Основные отличия оценки автотранспотра от оценки недвижимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 22:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной данной курсовой работы заключается в развитии теоретических основ и разработке практических рекомендаций определения рыночной стоимости автотранспортного средства сравнительным подходом при принятии управленческих решений. В соответствии с указанной целью в работе являются следующие исследовательские задачи:
- раскрыть экономическое содержание стоимостной оценки автотранспортных средств;
- выявить и систематизировать основные факторы, формирующие рыночную стоимость автотранспортного средства;
- показать основные отличия оценки АМТС от оценки недвижимости;

Вложенные файлы: 1 файл

автоКУРСАЧ.docx

— 992.56 Кб (Скачать файл)

Системный анализ предполагает рассмотрение оцениваемого объекта как сложной  технической системы, состоящей  из взаимосвязанных разнородных  элементов и имеющей входы  и выходы связей с другими системами (внешней средой). Интегративные  свойства системы имеют особые качества и не сводятся к алгебраической сумме  свойств входящих в систему элементов. Системный анализ включает такие операции, как структуризация системы, исследование связей между элементами и с внешней средой, определение параметров элементов и системы в целом.

Системный подход может быть применен также при анализе технико-экономических  показателей объекта. При этом комплексный  показатель рассматривается как  система частных показателей  разного уровня.

      Функциональный подход заключается в том, что любой материальный объект рассматривается как носитель определенных функций. Функции могут быть полезными и бесполезными. Наличие бесполезных функций приводит к неоправданному удорожанию объекта. При этом стоимость объекта исследуется как совокупная стоимость его функций. Принцип функционального подхода лежит в основе теории стоимостного анализа и стоимостного инжиниринга (известного в РК под названием функционально-стоимостного анализа).

        Статистическое моделирование — методология, опирающаяся на положения теории математической статистики и дающая оценщику инструмент для построения экономико-математических корреляционных моделей. Как в оценке, так и в ценообразовании получили широкое распространение методы корреляционно-регрессионного и дисперсионного анализа для моделирования зависимости цены от технических параметров машин, а также для построения ценовых трендов. Статистическое моделирование позволяет также произвести анализ ошибок результатов оценки, разработать и обосновать экономические нормативы затрат и рентабельности, которые затем используются в расчетах стоимости.

          Принцип жизненного цикла предполагает исследование параметров всех этапов жизни объекта: проектирование, изготовление, продажа, эксплуатация и утилизация. На каждом этапе жизненного цикла оценивают и анализируют доходы и расходы, т.е. денежные потоки. Положения теории жизненного цикла помогают решать такие практические задачи, как оценка эффективности функционирования объекта, прогнозирование срока полезного использования (срока службы), оценка степени старения (износа) объекта и другие.

Перечисленные выше принципы и подходы  можно рассматривать как привлеченные из других наук для решения задач  оценки стоимости. В то же время теорией  и практикой оценки выработаны три  методических основополагающих подхода: сравнительный, затратный и доходный.

         Сравнительный подход — совокупность методов оценки стоимости объекта, основанных на сравнении оцениваемого объекта с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними. Сравнительный подход исходит из указанного выше принципа замещения, а получаемая с его помощью стоимость часто называется стоимостью замещения.

Методы сравнительного подхода  особенно эффективны при существовании  активного рынка сопоставимых объектов. Если же рыночная информация бедная, сделки купли-продажи нерегулярные, рынок слишком монополизирован, то оценки этими методами становятся ненадежными, а иногда и невозможными.

Тем не менее именно методы сравнительного подхода дают представление о действительно рыночной стоимости.

        Затратный подход — совокупность методов оценки стоимости объекта, основанных на определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта, с учетом его износа. Затраты на изготовление объекта и его последующую реализацию — очень важный фактор в формировании стоимости. Методы затратного подхода предполагают обязательную оценку возможной полной себестоимости изготовления объекта и других затрат, которые несет изготовитель и продавец. Эти методы незаменимы, если речь идет об объектах, которые практически не встречаются на открытом рынке и изготовляются по индивидуальным заказам, к их числу относится специальное и уникальное оборудование. При оценке затратным подходом как бы моделируется процесс формирования цены продавца (предложения) исходя из соображений покрытия ценой всех произведенных издержек и получения достаточной прибыли.

Поскольку методы затратного подхода  исходят не из реальных цен на аналогичные  объекты, а из рассчитанных нормативных  затрат и нормативной прибыли, то они, строго говоря, дают оценку не чисто  рыночной стоимости, а так называемой «стоимости объекта с ограниченным рынком». В методах затратного подхода важную роль играет также оценка степени износа оцениваемого объекта, это объясняется тем, что получаемая вначале воспроизводственная или восстановительная стоимость объекта не учитывает износа и только на следующем этапе полученная оценка стоимости понижается с учетом полного износа объекта.

