Понятие, цели, организация и производство судебной автотехнической экспертизы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 15:17, курсовая работа

Краткое описание

Обстановка на дорогах страны исключительно сложная. Необходимо по этому поводу принимать самые решительные меры на улицах и дорогах. Здесь не может быть важных и менее важных мер, первоочередных и второстепенных – все они окажут нужное воздействие в комплексе. Любые меры окажутся малоэффективными, если люди за рулем и на пешеходных дорогах, не поймут, что снижение напряженности зависит лично от них. Вот почему таким важным и необходимым я считаю, изучение правил дорожного движения, знание положение этого документа, а также всех последствий, которые влечет за собой нарушение общепринятых норм.

Вложенные файлы: 1 файл

Полностью готово.doc

— 822.00 Кб (Скачать файл)

3) участвовать с разрешения  дознавателя, следователя, прокурора  и суда в процессуальных действиях  и задавать вопросы, относящиеся  к предмету судебной экспертизы;

4) давать заключение  в пределах своей компетенции,  в том числе по вопросам, хотя и не поставленным в постановлении о назначении судебной экспертизы, но имеющим отношение к предмету экспертного исследования.

5) приносить жалобы  на действия (бездействие) и решения  дознавателя, следователя, прокурора  и суда, ограничивающие его права;

6) отказаться от дачи  заключения по вопросам, выходящим  за пределы специальных знаний, а также в случаях, если представленные  ему материалы недостаточны для  дачи заключения.

Эксперт не вправе:

1) без ведома следователя  и суда вести переговоры с участниками уголовного судопроизводства по вопросам, связанным с производством судебной экспертизы;

2) самостоятельно собирать  материалы для экспертного исследования;

3) проводить без разрешения  дознавателя, следователя, суда  исследования, могущие повлечь полное или частичное уничтожение объектов либо изменение их внешнего вида или основных свойств;

4) давать заведомо  ложное заключение;

5) уклоняться от явки  по вызовам дознавателя, следователя,  прокурора или в суд;

 

1.4.2. Этапы экспертизы

Производство экспертного исследования ДТП осуществляется на основе определенных методов и приемов исследовательской деятельности эксперта. Экспертные исследования представляют собой сочетание логического анализа и инженерных расчетов. В зависимости от вида ДТП, его сложности и вопросов, поставленных на разрешение, исследования могут иметь различный характер.

В большинстве случаев  процесс производства судебной автотехнической  экспертизы можно разделить на следующие  этапы:

ознакомление с постановлением, изучение материалов дела;

уяснение задачи предстоящей  экспертизы и оценка исходных данных;

построение информационной модели исследуемого ДТП;

проведение расчетов, составление графиков и схем;

оценка проведенных  исследований, уточнение первоначальной модели ДТП;

формулирование выводов;

составление и оформление заключения эксперта.

Изучая материалы, представленные на экспертизу, эксперт-автотехник мысленно воссоздает последовательность событий  в ходе ДТП и действий его участников. Одновременно он намечает план предстоящих исследований, необходимых для исчерпывающего ответа на заданные вопросы, и перечень исходных данных, без которых невозможно проведение исследования. В соответствии с постановлением и материалами дела, представленными в распоряжение судебного эксперта, он намечает примерную версию механизма исследуемого ДТП. Иногда  таких версий может быть несколько. В этом случае исследованию подлежат все возможные версии  [38].

Исследуя ДТП, эксперт-автотехник прибегает к расчетам для определения  параметров движения пешеходов и транспортных средств. Необходимые исходные данные он частично берет из постановления следователя и других материалов, предоставленных в его распоряжение. Эти данные эксперт не вправе изменять, даже если их достоверность вызывает у него сомнения. При наличии противоречий или сомнений в исходных материалах эксперт обязан указать на них в своем заключении.

Как правило, предоставляемых  исходных данных недостаточно для детального расчета, и значительную часть параметров эксперт выбирает из справочников, нормативных актов, отчетов, инструкций предприятий-изготовителей, научно-исследовательских работ и других источников.

К числу выбираемых данных относятся:

габаритные размеры  автомобиля, колея, база, масса, координаты центра тяжести, радиусы поворота;

показатели тяговой динамичности автомобиля (максимальные скорость и ускорение, время и путь разгона);

коэффициенты продольного  и поперечного сцепления шин  с дорогой;

коэффициент сопротивления  качению;

время реакции водителя;

время срабатывания тормозного привода;

время увеличения замедления при торможении;

к.п.д. трансмиссии;

фактор или коэффициент  обтекаемости.

