Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 16:11, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ товароведной характеристики и экспертиза качества майонезов, их новых видов в соответствии с рецептурами. Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:
а) изучить потребительские свойства майонеза и майонезных со-усов;
б) изучить виды и ассортимент майонезов в зависимости от признаков классификации;
в) изучить и обобщить факторы, влияющие на ассортимент и качество майонеза;
Введение
1 Теоретическая часть
1.1 Состояние и перспективы развития рынка майонезов
1.2 Товароведная характеристика майонеза, классификация и ассортимент
1.3 Факторы, формирующие качество майонеза
1.4 Требования нормативных документов к качеству майонеза, его упаковке, маркировке и хранению
1.5 Дефекты майонеза и причины их возникновения
2 Практическая часть
2.1 Цель и объекты исследования
2.2 Методы исследования
2.3Исследование качества майонеза
Заключение
Список использованных источников
Введение |
|
1 Теоретическая часть |
|
1.1 Состояние и перспективы |
4 |
1.2 Товароведная характеристика |
6 |
1.3 Факторы, формирующие качество майонеза |
10 |
1.4 Требования нормативных докумен |
16 |
1.5 Дефекты майонеза и причины их возникновения |
20 |
2 Практическая часть |
|
2.1 Цель и объекты исследования |
23 |
2.2 Методы исследования |
24 |
2.3Исследование качества |
28 |
Заключение |
34 |
Список использованных источников |
36 |
Приложение А |
38 |
Майонез – это тонкодисперсный однородный эмульсионный продукт с содержанием жира, указанным в маркировке, изготавливаемый из рафинированных дезодорированных растительных масел, воды, яич-ных продуктов с добавлением или без добавления продуктов переработки молока, пищевых добавок и других ингредиентов.
Существует много красивых легенд о месте происхождения этого соуса. Скорее всего, он появился там, где широко использовалось оливковое масло и куриные яйца, это страны Средиземноморье.
В СССР был очень популярен соус «Провансаль», изготавливаемый в промышленных масштабах. Он производился из подсолнечного масла, воды, яичного порошка, сухого молока, соли, сахара, горчичного порошка, уксуса — и имел жирность 67 %. Его производство строго регламентировалось государственными стандартами.
В наше время действует ГОСТ 31761-2012, по которому «майоне-зом» называется продукт, содержащий не менее 50 % жира и 1 % яичного порошка. Если жира не менее 15 %, то такой продукт называется «майонезный соус».
На столе каждой третьей семьи в России можно встретить тот или иной вид майонеза. Благодаря широкому спросу, производители достаточно часто предлагают майонезы с новой, интересной рецептурой. Естественно, что потребителю не всегда удается сделать правильный выбор в пользу наиболее вкусного и ценного продукта. Именно поэтому на сегодняшний день является актуальным вопрос оценки качества майонезов представленных в розничной торговой сети.
Целью курсовой работы является анализ товароведной характеристики и экспертиза качества майонезов, их новых видов в соответствии с рецептурами. Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:
а) изучить потребительские свойства майонеза и майонезных со-усов;
б) изучить виды и ассортимент майонезов в зависимости от признаков классификации;
в) изучить и обобщить факторы, влияющие на ассортимент и качество майонеза;
г) проанализировать ассортимент майонеза, реализуемого на предприятиях розничной торговли г. Новокузнецка;
д) исследовать качество майонеза, реализуемого в розничной торговой сети и установить его соответствие требованиям нормативных документов.
Объект исследования - ассортимент майонеза, реализуемого предприятиями розничной торговли.
Предметом исследования курсовой работы является качество майонеза вида «Провансаль», потому что именно этот майонез является самым популярным среди потребителей.
Методическую и теоретическую основу написания курсовой работы составляет учебная, научная, учебно-методическая литература, данные статистической отчётности, периодические издания, нормативные документы, а также методические указания по выполнению курсовой работы.
В работе использованы органолептические, измерительные методы исследования образцов в соответствии с нормативной документацией.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
За период с 2009 по 2013 год продажи майонеза в России выросли на 3%: с 740 до 762 тысяч тонн. Ежегодно показатель демонстрировал рост относительно предыдущих лет, наибольший прирост имел место в 2013 году – на 1% [11].
Рисунок 1 - Объемы производства майонеза различных видов в России в 2010-2013 годах (тонн)
В 2009-2013 годах наибольшая доля продаж майонеза в стране приходилась на розничную торговлю. Ее доля в структуре продаж в среднем за рассматриваемый период составляла 76%. На долю сектора сферы индустрии гостиничного хозяйства и общественного питания (далее – HoReCa) приходилось в среднем 13% продаж, на промышленную переработку – 7%, оставшиеся 4% приходились на государственные закупки. В 2014-2018 годах во всех секторах рынка, за исключением розницы, объемы потребления майонеза будут ежегодно демонстрировать рост относительно предыдущих лет. Наиболее динамично будут расти продажи в секторе HoReCa (около 3% в год). В 2018 году доля розницы в общем объеме продаж майонеза на российском рынке снизится до 72%, доля общественного питания вырастет до 15%, доля промышленной переработки составит 8%, а доля государственных закупок – порядка 5%.
За период с 2009 по 2013 годы объем розничных продаж майонеза в России снизился на 0,4%: с 572 до 570 тысяч тонн. Ежегодно наблюдалось незначительное сокращение показателя относительно предыдущих лет. Причиной снижения розничных продаж послужила кампания по борьбе с чрезмерным потреблением продуктов, содержащих холестерин, а также набирающая популярность мода на здоровое питание [11]. По прогнозам BusinesStat, в ближайшие годы розничные продажи майонеза в стране будут продолжать сокращаться в среднем на 0,1% в год. В 2018 году их объем составит 567 тысяч тонн.
