Конспект лекций по дисциплине «Основы теории систем и компромиссов»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 17:31, курс лекций

Краткое описание

Теория транспортных систем (ТТС) является, с одной стороны, частью общей теории систем, используя средства системотехники, с другой – базовой дисциплиной для таких дисциплин, как: транспортная логистика, транспортные коммуникации и связь, маркетинг, рынок транспортных услуг, информационные технологии на транспорте, взаимодействие видов транспорта, транспортное право, грузовые и пассажирские перевозки и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

ТТС-Лекции.doc

— 294.00 Кб (Скачать файл)

Отдельные этапы процесса перевозки груза часто рассматриваются  как самостоятельные процессы. Схема  перевозки общего вида представлена на рис. 6.

Этап 1.

Подготовка груза

     

Этап 5.

Складирование груза

         

Этап 2.

Погрузка

 

Этап 3.

Транспортирование

 

Этап 4.

Разгрузка

   
         
   

Этап 6

   
   

Подача подвижного

   
   

состава

   

Рис. 6. Типовая схема  перевозки грузов одним видом  транспорта.

Процесс перевозки имеет циклический характер. Ритм этих циклов определяется их частотой (величина обратная продолжительности цикла). Цикл характеризуется непрерывной сменой состояний процесса и изменением состава элементов. Комплекс циклов создает перевозочный процесс.

Перевозочный комплекс

Простейшая организация (перевозочный комплекс) для перевозки груза  должна состоять из следующих звеньев: подготовки груза к перевозке, погрузки, транспортирования, разгрузки и подготовки (подачи) подвижного состава и погрузочно-разгрузочных средств к работе.

Перевозочный комплекс является открытой системой, так как он оказывает влияние на работу организаций, отправляющих и получающих груз, а последние оказывают определенное воздействие на него.

Любая транспортная операция выполняется организацией, которая:

преследует общую цель;

имеет в своем распоряжении и (или) может получить откуда-то людские, экономические и материальные средства, достаточные для достижения этой цели;

располагает широким набором различных стратегических и тактических приемов использования этих средств для решения поставленной задачи.

Организация рассматривается в качестве комплекса взаимосвязанных элементов, а именно:

1. Цель, задача (или задачи).

2. Разделение задачи на отдельные виды работ, которые могут быть

поручены определенным членам внутри организации.

3. Интеграция отдельных работ в соответствующие подразделения.

4. Мотивация (в том числе взаимодействие, поведение, взгляды уч-ков организации).

5. Процессы принятия решений, коммуникации, информационные

потоки, контроль, поощрение и наказание, имеющие решающее значение для обеспечения выполнения целей организации.

6. Единая организационная система, которая понимается не как особый, дополнительный признак, а как внутренняя согласованность, которая должна быть достигнута между всеми вышеуказанными элементами организации.

Прежде чем начать перевозку  грузов, необходимо включить в перевозочный комплекс все необходимые компоненты. Каждому такому сложному  объекту постоянно угрожают деструктивные факторы,   и как таковой он существует только под опекой исключительно   благоприятных условий или защитных действий. В перевозочных комплексах выделяются руководящие элементы. Устранение руководящего элемента влечет за собой больше отрицательных последствий,   чем устранение какого-либо другого его элемента.

Различные компоненты перевозочного  комплекса бывают в разной степени  важными в зависимости от характера выполняемых перевозок. Степень важности зависит от того, в какой мере отсутствие этого компонента или же его повреждение затруднит функционирование перевозочного комплекса, и от того, насколько большие трудности доставит замена этого компонента в случае его отсутствия или же его исправление в случае повреждения.

Зачастую перевозочный комплекс долгое время не изменяется, несмотря на изменение его задач или обстоятельств, в которых он выполняет свои задачи. В таком случае образуются так называемые рудименты. Введение и сохранение различных необходимых составных компонентов, удаление всякого балласта - это постоянная работа по созданию условий для хорошего синтеза.

Создавая перевозочный комплекс, необходимо стремиться к тому, чтобы он состоял  из минимального числа различных компонентов, наиболее тесно соединенных, связанных несложными зависимостями. Положительная оценка работника зависит не от относительной важности выполняемой им функции, а от степени добросовестности ее выполнения.