В отличие от данных, установленных  следствием и относящихся только к данному ДТП, выбираемые показатели характеризуют некоторое множество  аналогичных явлений. Их значения являются осредненными и относятся к данному ДТП лишь косвенно как наиболее вероятные. Чем подробнее в исходных материалах охарактеризованы обстоятельства, от которых зависит возможность правильного выбора данных, тем точнее расчеты и достовернее выводы эксперта.

При построении первоначальной модели ДТП эксперт выясняет время  и место происшествия, дорожную обстановку в зоне ДТП, направления движения транспортных средств и пешеходов  и их примерное расположение на проезжей части в различные фазы происшествия. Намеченная модель уточняется путем расчетов, которые позволяют установить состоятельность исходных данных и ответить на поставленные вопросы. При расчетах могут быть использованы аналитические, графоаналитические и графические методы. Сопоставление результатов расчета с другими обстоятельствами дела подтверждает достоверность исходных данных (или доказывает их несостоятельность) и позволяет установить новые доказательства.

Оценивая выводы, полученные на основании расчетов, эксперту иногда приходится изменять первоначальную модель ДТП, а иногда полностью отказываться от нее и разрабатывать новую модель, согласующуюся с результатами проведенных исследований.

В ходе исследования ДТП  эксперты используют уравнения движения (математические модели) транспортных средств. В теории автомобиля эти модели разработаны с большой скрупулезностью. При экспертном исследовании ДТП целесообразно применять модели достаточно простые и удобные для практического использования и вместе с тем обеспечивающие нужную точность.

Разрабатывая информационную модель ДТП, эксперты-автотехники в качестве основы чаще всего используют фабулу происшествия, содержащуюся в описательной части постановления о назначении экспертизы. Однако в ходе исследования эксперт может прийти к выводу о том, что действительный механизм ДТП отличается от описанного в постановлении. Причиной расхождения могут быть неточность свидетельских показаний, ошибка, допущенная при осмотре места ДТП или при освидетельствовании транспортного средства, и т.д. Возможны случаи, когда следствие, несмотря на самое тщательное изучение всех доказательств, не в состоянии описать последовательность событий при ДТП и установить его механизм или считает равновероятными несколько различных версий. Наконец, приходится учитывать возможность непроизвольных ошибок следователя, его недостаточную компетентность в специальных вопросах теории и эксплуатации автомобиля, а также умышленное искажение материалов дела и разборку версии, отличающейся от истины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ НА МЕСТЕ ДТП

 

Первоначальными следственными  действиями при расследовании ДТП  являются:

•   осмотр места  происшествия;

•   осмотр транспортных средств;

•   розыск и задержание транспортных средств и водителей, скрывшихся с мест происшествия;

•   допрос потерпевших  и свидетелей;

•   допрос водителей;

•   освидетельствование  водителя.

Последовательность первоначальных следственных действий в зависимости  от обстоятельств может быть различной, но все следственные действия всегда должны начинаться с осмотра места  происшествия.

Осмотр места происшествия производится незамедлительно, как  только сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее — ГИБДД) узнали о ДТП и прибыли на место происшествия, потому что обстановка, следы и иные вещественные доказательства, которые имеют чрезвычайно большое значение, могут быть подвержены быстрому изменению. В целях сохранения всех необходимых по делу вещественных доказательств сотрудники ГИБДД должны немедленно принять меры по охране места происшествия и его осмотру [38].

Осмотр места ДТП  всегда ведется от периферии к  центру, т.е. сначала осматривается близлежащий дорожный участок, а уже затем само место происшествия. Эти действия следует производить в первую очередь, потому что следы и вещественные доказательства, которые могут находиться на дороге, стираются и уничтожаются быстрее, чем следы, находящиеся на месте происшествия.

Следует уделить внимание также и проезжей части: особенностям дороги (поворотам, уклонам), наличию  дорожных знаков, светофоров и других средств регулирования уличного движения. Все эти нюансы будут указаны в протоколе осмотра.

