Конспект лекций по дисциплине «Основы теории систем и компромиссов»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 17:31, курс лекций

Краткое описание

Теория транспортных систем (ТТС) является, с одной стороны, частью общей теории систем, используя средства системотехники, с другой – базовой дисциплиной для таких дисциплин, как: транспортная логистика, транспортные коммуникации и связь, маркетинг, рынок транспортных услуг, информационные технологии на транспорте, взаимодействие видов транспорта, транспортное право, грузовые и пассажирские перевозки и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

ТТС-Лекции.doc

— 294.00 Кб (Скачать файл)

Самолеты. Самолеты имеют только высокую скорость и малую грузоподъемность. Винтовые самолеты летают со скоростью 300 – 600 км/ч, реактивные – до 1000 км/ч, сверхзвуковые гражданские самолеты пока занимают малую долю в перевозках.

Трубопроводы. Высоких скоростей перемещения груза трубопроводы не обеспечивают, но благодаря тому, что поток движется непрерывно 24 часа в сутки, эффективность трубопроводного транспорта оказывается не ниже других видов транспорта. Фактическая скорость зависит от размеров трубы, вязкости, плотности, температуры жидкости, давления и изменяется в пределах от 1 до 10 км/ч.

Конвейеры. Подобно трубопроводам, конвейеры работают с небольшими скоростями и обеспечивают перевозки большого количества груза благодаря непрерывности их работы. Обычно скорости конвейеров изменяются в пределах от 5 до 15 км/ч в зависимости от размеров груза и ширины ленты.

Подвесные канатные дороги. Скорость движения троса и вагонеток составляет от 5 до 10 км/ч.

3.3. Надежность.

Надежность транспорта характеризует собой своевременную  доставку грузов и пассажиров, отсутствие при этом задержек, потерь и повреждений в пути. В условиях растущих связей современного общества, уровня технологической взаимоувязки различных процессов важность названного свойства постоянно растет.

Теория надежности за столетие своего теоретического развития и всеобъемлющей практики отточила свои понятия и определяет надежность объектов как объединение четырех свойств: безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости.

Безотказность – свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение требуемого времени или наработки.

Долговечность – свойство объекта сохранять работоспособное  состояние до наступления предельного значения эксплуатационных параметров при установленной системе технического обслуживания и ремонта.

Ремонтопригодность –  свойство объекта, заключающееся в  приспособленности к предупреждению, обнаружению причины возникновения отказов, повреждений, а также к поддерживанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения ТО и ремонта.

Сохраняемость – свойство объекта сохранять показатели безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение эксплуатации, хранения, а также во время и после транспортирования.

Надежность – экономическое  понятие, её оценки служат целям эффективного использования ресурсов: людских, материальных, технических.

Эффективность использования  транспортных средств (ТС) в значительной мере определяется их надежностью при  эксплуатации. Постоянный контроль и  поддержание технического состояния и надежности ТС на уровне, достаточном для осуществления ими заданных функций, производится системой технической эксплуатации.

 Экономический подход к надежности заключается в том, что при таком  подходе критерием, обобщающим надежность отдельных элементов в целостное свойство, является объем затрат в эксплуатацию на поддержание работоспособности объекта.

Обеспечение надежности различных видов транспорта ведется  по большому количеству схем и приемов, охватывающих технические, технологические  и экономические аспекты.

 

2. Производственно-транспортные  системы

2.1 Системный подход  к организации перевозок

Сложность и динамичность деятельности по доставке грузов и пассажиров предполагает решение многих проблем взаимодействия ее элементов с внешней средой, равно как и режимов функционирования элементов материального и функционального содержания в самой транспортной сфере. Для осуществления рационального управления такой деятельностью целесообразно использовать системный подход. Система, прежде всего, это объект изучения, обладающий целостностью или рассматриваемый как целое.

Система (греч.   - целое, составленное из частей) — совокуп, объедннение взаимосвязанных и расположенных в соответствующем определенном порядке элементов (частей) какого-то целостного образования.

Относительно тр си-м, Система - это объект, представляющий собой некоторое множество элементов, находящихся в рациональных отношениях и связях между собой и образующих целостность, единство, границы которого задаются пределами управлении.