   Надежность оценки стоимости затратным подходом в значительной степени зависит от полноты и достоверности экономической информации из подотрасли машиностроения, к которой относится оцениваемый объект (экономическая структура цен на продукцию под отрасли, сложившиеся показатели рентабельности продаж, некоторые нормативы затрат и т.д.).

          Доходный подход — совокупность методов оценки стоимости объекта, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта оценки. При оценке с позиции доходного подхода во главу угла ставятся будущие доходы от эксплуатации объекта на протяжении срока его полезного использования как основной фактор, определяющий современную величину стоимости объекта. В исчислении совокупного дохода от объекта за ряд лет его жизни методы доходного подхода используют приемы, известные из теории сложных процентов.

Методы доходного подхода опираются  на такие отмеченные выше принципы, как ожидания, учета факторов производства, наилучшего и полного использования, вклада. Несомненным достоинством этих методов является возможность комплексной, системной оценки, когда нужно  оценить не отдельные машины на предприятии, а весь операционный имущественный  комплекс, включающий весь парк взаимосвязанного оборудования.

Применение методов доходного  подхода сталкивается с тем ограничением, когда затруднительно оценить чистый доход непосредственно от оцениваемого объекта в силу того, что этот объект не производит конечной продукции или конечных услуг или в большей степени имеет социальное значение, чем экономическое.

Практические методы оценки стоимости  разных видов машин, оборудования и  транспортных средств сочетают в  себе элементы нескольких подходов, а  их отнесение к тому или иному  подходу делается по преобладающему признаку. Например, прием сравнения  встречается не только в методах  сравнительного подхода, его можно  обнаружить и в методе однородного  объекта, относимом к затратному подходу, и в методе равно эффективного функционального аналога, относимом к доходному подходу.

Наличие расчета затрат не является признаком того, что это обязательно  затратный подход. Без расчета затрат не обходится ни один метод доходного подхода, когда нужно определить чистый доход, расчет затрат можно обнаружить в типичном представителе сравнительного подхода — методе прямого сравнения, когда вносят корректировки чисто затратного характера (на устранение различий цен в затратах на транспортные, складские, страховые и таможенные операции, на приобретение дополнительных устройств и т.д.).

В то же время применение каждого  подхода дает оценку стоимости одного и того же объекта с разных позиций. Поэтому неслучайно требование выполнения дублирующих расчетов стоимости  с применением трех подходов (сравнительного, затратного и доходного) и согласование получаемых оценок зафиксированы в  ряде стандартов оценки (официальных  стандартах, утвержденных правительством, международных стандартах оценки (МСО), стандартах Казахстанского общества оценщиков (КОО) и др). Соблюдение этого требования в полном объеме приводит к повышению трудоемкости оценочных работ, как минимум, втрое. Вопрос же о том, насколько это повышает достоверность оценки, остается открытым. В самом деле, если использован надежный и адекватный для данной ситуации метод оценки, то можно ли повысить достоверность результатов, применяя параллельно другой, менее точный метод? Не внесем ли мы при этом дополнительные ошибки от такого согласования результатов? И почему для достижения точности нужно пользоваться методами, вытекающими только из разных подходов? Эти вопросы давно волнуют оценщиков и являются предметом оживленных дискуссий.

     Ответ на вопрос о необходимости согласования результатов от применения разных подходов следует искать в методологии ценообразования. В теории оценки оцениваемая рыночная стоимость понимается как наиболее вероятная цена на свободном, открытом и конкурентном рынке. Таким образом, предсказать стоимость — это по сути то же, что и предсказать цену. В этой связи обратимся к некоторым азам ценообразования. Прежде всего отметим, что в рыночном ценообразовании различают три вида цены на один и тот же товар: 1) цена, назначаемая продавцом, или цена предложения; 2) цена, назначаемая покупателем, или цена спроса и 3) цена реально состоявшейся сделки купли-продажи.

