Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 10:11, реферат
Торгуемый товар представляет собой совершенный заменитель импорта, а неторгуемый – несовершенный. Что действительно важно для разграничения торгуемых и неторгуемых товаров, так это механизм определения цены товара. Цена торгуемого товара определяется мировым рынком, а неторгуемого – внутренними, национальным условиями. Сильнее всего от удорожания производственных ресурсов страдает торгуемый несырьевой сектор, который не в состоянии в ответ на рост издержек увеличить цену производимого товара.
ТОВАР
Товар - сложное, многоаспектное понятие, включающее совокупность свойств, главными среди которых являются потребительские свойства, т.е. способность товара удовлетворять потребности того, кто им владеет.
Общепринятое определение товара – «продукт труда, произведенный для продажи» (Большая Советская Энциклопедия. – 3-е изд. – т.26. – с.37) – остается справедливым для коммерции. Однако маркетологи подчеркивают возможность использовать товар, потреблять товар, а не только обменивать на деньги: «товар – это средство, с помощью которого можно удовлетворить определенную потребность» (Котлер Ф. Управление маркетингом. – М., 1980. – с.17) или «товар – это комплекс полезных свойств вещи, поэтому … он автоматически включает все составные элементы, необходимые для материального удовлетворения нужд потреблителя» (Маджаро С. Международный маркетинг. – М., 1977. – с.42-43).
В законе «Об основах регулирования внешнеторговой деятельности» дается определение товара:
товар – являющиеся предметом внешнеторговой деятельности движимое имущество, отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река-море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии. Транспортные средства, используемые по договору о международных перевозках, не рассматриваются в качестве товара.
Особенности
международной купли-продажи
- товар имеет четко выраженную материальную форму, которая в процессе потребления теряет свои качества; можно определить параметры качества (технические и экономические), а значит и изменение параметров качества в процессе движения до потребителя и в процессе потребления;
- товар в своем движении пересекает
национальные границы
Классификации материальных товаров в международной коммерции:
Товары широкого потребления – это:
а) товары повседневного спроса (потребитель покупает часто, с минимальными усилиями на их сравнение между собой – Ф.Котлер Основы маркетинга – с.288);
б) товары предварительного выбора (потребитель в процессе выбора и покупки сравнивает между собой по показателям пригодности, качества, цены и внешнего оформления – Ф.Котлер с.288);
в) товары особого спроса (имеют уникальные характеристики, ради приобретения которых потребитель готов затратить дополнительные усилия – Ф.Котлер с.289).
Товары производственного назначения – это:
а) сырье,
б) полуфабрикаты,
в) готовая продукция.
Торгуемый товар представляет собой
совершенный заменитель импорта, а
неторгуемый – несовершенный. Что
действительно важно для
Классическим примером неторгуемых товаров являются услуги, но, как не парадоксально, в настоящее время в России к неторгуемым товарам можно отнести большую часть продукции обрабатывающей промышленности. Последняя выпускает в основном не очень качественные недорогие товары (с небольшой добавленной стоимостью). С учетом низкой цены таких товаров импорт их точных аналогов оказывается нецелесообразным прежде всего в силу относительно высоких транспортных издержек, а также импортных пошлин.
Соответственно на внутреннем рынке потребитель зачастую выбирает не между российским и импортным товарами аналогичного качества, а между менее качественным, но и более дешевым российским товаров и более качественным и более дорогим импортным. Как следствие, цены большинства товаров, производимых российской обрабатывающей промышленностью, определяются соотношением внутреннего спроса и предложения, хотя и с учетом уровня цен на импортную продукцию.
В долгосрочной перспективе темпы
экономического роста определяются
темпами роста
3.глобальный и национально
При выходе на зарубежные рынки фирма должна обязательно знать преимущества и недостатки своего товара в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе. В связи с этим возникает необходимость анализа возможностей адаптации. Адаптация рассматривается как:
4.стандартизованный и дифференцированный товары.
Стандартизованный товар предлагается различными производителями, но принимается потребителем как однородный по всем параметрам качества. В современной экономике таких товаров становится все больше, так как вырабатываются международные стандарты качества. Сделки по стандартизованным товарам сами становятся стандартными, заключаются типовые договоры. Примеры таких товаров: кофе, зерно, молоко с определенным процентом жирности и другие.
Дифференцированный товар, предлагаемый различными производителями и воспринимаемый потребителем как разный.
Разновидность данной группы товаров – фирменные товары (ФЗ РФ «О товарных знаках …»). Фирменные товары обладают особыми качествами и продаются, как правило, под определенным наименованием (торговая марка, торговый знак). Итак, фирменный товар – это товар стандартного качества, который в стандартных количествах и упаковке продается под определенным наименованием на значительном сегменте рынка.
От каждого потребителя зависит, воспринимает ли он данный товар как стандартизованный или как дифференцированный. В соответствии с этим многие потребители в отличие от приведенного примера (молоко) не считают сельскохозяйственные продукты стандартизованными, они для них глубоко дифференцированные продукты.
