Экспертиза кукурузного масла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2014 в 18:35, курсовая работа

Краткое описание

Масложировая отрасль в агропромышленном комплексе России занимает ведущее место. Россия является частью мирового рынка в области производства и реализации растительных масел.
Растительные масла употребляют непосредственно в пищу; используют для производства маргаринов, майонезов, и других видов жировых продуктов; в хлебобулочной, кондитерской и кулинарной промышленности; в медицинских целях. Производство растительных масел с каждым годом возрастает, расширяется ассортимент. Производители освоили выпуск масел из различных сортов плодов, орехов и злаков.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
1 Теоретическая часть……………………………………………………………….5
1.1 Характеристика и потребительские свойства кукурузного масла....................5
1.1.1 Химический состав и пищевая ценность…………………………………….5
1.1.2 Факторы, определяющие потребительские свойства………………………..7
1.2 Требования к качеству кукурузного масла…………………………………...11
1.3 Виды товарных экспертиз, применяемые для экспертизы кукурузного масла………………………………………………………………………………...14
2 Практическая часть………………………………………………………………20
2.1 Объекты, цели и порядок исследований……………………………………...20
2.2 Оценка упаковки и маркировки……………………………………………….22
2.3 Определение показателей качества…………………………………………...26
2.3.1 Определение органолептических показателей……………………………..26
2.3.2 Определение физико-химических показателей…………………………….27
Выводы……………………………………………………………………………...30
Список использованных источников………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 96.04 Кб (Скачать файл)

Результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок оформляются в виде экспертного заключения, акта обследования, протокола исследований (испытаний) [15].

Ветеринарно - санитарная экспертиза (ВСЕ) применяется с/х сырья и пищевых продуктов животного происхождения в целях предупреждения возможности заражения людей через продукты, полученные от больных животных и предотвращения переноса инфекций от зараженных продуктов. Основная цель ветеринарно-санитарной экспертизы: обеспечивать высокое санитарное качество продуктов и сырья, в процессе их первичной обработки, хранения и транспортировки; контролировать качество поступающих на рынок продуктов [9].

Ветеринарно – санитарная экспертиза растительных масел на рынках начинается с проверки документов и тары. Тара должна быть чистой и допущенной Минздравом для хранения пищевых продуктов. При органолептическом исследовании растительных масел определяют цвет, прозрачность, осадок, запах и вкус. Доброкачественные растительные масла имеют специфический для каждого вида масла запах и цвет, прозрачность или наличие небольшой мути, приятный вкус без горечи и посторонних привкусов. Учёт ВСЭ продуктов растительного происхождения ведут в журнале формы № 25-вет [9].

Экологическая экспертиза - оценка экологических свойств товаров, проводится экспертами для установления влияния этих свойств на окружающую среду. Экологическая экспертиза товара предусматривает применение совокупности методов анализа, с помощью которых оценивается содержание вредных примесей, выделяемых изделиями в окружающую среду при хранении, транспортировании и потреблении. При проведении экологической экспертизы необходимо исходить из норм, регламентируемых стандартами и другими нормативными документами, а также правилами Европейского сообщества, ИСО и других организаций, занимающихся разработкой методологии охраны окружающей среды и практикой ее применения и реализации. Экологическая экспертиза помогает отобрать лучшие решения и своевременно внести необходимые изменения, направленные на улучшение потребительских свойств товаров [13].

Заключение экологической экспертизы – документ, подготовленный экспертной комиссией, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной или иной деятельности либо других объектов экспертизы и о возможности их реализации, одобренный большинством списочного состава экспертной комиссии [13].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

2.1 Объекты, цели и порядок  исследований

 

В качестве объектов для исследований выбрано два образца масла кукурузного рафинированного дезодорированного марки «П» двух различных производителей, характеристика которых представлена в таблице 4.

Таблица 4 – Краткая характеристика исследуемых образцов

образца

Вид

Наимено-вание

Производитель

Масса нетто, г

Вид упаковки

Дата изготов-ления и розлива

1

Кукурузное рафинированное дезодорированное масло марки «П»

«Beauty Altero»

ОАО «ЭФКО»

745

Полимерная бутылка

13.11.13

2

Кукурузное рафинированное дезодорированное масло марки «П»

«Злато»

«Лабинский» ООО «МЭЗ Юг Руси»

920

Полимерная бутылка

31.12.13


 

 

Цель исследования – провести экспертизу двух образцов кукурузного дезодорированного масла марки «П» и выявить лучшего производителя.

