Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 17:31, курс лекций
Теория транспортных систем (ТТС) является, с одной стороны, частью общей теории систем, используя средства системотехники, с другой – базовой дисциплиной для таких дисциплин, как: транспортная логистика, транспортные коммуникации и связь, маркетинг, рынок транспортных услуг, информационные технологии на транспорте, взаимодействие видов транспорта, транспортное право, грузовые и пассажирские перевозки и т.д.
Самолеты. Самолеты имеют только высокую скорость и малую грузоподъемность. Винтовые самолеты летают со скоростью 300 – 600 км/ч, реактивные – до 1000 км/ч, сверхзвуковые гражданские самолеты пока занимают малую долю в перевозках.
Трубопроводы. Высоких скоростей перемещения груза трубопроводы не обеспечивают, но благодаря тому, что поток движется непрерывно 24 часа в сутки, эффективность трубопроводного транспорта оказывается не ниже других видов транспорта. Фактическая скорость зависит от размеров трубы, вязкости, плотности, температуры жидкости, давления и изменяется в пределах от 1 до 10 км/ч.
Конвейеры. Подобно трубопроводам, конвейеры работают с небольшими скоростями и обеспечивают перевозки большого количества груза благодаря непрерывности их работы. Обычно скорости конвейеров изменяются в пределах от 5 до 15 км/ч в зависимости от размеров груза и ширины ленты.
Подвесные канатные дороги. Скорость движения троса и вагонеток составляет от 5 до 10 км/ч.
3.3. Надежность.
Надежность транспорта
характеризует собой
Теория надежности за столетие своего теоретического развития и всеобъемлющей практики отточила свои понятия и определяет надежность объектов как объединение четырех свойств: безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости.
Безотказность – свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение требуемого времени или наработки.
Долговечность – свойство
объекта сохранять
Ремонтопригодность –
свойство объекта, заключающееся в
приспособленности к предупрежд
Сохраняемость – свойство
объекта сохранять показатели безотказности,
долговечности и ремонтопригодн
Надежность – экономическое понятие, её оценки служат целям эффективного использования ресурсов: людских, материальных, технических.
Эффективность использования транспортных средств (ТС) в значительной мере определяется их надежностью при эксплуатации. Постоянный контроль и поддержание технического состояния и надежности ТС на уровне, достаточном для осуществления ими заданных функций, производится системой технической эксплуатации.
Экономический подход к надежности заключается в том, что при таком подходе критерием, обобщающим надежность отдельных элементов в целостное свойство, является объем затрат в эксплуатацию на поддержание работоспособности объекта.
Обеспечение надежности различных видов транспорта ведется по большому количеству схем и приемов, охватывающих технические, технологические и экономические аспекты.
2. Производственно-транспортные системы
2.1 Системный подход к организации перевозок
Сложность и динамичность деятельности по доставке грузов и пассажиров предполагает решение многих проблем взаимодействия ее элементов с внешней средой, равно как и режимов функционирования элементов материального и функционального содержания в самой транспортной сфере. Для осуществления рационального управления такой деятельностью целесообразно использовать системный подход. Система, прежде всего, это объект изучения, обладающий целостностью или рассматриваемый как целое.
Система (греч. - целое, составленное из частей) — совокуп, объедннение взаимосвязанных и расположенных в соответствующем определенном порядке элементов (частей) какого-то целостного образования.
Относительно тр си-м, Система - это объект, представляющий собой некоторое множество элементов, находящихся в рациональных отношениях и связях между собой и образующих целостность, единство, границы которого задаются пределами управлении.
Любую открытую систему можно схематически представить в виде «Черного ящика». Входы, или ресурсы стремы, представляют собой компоненты, передаваемые системе из среды. При помощи входов осуществляется влияние среды на систему.
Выходы, или конечный продукт системы - это компоненты, передаваемые системой окружающей среде. Посредством выходов система оказывает влияние на среду.