Фирмы-производители определяют не только отдельный товар как предмет торговли, но и товарный ассортимент – группа товаров, тесно вязанных между собой либо в силу схожести их функционирования, либо в силу того, что их продают одним и тем же группам клиентов, или через одни и те же типы торговых фирм, или в рамках одного и того же диапазона цен. (Ф.Котлер Основы маркетинга, с.311)
Расширение ассортимента можно осуществить двумя способами:
Товарная номенклатура – совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых покупателям конкретным продавцом. (Ф.Котлер с.313)
- взаимозаменяемые,
- взаимодополняемые товары.
Покупка таких групп товаров, как правило, усложняет осуществление коммерческих операций.
Взаимодополняемые товары
могут производиться одной
6. Потребитель решает, какой вид товара он будет закупать, но при этом современный потребитель учитывает фактор новизны товара. В данном случае возникают проблемы:
покупка-продажа товара с уникальными качествами. Эти товары формируют новую потребность, например лекарства;
формирование нового
товара, которое связано с
формирование сравнимого товара. Выпускается товар, который на прежнем уровне удовлетворяет потребность;
предоставление рынку устаревшего товара. Он удовлетворяет потребность, но по параметрам качества уступает аналогам.
Особая проблема в коммерческой деятельности – это учет жизненного цикла товаров. Продолжение жизни товара используется ТНК в современных условиях на основе продажи его в развивающиеся страны.
Рассматривается и проблема обновляемости продукции. Она оценивается через показатель – доля новой продукции в общем объеме продаж. С развитием конкуренции осуществляется частое обновление выпускаемых изделий, рост их номенклатуры, снижение серийности производства. Количество видов, типоисполнений и типоразмеров изготавливаемых изделий в последнее время удваивается каждые 8-10 лет. (Горбунов с.97) Некоторые промышленные фирмы используют показатель обновляемости как плановый для предприятий. Управление фирмой все больше трансформируется в управление нововведениями.
7. Также учитывается и проблема наукоемкости товара. Выделение высокотехнологичных товаров носит условный характер. В вещной форме - это машины, оборудование приборы и т.п. К ним причисляются товары по показателю наукоемкости – отношение НИОКР к объему производства. Низший уровень установлен в 3,5%. Чем сложнее товар, тем он дороже, поэтому может возникнуть вопрос покупать его или арендовать.
Уровень интеллектуальной ренты в цене современных российских высокотехнологичных изделий может составлять от 50 до 70% (Зайцева Н.К. Интеллектуальная рента – источник воспроизводства интеллектуального капитала// Финансы. - 2004. - №10 . -С. 25)
Таблица – Сдвиги в структуре мирового товарного экспорта (исключая топливо) за 1980-1998 гг. (в % г итогу)
Товарные группы по технологическому уровню |
1980 г. |
1998 г. |
Высокотехнологичные товары |
20,2 |
30,2 |
Среднетехнологичные товары |
|
29,6 |
Низкотехнологичные товары |
10,1 |
7,6 |
Продукция трудоемких и сырьевых отраслей |
40,4 |
29,8 |
Неклассифицированные товары |
2,9 |
2,8 |
См.: Данилин А.М. Внешняя торговля Росси в 2002 г.//Внешнеэкономический бюллетень . - 2003. - №4 . –С46.
Доля экспорта высокотехнологичных товаров России в международной торговле – 0,3%. Россия экспортирует такого рода продукции в 5 раз меньше, чем Таиланд, в 8 раз меньше Мексики, в 10 раз – КНР и в 14 раз меньше, чем Республика Корея. (См.: Смирнов В.П. Внешняя торговля России: вопросы стратегического развития// Внешнеэкономический бюллетень. -2003 . - №4 . -С.11)
В международной коммерческой деятельности стоит вопрос о коммерческой деятельности по отношению к товарам-подделкам, к так называемой контрафактной продукции. По данным Интерпола 5 % международного товарооборота – товары-подделки. Особенно замечено такое производство в странах - Италия, Польша, Китай. Китай имеет государственную политику по производству подделок. В настоящее время ведется активная борьба государств, компаний, Интерпола против данного производства. Готовые товары по мере возможности изымаются из оборота, уничтожаются. По мнению российских аналитиков за последние 4-5 лет качество контрафактной продукции выросло.
По официальным
данным Роспатента, оборот всей
поддельной продукции, включая
товары народного потребления.
На российском рынке составляет
80-100 млрд. руб. в год. По данным неофициальной
статистике оборот контрафакта в России
оценивается в 2-3 млрд.дол. в год. Самые
популярные подделки: в лидерах одежда
и обувь марки "Адидас", джинсы "Ливайс",
часы "Ролекс", рулевые тяги для "Мерседеса",
сигареты Marlboro, HB, Winston, LM, West, лекарство
"Виагра". Основные страны-поставщики
контрафакта в Россию – 98% подделок идет
из стран дальнего зарубежья, преимущественно
Юго-Восточной Азии, Китая, Таиланда и
Малайзии. 2% поступает из стран СНГ. (Т.Зыкова
Что подделывают чаще всего в России?/Российская
газета 14 января 2005 г. //htth://www.rg.ru/2005/01/14/
В международной коммерции