Конспект лекций по дисциплине «Основы теории систем и компромиссов»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 17:31, курс лекций

Краткое описание

Теория транспортных систем (ТТС) является, с одной стороны, частью общей теории систем, используя средства системотехники, с другой – базовой дисциплиной для таких дисциплин, как: транспортная логистика, транспортные коммуникации и связь, маркетинг, рынок транспортных услуг, информационные технологии на транспорте, взаимодействие видов транспорта, транспортное право, грузовые и пассажирские перевозки и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

ТТС-Лекции.doc

— 294.00 Кб (Скачать файл)

Организация  это:

внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более и менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленные его строением;

совокупность процессов или  действий, ведущих к образованию  и со¬вершенствованию взаимосвязей между частями целого;

объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур.

Другими словами под организацией в зависимости от контекста понимается либо деятельность по организации, либо созданная в результате такой деятельности система зависимостей сложного объекта, либо сам таким образом организованный объект.Если в результате проведенных мероприятий  А + В = |А + В 1

Ор-ция - есть целое, которое больше суммы своих частей, т. е. Л + В  то создана не организация, а нейтральный комплекс. И, наконец, если А + В> т- е. компоненты стали работать хуже, то создана дезорганизация, что очень часто случается в практической деятельности.

Повышение эффективности функционирования  отдельных компонентов, объединенных в организацию, происходит за счет факторов:1) совместность работы действует на нервную систему работника оживляющим, ободряющим образом и тем повышает интенсивность труда. 2) соединение, например, двух сил позволяет преодолевать препятствие, причем каждая из этих сил в отдельности превышает усилие одного работника, тогда работа выполняется гораздо быстрее.3) действие видимой согласованной работы также сводится к уменьшению внутренних сопротивлений.

Однако не каждое соединение отдельных компонентов в группу приводит к организации. Если в результате соединения компонентов их суммарное усилие не увеличилось, то вместо организованного комплекса создан нейтральный комплекс. Комплекс, составленный из нескольких компонентов, не связанных никаким сотрудничеством, но и не враждебных друг другу, из компонентов взаимно нейтральных, обладает таким количеством активностей, которое равно сумме активностей отдельных компонентов. Это нейтральный комплекс.

Иногда случается, что в результате соединения отдельных компонентов их суммарное усилие не увеличилось, а, наоборот, уменьшилось. В этом случае получили не организованный комплекс, а дезорганизованный. Дезорганизованное целое практически меньше суммы своих частей.

Полной, идеальной организованности в природе не бывает. Так, даже наилучше устроенное сотрудничество не может быть свободно от всяких, хотя бы минимальных, внутренних помех и несогласованностей, а хорошо сконструированная машина - от вредных трений и т. п.

Любая производственная система состоит из «скелета», функционирующих подсистем, связей между подсистемами и центрального органа. В производственных организациях функцию «скелета» выполняет так называемая «формальная» их сторона (официальные программы, уставы, технические и тактические директивы, правила распорядка). На автомобильном транспорте таким документом является Устав автомобильного транспорта.Функционирующие подсистемы определяются исходя из технологической схемы организации перевозок. Обычно ими являются этапы перевозочного процесса. По законам построения системы в нее включается конечное число компонентов, которое необходимо для функционирования системы, обеспечивающей достижение цели.Функцию связи между подсистемами в перевозочном комплексе выполняет общая цель. Общая цель- это декларация о требуемых результатах функционирования перевозочного комплекса. Организованность достигается постольку, поскольку направление активности, выражаемое целью, тождественно для всех компонентов. О важности центрального упр-ния говорит то, что устранение руководящего элемента влечет за собой больше отрицательных последствий, чем устранение какого-либо другого его элемента.

