Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 11:44, реферат
Товарный знак - это обозначения, которые предназначены для индивидуализации товаров и позволяют отличать товары одних производителей от других, и подлежит специальной регистрации.
Зачем он нужен и каково его назначение? Создание у потребителя устойчивых ассоциаций с конкретной фирмой, товаром или услугой – вот основная цель товарного знака. Еще одной задачей товарного знака является формирование положительного имиджа фирмы как организации, которая серьёзно и ответственно подходит к делу.
Товарные знаки: понятие, назначение, классификация. Знаки обслуживания. Знаки наименования места происхождения товара.
Товарный знак - это обозначения, которые предназначены для индивидуализации товаров и позволяют отличать товары одних производителей от других, и подлежит специальной регистрации.
Зачем он нужен и каково его назначение? Создание у потребителя устойчивых ассоциаций с конкретной фирмой, товаром или услугой – вот основная цель товарного знака. Еще одной задачей товарного знака является формирование положительного имиджа фирмы как организации, которая серьёзно и ответственно подходит к делу.
Определенных критериев, которым должен соответствовать товарный знак, нет. Он может быть выполнен из букв, цифр, символов, слов. Или даже все вышеперечисленное может быть скомбинировано и представлять собой знак. При создании товарного знака нередко используется различное цветовое оформление. Таким примером является знак одного из сотовых операторов, выполненный в черно-желтых цветах, или другого известного, в красно-белых.
Товарный знак может размещаться, где угодно: на вывесках, фирменных бланках организации, этикетках, рекламной продукции, а также в сети Интернет. Товарный знак практически всегда соответствует корпоративному стилю. Каждый из нас узнает Кока-Колу, или Майкрософт, или Гугл.
Он упрощает проведение маркетинговых исследований и рекламных акций. Ведь если он известен, то он подсознательно вызывает доверие у потребителей. Поэтому нередко покупатель, выбирая из двух одинаковых товаров, остановит свой выбор на том продукте, чей товарный знак ему известен. Порой, покупатели готовы даже переплачивать за известный бренд, доверяя его качеству, обходя стороной схожий товар, но выпущенный неизвестным производителем.
Товарный знак заставляет производителя держать качество выпускаемой продукции на высоком уровне, соответствуя требованиям, предъявляемым как законом, так и потребителем. Итак, это еще и определенный гарант качества.
Специальным документом, подтверждающим
право владения товарного знака
и его свободное использование,
является государственное свидетельство.
Получить его можно в Роспатенте.
Но получению свидетельства
Право на товарный знак носит территориальную привязку. То есть, лица, его зарегистрировавшие, могут рассчитывать на его защиту только на территории той страны, где свидетельство было зарегистрировано и выдано.
Классификация товарных знаков осуществляется по различным признакам, положенным в основу: по объектам, информацию о которых они содержат; по форме представления информации; по виду собственности.
Товарные знаки делятся:
1. По объектам товарной информации:
- фирменные (обыкновенные и престижные);
- ассортиментные (видовые и марочные).
2. По форме представления информации:
- словесные;
- буквенные;
- цифровые;
- объемные;
- изобразительные;
- световые;
- комбинированные.
3. По виду собственности владельца:
- индивидуальные;
- коллективные.
Фирменные товарные знаки - знаки, которые предназначены для идентификации изготовителя товаров или услуг.
Товарные знаки фирм могут состоять из следующих элементов:
1. слов, букв, группы слов
или букв, которые могут быть
произнесены и образуют
2. символов, рисунков, отличительных цветов и обозначений, которые и образуют фирменный знак;
3. знака защиты - R или С.
Все данные элементы могут
комбинироваться или
Ассортиментные (именные) товарные знаки - знаки, предназначенные для идентификации ассортиментной принадлежности. Делятся на марочные и видовые.
Видовые товарные знаки идентифицируют товар по виду. Видовым товарным знаком может служить словесная информация о названии товара, его изображение или условное буквенное обозначение определенного вида продукта. Чаще всего видовые знаки применяются в комбинации с марочными.
Марочный товарный знак (торговая марка) - обозначения, предназначенные для идентификации и дифференциации товаров (услуг) одних продавцов от аналогичных товаров (услуг) конкурентов.
Товарные марки появились
в Средние века, когда гильдии
ремесленников и торговцев
Первыми пропагандистами товарных марок, например в США, были изготовители патентованных медицинских средств. По-настоящему большое распространение марочные названия получили с появлением общенациональных фирм и общенациональных средств рекламы.