Любую открытую систему можно схематически представить в виде «Черного ящика». Входы, или ресурсы стремы, представляют собой компоненты, передаваемые системе из среды. При помощи входов осуществляется влияние среды на систему.

Выходы, или конечный продукт системы - это компоненты, передаваемые системой окружающей среде. Посредством выходов система оказывает влияние на среду.

Процессор включает в себя правила  преобразования входов и выходов, средства этого преобразования, его исполнителей, катализатор (ускоряющий преобразования) и время.

Основной концепцией системного подхода  к организации кик процесса является взаимосвязь частей или подсистем предприятия. Такой подход предусматривает установление целей и сосредоточение внимания на построении целого. Организационные системы строятся таким образом* чтобы достигнутъ одновременного функционирования отдельных, но взаимосвязанных частей, обеспечивающих более высокую эф-ть, чем суммарная эффективность отдельн частей.

Под   производствен процессом понимается комплекс разнообразн по характеру трудовых и машинных операций, выполняемых в определенной послед-ти и вз-связи для осуществления той или иной производственной функции. (Для транспортной сферы материального производства — это перемещение груза от места производства до места его потребления.) Операция - часть производственного процесса, выполняемая работником на его рабочем месте.

В организованных системах постоянно ндет процесс преобразования, в ходе которого технологнческне элементы изменяют состояние предмета.

В процессе перевозки груза выполняется большое число различных, процедур. Однако независимо от их характера технологический процесс может успешно протекать, лишь при условиях, что создана произ-ная система для его выполнения и этим процессом в гой или иной форме управляют.

Перевозоч система в ее первичном звене может рассматриваться как группа механизмов (автомобилей, погрузчиков), обслуживаемых операторами (водители, экскаваторщикн, крановщики и т. д.). Каждый механизм и его оператор представляет собой систему «человек-машина» из двух взанмодействующнх и взаимозависимых единиц. Если идти па пути интеграции, то придем к перевозочному комплексу -сложной системе, состоящей из основных и вспомогательных рабочих, основного и вспомогательного оборудования, системе со сложным комплексом взаимосвязей, взаимоотношений и интересов, обладающей сложной структурой и организацией.

Любая система - это совокупи множ взаимодействующих компонентов, каждый из кот-х можно рассматривать в качестве самост си-мы. включающей в себя более простые компоненты (элементы).

Системы различаются своими целями (погрузочные и разгрузочные работы, пер-ка грузов..)

Системный подход позволяет соединить в одно целое части разобщенного перевозочного процесса и достичь упорядоченности последнего. Составными частями каждой си-мы явл компоненты, кот-рые в иерархии подсистем сущ-ют па самом нижнем уровне и обладают опред свойствами или характеристиками. Эти характеристики воздействуют на функционирование системы, ее быстродействие, падежность, провозн возм-ть и т. д. При организации перевозочных систем приходится делать выбор между чел. и машиной, между различными типами подвижного состава, погрузочно-разгрузочных ме-мов и ЛЮДЬМИ па ОСНОВе хар-к и затрат, связанных с их использованием.

Перевозочиая  система (перевозочный комплекс) - это частично самоуправляемая система, со следующими характеристиками:

является системой типа –«чел-машина»

способна выбирать направление  деятельности, ответ-ность за которую распределена между компонентами системы на основе их функций (подготовка груза к перевозки, погрузка, доставка)

задачи и соответствующие паправления де-ти должны распределить между собой участники (компоненты).

Для решения поставленных задач по организации перевозок грузов могут быть организован и как хорошие, так и плохие пер системы. Например, уборочно-тр комплекс по уборке урожая, может оказаться плохой системой, если будут простаивать комбайны из-за отсутствия ав-лей, в илн а-ли из-за плохой работы комбайнов Конкретная перевозочная система будет считаться хорошей только в том случае, если она функционирует так, что определенный набор переменных остается все время в заданных пределах.

Авт концерн Volксvagen только в пределах Германии Имеет потребность в перевозках более 11 млн. т грушь в год. Планирование и управление всеми перевозочными процессами положено на его дочернее предприятие V.A G T. Главная задача этого предприятия состоит в обеспечении материально-технического снабжения произ-ва и поставок продукции концерна на рынки на основе следуюших критериев: иадежность, быстрота, экономичность. При перевозках больших количеств груза на расстояние выше 150 км используется жд транспорт.

