Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 15:43, курсовая работа
Целью курсовой работы на тему «Факторы, влияющие на формирование качества и конкурентоспособность товаров» является анализ ассортимента и оценка конкурентоспособности качества мясной продукции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
1) рассмотреть основные понятия качества товара и его свойства;
2) изучить общую характеристику факторов, формирующих и сохраняющих качество;
3) изучить аспекты качества, как фактора, определяющего конкурентоспособность товаров;
4) дать краткую характеристику предприятия;
5) выявить классификацию и определить характеристику ассортимента сырокопченой продукции;
6) оценить качество и конкурентоспособность товаров;
7) дать рекомендации предприятию по обеспечению конкурентоспособности продукции и путям ее повышения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические аспекты качества и конкурентоспособности товаров……………………………………………………………………………
1.1 Основные понятия качества товара и его свойства……………………...6
1.2 Система показателей качества товаров………………………………….9
1.3 Факторы, формирующие и сохраняющие качество товаров…………..16
1.4 Качество, как фактор определяющий конкурентоспособность товаров……………………………………………………………………..22
Глава II. Анализ ассортимента и оценка конкурентоспособности качества мясной продукции.
2.1 Краткая характеристика предприятия ОАО «Казанский мясокомбинат»………………………………………………………………27
2.2 Анализ и краткая характеристика ассортимента мясной продукции….......................................................................................................29
2.3 Оценка качества и конкурентоспособности мясной продукции……………………………………………………………………..31
Глава III.Разработка и рекомендации по обеспечению конкурентоспособности продукции и путям ее повышения………………37
Заключение…………………………………………………………………….44
Список использованной литературы……
Федеральное агентство по образованию
Государственное образование учреждение высшего
профессионального образования «Казанский государственный
технический
университет им. А.Н.Туполева»
Курсовая
по дисциплине: «Товароведение»
на тему:
«Факторы, влияющие на формирование качества
и конкурентоспособности сырокопченой
продукции».
Выполнил: студентка группы 6308
Фёдорова К.Ю.
Проверил: кандидат экономических наук, доцент
Хаметова
Н.Г
Казань,2010г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава
I. Теоретические аспекты качества и конкурентоспособности
товаров……………………………………………………………
Глава II. Анализ ассортимента и оценка конкурентоспособности качества мясной продукции.
2.1 Краткая
характеристика предприятия ОАО «Казанский
мясокомбинат»……………………………………………
2.2 Анализ
и краткая характеристика ассортимента
мясной продукции…....................
2.3 Оценка
качества и
Глава III.Разработка и рекомендации по обеспечению конкурентоспособности продукции и путям ее повышения………………37
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………...47
Приложение
Введение.
Качество товара – это совокупность его свойств и характеристик, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности покупателя (потребительские свойства). Кроме потребительских свойств качество включает и другие свойства товара, которые обеспечивают удовлетворение потребностей проектировщиков, изготовителей, работников сферы обращения.
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что качество продукции является главным фактором, влияющим на конкурентоспособность, и дocтижeниe выcoкoгo и стабильного кaчecтвa пpoдyкции нa пpeдпpиятии пoзвoляeт: yвeличить oбъeм peaлизaции, a cлeдoвaтeльнo, и пpибыли; oбecпeчить кoнкypeнтocпocoбнocть пpoдyкции; пoвыcить имидж пpeдпpиятия; cнизить pиcк бaнкpoтcтвa и oбecпeчить ycтoйчивoe финaнcoвoe пoлoжeниe пpeдпpиятия.
Целью курсовой работы на тему «Факторы, влияющие на формирование качества и конкурентоспособность товаров» является анализ ассортимента и оценка конкурентоспособности качества мясной продукции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
1) рассмотреть основные понятия качества товара и его свойства;
2) изучить общую характеристику факторов, формирующих и сохраняющих качество;
3) изучить аспекты качества, как фактора, определяющего конкурентоспособность товаров;
4) дать краткую характеристику предприятия;
5) выявить классификацию и определить характеристику ассортимента сырокопченой продукции;
6) оценить
качество и
7) дать
рекомендации предприятию по обеспечению
конкурентоспособности продукции и путям
ее повышения.
Объектом исследования является предприятие ООО «Казанский мясокомбинат». Предметом исследования является качество мясной продукции и ее конкурентоспособность.
Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых можно выделить два основных - уровень цены и качество продукции. При этом качество продукции постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.
