Факторы, влияющие на формирование качества и конкурентоспособности сырокопченой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы на тему «Факторы, влияющие на формирование качества и конкурентоспособность товаров» является анализ ассортимента и оценка конкурентоспособности качества мясной продукции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
1) рассмотреть основные понятия качества товара и его свойства;
2) изучить общую характеристику факторов, формирующих и сохраняющих качество;
3) изучить аспекты качества, как фактора, определяющего конкурентоспособность товаров;
4) дать краткую характеристику предприятия;
5) выявить классификацию и определить характеристику ассортимента сырокопченой продукции;
6) оценить качество и конкурентоспособность товаров;
7) дать рекомендации предприятию по обеспечению конкурентоспособности продукции и путям ее повышения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические аспекты качества и конкурентоспособности товаров……………………………………………………………………………
1.1 Основные понятия качества товара и его свойства……………………...6
1.2 Система показателей качества товаров………………………………….9
1.3 Факторы, формирующие и сохраняющие качество товаров…………..16
1.4 Качество, как фактор определяющий конкурентоспособность товаров……………………………………………………………………..22
Глава II. Анализ ассортимента и оценка конкурентоспособности качества мясной продукции.
2.1 Краткая характеристика предприятия ОАО «Казанский мясокомбинат»………………………………………………………………27
2.2 Анализ и краткая характеристика ассортимента мясной продукции….......................................................................................................29
2.3 Оценка качества и конкурентоспособности мясной продукции……………………………………………………………………..31
Глава III.Разработка и рекомендации по обеспечению конкурентоспособности продукции и путям ее повышения………………37
Заключение…………………………………………………………………….44
Список использованной литературы……

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 313.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образование учреждение высшего

профессионального образования «Казанский государственный

технический университет им. А.Н.Туполева» 
 
 

Курсовая

по дисциплине: «Товароведение»

на тему: «Факторы, влияющие на формирование качества и конкурентоспособности сырокопченой продукции». 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студентка группы 6308

Фёдорова  К.Ю.

Проверил: кандидат экономических наук, доцент

Хаметова  Н.Г 

Казань,2010г. 

      Содержание 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретические аспекты качества и конкурентоспособности товаров……………………………………………………………………………

    1. Основные понятия  качества товара и его свойства……………………...6
    2. Система показателей качества товаров………………………………….9
    3. Факторы, формирующие  и сохраняющие качество товаров…………..16
    4. Качество, как фактор определяющий конкурентоспособность товаров……………………………………………………………………..22

Глава II. Анализ ассортимента и оценка конкурентоспособности качества мясной продукции.

2.1 Краткая характеристика предприятия ОАО «Казанский мясокомбинат»………………………………………………………………27

2.2 Анализ и краткая характеристика ассортимента мясной продукции….......................................................................................................29

2.3 Оценка  качества и конкурентоспособности  мясной продукции……………………………………………………………………..31

Глава III.Разработка и рекомендации по обеспечению конкурентоспособности продукции и путям ее повышения………………37

Заключение…………………………………………………………………….44

Список  использованной литературы………………………………………...47

Приложение 
 
 
 
 
 

Введение.

      Качество  товара – это совокупность его  свойств и характеристик, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности покупателя (потребительские свойства). Кроме потребительских свойств качество включает и другие свойства товара, которые обеспечивают удовлетворение потребностей проектировщиков, изготовителей, работников сферы обращения.

      Актуальность  темы курсовой работы состоит в том, что  качество продукции  является главным фактором, влияющим на конкурентоспособность, и дocтижeниe выcoкoгo и стабильного кaчecтвa пpoдyкции нa пpeдпpиятии пoзвoляeт: yвeличить oбъeм peaлизaции, a cлeдoвaтeльнo, и пpибыли; oбecпeчить кoнкypeнтocпocoбнocть пpoдyкции; пoвыcить имидж пpeдпpиятия; cнизить pиcк бaнкpoтcтвa и oбecпeчить ycтoйчивoe финaнcoвoe пoлoжeниe пpeдпpиятия.

