Понятие, цели, организация и производство судебной автотехнической экспертизы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 15:17, курсовая работа

Краткое описание

Обстановка на дорогах страны исключительно сложная. Необходимо по этому поводу принимать самые решительные меры на улицах и дорогах. Здесь не может быть важных и менее важных мер, первоочередных и второстепенных – все они окажут нужное воздействие в комплексе. Любые меры окажутся малоэффективными, если люди за рулем и на пешеходных дорогах, не поймут, что снижение напряженности зависит лично от них. Вот почему таким важным и необходимым я считаю, изучение правил дорожного движения, знание положение этого документа, а также всех последствий, которые влечет за собой нарушение общепринятых норм.

Вложенные файлы: 1 файл

Полностью готово.doc

— 822.00 Кб (Скачать файл)

Va, км/ч – скорость движения ТС;

Vn, км/ч – скорость движения препятствия;

Sn, м – путь, пройденный препятствием с момента возникновения опасности до момента столкновения;

ja, м/с2 – установившееся замедление ТС при экстренном торможении;

 SТ//, м – расстояние, преодолеваемое ТС в заторможенном состоянии после столкновения до остановки;

Для этого же случая, при  условии, что наезд или столкновение произошло в момент остановки  АТС (конце торможение), удаление определяют как:

,

где, Sa, м – удаление ТС от места наезда в момент возникновения опасности;

Va, км/ч – скорость движения ТС;

Vn, км/ч – скорость движения препятствия;

Sn, м – путь, пройденный препятствием с момента возникновения опасности до момента столкновения;

ja, м/с2 – установившееся замедление ТС при экстренном торможении;

Если значит в момент возникновения опасности для движения АТС уже двигалось в заторможенном состоянии, и его удаление определяют по иной формуле:

,

где, Sa, м – удаление ТС от места наезда в момент возникновения опасности;

ja, м/с2 – установившееся замедление ТС при экстренном торможении;

Sn, м – путь, пройденный препятствием с момента возникновения опасности до момента столкновения;

Vn, км/ч – скорость движения препятствия;

ja, м/с2 – установившееся замедление ТС при экстренном торможении;

SТ//, м – расстояние, преодолеваемое ТС в заторможенном состоянии после столкновения до остановки;

Вышеуказанные формулы определения удаления справедливы для случая наезда на пешехода передней частью АТС. Если наезд совершен боковой частью, то из величины Sa необходимо вычесть расстояние от места удара до передней части АТС. Далее для решения вопроса о технической возможности у водителя АТС предотвратить наезд применением экстренного торможения полученные величины сравнивают с величиной остановочного пути АТС (S0).

При S0<Sa следует вывод о наличии у водителя технической возможности предотвратить происшествие. Превышение S0 над Sa, или их равенство, говорит об отсутствии технической возможности у водителя остановить свое АТС применением экстренного торможения до линии движения опасного объекта, в момент возникновения опасности для движения [32].

 

Экспертное исследование обстоятельств столкновений ТС при резком торможении водителя переднего ТС, не имевшего к тому достаточно оснований

Пример: Автомобиль ГАЗ-3102 совершил столкновение с автомобилем ВАЗ 21099, следовавшим в попутном направлении. Скорость автомобиля ГАЗ 3102 и ВАЗ 21099 составляла 50 км/ч, дистанция между автомобилями – 10м.

Водитель автомобиля ВАЗ 21099 применил экстренное торможение в ответ на загорание красного сигнала светофора.

Допустимая дистанция между  автомобилями:

где, D, м – минимально-допустимая дистанция между следующими друг за другом ТС;

Va, км/ч – скорость движения ТС;

Т, с – время приведения тормозов ТС в действие;

t2, с – время запаздывания срабатывания тормозного привода;

t3, с – время нарастания замедления;

ja, м/с2 – установившееся замедление ТС при экстренном торможении;

Водитель автомобиля ГАЗ 3102 выбрал правильно дистанцию  и несоответствие его действий п. 9.10 ПДД РФ не усматривается.