Принципиальная схема  организации перевозки груза

Всякий   грузопоток  характеризует   четырехиндексное  число - пункт отправления, пункт назначения, класс груза, отрезок времени (временной интервал) на перевозку.В свою очередь, перевозка грузов связана: со схемой картограммой) грузопотока; со скоростью движения подвижного состава, с емкостью (грузоподъемностью) подвижного состава: (чем больше грузоподъемность единицы подвижного состава, тем меньше себестоимость транспортирования, но зато больше себестоимость простоев. Ддя любого сочетания грузопотоков существует оптимальная грузоподъемность единицы подвижного состава).

Управление  транспортными системами.

В зависимости от уровня сложности объектов и специфики решаемых ими задач можно разделить объекты управления транспортных систем на несколько уровней:- макроуровень – в масштабах экономики страны, региона;- уровень макрологистической системы;- уровень микрологистической системы;- уровень управления транспортным потоком;- уровень управления отдельным транспортным средством.

  Макроуровень – суть экономики транспорта, составная часть экономики народного хозяйства, охватывающая взаимодействие производительных сил и производственных отношений по перемещению грузов и людей.Для описания экономики транспорта применяют показатели: объем транспортной работы; уровень затрат; валовой доход; прибыль; степень использования транспортных средств и персонала; качество доставки грузов  и людей.Макрологистическая система – это система управления, охватывающая производственные, снабженческо-сбытовые, торговые, транспортные предприятия и организации в регионе.Цель– обеспечение эффективного взаимодействия элементов производства, сбыта, транспорта, распределения и снабжения лог системы в целях получения максимума прибыли участниками лог цепи.схема логистической системы дана на рис. 5.

Снабжение

 

Транспорт

→→→→

Запасы в пути

 

 

     

 
 

Склад

   

Склад

 
 

     

 
 

Производство

     

Потребитель

→→

 
 

           

 
 

↑←←

←←←

Спрос

←←←←

←←←←

 

Рис. 5. Структурно-функциональная схема логистической системы.

Микрологистическая система должна обеспечивать возможность постоянного согласования и взаимной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев предприятий и фирм.Функции этой системы управления: являются контроль плана сбыта, обеспечение соответствия продукции заказам, создание требуемых условия транспортировки продукции, а также реализация плана поставок в соответствии с потребностью производства.

Заключение

Переход к рыночной экономике в  России привел к тому, что грузовой автомобильный транспорт стал бесконтрольной и, зачастую, неуправляемой отраслью. Вопросам использования современных методов математического исследования и системного анализа, оптимизации работы транспорта, снижению затрат времени и средств связанных с перевозкой, неблагоприятного воздействия подвижного состава на окружающую среду, повышения безопасности движения и другим вопросам не уделяется должного внимания. Снизилось техническое состояние подвижного состава, часть операторов не имеют производственной базы, соответствующей профессиональной подготовки и, следовательно, не в состоянии обеспечить выпуск подвижного состава и организацию перевозок в соответствии с нормативными требованиями. Одной из основных проблем развития транспортной отрасли является разработка методов совмещения интересов грузоотправителей, транспорта и грузополучателей.

Необходимы дальнейшие исследования, направленные на определение соответствия между производимой продукцией и провозными возможностями транспорта, как на микро, так и на макроуровнях. Оценка эффективности функционирования грузового подвижного состава определяется только внутренней оценкой. Внутренняя сторона оценки эффективности характеризует транспорт как обособленную систему, которая определяет и задает требования к компонентам его составляющим. В этом случае критерием эффективности является минимум затрат ресурсов (минимальная себестоимость перевозок) для достижения заданного общественного полезного эффекта. Внешняя сторона оценки эффективности должна характеризовать грузовой автомобильный транспорт как элемент суперсистемы народного хозяйства, и выполнять требования суперсистемы в транспортной отрасли. Она должна быть построена на принципах системного подхода с учетом вероятностного характера протекания перевозочного процесса и необходимой надежности функционирования ее элементов.


Информация о работе Конспект лекций по дисциплине «Основы теории систем и компромиссов»