Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 16:58, курсовая работа
Хлебобулочные изделия занимают одно из лидирующих мест продуктов, пользующихся наибольшим спросом у россиян. Сегодня каждое торговое предприятие способно удовлетворить потребности самого искушенного покупателя. Своей необыкновенной популярностью изделия из муки обязаны не столько нашим пристрастиям и привычкам, сколько мастерству и изобретательности производителей.
Особую группу у хлебобулочных изделий, отличающуюся составом, свойствами, технологией производства и условиями хранения, составляют бараночные изделия. Бараночные изделия отличаются низкой влажностью (8 – 14 %), поэтому их называют «хлебными консервами» [9].
Задачи экологической экспертизы:
- установление номенклатуры товаров опасных и потенциально опасных для окружающей среды;
- оценка потребительских товаров по степени отрицательного воздействия на окружающую среду;
- определение предельно допустимых концентраций загрязнителей, образующихся на разных этапах технологического цикла товаров;
- разработка и применение методов экспертной оценки экологических свойств товаров;
- подтверждение соответствия экологических свойств установленным нормам [7].
Экологическая экспертиза товара предусматривает применение совокупности методов анализа, с помощью которых оценивается содержание вредных примесей, выделяемых изделиями в окружающую среду при хранении, транспортировании и потреблении. При проведении экологической экспертизы необ-ходимо исходить из норм, регламентируемых стандартами и другими нормативными документами, а также правилами Европейского сообщества, ИСО и других организаций, занимающихся разработкой методологии охраны окружающей среды и практикой ее применения и реализации. Экологическая экспертиза помогает отобрать лучшие решения и своевременно внести необходимые изменения, направленные на улучшение потребительских свойств товаров.
Заключением экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности либо других объектов экспертизы и о возможности их реализации, одобренный большинством списочного состава экспертной комиссии [4].
Таким образом, для экспертизы баранок применяются следующие виды товарных экспертиз: товароведная, санитарная и экологическая. Санитарная экспертиза дополняет товароведную экспертизу подтверждением безопасности товара. Экологическая экспертиза применяется для предотвращения загрязнения окружающей среды самим товаром.
2.1 Объекты, цели и порядок исследований
Целью данной курсовой работы является проведение экспертизы баранок. Для исследования были выбраны следующие образцы баранок:
- образец № 1 баранки «Сахарные с маком», производителя ООО «Зауральские баранки» г. Курган, ул. Бажова, 142;
- образец № 2 баранки «Сахарные с маком», производителя ИП Булеев Е.А., Россия, 640000, г. Курган, ул. Шевелевская, 1.
Задачи экспертизы:
- оценить упаковку и маркировку продукта;
- провести органолептическую оценку изделий и сравнить с требованиями стандарта;
- определить физико-химические показатели и сравнить их с требованиями в стандарте.
Для контроля органолептических и физико-химических показателей баранок отбор образцов производят от представительной выборки методом «вслепую» в соответствии с ГОСТ 18321 «Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции». Для контроля качества бараночных хлебобулочных изделий, а также упаковки, маркировки и массы фасованной продукции составляют представительную выборку способом «россыпью» по ГОСТ 18321«Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции».
Объём представительной выборки определяют следующим образом:
- при массе партии до 1 т – 5 упаковочных единиц;
- при массе партии св. 1 т до 3 т – 10 упаковочных единиц;
- при массе партии св. 3 т – 15 упаковочных единиц [1].
Из каждой отобранной упаковочной единицы отбирают точечные пробы для получения объединенной пробы массой не менее 1,0 кг. По объединенной пробе определяют: количество изделий в 1 килограмме, внешний вид, количество лома, внутреннее стояние, хрупкость, цвет, вкус и запах.
Для контроля физико-химических показателей и набухаемости из объединенной пробы отбирают лабораторный образец не менее 8 штук баранок. Для определения влажности и кислотности из лабораторного образца отбирают не менее 3 штук. Массовую долю сахара и жира определяют по требованию потребителя.