Скорее всего, произойдет замещение майонеза соусами. Майонезы и соусы – это одна большая товарная группа. Они нужны, чтобы готовить пищу, разнообразить вкус, создавать новые рецепты. Они изменяют и улучшают вкус блюд. Принципиальная разница между майонезом и соусами заключается в трех вещах. Во-первых, у майонезов узкая гамма вкусов – как правило, не более пяти. Во-вторых, майонезы жирнее. И, в-третьих, майонезы дешевле, и их может себе позволить менее обеспеченный покупатель.
Таким образом, компании – производители майонеза, при переходе от выпуска майонеза к соусам, могут получить прибыль в десятки процентов от продаж соусов на этапе роста рынка. Оборудование же для производства и система сбыта майонеза и соусов практически не отличаются. Следовательно, компании могут без больших инвестиций перейти от производства майонезов к соусам. Основные затраты при переходе от майонеза к соусам: рецептура и позиционирование.
Таким образом, можно отметить, что потребление майонеза в России характеризуется региональными особенностями, прежде всего наличием большого количества местных производителей, известных только на территории конкретного региона. Ассортимент выпускаемой продукции постоянно расширяется, вместе с тем расширяется и сфера применения майонеза. Последние два десятилетия работа направлена на создание майонеза с высокими потребительскими свойствами и пищевой ценностью, а также продукции целевого назначения – специального, лечебно-профилактического. Таким образом, в настоящее время отечественная продукция успешно конкурирует с импортными марками. Предприятия расширяют ассортимент, выпускают новые марки майонеза, используют новые упаковки.
Потребители отдают предпочтение отечественным маркам, но вместе с тем они не очень хорошо ориентируются в представленных на рынке брэндах и не знают производителей, потому что основным критерием выбора для них служит тип майонеза – оливковый или провансаль. Кроме того, обязательным условием покупки майонеза является хороший вкус. Как показывают результаты фокус-групп, у российских потребителей происходит переориентация на продукцию более низкой калорийности. Так, все чаще предпочтение отдается оливковому майонезу, который характеризуется мягким и нежным вкусом, является более питательным и полезным [11].
В ГОСТ 31761-2012 «Майонезы и соусы майонезные. Общие технические условия» сказано, что майонез – это сметанообразная мелкодисперсная эмульсия типа «масло в воде», приготовленная из рафинированных дезодорированных растительных масел с добавлением эмульгаторов, стабилизаторов, вкусовых добавок и пряностей, разрешенных органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Майонезы применяются в качестве приправы для улучшения вкуса и усвояемости продуктов, а также в качестве добавки при изготовлении пищевых продуктов.
Майонезы классифицируют по различным признакам [1]:
а) по содержанию жира:
б) в зависимости от состава и назначения:
в) по консистенции:
В основе расширения ассортимента и разработки новых рецептур майонезов лежит снижение калорийности за счет уменьшения содержания жиров и сахара, повышения биологической ценности путем полной или частичной замены традиционных компонентов натуральными биологически и физиологически активными веществами.
Пищевая ценность и химический состав майонеза. Майонез является мультикомпонентной системой, а качественный и количественный состав ингредиентов определяет его функциональные свойства. По своей значимости майонез является очень полезным продуктом.
Кроме растительного масла и воды в состав майонезов и соусов на их основе входят эмульгаторы, стабилизаторы, структурообразователи, а также вкусовые, функциональные и другие пищевые добавки, придающие майонезу различный вкус, аромат, пищевую и физиологическую ценность и позволяющие создать большой ассортимент этих продуктов.
Средние показатели химического состава майонеза классической рецептуры с массовой долей жира 67% представлены в таблице 1. Наличие в составе рецептуры растительных масел: подсолнечного, соевого, кукурузного, арахисового, хлопкового, оливкового рафинированных, дезодорированных обеспечивает биологическую ценность за счет полиненасыщенных жирных кислот (витамин F), жирных кислот и энергетическую ценность. Энергетическая ценность майонеза зависит от содержания в нем растительного масла и составляет в среднем от 250 до 647 ккал.
Таблица 1 – Средний химический состав майонеза
Компоненты химического состава |
Майонез «Провансаль» |
Майонез молочный столовый |
Вода, % |
25,0 |
25,0 |
Белок, % |
2,8 |
2,4 |
Жир, % |
67,0 |
67,0 |
в т.ч.: |
||
Продолжение таблицы 1 | ||
Компоненты химического состава |
Майонез «Провансаль |
Майонез молочный сто-ловый |
насыщенные жирные кислоты, % |
5,8-10,9 |
6,4-11,8 |
полиненасыщенные жирные кислоты, % |
36,9-50,3 |
36,1-48,9 |
холестерин, мг |
100 |
100 |
Моно- дисахара, % |
3,7 |
3,9 |
Минеральные вещества, мг | ||
в т.ч.: К |
38 |
63 |
Са |
33 |
57 |
Mg |
13 |
11 |
P |
54 |
56 |
Fe |
1,0 |
0,4 |
Витамины, мкг | ||
в т.ч.: В2 |
0,5 |
0,08 |
А |
1,0 |
10 |
Ретиноловый эквивалент |
20,0 |
10 |
Токоферолевый эквивалент |
30,0 |
30,0 |
В1 |
0,01 |
0,01 |
PP |
0,1 |
0,1 |
Ниациновый эквивалент |
0,5 |
0,5 |
Энергетическая ценность, ккал. |
629 |
627 |
Энергетическая ценность майонеза обусловлена значительным содержанием растительного масла (до 67 %), находящегося в диспергированном состоянии и поэтому легко усвояемого.
Информация о работе Сравнительная оценка качества майонеза провансаль разных производителей