Конспект лекций по дисциплине «Основы теории систем и компромиссов»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 17:31, курс лекций

Краткое описание

Теория транспортных систем (ТТС) является, с одной стороны, частью общей теории систем, используя средства системотехники, с другой – базовой дисциплиной для таких дисциплин, как: транспортная логистика, транспортные коммуникации и связь, маркетинг, рынок транспортных услуг, информационные технологии на транспорте, взаимодействие видов транспорта, транспортное право, грузовые и пассажирские перевозки и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

ТТС-Лекции.doc

— 294.00 Кб (Скачать файл)

2. В зависимости от условий перевозки и хранения грузы делятся на обычные и специфические.К обычным относятся грузы, для работы с которыми не требуется особых условий и которые можно перевозить на бортовых автомобилях. Специфические грузы требуют особых мер по сохранности и безопасности при перевозке, погрузке-выгрузке и хранении. Они делятся на:1)требующие соблюдения определенных санитарных условий   и антисанитарные; 2)скоропортящиеся; 3)большой массы;4)длинномерные;5)негабаритные;6)опасные. На груз в процессе транспортирования и хранения влияют три группы внешних воздействий:механические;климатические;биологические. В целях обеспечения сохранности грузы должны предъявляться к перевозке в исправной таре и упаковке. Правовые основы приема груза к пер-ке и непосред-ных взаимоотн ГО и ГП и пер-чика изучает дисц-на транспортное право.

Транспортный  поток характеризуется тремя параметрами: объемом, расстоянием и временем перемещения. Транспортный поток может находится в одном из 4 сост.: - погрузки;- транспортирования;- выгрузки;- хранения.

Измерители

Объем перевозок показывает количество тонн груза, которое перевезено  или планируется перевезти. Он характеризуется величиной, структурой и временем выполнения; определяется обычно на год, квартал, месяц. Объем перевозок может быть скаляром или вектором. Скалярный объем перевозок – объем грузов, для которых неизвестен предстоящий маршрут их перемещения и которые характеризуются только определенной величиной. Например, объем песка в карьере, объем угля на складе и т.д. Векторный объем перевозок обладает пространственно-временной информацией о пунктах производства, потребления. В качестве единицы измерения объема перевозок принята тонна.Величина. Известно несколько методов определения объема перевозок, основные – балансовый, нормативный и прямого учета.

Балансовый заключается  в определении общих размеров отправления и прибытия продукции по экономическому региону, а также в распределении этих перевозок между видами транспорта. Недостаток – отсутствие информации о реальной потребности в грузах.

Нормативный состоит  в том, что объем отправления  грузов в целом по региону, стране рассчитывается по нормативам перевозок грузов в тоннах на 1 миллион товарной продукции. Недостаток – изменение нормативов в большом диапазоне.

Метод прямого учета  заключается в непосредственном полном обследовании грузообразующих и грузопоглощающих пунктов. Недостаток – большая трудоемкость работ по сбору и обработке данных.

Структура. Более точно объем перевозок грузов характеризует показатель «грузопоток». Грузопотоки бывают постоянные, временные и   сезонные. Структура грузопотока определяется наименованием и классом перевозимых грузов. По величине грузопотоки разделяются на массовые и   мелкопартионные. Под мелкой отправкой грузов понимается такое их количество, которое не может загрузить целое транспортное средство. На автомобильном транспорте мелкопартионными грузами считаются партии весом от 10 до 2000 кг. Грузопоток – объем перевозок, проходящий в единицу времени через сечение транспортного пути в определенном направлении. Это векторное понятие: имеет величину и направление.

Неравномерность объема перевозок- это изменение объема перевозок в тоннах во времени, т. е. по кварталам, месяцам, неделям, суткам и часам суток. Неравномерность перевозок оценивается коэффициентом неравномерности:

Неравномерность перевозок груза обусловлена неравномерностью производства продукции и ее потребления. Неравномерность производства продукции - независимая переменная величина, к изменению которой, в определенной степени, должна приспосабливаться транспортная организация. Неравномерность перевозок ведет к ухудшению использования подвижного состава автомобильного транспорта и требует разработки и организации дополнительных мероприятий.

