Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 10:36, курсовая работа
Целью моей работы является описание текущего состояния и перспектив развития российского рынка плавленых сыров.
Основные задачи работы:
- описать ситуацию на российском рынке плавленых сыров: специфику, перспективы развития рынка, темпы роста и прогнозы;
- описать тенденции и перспективы развития российского рынка сыров: инновации, влияние мирового рынка;
- описать основные показатели российского рынка сыров: объемы производства, уровень потребительских цен, доли основных производителей;
- рассмотреть внешнеторговую ситуацию на рынке сыров.
С точки зрения качества упаковки отечественный плавленый сыр существенно отстает от импортного. Ведущие российские производители уже используют пластиковые евроконтейнеры с крышкой, а также современную круглую картонную коробку (пергамент) с завернутыми в фольгу кусочками. Тем не менее, наблюдается стабильный рост продаж плавленого сыра в пергаментной упаковке [43].
8.3 Рейтинг
производителей плавленых
Производством сыра в России занимается более 400 крупных предприятий, и при этом никто из них не занимает доминирующего положения на российском рынке. Для сравнения выбрана первая десятка производителей плавленых сыров по объему производства (таблица 5) и по объему выручки (таблица 6) [43].
Таблица 5 - Рейтинг производителей плавленых сыров по объему производства, Россия, 2009 г. (т)
Предприятие |
Регион |
2009 |
"Янтарь", Закрытое акционерное общество |
Воронежская область |
33 400 |
Продолжение таблицы 5 | ||
1 |
2 |
3 |
"Хохланд Руссланд", Общество с ограниченной ответственностью |
Московская область |
10 200 |
"Маслосырзавод "Порховский", Открытое акционерное общество |
Псковская область |
6 800 |
"Орбита", Открытое акционерное общество |
Тамбовская область |
6 800 |
"Вамин Татарстан", Открытое акционерное общество |
Татарстан, Республика |
5 000 |
"Сыр Стародубский", Товарищество на вере |
Брянская область |
3 300 |
"Воронежросагро", Общество с ограниченной ответственностью |
Воронежская область |
1 900 |
"Карат", Открытое
акционерное общество |
Москва |
810 |
"Тасис - Агро", Закрытое акционерное общество |
Смоленская область |
600 |
"Иркутская маслосырбаза", Открытое акционерное общество |
Иркутская область |
500 |
Таблица 6 - Рейтинг производителей плавленых сыров по объему выручки, Россия, 2009 г. (тыс. руб.)
Предприятие |
Регион |
2009 |
"Вамин Татарстан", Открытое акционерное общество |
Татарстан, Республика |
13 051 781 |
"Хохланд Руссланд", Общество с ограниченной ответственностью |
Московская область |
4 224 074 |
"Карат", Открытое
акционерное общество |
Москва |
3 289 476 |
"Сыр Стародубский", Товарищество на вере |
Брянская область |
2 138 791 |
"Янтарь", Закрытое акционерное общество |
Воронежская область |
1 965 404 |
"Молоко", Открытое акционерное общество |
Нижегородская область |
1 202 503 |
"Челябинский городской молочный комбинат", Открытое акционерное общество |
Челябинская область |
1 020 161 |
"Великолукский молочный комбинат", Закрытое акционерное общество |
Псковская область |
1 011 432 |
"Аллат", Закрытое акционерное общество |
Башкортостан, Республика |
1 003 547 |
"Маслосырзавод "Порховский", Открытое акционерное общество |
Псковская область |
855 586 |
8.4 Перспективные сегменты рынка сыров
Особенностью российского рынка сыра является доминирование сортовой продукции, то есть той, которая продвигается не под торговыми марками, а под традиционными названиями. Лишь в Москве и в городах-миллионниках, где доходы населения превышают средний уровень, покупатели приобретают сыр в упаковке. В тоже время среднестатистический российский потребитель практически не знает отечественные марки сыра и с трудом ориентируется в многообразии импортных сыров.