Отобранные для анализов бараночные хлебобулочные изделия измельчают на терке, в ступке или на механическом измельчителе любого типа и готовят пробу массой около 50 г. При определении массовой доли сахара и жира измельченную пробу готовят массой 300 г; необходимое количество изделий добавляют из объединенной пробы.
Органолептические показатели определяются в следующем порядке: упаковка и маркировка, внешний вид, цвет, хрупкость, внутреннее состояние, вкус и запах. Физико-химические показатели: определение массовой доли влаги, определение кислотности, определение набухаемости изделия. Экспертизу проводили в лаборатории кафедры стандартизации, сертификации и товароведения.
Бараночные хлебобулочные изделия выпускают весовыми, фасованными и штучными. Баранки фасуют в пакеты из бумаги по ГОСТ 24370 «Пакеты из бумаги и комбинированных материалов. Общие технические условия», из полимерных материалов по ГОСТ 12302 «Пакеты из полимерных и комбинированных материалов. Общие технические условия», пачки по ГОСТ 12303 «Пачки из картона, бумаги и комбинированных материалов. Общие технические условия» или другие материалы или виды упаковки, допущенные органами Госсанэпиднадзора для упаковки пищевых продуктов. Бараночные хлебобулочные изделия фасуют массой 0,05 – 1,00 кг. Конкретную массу единицы фасовки в указанных пределах устанавливает и утверждает изготовитель [1].
Маркировка продовольственных товаров является средством обеспечения контроля качества. Основные функции маркировки:
- информационная;
- идентифицирующая;
- мотивационная;
- эмоциональная.
В зависимости от вида тары и упаковки маркировка подразделяется на транспортную и потребительскую. Маркировка потребительской упаковки бараночных изделий должна содержать следующие данные:
- наименование изделия;
- наименование, местонахождение (юридический адрес) изготовителя, упаковщика;
- наименование экспортера, импортера, наименование страны и места происхождения (при изготовлении продукции на экспорт);
- товарный знак изготовителя (при наличии);
- массу нетто;
- дату изготовления;
- срок хранения;
- условия хранения;
- срок годности;
- состав продукта;
- обозначение настоящего стандарта;
- информацию о сертификации.
Маркировка может быть приведена непосредственно на упаковке, этикетке, контрэтикетке, ярлыке, листе-вкладыше и др. [1].
Маркировка обычно включает три элемента: краткий текст, рисунок, условные обозначения. Текст – наиболее распространенный элемент производственной и торговой маркировки. Выполняет в основном информационную и идентифицирующую функции, характеризуется высокой степенью достоверности. Удельный вес текста на маркировке в зависимости от назначения и носителей составляет 50 – 100 %. На рисунок приходится до 50 % и на информационные знаки – до 30 %.
Экспертизу качества баранок начинают с осмотра внешнего вида упаковки и маркировки. При анализе маркировки необходимо рассмотреть ее структуру (таблица 2) и соответствие требованиям ГОСТ Р 51074 «Информация для потребителя» (таблица 3).