Основными компонентами перевозочного  комплекса являются: посты хранения груза, посты подготовки груза к перевозке, погрузочно-разгрузочные посты и рабочие этих постов, автомобили и водители, автомобильные дороги, служащие средством транспортных связей между пунктами производства и потребления грузов и др. В основе перемещения груза от места производства до места потребления лежит функционирующий компонент автомобиль-водитель-дорога (А-В-Д).

Таким образом, основными объектами  управления при перевозке грузов являются перевозочные комплексы, в качестве системы управления выступает автотранспортное предприятие (АТП), а окружающей средой являются предприятия и организации, обслуживаемые данным АТП.

При  формировании  перевозочных  комплексов  для   обслуживания крупных заказчиков с устойчивым грузопотоком общий подход заключается в закреплении за договорным заказчиком, как правило, только одного исполнителя в виде подрядного подразделения. Чтобы неравномер-ть объемов перевозок по заказчикам взаимно погашалась, суточные потр-ности в транспортных средствах комплекса должны находиться наравне его провозных возможностей.

3.3 Технология перевозочного  процесса

Все перевозки, выполняемые  транспортом, условно делятся на экономические и технологические. Экономической считается перевозка, при которой отправитель и получатель – разные клиенты. Технологической считается перевозка, в которой отправитель и получатель – одно и то же лицо ( юридическое или физическое ).

По своему экономическому содержанию все перевозки грузов можно разделить на три группы: перевозки в сфере личного пользования, перевозки в сфере обращения и технологические перевозки внутри предприятия (промышленные перевозки).

Грузовые автомобильные перевозки  делятся: по принадлежности транспорта, выполняющего перевозки; по способам организации  и выполнения перевозок; по территориальному признаку; по времени освоения грузооборота и по размеру перевозимых партий.

По признаку принадлежности транспорта различают перевозки грузов, выполняемых  автотранспортом общего пользования (АТОП) и ведомственным транспортом (ВАТ). К автотранспорту общего пользования относятся государственные предприятия, различные акционерные предприятия, частные предприятия и индивидуальные владельцы, т. е. предприятия и лица подвижной состав которых имеет разрешение на право работать по найму.

К ведомственному автотранспорту относится  транспорт отраслевых министерств, а также кооперативных предприятий и организаций. ВАТ не имеет право работать по найму.

По способам организации перевозки  делятся на: централизованные и децентрализованные; прямые и смешанные; комбинированные  и контейнерные.

По   территориальному   признаку  перевозки могут относиться к пункту производства (внутрипроизводственные, технологические), к транспортному пункту (склад, терминал, грузовая станция, порт и т. д.), участку дороги, экономическому или административному \ району и всей стране. Последние подразделяются на городские (в пределах города или населенного пункта), пригородные (за пределы населенного пункта на расстояния до 50 км включительно), междугородные (за пределы города на расстояние свыше 50 км), международные (за пределы территории России).

По времени освоения перевозки делятся на постоянные, временные и сезонные. Характерными примерами являются: постоянных перевозок - перевозки грузов из карьеров; временных -грузы на строящийся объект; сезонных - сельскохозяйственные грузы.

По   размеру   партии  перевозки  бывают: массовые; большие, партии однородных грузов; партионные и мелкопартионные. Под партией грузов понимается совокупность однородных грузовых единиц, одновременно перемещаемых или подлежащих перемещению между грузоотправителем и грузополучателем. Под мелкой партией понимается такое их количество, которое не может загрузить целое транспортное средство (от 10 до 2000 кг).

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТЕХНОЛОГИИ ПЕРЕВОЗОЧНОГО  ПРОЦЕССА

Повышение эффективности автомобильных  перевозок грузов связано с техническим  усовершенствованием подвижного состава транспорта и погрузочно-разгрузочных средств, внедрением прогрессивной технологии и совершенствованием организации перевозки грузов.

Технология (греч. искусство, мастерство) - совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката в процессе производства (технология материалов, технология строительства, химическая технология и т. д.).