Кризис затормозит развитие сегмента брендированного сыра, однако в стратегической перспективе доля сегмента развесного сыра на российском рынке будет уменьшаться, а фасованного сыра – расти.
Многие виды твердых сыров («Костромской», «Пошехонский», «Голландский») не защищены копирайтом и доступны к производству без каких-либо отчислений (в виде ройялти или других платежей), что выгодно отличает данный сегмент от сегментов плавленых сыров (где в собственности находятся такие торговые марки, как «Янтарь» и «Дружба») и мягких сыров (западные торговые марки – интеллектуальная собственность) [43].
По прогнозам экономистов, после вступления России в ВТО сократится внутреннее производство плавленых сыров. Потребление плавленых сыров в России будет расти, но удовлетворение спроса будет происходить за счет импорта, тогда как собственное производство будет составлять не более 32 % в товарном ресурсе [16].
А поскольку
российский потребитель будет ориентирован
на импортную продукцию, то производителям
целесообразно выпускать продук
9 Внешнеторговые операции на рынке плавленых сыров
9.1 Экспорт плавленых сыров
Учет экспорта
и импорта продукции
Классификация товаров ФТС при контроле над внешней экономической деятельностью ТН ВЭД (Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности) отличается от классификации товарных категорий в Росстате, поэтому их приходится синхронизировать путем пересчетов.
Также к показателям Росстата необходимо приводить и таможенные единицы учета сыров. ФТС ведет учет физических объёмов экспорта-импорта сыров в кг. За вес товара принимается вес нетто (за вычетом веса тары и упаковки).
Стоимостные объёмы внешнеторговых операций оцениваются согласно статистической стоимости, включая НДС, акцизы, а также стоимость доставки товаров до границ РФ по таможенной территории России. Основной единицей измерения стоимостных объёмов экспорта-импорта является доллар США. При общем анализе рынка сыров, цены и стоимость экспортируемой и импортируемой продукции требуется приводить к рублю по среднегодовому курсу обмена валют.
Согласно данным Росстата, объединившим производство сыра и творога, в 2009 г. российскими производителями выпущено 840308 т указанной продукции. На протяжении 9 лет производство сыра и творога росло из года в год, однако, в 2009 г, объемы производства упали по сравнению с 2008 г. И только с 2011 г начался рост производства. [36] В таблице 7 показано изменение объемов экспорта плавленых сыров в 2006-2011 гг. (тыс. т).
Таблица 7 - Экспорт по видам сыров, Россия, 2006-2011 гг. (тыс. т)
Годы |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Плавленые сыры (тыс т) |
5,3 |
8,7 |
9,3 |
8,8 |
7,8 |
8,0 |
Основными участниками торговли с российской стороны являются ООО «Хохланд-Руссланд» (48 %), ЗАО «Лакталис Восток» (20 %), ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания», Московский филиал (6 %). Остальные 26 % поделили между собой еще более 90 предприятий.
Покупателями плавленого сыра являются около 25 стран мира. В первой десятке, в основном, страны СНГ. Лидером среди них является Казахстан – 42 %, на втором месте – Украина – 29 %, на третьем – Азербайджан – 9 %. [28] В таблице 8 показаны объемы экспорта плавленых сыров за 2006-2010 гг. В таблицах 9 , 10 , показаны объемы экспорта плавленых сыров за 2006-2011 гг, в общей сумме и цена за килограмм соответственно. В таблице 11 показана стоимость 1 кг плавленого сыра, экспортируемого из России в разные страны за 2006-2010 гг.