Таблица 2 – Структура маркировки товаров
Элементы маркировки |
Удельная доля, % | |
Образец 1 |
Образец 2 | |
Текст |
50 |
50 |
Рисунок |
0 |
10 |
Информационные знаки |
15 |
15 |
Требования к содержанию информации |
Содержание маркировки |
Вид товарной информации | |
Образец 1 |
Образец 2 | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
Наименование баранок |
«Сахарные с маком» |
«Сахарные с маком» |
основополагающая |
Наименование и местонахождение изготовителя |
ООО «Зауральские баранки» г.Курган, ул. Бажова, 142. |
ИП Булеев Е.А. Россия, 640000, г. Курган, ул. Шевелевская, 1. | |
Масса нетто, г |
350 |
300 | |
Пищевая ценность |
100 г: белки-8,8г, жиры-4,1г, углеводы-67,5г |
100 г: белки-8,8г, жиры-4,1г, углеводы-67,5г |
потребительская
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Состав продукта |
мука пшеничная хлебопекарная в/c, вода питьевая, сахар-песок, маргарин столовый, масло подсолнечное, соль поваренная пищевая, мак пищевой, дрожжи хлебопекарные прессованные. |
мука пшеничная хлебопекарная в/сорта, сахар-песок, маргарин, соль поваренная пищевая, дрожжи хлебопекарные прессованные, мак. |
потребительская |
Дата изготовления |
31.03.14 |
07.04.14 |
основополагающая |
Срок реализации |
25 суток |
25 суток | |
Условия хранения |
При температуре не выше 25°С и относительной влажности 65-75%. |
При температуре 25°С при относительной влажности не более 65-75% | |
Обозначение настоящего стандарта и/или документа, в соответствии с которым изготовлен продукт |
ГОСТ 7128-91«Изделия хлебобулочные бараночные. Технические условия» |
ГОСТ 7128-91«Изделия хлебобулочные бараночные. Технические условия» | |
Информация о подтверждении соответствия |
имеется |
имеется |
В ходе анализа маркировки выявили, что оба образца соответствуют требованиям ГОСТ Р 51074 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования». Размер шрифта всех образцов соответствует требованиям (не менее 9,5 кегля). Информация на 2 образцах представлена только на русском языке (Приложение Г).
2.3 Определение показателей качества
2.3.1 Определение органолептических показателей
Анализ органолептических показателей осуществляется по ГОСТ Р 7128-91 «Изделия хлебобулочные бараночные. Технические условия». Органолептические показатели характеризуют форму, поверхность, цвет, вкус и запах, внутреннее состояние (Приложение Д). Внешний вид изделия (форму, поверхность, цвет) определяют, осматривая его при дневном рассеянном свете или при достаточном искусственном. Внутреннее состояние – из средней пробы берут не менее трех изделий, которые разламывают на три части и по виду разлома устанавливают степень разрыхленности, пропеченности и промеса (пустоты и непромес не допускаются). При разламывании определяют и хрупкость: баранки должны быть хрупкими или ломкими.
Для определения вкуса от изделия откусывают минимально возможные кусочки (не более 1 – 2 г), содержащие корочку и мякиш, которые разжевывают до однородной массы, полностью смоченной слюной, держат во рту 5 – 10 секунд и проглатывают, запивают крепко заваренным чаем и сравнивают вкусовые ощущения с описанием в стандарте. При оценке вкуса дополнительно дается характеристика внутреннего состояния бараночных изделий: они должны хорошо разжевываться. Запах определяют путем 2 – 3 разового глубокого вдыхания воздуха через нос как можно с большей поверхности в начале целого изделия, а затем после его разламывания. Запах сравнивают с описанием в стандарте. Результаты анализа представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Органолептические показатели баранок
Показатели |
Характеристика показателя | |||
Требования ГОСТ Р 7128-91«Изделия хлебобулочные бараночные. Технические условия». |
Образец 1 |
Образец 2 | ||
1 |
2 |
3 |
4 | |
Внешний вид: Форма
Поверхность
Цвет |
В виде кольца: округлая.
Глянцевитая, гладкая, без вздутий и трещин, посыпанная маком. От светло-желтого до темно-коричневого |
В виде кольца: округлая.
Глянцевитая, гладкая, без вздутий и трещин, посыпанная маком. Темно- коричневый |
В виде кольца: округлая.
Глянцевитая, гладкая, без вздутий и трещин, посыпанная маком. Светло-желтый | |
Внутреннее состояние |
Разрыхленные, пропеченные, без признаков непромеса |
Разрыхленные, пропеченные, без признаков непромеса |
Разрыхленные, пропеченные, без признаков непромеса |