       Целью курсовой работы на тему «Факторы, влияющие на формирование качества и конкурентоспособность товаров» является анализ ассортимента и оценка конкурентоспособности качества мясной продукции.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:

1) рассмотреть основные понятия качества товара и его свойства;

 2) изучить общую характеристику факторов, формирующих и сохраняющих качество;

3) изучить  аспекты качества, как фактора, определяющего конкурентоспособность товаров;

4) дать краткую характеристику предприятия;

5)  выявить классификацию и определить характеристику  ассортимента сырокопченой продукции;

6)  оценить  качество и конкурентоспособность  товаров;

7) дать рекомендации предприятию по обеспечению конкурентоспособности продукции и путям ее повышения. 

      Объектом  исследования является предприятие  ООО «Казанский мясокомбинат». Предметом  исследования является качество мясной продукции и ее конкурентоспособность.

        Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к  качеству  выпускаемой  продукции.  Это  связано   с   тем,   что   сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров  и  услуг определяются    уровнем    конкурентоспособности.    В     свою     очередь, конкурентоспособность связана  с  действием  нескольких  десятков  факторов, среди которых  можно  выделить  два  основных  -  уровень  цены  и  качество продукции. При этом качество продукции постепенно выходит на  первое  место. Производительность  труда,  экономия  всех  видов  ресурсов  уступают  место качеству продукции.

        Как уже было отмечено  выше,  качество  –  многосложное  понятие,  и  его обеспечение требует объединение научных сил, от  творческого  потенциала  до практического опыта многих специалистов.  И при нынешней ситуации  в  России проблема качества не только важна,  но  и  должна  быть  решена  совместными усилиями  государства,   федеральных   органов   управления,   руководителей коллективов предприятий, ученых, конструкторов, каждого рабочего. В современных условиях проблема повышения качества продукции и обеспечения её конкурентоспособности для России является наиболее актуальной.  Существует немало книг, рассматривающих эти проблемы, такие как Мишин В.М. «Управление качеством», Лифиц И.М. «Основы стандартизации, метрологии и управления качеством», Долинская М.Г. «Маркетинг и  конкурентоспособность промышленной продукции», Фомин В.Н. «Квалиметрия. Управление качеством», Окрепилов В.В. «Управление качеством». Отечественная промышленная продукция - по многим товарам неконкурентоспособна на мировом рынке. Она в ряде случаев также неконкурентоспособна и на внутреннем рынке. Техническое отставание, затратная модель хозяйствования, экстенсивный характер функционирования промышленности, низкое качество промышленной продукции стали причинами сравнительно низкой эффективности промышленного производства, его не конкурентоспособности.

В данной курсовой работе необходимо увидеть  и  убедиться  в том, какое влияние оказывает проблема качества на  конкурентоспособность  товара, а следовательно  и  на  эффективность  производства.  И  связи  с  тем,  что качество является основой  для  успешного  продвижения  товара  на  рынке  и главным критерием оценки продукции, я решила выявить возможные пути или хотя бы частичное решение этой проблемы. Всё это и будет являться  целью моей курсовой работы. Задачу же я поставлю такую: попытаться  выявить негативные факторы   этого    явления    и    описать    возможные   пути    повышения конкурентоспособности товара. 
 
 
 
 
 

Глава I. Теоретические аспекты качества и конкурентоспособности товаров.

    1. Основные понятия качества товара и его свойства.

     Качество - одна из основополагающих характеристик товара, которая оказывает решающее влияние на создание потребительских предпочтений и формирование конкурентоспособности /28 с. 23/.

    Качество  товара - совокупность свойств, характеристик, обуславливающих их пригодность  удовлетворять определенные потребности  населения в соответствии с его назначением /10 с.15/.

      Продовольственные товары предназначены  удовлетворять потребности человека  в питании, а значит, они должны  быть доброкачественными, хорошо  усваиваться, обладать аргонометрическими  свойствами, достоинствами, биологической  ценностью

     В Российской Федерации действуют следующие виды нормативной документации; межгосударственные стандарты РФ (ГОСТ Р), отраслевые стандарты (ОСТ), стандарты предприятий (СТП), региональный стандарт. В нормативных документах устанавливаются требования к свойствам и показателям, обуславливающим качество /4 с.5/.

        Свойство - объективная особенность продукции (или товара), проявляющаяся при ее создании, оценке, хранении и потреблении (эксплуатации).     Свойство продукции - объективная особенность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении. Отдельные свойства продукции характеризуются показателями, являющимися количественной характеристикой одного или нескольких свойств, рассматриваемых применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления.