Сотрудники ГИБДД производят измерения, которые фиксируются  в протоколе. В качестве приложения к протоколу прикрепляют фотоснимки. В некоторых случаях целесообразнее применить стереофотосъемку, а также  цветную фотографию.

При осмотре транспортного средства определяются вид транспорта и его техническое состояние: рулевое управление, тормозная система, освещение и ходовая часть, а также фиксируются обнаруженные вещественные доказательства (стекла, части одежды, волосы и т.п.).

Потерпевших необходимо немедленно доставить в больницу. Их допрос может производиться только с разрешения врача. Однако допрос нельзя откладывать, так как потерпевшие могут сообщить важнейшие данные о происшествии. При допросе свидетелей-очевидцев выясняют следующие основные вопросы: что именно произошло на месте происшествия, какой номер, цвет и иные признаки имеет скрывшаяся автомашина, какие действия предпринимались во избежание наезда, столкновения, что предпринимал водитель (водители) после происшествия, какие условия были на дороге (улице) в момент происшествия (освещение, погода) и какова была скорость транспортных средств в момент происшествия.

Освидетельствование водителя производится в том случае, если есть сомнения относительно его состояния. При признаках алкогольного, токсического, наркотического опьянения водителя направляют к врачу для установления факта опьянения.

 

2.1. Первоначальная фиксация обстоятельств  происшествия

Сообщение о ДТП чаще всего поступают в дежурные части  органов внутренних дел и строевые подразделения дорожно-патрульной службы, а также непосредственно сотрудникам дорожно-патрульной службы. Получив сообщение, они обязаны внимательно выслушать заявителя (независимо от того, где совершено происшествие) и выяснить у данного лица:

а) место, время, вид и обстоятельство ДТП;

б) сведения о пострадавших;

в) оказана ли пострадавшим медицинская помощь;

г) вызвана ли на место  ДТП бригада скорой помощи;

д) в какие лечебные учреждения и кем направлены пострадавшие;

е) тип, марку, цвет и регистрационные знаки транспортного средства, на которых были отправлены пострадавшие;

ж) тип, марку, цвет и регистрационные  знаки транспортных средств причастных к данному ДТП;

з) Ф.И.О., адрес и телефон  самого заявителя.

Обозначение мест ДТП

Главная задача сотрудника дорожно-патрульной службы, прибывшего на место ДТП, - скорейшее извлечение пострадавших из транспортного средства и оказание им доврачебной помощи. Однако в условиях ограниченной видимости и при отсутствии на месте происшествия лиц, способных оказать содействие, необходимо предпринять меры по предотвращению вторичного ДТП - включить специальные световые сигналы на патрульном автомобиле или аварийную сигнализацию на других транспортных средствах, находящихся в зоне происшествия, установить знаки аварийной остановки или мигающие фонари на расстоянии, обеспечивающем своевременное предупреждение водителей движущихся транспортных средств об опасности (в населенных пунктах не менее 15 м, а вне их пределов - 30 м от стоящих транспортных средств).

При дневном освещении лучше использовать красные мигающие фонари, а в темное время суток - синие, т.к. они контрастируют с габаритными огнями транспортного средства. Установка ограждающих конусов дорожных знаков должна производиться так, чтобы обеспечивать траекторию объезда места ДТП.

Установление участников и очевидцев ДТП

К участникам ДТП могут  относиться водители транспортных средств, пешеходы, пассажиры, потерпевшие, а  также лица уполномоченные регулировать дорожное движение. Для определения  круга лиц, причастных к происшествию, необходимо произвести опрос людей, присутствующих на месте ДТП, а также оценить степень их осведомленности о данном событии.

   Особого внимания  требуют очевидцы, не имеющие  возможности оставаться на месте  происшествия продолжительное время.  Очевидцы которым удалось видеть начальную, кульминационную и финальную стадии ДТП желательно задержать их до прибытия следственно-оперативной группы, предоставить им возможность дать письменные показания, зафиксировать сведения о данных лицах.

Обязательному опросу подлежат водители и пассажиры всех транспортных средств находящихся в зоне ДТП, среди которых могут оказаться как очевидцы, так и непосредственные участники ДТП.

Информацию об участниках и обстоятельствах ДТП могут  дать жители близлежащих домов, работники автозаправочной станции, торговых и других предприятий расположенных в непосредственной близости от места происшествия.

Информация о работе Понятие, цели, организация и производство судебной автотехнической экспертизы