Процессор включает в себя правила преобразования входов и выходов, средства этого преобразования, его исполнителей, катализатор (ускоряющий преобразования) и время.
Основной концепцией системного подхода к организации кик процесса является взаимосвязь частей или подсистем предприятия. Такой подход предусматривает установление целей и сосредоточение внимания на построении целого. Организационные системы строятся таким образом* чтобы достигнутъ одновременного функционирования отдельных, но взаимосвязанных частей, обеспечивающих более высокую эф-ть, чем суммарная эффективность отдельн частей.
Под производствен процессом понимается комплекс разнообразн по характеру трудовых и машинных операций, выполняемых в определенной послед-ти и вз-связи для осуществления той или иной производственной функции. (Для транспортной сферы материального производства — это перемещение груза от места производства до места его потребления.) Операция - часть производственного процесса, выполняемая работником на его рабочем месте.
В организованных системах постоянно ндет процесс преобразования, в ходе которого технологнческне элементы изменяют состояние предмета.
В процессе перевозки груза выполняется большое число различных, процедур. Однако независимо от их характера технологический процесс может успешно протекать, лишь при условиях, что создана произ-ная система для его выполнения и этим процессом в гой или иной форме управляют.
Перевозоч система в ее первичном звене может рассматриваться как группа механизмов (автомобилей, погрузчиков), обслуживаемых операторами (водители, экскаваторщикн, крановщики и т. д.). Каждый механизм и его оператор представляет собой систему «человек-машина» из двух взанмодействующнх и взаимозависимых единиц. Если идти па пути интеграции, то придем к перевозочному комплексу -сложной системе, состоящей из основных и вспомогательных рабочих, основного и вспомогательного оборудования, системе со сложным комплексом взаимосвязей, взаимоотношений и интересов, обладающей сложной структурой и организацией.
Любая система - это совокупи множ взаимодействующих компонентов, каждый из кот-х можно рассматривать в качестве самост си-мы. включающей в себя более простые компоненты (элементы).
Системы различаются своими целями (погрузочные и разгрузочные работы, пер-ка грузов..)
Системный подход позволяет соединить в одно целое части разобщенного перевозочного процесса и достичь упорядоченности последнего. Составными частями каждой си-мы явл компоненты, кот-рые в иерархии подсистем сущ-ют па самом нижнем уровне и обладают опред свойствами или характеристиками. Эти характеристики воздействуют на функционирование системы, ее быстродействие, падежность, провозн возм-ть и т. д. При организации перевозочных систем приходится делать выбор между чел. и машиной, между различными типами подвижного состава, погрузочно-разгрузочных ме-мов и ЛЮДЬМИ па ОСНОВе хар-к и затрат, связанных с их использованием.
Перевозочиая система (перевозочный комплекс) - это частично самоуправляемая система, со следующими характеристиками:
является системой типа –«чел-машина»
способна выбирать направление деятельности, ответ-ность за которую распределена между компонентами системы на основе их функций (подготовка груза к перевозки, погрузка, доставка)
задачи и соответствующие папра
Для решения поставленных задач по организации перевозок грузов могут быть организован и как хорошие, так и плохие пер системы. Например, уборочно-тр комплекс по уборке урожая, может оказаться плохой системой, если будут простаивать комбайны из-за отсутствия ав-лей, в илн а-ли из-за плохой работы комбайнов Конкретная перевозочная система будет считаться хорошей только в том случае, если она функционирует так, что определенный набор переменных остается все время в заданных пределах.
Авт концерн Volксvagen только в пределах Германии Имеет потребность в перевозках более 11 млн. т грушь в год. Планирование и управление всеми перевозочными процессами положено на его дочернее предприятие V.A G T. Главная задача этого предприятия состоит в обеспечении материально-технического снабжения произ-ва и поставок продукции концерна на рынки на основе следуюших критериев: иадежность, быстрота, экономичность. При перевозках больших количеств груза на расстояние выше 150 км используется жд транспорт.