    Свойства  продукции могут быть простыми и  сложными. Простое свойство характеризуется  одной особенностью, например, кислотность, жирность молока и пр. Сложное свойство - комплексная особенность, проявляющихся в совокупности. Примером сложного свойства может служить пищевая ценность продуктов питания, включающая целый комплекс свойств - энергетическую, биологическую и физиологическую ценности, а так же усвояемости /10 с.35/ .

    Качество  товара оценивается с помощью показателя качества, который представляет с собой наличие характеристики одной или нескольких наиболее важных свойств продукции. Каждый отдельный товар имеет свою номенклатуру показателя качества, которые классифицируются по следующим признакам: а) по количеству характерных способов б) по способу выражения в) по методу определения г) по стадии определения д) в зависимости от области определения /35 с.136/.

Показатель  качества - количественное и качественное выражение свойств продукции (или  товара). Показатели качества являются физическими или нефизическими величинами. Физические величины (длина, масса, плотность) могут измеряться количественно и качественно. Наименование показателя служит качественной характеристикой товара (например, массовая доля сахара в соке) /27 с. 110/.

 Значение  показателя - является результатом  количественного и качественного  измерения (размера и размерности) например, 12процентов сахара в соке. Единичные показатели - показатели, предназначенные для выражения простых свойств товара. К ним относятся цвет, форма, целостность, кислотность. Комплексные показатели - показатели, предназначенные для выражения сложных свойств товара. Базовые показатели - показатели, принятые за основу при сравнительной характеристике показательного качества (например, для оценки качества чая - берем определенные показатели, берем ГОСТ и сравниваем эти показатели, затем делаем выводы и заключения). Определяющие показатели - показатели, имеющие решающее значение при оценке качества товаров. К ним относятся органолептические показатели (внешний вид, цвет, вкус, запах, физико-химические (массовая доля жира, этилового спирта). Уровень качества товаров - относительная характеристика, определяемая путем сопоставления действительных значений показателей с базовым значением тех же показателей. В качестве базовых показателей приняты регламентированные значения стандартов или других нормативных документов, а так же стандартные образцы, эталоны. Технический уровень качества - относительная сравнительная характеристика технического совершенства товаров, основанная на сравнении действительных значений показателей, характеризующих техническое совершенство, с их базовым показателем, отражающим передовые научно- технические достижения этой области. Таким образом, качество товаров представляет собой совокупность свойств и определяющих их показателей, которые обуславливают удовлетворение разнообразных потребностей в соответствии с назначением конкретных товаров/24 с.154/ 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2Система показателей качества товаров.

           Основные направления  определения  состава  и  структуры  характеризуемых свойств отражает классификация показателей,применяемых  при  оценке уровня качества продукции.

      По способу выражения они могут  быть в натуральных  единицах (килограммы, метры, баллы, безразмерные), а также в стоимостных единицах.

      По оценке уровня качества  — базовые, относительные показатели.

      По стадии  определения  —   прогнозируемые,  проектные,  производственные, эксплуатационные показатели.

      По характеризуемым свойствам  они могут  быть  единичными  и  комплексными (групповыми, обобщенными, интегральными).

      Единичные  и  комплексные   показатели  качества,  могут   объединяться   в различные группы в зависимости от того, какие отношения объекта (системы)  с внешней средой вас интересуют/27 с. 36/.

     Пример  такой группировки показан в таблице1(смотреть приложение).

        При анализе групп показателей можно заметить  определенную  корреляцию между ними. Например, такой показатель уровня технологичности  производства, как  энергоемкость  продукции,  тесно  связан  с  группами. 

      Качество  продукции  оценивается   на  основе  количественного   измерения определяющих ее свойств. Современная наука  и  практика  выработали  систему количественной  оценки  свойств  продукции,  которые   и   дают   показатели качества. Широко распространена классификация  свойств  предметов  (товаров) по следующим группам, которые дают соответствующие показатели качества:

     -показатели назначения товара, 

      -показатели надежности,

      -показатели технологичности,

     -показатели стандартизации и унификации,

    -эргономические показатели,

    -эстетические показатели,

     -показатели транспортабельности,

        -патентно-правовые показатели,

     -экологические показатели,

      -показатели безопасности. 

      Показатели назначения  характеризуют   полезный  эффект  от  использования продукции по назначению и обуславливают область  применения  продукции.  Для продукции производственно-технического  назначения  основным  может  служить показатель  производительности. 

Информация о работе Факторы, влияющие на формирование качества и конкурентоспособности сырокопченой продукции