Поскольку водитель автомобиля ГАЗ 3102 выбрал правильную дистанцию, т.е. ту которая позволила ему при экстренном торможении переднего автомобиля ВАЗ 21099, в момент загорания его стоп-сигналов предотвратить контакт с автомобилем ВАЗ 21099 (если автомобиль ВАЗ 21099 затормаживался с помощью рабочей тормозной системы и останавливался беспрепятственно), применением торможения, и не воспользовался предоставленной возможностью, то его действия не соответствовали п. 10.1., абз. 2 ПДД РФ.

Если водитель автомобиля ВАЗ 21099 применил экстренное торможение не на возникновение опасности, а на загорание красного сигнала светофора, который является штатным элементом организации дорожного движения, и не связан непосредственно с появлением опасных объектов, то его действия не соответствовали требованиям п.10.4., абз.4. ПДД РФ.

П.10.4., абз. 4 ПДД РФ «Водителю запрещается резко тормозить, если это не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия».

 

Экспертное  исследование обстоятельств столкновений ТС при затормаживании переднего  ТС не в результате применения рабочей  тормозной системы, а иным способом

Пример: Автомобиль ГАЗ-3102 совершил столкновение с автомобилем ВАЗ 21099, следовавшим в попутном направлении. Скорость автомобиля ГАЗ 3102 и ВАЗ 21099 составляла 50 км/ч, дистанция между автомобилями – 10м.

Автомобиль ВАЗ 21099 остановился не в результате торможения с помощью рабочей тормозной системы, а в результате удара в стоявший впереди автомобиль, внезапно появившийся в его поле зрения. Автомобиль ВАЗ 21099 с момента нажатия на педаль тормоза до момента удара в стоявший впереди автомобиль ВАЗ 21063 проехал 8 метров.

Водитель автомобиля ГАЗ 3102 торможение не применял.

Время, с момента нажатия  на педаль тормоза, водителем автомобиля ВАЗ 21099, до момента удара в автомобиль ВАЗ 21063:

где, t2, с – время запаздывания срабатывания тормозного привода;

t3, с – время нарастания замедления;

t4, с – время движения ТС до наезда, на стадии непосредственного торможения;

tв, с – время торможения ТС до наезда;

Расстояние, которое автомобиль ВАЗ 21099 проехал с момента нажатия на педаль тормоза до приведения автомобиля в заторможенное состояние:

где, Va, км/ч – скорость движения ТС;

t2, с – время запаздывания срабатывания тормозного привода;

t3, с – время нарастания замедления;

S, м – расстояние, преодолеваемое ТС в заторможенном состоянии после столкновения до остановки;

Расстояние, которое автомобиль ВАЗ 21099 проехал в заторможенном  состоянии S=8-3,75=4,25 м., тогда время, которое автомобиль находился в заторможенном состоянии до столкновения:

 с,

где, t4, с – время движения ТС до наезда, на стадии непосредственного торможения;

S, м – расстояние, преодолеваемое ТС в заторможенном состоянии после столкновения до остановки;

ja, м/с2 – установившееся замедление ТС при экстренном торможении;

Время движения автомобиля ВАЗ 21099 с момента нажатия на педаль тормоза до столкновения:

Допустимая дистанция  между автомобилями:

где, D, м – минимально-допустимая дистанция между следующими друг за другом ТС;

Va, км/ч – скорость движения ТС;

Т, с – время приведения тормозов ТС в действие;

t2, с – время запаздывания срабатывания тормозного привода;

t3, с – время нарастания замедления;

ja, м/с2 – установившееся замедление ТС при экстренном торможении;

Следовательно, несоответствий в действиях водителя автомобиля ГАЗ 3102 в данной ситуации требованию п.9.10 ПДД не усматривается.

При экстренном торможении со скорости (Va) 50км/ч остановочный путь So автомобиля ГАЗ 3102 в условиях места происшествия составляет:

где, t2, с – время запаздывания срабатывания тормозного привода;

t3, с – время нарастания замедления;

Va, км/ч – скорость движения ТС;

ja, м/с2 – установившееся замедление ТС при экстренном торможении;

t1, с – время реакции водителя;

So, м – остановочный путь ТС;

Удаление автомобиля ГАЗ 3102 от места столкновения до места  в момент возникновения опасности:

где, Va, км/ч – скорость движения ТС;

Sa, м – удаление ТС от места наезда в момент возникновения опасности;

tвоз, с – время торможения ТС до наезда;

Поскольку водитель автомобиля ГАЗ 3102 не применял торможения, его  действия не соответствовали п. 10.1 ч.2 ПДД. Однако проведенный расчет показал, что и при условии применения экстренного торможения в момент возникновения опасности водитель автомобиля ГАЗ 3102 не имел технической возможности предотвратить столкновение, т.е. оно все равно бы произошло, несоответствие в его действиях требованиям п.10.1 ч.2 ПДД с технической точки зрения не находится в причинной связи с наступлением данного ДТП.

