗср – средние товарные запасы, руб.;
ТЗ0, ТЗ1,ТЗ2 … ТЗn - товарные запасы на конкретные даты, руб.;
n – количество периодов.
Или по формуле средней арифметической простой:
где ТЗн – товарные запасы на начало периода, руб.;
ТЗк – товарные запасы на конец периода, руб. [6, 16]
Для расчёта товарооборачиваемости в днях необходимо средний запас за определённый период разделить на однодневный товарооборот за этот же период:
где Тоб – товарооборачиваемость или время обращения, дни;
ТЗср – средние товарные запасы, руб.;
Орто – объём однодневного товарооборота, руб.
Товарооборачиваемость может выражаться и числом оборотов:
Тоб = РТО / ТЗср (5)
где Тоб – коэффициент товарооборачиваемости, число оборотов.
Товарооборачиваемость – это один из показателей эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия. Ускорение времени обращения товаров имеет большое значение: повышает экономическую эффективность всего общественного производства, являясь одновременно важным условием повышения рентабельности торговой деятельности предприятия. А замедление, наоборот, свидетельствует об ухудшении его работы. Оборачиваемость товаров можно ускорить только за счёт совершенствования всей торгово-коммерческой и экономической деятельности предприятия. Это требует глубокого понимания влияния различных факторов на формирование товарных запасов. [15]
Перед каждым владельцем магазинов и менеджером стоит задача выбрать из множества производимых товаров такие, которые пользуются спросом у покупателей.
1.3 Показатели товарного ассортимента
Совокупность товаров (товарных запасов), предлагаемых в магазине к реализации, называется ассортиментом.
Целью формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение такого предложения, которое по широте (наличию многих видов товаров) и глубине (это в магазинах, где предоставлено в пределах одной группы товаров множество их видов и сортов) позволит обеспечить запланированные объём продаж и прибыль. В каждом магазине следует вовремя проводить упорядочение ассортимента (заменять имеющийся более ходовым), обновлять (использовать наиболее модные) и осуществлять контроль за его состоянием (выявлять, какие товары отсутствуют в продаже, хотя на них большой спрос, какие с трудом продаются, учитывать их оборачиваемость и т.п.).
Показатель ассортимента – это количественно измеряемое выражение его свойств. При это измерению подлежит не только ассортимент магазина в целом, но также его группы, подгруппы и товарные категории.
Ключевое свойство ассортимента – это его широта, оно характеризуется двумя показателями: действительной широтой и базовой широтой. Действительная широта ассортимента – это фактическое количество товарных групп, подгрупп и категорий, имеющихся в наличии в магазине. Базовая широта – это широта, принятая за основу. За основу может быть принята широта ассортимента наиболее успешного конкурента, максимально возможная широта или широта, регламентированная нормативными документами.
Коэффициент широты рассчитывается по следующей формуле:
Кш = Шд/ШБ* 100%
где Кш – коэффициент широты ассортимента;
Шд – широта действительная, то есть фактическое наличие товарных групп в магазине;
ШБ – широта базовая, то есть широта, принятая за основу.
Следующее свойство ассортимента – это его глубина. Она характеризуется такими показателями, как количество видов подгрупп и товарных категорий, входящих в одну товарную группу и нацеленных на удовлетворение однородных потребностей.
Коэффициент глубины рассчитывается по следующей формуле:
Кг = Пд/ПБ* 100%
где Кг – коэффициент глубины ассортимента;
Пд – фактическое количество подгрупп и товарных категорий в однородной товарной группе;
ПБ – базовое количество подгрупп и товарных категорий в однородной товарной группе.
Ещё одно свойство ассортимента – это его обновляемость или новизна, т.е. способность ассортимента удовлетворять новые потребности за счёт включения в ассортиментную матрицу магазина новых товаров. Новизна ассортимента характеризуется такими показателями, как действительное обновление ассортимента и степень обновления ассортимента. Действительное обновление ассортимента — количество новых товаров, представленных в ассортименте магазина, а степень обновления — это соотношение количества новых товаров и общего количества товаров.
Коэффициент обновления рассчитывается по следующей формуле:
Кн = Н/Шд* 100%
где Кн – коэффициент обновления (новизны) ассортимента;
Н – количество новых видов и наименований товаров;
Шд – широта действительная.
Одно из важнейших свойств ассортимента – это его устойчивость, что означает способность ассортимента удовлетворять спрос на одни и те же товары в течение продолжительного времени. Показателем устойчивости ассортимента является коэффициент устойчивости. Он рассчитывается как соотношение количества товарных групп, подгрупп и категорий, пользующихся устойчивым спросом, к общему количеству товарных групп, подгрупп и категорий, представленных в магазине.
Коэффициент устойчивости рассчитывается по следующей формуле:
Ку = У/Шд * 100%
где Ку – коэффициент устойчивости ассортимента;
У – количество видов и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом;
Информация о работе Роль товарных запасов в обеспечении устойчивости товарного ассортимента