Партионность  перевозок

Под партией груза понимается совокупность однородных грузовых единиц, одновременно перемещаемых по одному общему маршруту. В этой ясной, на первый взгляд, формулировке нет однозначного понятия выражения «одновременно перемещаемых по одному маршруту». Это привело к тому, что понятия «объем партии груза» и «грузоподъемность подвижного состава, на котором перевозится груз», отождествлены. увеличению партионности перевозок способствует рост грузоподъемности транспортных средств.

Чтобы процесс производства протекал непрерывно, необходимо на месте производства постоянно иметь в наличии определенный запас сырья. Величина запаса материалов зависит от различных условий, которые сводятся к большей скорости, регулярности и надежности, с которыми может быть поставлена масса сырья, необходимая для того, чтобы никогда не произошло перерыва в процессе производства.

Транспортный  путь не только рассматривается как расстояние между пунктами производства и потребления груза, но одновременно характеризуется своим направлением. Транспортный путь является вектором. Транспортный путь обычно на схемах (графах) изображается прямолинейным соединением пунктов. Единицей транспортного пути на автотранспорте является километр – км.

Исходной базой для определения  расстояния перевозки грузов от места  производства до места потребления  являются оптимальные внутрирайонные связи и имеющаяся транспортная сеть.Маршруты движения подвижного состава АТ включают пункты производства, потребления груза и транзитные пункты.В общем случае от А до В может быть множество путей следования. Отыскание кратчайшего расстояния относится к классу экстремальных задач.

Транспортным  временем называется промежуток времени, необходимый для осуществления процесса перевозок. Единицами измерения транспортного времени являются – минуты, часы, сутки. Суммарная продолжительность перевозки груза, выполняемого за один транспортный цикл :

                                   Т =  Т1 + Т2 + Т3 +  Т4 +  Т5                                   

где Т1 – продолжительность подготовки груза к отправке; Т2 – продолжительность выполнения погрузочных работ; Т3 – продолжительность этапа транспортирования;  Т4 – продолжительность этапа разгрузки;  Т5  - продолжительность выполнения этапа складирования.

Продолжительность этапа подготовки груза к перевозке складывается из продолжительности подготовки груза  к отправке и времени ожидания начала погрузки в транспортное средство.Подготовка груза к отправке заключается в упаковке, сортировке по направлению, маркировке, взвешивании, пакетировании, загрузке контейнеров и составлении перевозочных документов. Груз приводится в транспортабельное состояние, обеспечивающее его сохранность и максимальное использование грузоподъемности подвижного состава (прессование сена, стружки и т. д.; дробление крупных частей металлолома; частичная разборка сельскохозяйственных машин и др.). Из отдельных мест формируются пакеты.

Время ожидания начала перемещения груза (начала погрузки в транспортное средство) зависит от степени синхронности момента, когда возникает потребность в транспорте, с моментом, когда эта потребность может быть реально удовлетворена. Началом возникновения потребности в транспорте следует считать момент, когда груз готов к отправке и, согласно намерению грузоотправителя, должен начаться процесс перемещения груза. Промежуток времени между моментом возникновения потребности в транспорте и моментом ее удовлетворения вызывает необходимость ожидания. Время ожидания начала процесса перемещения груза является непроизводительной операцией.

Продолжительность этапа выполнения погрузочных работ складывается из продолжительности операций маневрирования, погрузки, оформления документов и ожидания погрузки подвижным составом:

Продолжительность этапа транспортирования  зависит от расстояния перевозки  груза и скорости движения подвижного состава. Техническая скорость движения подвижного состава, в свою очередь, зависит от типа дорожного покрытия, состояния и ширины проезжей части, рельефа и плана дороги, интенсивности движения, динамических качеств подвижного состава, срока поставки и т. д.

Продолжительность этапа разгрузки  зависит от способа выполнения разгрузочных работ, конструктивных особенностей автомобиля, организационных и других факторов.

Продолжительность выполнения этапа  складирования груза связана  с сортировкой груза, размещением и укладкой груза на места хранения, учетом и регистрацией груза, принятого на склад, и т. д.