 

Экспертное  исследование обстоятельств столкновений ТС при незагорании стоп-сигнала  переднего ТС

Одним из частных случаев  исследования столкновений следующих друг за другом в попутном направлении ТС является ситуация, когда установлено не загорание стоп-сигнала при торможении переднего ТС, исследование таких ДТС имеет свои особенности по сравнению с традиционным случаем, когда сигналом опасности для следующего позади ТС служит загорание стоп-сигнала переднего ТС  [33].

При исследовании таких ДТП эксперт, как известно, главным образом  решает два вопроса:

1. соответствовала ли выбранная  водителем дистанция минимально  допустимой в данной ДТС;

2. располагал ли в заданный момент водитель заднего ТС технической возможностью предотвратить ДТП с передним ТС?

Дистанцию безопасности (Д) в САТЭ определяют по формуле (1)

                              

                                      (1)

где, Va, км/ч – скорость движения ТС;

Д, м – минимально-допустимая дистанция между следующими друг за другом ТС;

Анализ этой формулы показывает, что она была выведена из условия, что стоп-сигнал ТС загорается в  момент начала снижения скорости ТС. Приведенная выше формула применима, если включатель привода стоп-сигнала расположен в магистрали тормозного привода идущего впереди ТС. Этот же момент, очевидно является моментом возникновения препятствия для движения следующего позади ТС, в который водитель последнего должен начинать реагировать на загорание стоп-сигнала. Поэтому, рассчитав по вышеприведенной формуле дистанцию, толкуя данное понятие в соответствии с п. 9,10 ПДД, эксперт вправе не рассчитывать техническую возможность и сформулировать вывод на основе чисто логических построений. Водитель, совершивший столкновений с передним ТС при его торможении естественным путем без контакта с другим препятствием, следовавший за передним на допустимой дистанции, имел техническую возможность предотвратить ДТП торможением в момент загорания стоп-сигнала переднего ТС.

В данном случае, поскольку минимально допустимая дистанция определяется из условия реагирования на красную  лампочку, на загорание которой водитель и реагирует фактически, время  его реакции принимается равным 0,3 с.

Рассмотрим нетрадиционный случай. Водитель следующего позади ТС, не имея информации с неисправности стоп-сигнала  переднего ТС, в соответствии с  пп. 1.3 и 1.5 ПДД вправе ожидать, что  стоп-сигнал своевременно предупредит  его о торможении переднего ТС, и выбрать дистанцию по тому же критерию, что и в традиционном случае.

П. 1.3. ПДД РФ «Участники дорожного  движения обязаны знать и соблюдать  относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и  разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами».

П. 1.5. ПДД РФ «Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в милицию».

Таким образом, при экспертном определении  дистанции ничего не меняется. При  фактическом торможении переднего  ТС водитель следующего позади автомобиля вынужден реагировать уже на изменение режима движения переднего (скорости) ТС по зрительной дифференциации его замедления.

Уловить и оценить это водителю достаточно сложно, поэтому в соответствии с работой при расчете технической  возможности в данном случае рекомендовано значение времени реакции 1,2 с или 1,4 с.

Кроме того, поскольку стоп-сигнал не загорается, получить информацию о  замедлении переднего ТС и начать реагировать водитель заднего ТС может не ранее достижения этим замедлением  своего «истинного» установившегося значения, т.е. в момент, более поздний, чем момент в случае загорающегося стоп-сигнала.

Поэтому при расчете технической  возможности в данном случае в  формуле удаления Sa следовавшего позади ТС от места столкновения, которое затем сравнивается со значением остановочного пути So, целесообразно внести соответствующее изменение:

где, Д2 – расстояние между ТС в момент начала непосредственного торможения;

t3n – время нарастания замедления переднего ТС;

Информация о работе Понятие, цели, организация и производство судебной автотехнической экспертизы