Таблица 8 - Экспорт плавленых сыров по странам мира, Россия, 2006-2010 гг. (тыс. т)
Годы |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Абхазия |
- |
- |
- |
8,5 |
13,4 |
Австрия |
- |
- |
- |
0,01 |
- |
Азербайджан |
866,9 |
1 087,4 |
958,0 |
836,1 |
653,2 |
Алжир |
- |
- |
- |
0,003 |
- |
Армения |
- |
- |
- |
95,5 |
131,9 |
Германия |
- |
- |
- |
0,6 |
0,4 |
Греция |
- |
- |
- |
0,02 |
- |
Грузия |
- |
- |
- |
104,79 |
- |
Израиль |
- |
- |
- |
18,1 |
5,4 |
Казахстан |
1 799,1 |
3 710,3 |
4 375,2 |
3 232,3 |
1 659,1 |
Киргизия |
226,0 |
153,6 |
106,9 |
152,7 |
158,3 |
Молдова |
- |
- |
- |
167,9 |
196,1 |
Монголия |
81,5 |
90,7 |
118,7 |
89,4 |
73,4 |
Соединенные Штаты Америки |
- |
- |
- |
29,0 |
22,5 |
Таджикистан |
- |
- |
- |
498,9 |
416,3 |
Туркмения |
35,8 |
60,0 |
91,7 |
874,3 |
1 303,3 |
Узбекистан |
35,8 |
203,8 |
233,9 |
288,7 |
275,4 |
Украина |
1 683,0 |
2 856,6 |
2 747,1 |
2 403,8 |
2 852,3 |
Франция |
- |
- |
- |
0,001 |
- |
Прочие |
610,8 |
496,1 |
647,7 |
- |
- |
Все страны мира |
5 339,0 |
8 658,4 |
9 279,2 |
8 800,6 |
7 831,5 |
Таблица 9 - Экспорт плавленых сыров, Россия, 2006-2010 гг. (млн. долл.)
Годы |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Плавленые сыры (тыс. т) |
17,2 |
30,1 |
37,2 |
28,1 |
28,1 |
31,5 |
Таблица 10 - Цена экспорта плавленых сыров, Россия, 2006-2010 гг. (долл. за кг)
Годы |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Плавленые сыры (долл. за кг) |
3,2 |
3,5 |
4,0 |
3,2 |
3,6 |
3,9 |
Таблица 11 - Цена экспорта плавленых сыров по странам мира, Россия, 2006-2010 гг. (долл. за кг)
Годы |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Абхазия |
- |
- |
- |
4,0 |
4,4 |
Австрия |
- |
- |
- |
25,3 |
- |
Азербайджан |
2,2 |
2,8 |
3,8 |
3,2 |
3,8 |
Алжир |
- |
- |
- |
39,6 |
- |
Армения |
- |
- |
- |
4,1 |
4,3 |
Германия |
- |
- |
- |
41,4 |
6,2 |
Греция |
- |
- |
- |
28,0 |
- |
Грузия |
- |
- |
- |
3,2 |
- |
Израиль |
- |
- |
- |
2,4 |
5,1 |
Казахстан |
3,4 |
3,6 |
3,7 |
3,3 |
3,5 |
Киргизия |
3,8 |
5,3 |
5,1 |
4,1 |
4,5 |
Молдова |
- |
- |
- |
4,3 |
4,2 |
Монголия |
4,0 |
5,0 |
6,2 |
4,7 |
4,8 |
Соединенные Штаты Америки |
- |
- |
- |
5,3 |
5,6 |
Таджикистан |
- |
- |
- |
0,5 |
0,7 |
Туркмения |
0,9 |
0,8 |
2,1 |
1,1 |
1,4 |
Узбекистан |
1,6 |
3,7 |
4,8 |
3,7 |
4,3 |
Украина |
3,7 |
3,5 |
4,7 |
4,1 |
4,8 |
Украина |
- |
- |
- |
31,4 |
- |
Прочие |
3,0 |
3,1 |
2,9 |
- |
- |
Все страны мира |
3,2 |
3,5 |
4,0 |
3,2 |
3,6 |
Информация о работе Состояние и перспективы развития российского рынка плавленых сыров