Имеется два основных вида объектов перевозок: пассажиры и грузы. Между пассажирооборотом и грузооборотом в части освоения и развития имеются различия для разных регионов и стран. Важнейшими критериями являются следующие:

1. транспортоемкость  хозяйства; она выражается в т·км на 1 доллар валового национального продукта (ВНП), и отражает соотношение между транспортом и производством, размеры и конфигурацию территорий;

2. транспортная подвижность  населения; она измеряется числом  поездок жителя в год, либо  душевым междугородним пассажирооборотом в  тыс. пасс.·км в год и отражает тип расселения, степень урбанизации, уровень миграции;

3. соотношение грузовых  и пассажирских перевозок; 1 т·км  приравниваем к 1 пасс.·км; Это  соотношение отражает транспортную парадигму региона, страны;  

4. соотношение видов  транспорта; оно определяется составом  грузообразующих отраслей хозяйства, динамикой его изменения, степенью территориальной концентрации производства, является важнейшим технологическим признаком и транспортной системы.

Транспортная работа определяется произведением числа тонн груза на расстояние перевозки. Измеряется она в тонно-километрах. Показатель в тонно-километрах не характеризует величину энергетических затрат, не отражает этот показатель и величину трудовых затрат на выполнение одного тонно-километра. Например, при перевозке груза на расстояние 20 км трудовые затраты на один тонно-километр будут в 4 раза меньше, чем при перевозке на 1 км. Этот показатель не характеризует также полезность выполненной транспортной работы и ее потребительскую ценность,что х-зует только продукция транспорта.

Транспортная  продукция

Принято считать, что продукция  транспорта - перемещение - неотделима от процесса производства и совмещается с процессом потребления транспортной продукции во времени и пространстве. Иными словами, считается, что перемещение грузов является одновременно и производственным процессом и продукцией транспорта. Из этого неправильно утвердившегося мненияследует, что транспортная продукция и транспортная работа - понятия идентичные, что продукция транспорта не может накапливаться, т. е. производиться в запас и т. д.

Перемещение создает процесс производства, а не продукцию. Характерным тому примером является нередко встречающийся  в практике так называемый «возврат груза», когда груз по каким-либо причинам не принимается грузополучателем и отправляется обратно грузоотправителю. В этом случае транспортная работа выполнена, а транспортной продукции не создано.

Длительное время за единицу  транспортной продукции был принят тонно-километр. Однако тонна-километры можно рассматривать в "ее измерителей транспортной работы, а не транспортной продукции.

Под транспортной продукцией будем понимать количество товаров в тоннах, доставленных от места производства до места их потребления. Продукт труда на транспорте только тогда готов к потреблению, когда он закончил передвижение от места производства до места потребления. Если груз не доставлен на место потребления, то подвижной состав и труд, предназначенные на перемещение, использованы неэффективно. В результате транспортного процесса либо никакой полезной транспортной продукции не создано, либо создан «полуфабрикат», если груз доставлен в промежуточный пункт.

При выполнении нерациональных перевозок  транспортные затраты становятся чистыми  издержками обращения, которые не прибавляют к перевозимым грузам добавочной стоимости, а наоборот, снижают общественные доходы. Поэтому объем перевозок грузов (а следовательно, и транспортные затраты), выполняемый всеми видами транспорта, должен соответствовать производимой товарной продукции.

Транспортные  тарифы - это цены перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты. Они являются составной частью государственной политики цен. В основе построения грузовых тарифов на автомобильном транспорте лежат себестоимость перевозок грузов, накопления транспортной организации и дорожная составляющая.

Тарифный класс груза на АТ определен в зависимости от степени использования грузоподъемности универсального кузова (бортовой платформы). В тарифах отсутствует инвестиционная составляющая на обновление подвижного состава и социальное развитие автотранспортных предприятий, не включены расходы по содержанию и ремонту автодорог. Финансирование этих расходов осуществляется в основном из бюджета, а не за счет тарифов. В тарифы включены лишь 2 процента отчисления на строительство дорог. Это делает структуру автомобильных тарифов несопоставимой со структурой тарифов на других видах транспорта.

Их недостатком является также  весьма ограниченная диффер-ция по степени использования грузоподъемности автомобилей, отсутствие дифференциации их по направлениям перевозок (грузовом и порожнем).

Основные понятия перевозочного процесса

Перевозка грузов начинается на месте их производства и заканчивается  на месте их потребления.Процесс перевозки начинается с процесса подготовки груза к перевозке: накопления, упаковки, маркировки. Процесс накопления нужен, чтобы получить количество груза, направляемого в один адрес. Затем – оформление документов, промежуточное складирование, комплектация, подготовка к погрузке, упаковка, маркировка, погрузка, движение с грузом и т.д. Как видим, процесс перевозки сложен.

Информация о работе Конспект лекций по дисциплине «Основы теории систем и компромиссов»