С начала 1970-х годов на предприятиях Японии (Тойота) был внедрен метод пер-ки товаров и комплектующих по принципу «точно-в-срок» (джастинтайм). На этой основе был разработан метод управления «Канбан», позволивший минимизировать складские запасы. В др странах эта система получила название S.D.P (планируемая программа поставки).

При системном подходе к организации перевозочной системы необходимо получить ответы на следующие вопросы. Сколько элементов включает данная система? Какова лпечинчо-еледе таенная взаимосвязь между этими элементами? Какие функции должны быть осуществлены в каждом отдельном случае? Какой необходим взаимообмен между имеющимися ресурсами?

Системный анализ перевозочных систем исходит из многообразия систем и условий их определяющих и вклю-щих в себя:

изучение перевозочных систем как социально-экономическ единиц. предпосылок и результатов их деятельности, изучение связей и отношений к другим социально-экономическим системами, а также их управляемость;

рассмотрение перевоз систем как особых технологических систем, прежде всего в отношении рационального использования производительных сил, отношение эффективного управления и развития такого производственного пpoцecca;

анализ отдельных процессов, происходящих внутри отдельных перевозочных систем с ЦЕЛЬЮ определения оптимальных технико-экономических параметров этих процессов,

Поскольку при системном подходе сосредотачивается внимание ид построении целого, вес компоненты рассматриваются в их взаимосвязи до того, как уточняется их сущность.

Системный подход начинается с установления целей для системы в целом   Затем  разрабатываются  различные организационные стр-ры  и компоненты, соответствующие друг др в рамках системы. Критерии для выбора всей совокупности компонентов составляв ОСНОВУ для выбора отдельных из них.

Системный подход имеет применение:

при проектировании новых процессов и систем,

при перестройке существующей системы, а также сравнении и проверке относительных достоинств различпых планов;

при рассмотрении взаимозавнсимостей некоторой частной задачи с внешними услОвИями, равно как и при выделении факторов и переменных, которые оказ воздействие на ситуации в давши условиях;

в разр-ке определенной схемы, е помощью которой могут быть оценены показатели работы различных подсистем и снст в целом;

при выявлен непоследовательности и противоречии целей отдельных исполнителей, принимающих участие в npограмме одной и той же системы

В производственных снстемах организационную функцию выполняет общая цель. Слово «общая» означает непосредственное совпаденне. (У двух конкурентов цели «одинаковые», но не общие.) Организованность достигается постольку, поскольку направление де-ности участников системы, выражаемое цепью, тождественно для всех сотрудников.

2.2 Цели транспортных  систем

Чтобы привести хозяйственную деятельность любого структурного звена в cooтветствие с общенародными, государственнымн и экономическими интересами, необходима общая цель.

В период плановоЙ экономики целью находящихся на территории РСФСР автотранспортных предприятий и организаций являлось полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в мобильных перевозках, выполняемых автотранспортом по планов перевозок грузов и пассажиров, обеспечение сохранности перевозимых грузов и своевременной доставки их в пункты назначения.

В настоящее время формируются  другие пели. Например, на ж/д транспорте - добиться устойчивой конкурентной способности на внешнем рынке транспортн услуг мнрового сообщества; на внутреннем рынке - обеспечить высокий интегральный уровень рентабельности отрасли при удовлетворении спроса на количество и качество транспортных услуг, как одно из необходимых и первостепенных условий обеспечения жизни современного общества.

На автомобильном транспорте —  наиболее полное и своевременное удовлетворение платежеспособного спроса

Цели ГО и ГП- добиться максимального сокращения расходов, связанных с перевозкой товаров, обеспечение их сохранности, перевозки в установленный срок и др. Для транспортах предприятий основной целью стало получение максимального дохода и прибыли, '[го не cooiьегствует концепции сиси:много подхода к организ-ии перевозок груза.

Таким образом. цель тран отрасли материального прои-ва - Максимальная эффективность перевозок грузов (тран процесса), которая заключается к сохранности (доставке до места потребления в установленные сроки) созданных потребительских стоимостей другими отраслями материального производства и наиболее полном использовании имеющихся потенциальных провозных возможностей подвижного состава.

Информация о работе Конспект лекций по дисциплине «Основы теории систем и компромиссов»