С начала 1970-х годов на предприятиях Японии (Тойота) был внедрен метод пер-ки товаров и комплектующих по принципу «точно-в-срок» (джастинтайм). На этой основе был разработан метод управления «Канбан», позволивший минимизировать складские запасы. В др странах эта система получила название S.D.P (планируемая программа поставки).
При системном подходе к организаци
Системный анализ перевозочных систем исходит из многообразия систем и условий их определяющих и вклю-щих в себя:
изучение перевозочных систем как социально-экономическ единиц. предпосылок и результатов их деятельности, изучение связей и отношений к другим социально-экономическим системами, а также их управляемость;
рассмотрение перевоз систем как особых технологических систем, прежде всего в отношении рационального использования производительных сил, отношение эффективного управления и развития такого производственного пpoцecca;
анализ отдельных процессов, происходящих внутри отдельных перевозочных систем с ЦЕЛЬЮ определения оптимальных технико-экономических параметров этих процессов,
Поскольку при системном подходе сосредотачивается внимание ид построении целого, вес компоненты рассматриваются в их взаимосвязи до того, как уточняется их сущность.
Системный подход начинается с установления целей для системы в целом Затем разрабатываются различные организационные стр-ры и компоненты, соответствующие друг др в рамках системы. Критерии для выбора всей совокупности компонентов составляв ОСНОВУ для выбора отдельных из них.
Системный подход имеет применение:
при проектировании новых процессов и систем,
при перестройке существующей системы, а также сравнении и проверке относительных достоинств различпых планов;
при рассмотрении взаимозавнсимостей некоторой частной задачи с внешними услОвИями, равно как и при выделении факторов и переменных, которые оказ воздействие на ситуации в давши условиях;
в разр-ке определенной схемы, е помощью которой могут быть оценены показатели работы различных подсистем и снст в целом;
при выявлен непоследовательности и противоречии целей отдельных исполнителей, принимающих участие в npограмме одной и той же системы
В производственных снстемах организационную функцию выполняет общая цель. Слово «общая» означает непосредственное совпаденне. (У двух конкурентов цели «одинаковые», но не общие.) Организованность достигается постольку, поскольку направление де-ности участников системы, выражаемое цепью, тождественно для всех сотрудников.
2.2 Цели транспортных систем
Чтобы привести хозяйственную деятельность любого структурного звена в cooтветствие с общенародными, государственнымн и экономическими интересами, необходима общая цель.
В период плановоЙ экономики целью находящихся на территории РСФСР автотранспортных предприятий и организаций являлось полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в мобильных перевозках, выполняемых автотранспортом по планов перевозок грузов и пассажиров, обеспечение сохранности перевозимых грузов и своевременной доставки их в пункты назначения.
В настоящее время формируются другие пели. Например, на ж/д транспорте - добиться устойчивой конкурентной способности на внешнем рынке транспортн услуг мнрового сообщества; на внутреннем рынке - обеспечить высокий интегральный уровень рентабельности отрасли при удовлетворении спроса на количество и качество транспортных услуг, как одно из необходимых и первостепенных условий обеспечения жизни современного общества.
На автомобильном транспорте — наиболее полное и своевременное удовлетворение платежеспособного спроса
Цели ГО и ГП- добиться максимального сокращения расходов, связанных с перевозкой товаров, обеспечение их сохранности, перевозки в установленный срок и др. Для транспортах предприятий основной целью стало получение максимального дохода и прибыли, '[го не cooiьегствует концепции сиси:много подхода к организ-ии перевозок груза.
Таким образом. цель тран отрасли материального прои-ва - Максимальная эффективность перевозок грузов (тран процесса), которая заключается к сохранности (доставке до места потребления в установленные сроки) созданных потребительских стоимостей другими отраслями материального производства и наиболее полном использовании имеющихся потенциальных провозных возможностей подвижного состава.
Информация о работе Конспект лекций по дисциплине «Основы теории систем и компромиссов»