Как уже было отмечено выше, качество – многосложное понятие, и его обеспечение требует объединение научных сил, от творческого потенциала до практического опыта многих специалистов. И при нынешней ситуации в России проблема качества не только важна, но и должна быть решена совместными усилиями государства, федеральных органов управления, руководителей коллективов предприятий, ученых, конструкторов, каждого рабочего. В современных условиях проблема повышения качества продукции и обеспечения её конкурентоспособности для России является наиболее актуальной. Существует немало книг, рассматривающих эти проблемы, такие как Мишин В.М. «Управление качеством», Лифиц И.М. «Основы стандартизации, метрологии и управления качеством», Долинская М.Г. «Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции», Фомин В.Н. «Квалиметрия. Управление качеством», Окрепилов В.В. «Управление качеством». Отечественная промышленная продукция - по многим товарам неконкурентоспособна на мировом рынке. Она в ряде случаев также неконкурентоспособна и на внутреннем рынке. Техническое отставание, затратная модель хозяйствования, экстенсивный характер функционирования промышленности, низкое качество промышленной продукции стали причинами сравнительно низкой эффективности промышленного производства, его не конкурентоспособности.
В данной
курсовой работе необходимо увидеть
и убедиться в том, какое влияние
оказывает проблема качества на конкурентоспособность
товара, а следовательно и на
эффективность производства. И
связи с тем, что качество является
основой для успешного продвижения
товара на рынке и главным критерием
оценки продукции, я решила выявить возможные
пути или хотя бы частичное решение этой
проблемы. Всё это и будет являться
целью моей курсовой работы. Задачу же
я поставлю такую: попытаться выявить
негативные факторы этого явления
и описать возможные
пути повышения конкурентоспособности
товара.
Глава I. Теоретические аспекты качества и конкурентоспособности товаров.
Качество - одна из основополагающих характеристик товара, которая оказывает решающее влияние на создание потребительских предпочтений и формирование конкурентоспособности /28 с. 23/.
Качество товара - совокупность свойств, характеристик, обуславливающих их пригодность удовлетворять определенные потребности населения в соответствии с его назначением /10 с.15/.
Продовольственные товары
В Российской Федерации действуют следующие виды нормативной документации; межгосударственные стандарты РФ (ГОСТ Р), отраслевые стандарты (ОСТ), стандарты предприятий (СТП), региональный стандарт. В нормативных документах устанавливаются требования к свойствам и показателям, обуславливающим качество /4 с.5/.
Свойство - объективная особенность продукции (или товара), проявляющаяся при ее создании, оценке, хранении и потреблении (эксплуатации). Свойство продукции - объективная особенность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении. Отдельные свойства продукции характеризуются показателями, являющимися количественной характеристикой одного или нескольких свойств, рассматриваемых применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления.
Свойства продукции могут быть простыми и сложными. Простое свойство характеризуется одной особенностью, например, кислотность, жирность молока и пр. Сложное свойство - комплексная особенность, проявляющихся в совокупности. Примером сложного свойства может служить пищевая ценность продуктов питания, включающая целый комплекс свойств - энергетическую, биологическую и физиологическую ценности, а так же усвояемости /10 с.35/ .
Качество товара оценивается с помощью показателя качества, который представляет с собой наличие характеристики одной или нескольких наиболее важных свойств продукции. Каждый отдельный товар имеет свою номенклатуру показателя качества, которые классифицируются по следующим признакам: а) по количеству характерных способов б) по способу выражения в) по методу определения г) по стадии определения д) в зависимости от области определения /35 с.136/.
Показатель качества - количественное и качественное выражение свойств продукции (или товара). Показатели качества являются физическими или нефизическими величинами. Физические величины (длина, масса, плотность) могут измеряться количественно и качественно. Наименование показателя служит качественной характеристикой товара (например, массовая доля сахара в соке) /27 с. 110/.
Значение
показателя - является результатом
количественного и
1.2Система показателей качества товаров.
Основные направления определения состава и структуры характеризуемых свойств отражает классификация показателей,применяемых при оценке уровня качества продукции.
По способу выражения они
По оценке уровня качества
— базовые, относительные
По стадии определения — прогнозируемые, проектные, производственные, эксплуатационные показатели.
По характеризуемым свойствам они могут быть единичными и комплексными (групповыми, обобщенными, интегральными).
Единичные и комплексные показатели качества, могут объединяться в различные группы в зависимости от того, какие отношения объекта (системы) с внешней средой вас интересуют/27 с. 36/.
Пример такой группировки показан в таблице1(смотреть приложение).
При анализе групп показателей можно заметить определенную корреляцию между ними. Например, такой показатель уровня технологичности производства, как энергоемкость продукции, тесно связан с группами.
Качество продукции оценивается на основе количественного измерения определяющих ее свойств. Современная наука и практика выработали систему количественной оценки свойств продукции, которые и дают показатели качества. Широко распространена классификация свойств предметов (товаров) по следующим группам, которые дают соответствующие показатели качества:
-показатели назначения товара,
-показатели надежности,
-показатели технологичности,
-показатели стандартизации и унификации,
-эргономические показатели,
-эстетические показатели,
-показатели транспортабельности,
-патентно-правовые показатели,
-экологические показатели,
-показатели безопасности.
Показатели назначения характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обуславливают область применения продукции. Для продукции производственно-технического назначения основным может служить показатель производительности.