Для достижения поставленной цели работы необходимо решить следующие задачи:

1) провести сравнительную оценку упаковки и маркировки образцов кукурузного масла с требованиями стандарта;

2) провести органолептическую и физико-химическую экспертизу образцов кукурузного масла и сравнить с требованиями стандарта.

Отбор и подготовка проб к анализу кукурузного масла проводится в соответствии с ГОСТ 52062 – 2003 «Масла растительные. Правила приемки и методы отбора проб». Отбор проб из бутылей и бутылок, находящихся в ящике, проводят «вслепую» по ГОСТ 18321-73 «Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции» по одной бутылке или одному пакету от 1 т масла. Общий объём масла в отобранных бутылках или пакетах должен быть не менее 2500 см3. Проверяют состояние первичной тары, плотность укупорки или герметичность бутылок из полимерных материалов, состояние этикетки, массу масла и после тщательного встряхивания берут из каждой бутыли или бутылки точечные пробы, равные по массе, путем смешения которых составляют объединенную пробу. При выделении пробы для проверки герметичности бутылок из полимерных материалов просматривают партию на наличие промасленных ящиков. В промасленных ящиках каждой партии проверяют количество бутылок с течью. Затем делают расчет по негерметичности к общему количеству бутылок всей партии [2, 6]. 

Отбор точечных проб из бутылей проводят металлической трубкой диаметром не более 10 мм. Металлическую трубку опускают до дна бутыли, затем верхнее отверстие закрывают пальцем и поднимают трубку из бутыли. Открывая закрытый конец трубки, пробу сливают в сосуд для составления объединенной пробы и тщательно перемешивают [6].

Для составления объединенной пробы от партии масла, разлитого в бутылки, отливают из них одинаковые порции масла в сосуд. Содержимое бутылей и бутылок перед составлением объединенной пробы перемешивают, тщательно встряхивая. Объединенную пробу хорошо перемешивают, сокращают до объема 2000 см3 и помещают: в две чистые сухие бутылки по 500 см в случае отбора проб из контейнеров, бочек, фляг, ящиков с бутылями и бутылками. Бутылки плотно закрывают пробками. Горлышко бутылок покрывают поверх пробок пергаментом или плотной тканью, полиэтиленом, завязывают прочными нитками и опечатывают [6].

Объединенные пробы снабжают этикеткой с указанием: наименования предприятия-изготовителя; наименования получателя; наименования продукта, его вида и сорта; номера и массы партии; даты изготовления; количества мест в партии; даты и места отбора проб; фамилии лиц, отобравших пробу; обозначения стандарта на данную продукцию [2].

Для приготовления лабораторных проб хорошо перемешанную объединенную пробу масла вначале сокращают, а затем делят на четыре части. Каждую часть сокращенной пробы разливают в отдельную емкость вместимостью не менее 250 см3, герметично укупоривают и опечатывают. Все емкости снабжают этикеткой с указанием следующих реквизитов: наименования продукта; наименования и адреса изготовителя, упаковщика, наименования страны и места  происхождения; массы нетто или объёма партии, от которой отобрана проба; даты изготовления и даты розлива; даты отбора пробы. Этикетку подписывают лица, отобравшие пробу. Надписи на этикетке наносят любым способом, обеспечивающим четкость и стойкость маркировки.

Одну из четырёх опечатанных емкостей отбирают в качестве контрольной пробы. Контрольная проба должна храниться в холодильнике при температуре 5 – 10 ºС на случай разногласий по качеству и не может быть использована для определения  перекисного числа. Пробы хранят в сухом прохладном затемненном помещении в течение трех декад [2, 6].

Проба масла до проведения испытаний должна быть подготовлена: для определения цвета и запаха – отстоена или профильтрована; для определения прозрачности – тщательно перемешана. Масло, подвергшееся охлаждению, предварительно нагревают на водяной бане при температуре 50 ºС в течение 30 мин, а затем медленно охлаждают до 20 ºС [14].

Для проведения экспертизы была выбрана лаборатория кафедры стандартизации, сертификации и товароведения.

 

2.2 Оценка упаковки и  маркировки

 

Исследование образцов кукурузного масла следует начать с анализа упаковки и маркировки. При анализе маркировки необходимо рассмотреть её структуру (таблица 5) и соответствие требованиям ФЗ «Технический регламент на масложировую продукцию» (таблица 6).

Упаковка - средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции и окружающей среды от повреждений и потерь и облегчающих процесс транспортирования, хранения и реализации продукции [12].