         Вероятная цена сделки, которую стремится определить оценщик, является компромиссной между ценами предложения и спроса. Известные подходы к оценке в основном сориентированы либо на цену предложения, либо на цену спроса. Чтобы смоделировать этот компромисс, оценщику приходится применить методы разных подходов и путем согласования полученных результатов подойти к вероятной цене сделки, т.е. к рыночной стоимости. Активная роль в ценообразовании принадлежит продавцу, он первым назначает свою цену на продаваемый товар. Цена продавца (предложения) устанавливается в первую очередь по соображениям покрытия полных затрат и получения достаточной прибыли. Продавец, конечно, заинтересован в высокой цене, приносящей ему хорошую прибыль. В то же время продавец заинтересован в том, чтобы сделка состоялась. Чем выше цена, тем ниже вероятность акта купли-продажи. В силу этого фактора цена назначается продавцом также такой, чтобы вероятность продажи была достаточно высокой. Поэтому цены предложений часто становятся и ценами сделки.

        Если оценщик использует какой-либо метод затратного подхода, то он, применяя экономическую информацию о нормах расхода и ценах ресурсов, полученную от производителей или продавцов, невольно воспроизводит процесс затратного ценообразования и выходит в итоге на затратную цену предложения. В силу этого оценка стоимости, как правило, получается завышенной, если, конечно, не допущены серьезные ошибки в привлекаемой исходной информации.

        Если оценщик использует метод сравнительного подхода, то «затратный дух» получаемого результата значительно меньше, но все равно он остается. Это связано с тем, что оценщик применяет документально подтвержденную ценовую информацию на аналоги. А берет он эту информацию из ценовых фирменных каталогов и прайс-листов, т.е. оперирует все теми же ценами предложения. В итоге завышение результата остается, хотя и весьма умеренное.

Среди известных подходов прямой путь к прогнозу цены спроса дает только доходный подход. Стоимость, рассчитываемая каким-либо методом доходного подхода, представляет собой верхнюю предельную цену, на которую может согласиться покупатель (инвестор), руководствуясь здравым смыслом сопоставления своих сегодняшних затрат с будущими доходами от владения покупаемым товаром. Естественно, для покупателя (инвестора) цена тем выгоднее, чем она ниже. В то же время чем ниже цена, тем ниже вероятность сделки по приобретению данного товара. Учитывая то, что покупатель, как и продавец, заинтересован в сделке, он может согласиться на некоторый прирост своей цены. Изложенные соображения позволяют сделать вывод о том, что в общем случае оценка на основе доходного подхода дает несколько заниженный результат, если, конечно, не допущены ошибки в выборе исходных данных при расчете будущих доходов и расходов.

Еще один момент, который нужно  учитывать при использовании  доходного подхода. Цена спроса достаточно индивидуальна, у каждого покупателя на один и тот же товар она может  быть своя. Отсюда понятна индивидуальность инвестиционной стоимости, оцениваемой для конкретного проекта. Поэтому, чтобы оцениваемая инвестиционная стоимость соответствовала наиболее вероятной цене спроса, необходимо оценку выполнять для условий наиболее характерного, типового инвестиционного проекта.

Изложенный выше взгляд на вопрос о согласовании результатов оценки, получаемых от разных подходов, позволяет  прийти к следующим выводам. Результат, наиболее близкий к понятию вероятной рыночной цены, получают с помощью методов сравнительного подхода. Сопоставление этого результата с результатом от затратного или доходного подхода в лучшем случае мало что дает. А вот оценка рыночной стоимости на основе затратного или доходного подхода обязательно нуждается в проверке сопоставлением с оценкой каким-либо другим подходом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2Факторы, влияющие на оценку стоимости  автотранспортных средств.

 

 

Автотранспортное средство — устройство, приводимое в движение двигателем и  предназначенное для перевозки  по дорогам общей сети людей, грузов или оборудования, установленного на нем, а также имеющее массу  в снаряженном состоянии более 400 кг. Снаряженная масса определяется как масса полностью заправленного (топливом, маслами, охлаждающей жидкостью  и пр.) и укомплектованного (запасным колесом, инструментом и т.п.) автотранспортного  средства, но без груза или пассажиров, водителя или другого обслуживающего персонала и их багажа.

Автотранспортные средства для  целей оценки могут быть классифицированы следующим образом. Автотранспортные средства подразделяются на пассажирские, грузовые и специальные.

В состав пассажирских автотранспортных средств входят легковые автомобили и автобусы.

К грузовым автотранспортным средствам относятся грузовые автомобили, в том числе специализированные.

К специальным автотранспортным средствам относятся автомобили со специальным оборудованием, предназначенным для выполнения различных, преимущественно нетранспортных, работ.

Легковой автомобиль — автотранспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и имеющие не более 8 мест для сидения, не считая места водителя. Подразделяются на виды в зависимости от типа кузова и рабочего объема двигателя.

Информация о работе Основные отличия оценки автотранспотра от оценки недвижимости