Каждая фирма принимает
собственное решение
Марочный товарный знак может включать следующие элементы:
1. Марочное название (имя) — часть марки, которую можно произнести (слова, буквы, цифры или их комбинации);
2. Марочный знак (эмблему) — часть марки, которую можно опознать, но невозможно произнести (например, символ, изображение, отличительную окраску и специфическое шрифтовое оформление).
Марочное название в сочетании с марочным знаком часто составляют логотип, идентифицирующий продукцию определенной фирмы.
™ — знак, защищающий исключительные права продавца на пользование марочным названием и (или) марочным знаком. В ряде случаев защитным знаком является ®. В таком случае в маркировочных надписях, как правило, делается сноска о том, что данное название является зарегистрированной торговой маркой соответствующей фирмы.
Словесные товарные знаки являются самыми распространенными, к ним можно отнести буквы, слова, предложения и проч., например названия компаний Panasonic, Microsoft, Apple, Coca-Cola, Facebook. Обычно данный вид знаков называют логотипами. В качестве логотипов могут использоваться уже существующие слова («Любимый сад») или придуманные («Макфа»). К словесным знакам можно отнести лозунги компаний или их слоганы. Например, у компании Nokia вместе с названием размещен лозунг Connecting People и др.
Изобразительные товарные знаки представляют собой изображения различных геометрических фигур, линий, предметов, животных, людей, географических, природных объектов и др. Как правило, данный вид знаков называют эмблемами.
Объемные товарные знаки — оригинальные упаковки или сам товар, позволяющий определить его изготовителя. Такие товарные знаки обычно используют парфюмерно- косметические компании, а также производители алкогольной продукции.
Звуковые товарные знаки - фрагмент музыкального произведения или короткий оригинальный звук, звук природы, быта, промышленных предприятий и проч. Примерами звуковых товарных знаков являются мелодии мобильных телефонов, позывные радиостанций (например, «Европа плюс», «Русское радио»), радиопрограмм («Бригада У»), мелодии и заставки популярных телепередач (например, «Поле чудес», «Большая разница», «Спокойной ночи, малыши!»), аудио логотипы «Макдоналдс».
Комбинированные товарные знаки представляют собой смесь перечисленных выше знаков. Сейчас они используются очень часто.
Фирменные товарные знаки предназначены для идентификации непосредственно предприятий-изготовителей. Они могут быть обыкновенными (рис. 1а), которые разрабатываются дизайнерами по поручению изготовителей, и престижными (рис. 1б), которые присваиваются предприятиям за участие в выставках, ярмарках и т.п.
Ассортиментные товарные знаки предназначены для ассортиментной идентификации товара по виду, торговой марке или наименованию.
Торговая марка — знак или имя, присущие конкретному товару с определенными потребительскими свойствами, позволяющие отличить данный товар от других. Как правило, известная компания, имеющая свой логотип, производит несколько групп товаров с разными торговыми марками. Например, компания «Юнилевер» выпускает огромное количество разных товаров под известными торговыми маркам.
Индивидуальные товарные знаки — изображения, принадлежащие одному юридическому или физическому лицу.
Коллективные товарные знаки - знаки, предназначенные для обозначения товаров, производимых и (или) реализуемых входящими в объединения лицами и обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками.
При регистрации товарного знака в международном реестре рядом с ним ставятся знаки — буквы R, С, ТМ в кружке.
Знак обслуживания – это обозначение, служащее для индивидуализации услуг, оказываемых его правообладателем возмездно другим лицам. Это зарегистрированное обозначение, которое производитель использует при оказании услуг (выполнении работ). Перечень услуг определяет, в том числе, объем исключительных прав владельца знака обслуживания.
Наименованием места происхождения товара (НМПТ), которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.
Не признается наименованием места происхождения товара обозначение, представляющее собой или содержащее название географического объекта, но вошедшее в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его изготовления.
Наименование места
Лица, не имеющие свидетельства, не могут использовать зарегистрированное наименование места происхождения товара, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или наименование используется в перевод либо в сочетании с такими словами, как «род», «тип», «имитация» и т.п., а также использование сходного обозначения дня любых товаров, способного ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара.
Использованием наименования места происхождения товара считается применение его на товаре, этикетках, упаковке, в рекламе, проспектах, счетах, бланках и иной документации, связанной с введением товара в фажданский оборот.
Примером таких знаков могут быть колбасы Останкинские, минеральная вода Ессентуки. Данные наименования указывают не только на ассортиментную принадлежность, но и на место происхождения товара.
Знаки наименования мест происхождения товара бывают:
Международные знаки чаще всего представлены в виде кода, который проставляется первыми цифрами в штрих коде на маркировке; их также могут вносить в товарно-сопроводительные документы.
Национальные знаки чаще всего указываются в виде слов, например «Made in Russia», «Made in China» и т.д.