Анализ упаковки (потребительской тары) был произведен путем внешнего осмотра. Оба образца аккуратно разлиты в пластиковые бутылки, бутылки не имеют загрязнений и повреждений, содержат красочно-оформленную этикетку с четкой маркировкой на русском языке.  Образцы упаковки кукурузного масла представлены в приложениях А и Б [12].

Маркировка - это текст, условное обозначение, рисунок, нанесенное на упаковку или на товар непосредственно, предназначенные для идентификации товара и доведения информации до потребителя.

Анализ маркировки образцов  произведен осмотром упаковок и этикеток. Образцы маркировки представлены в приложениях В и Г [12].

Маркировка пищевой масложировой продукции наносится на упаковку в соответствии с требованиями ФЗ «Технический регламент на масложировую продукцию» и содержит следующую информацию:

- наименование пищевой масложировой продукции (наименование масла растительного указывается в соответствии с наименованием масличного сырья, из которого оно изготовлено);

- марка (при наличии);

- сорт (при наличии);

- наименование и место нахождения изготовителя (адрес с указанием страны-изготовителя);

- масса нетто и (или) объем;

- дата изготовления (дата розлива - для масла растительного в потребительской упаковке);

- состав;

- пищевую ценность: содержание жира в 100 г масла, энергетическая ценность в 100 г продукта;

- срок годности;

- обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт;

- информация о подтверждении соответствия;

- рекомендации по хранению после вскрытия потребительской упаковки;

- иная информация (товарный знак, штрих-код и т.д.) [1].

Маркировка должна содержать следующие виды информации: основополагающая; коммерческая; потребительская [12].

Оптимальная структура маркировки должна включать три  элемента:

а) словесную информацию (текст), которая может занимать от 50 % до 100 % площади маркировки; б) изобразительную информацию (рисунки, фотографии и репродукции), занимает от 0 % до 50 % площади маркировки; в) символическую информацию (информационные знаки и штриховая товарная  информация), которая может занимать от 0 % до 30 %  площади маркировки [12].

Таблица 5 – Структура маркировки

Элементы маркировки

Удельная доля, %

Образец 1

Образец 2

Текс

80

50

Рисунок

15

45

Информационные знаки

5

5


 

 

Из данных таблицы 5 можно сделать вывод, что представленные образцы отличаются соотношением и степенью доступности товарной информации. У обоих образцов наиболее емким элементом по количеству предоставляемой покупателю информации является текст. Кроме текста у образца № 2 значительную долю упаковки занимает рисунок, он выполняет как эмоциональную и мотивационную функцию, так и информационную.

Таблица 6 – Анализ информативности маркировки

Требования к содержанию информации

Содержание маркировки

Вид товарной информации

Образец 1

Образец 2

Наименование продукта

Масло кукурузное

Масло кукурузное

Основополагающая

Марка

П

П

Основополагающая

Наименование и местонахождение изготовителя

ОАО «ЭФКО», 309850, Россия, Белгородская обл., г. Алексеевка, ул. Фрунзе, д. 2

Филиал « Лабинский МЭЗ» ООО «МЭЗ Юг Руси», 352500, Россия, Краснодарский край, г. Лабинск, ул. Красная,100

Основополагающая

Масса нетто и (или) объем

745 г, 810 мл

920 г, 1000 мл

Основополагающая

Дата розлива

13. 11. 13

31.12.13

Основополагающая

Состав

Масло кукурузное рафинированное дезодорированное

Масло кукурузное рафинированное дезодорированное

Потребительская

Пищевую ценность: содержание жира в 100 г масла, энергетическая ценность в 100 г продукта

Содержание жиров - 99,9 г, энергетическая ценность - 899 ккал

Содержание жиров - 99,9 г, энергетическая ценность - 899 ккал

Потребительская

Срок годности

12 месяцев

12 месяцев

Основополагающая

Обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт

ГОСТ 8808-2000

ГОСТ 8808-2000

Коммерческая

Информация о подтверждении соответствия

имеется

имеется

Коммерческая

Рекомендации по хранению после вскрытия потребительской упаковки

После вскрытия потребительской  упаковки продукт хранить в холодильнике

После вскрытия потребительской упаковки продукт хранить в прохладном темном месте

Потребительская

Штрих - код

4600699504283

4680001221909

Коммерческая

Товарный знак

имеется

имеется

Потребительская

Информация о работе Экспертиза кукурузного масла