Под технологией процесса перевозки груза понимается способ реализации людьми конкретного перевозочного процесса путем расчленения его на систему последовательных взаимосвязанных этапов и операций, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью достижение высокой эффективности перевозок. Задача технологии - Задача технологии – 1)сократить продолжительность и трудоемкость перевозки груза за счет уменьшения числа выполняемых операций и этапов процесса перевозки; 2)очистить процесс перевозки грузов от ненужных операций, сделать его целенаправленнее. Сущность  технологии   перевозки   грузов   выявляется через два понятия - этап и операция. Этап- это набор операций, с помощью которых осуществляется тот или иной процесс. Операция - однородная, логически неделимая часть процесса перевозки, направленная достижение определенной цели, выполняемая одним или несколькими исполнителями. Технологии создаются для повторяющихся видов деятельности.

Любая операция должна обеспечивать приближение объекта управления к поставленной цели и обеспечивать переход одной операции в другую. Последняя операция этапа должна быть своеобразным введением к первой операции следующего этапа. При этом, технология должна представлять единую систему оптимизированных связей между технологиями всех этапов.

Координация  и   поэтапность  действий, направленных к достижению цели, должны базироваться на внутренней логике функционирования и развития определенного перевозочного процесса. Технология не создается «на пустом месте», а  имеет связь с технологией прошлого и будущего. Вначале разрабатывается технология всего процесса перевозки грузов, а потом отдельных этапов. После разработки технологии этапов их необходимо рассмотреть с позиции технологического единства.

В практике организации перевозки  грузов используются различные технологические  схемы. Вместе с тем для каждой из них характерно сочетание ряда типовых технологических операций на предприятиях грузоотправителей, в пункте погрузки, на транспорте, в пунктах выгрузки и у получателей грузов. Типовые технологические схемы перевозки грузов с участием автомобильного транспорта классифицируются:

прямые автомобильные сообщения; смешанные автомобильные сообщения; смешанные автомобильно-железнодорожные сообщения; смешанные автомобильно-водные сообщения; смешанные автомобильно-воздушные сообщения; смешанные автомобильно-железнодорожно-водные сообщения.

При прямом автомобильном сообщении  автомобильный транспорт является единым перевозчиком. Эта технологическая схема применяется для доставки грузов получателям, находящимся в районе производства продукции, а также при междугородных и даже международных перевозках. Преимущества этой технологической схемы перевозки грузов - в сокращении времени перевозки грузов и снижении потерь от повреждения и порчи грузов во время их перегрузки и промежуточного хранения.

При смешанном автомобильном сообщении автомобильный транспорт является также единым перевозчиком. Схема охватывает перевозки грузов автомобильным транспортом с различными вариантами перегрузки груза от места их производства до места потребления:

-груз перегружают с автомобиля на склад, а затем, после кратковременного хранения, его грузят на другой автомобиль;

-груз на стыках участков перегружают с одного автомобиля    на др

-Перецепляют прицепы и пп  в автопоездах.

 

3.4 Организация перевозочного  процесса

На автомобильном транспорте основной задачей является своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках, повышение экономической эффективности его работы. Производственный процесс на транспорте представляет собой формы движения транспортного потока от начального пункта до конечного (от пункта производства до пункта потребления груза).

Это движение может осуществляться медленно, с непроизводственными остановками и так далее, что приводит к возникновению перерывов в движении и расстройству транспортного потока. Поэтому для повышения эффективности перевозок транспортный поток должен быть надлежащим образом организован и постоянно управляем.

При организации перевозок грузов иногда бывает сложно определить, где кончается технология и начинается организация. Еще сложнее -где граница между организацией и управлением. Связь между организацией и управлением можно представить как сообщающиеся сосуды. Чем больше уделено внимания организации перевозочного процесса, тем легче и проще им управлять и наоборот. При этом, в каждом конкретном случае, необходимо находить рациональные затраты и трудоемкость, связанные с осуществлением организации и управления перевозочным! процессом.

Информация о работе Конспект лекций по дисциплине «Основы теории систем и компромиссов»