Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 15:17, курсовая работа
Обстановка на дорогах страны исключительно сложная. Необходимо по этому поводу принимать самые решительные меры на улицах и дорогах. Здесь не может быть важных и менее важных мер, первоочередных и второстепенных – все они окажут нужное воздействие в комплексе. Любые меры окажутся малоэффективными, если люди за рулем и на пешеходных дорогах, не поймут, что снижение напряженности зависит лично от них. Вот почему таким важным и необходимым я считаю, изучение правил дорожного движения, знание положение этого документа, а также всех последствий, которые влечет за собой нарушение общепринятых норм.
Охрана места ДТП
Охрана места ДТП относиться к одной из сложнейших задач сотрудников ДПС, поскольку зона данных происшествий подвержена влиянию внешней среды в результате производства аварийно- спасательных работ, привлечения внимания большого числа людей, воздействие климатических факторов и т.п., что приводит к существенному изменению обстановки и утрате вещественных доказательств.
Приступая к охране места ДТП, нужно определить его примерные границы, исходя из оценки вида, характера происшествия, признаков, указывающих направления движения транспортного средства и показания очевидцев. Границы ДТП охватывают места расположения:
а) точки наезда (столкновения, опрокидывания);
б) пострадавших;
в) транспортных средств;
г) отдельных частей транспортных средств и перевозимых грузов;
д) вещей участников происшествия;
е) следов на дорожном покрытии, элементах дорожной инфраструктуры, деревьях и других объектах;
ж) точек, в которых участники происшествия заметили или имели возможность заметить опасность.
Когда транспортные средства и водители скрылись с места ДТП, в подлежащую охране зону должна включаться прилегающая к нему территория, на которой могут быть обнаружены следы участников ДТП и управляемых ими транспортных средств.
Место ДТП подлежит полному
освобождению от посторонних лиц. Особой
тщательности требует фиксация следов
ДТП и их защита от неблагоприятного
воздействия атмосферных
Осмотр места ДТП
Качественный осмотр места ДТП, а также полная и правильная фиксация его результатов имеют решающее значение для установления причин и обстоятельств происшествия. Для качественного осмотра ДТП выезжающие на место происшествия (следователь, дознаватель, дежурный по ГАИ) должен иметь следственный чемодан (портфель) в комплекте которого должны быть представлены:
а) рулетка длинной не менее 20 метров;
б) электроцифровой измеритель пути, планшет для ведения записей;
в) чертежные принадлежности - следственная линейка;
г) цветные карандаши для составления схем ДТП;
д) электрический фонарик;
е) мелок для нанесения отметок на проезжей части места ДТП;
ж) стандартные бланки протокола осмотра и схемы ДТП.
Обязательными
а) протокол осмотра места ДТП;
б) протоколы осмотра и проверки технического состояния транспортного средства;
в) схема к протоколу осмотра места ДТП;
г) справка о ДТП;
д) объяснения участников ДТП, потерпевших и очевидцев;
е) протоколы медицинского освидетельствования участников ДТП.
Осмотр проезжей части
Для проведения осмотра необходимо установить вид ДТП (столкновение, опрокидывание и т.п.) характеризующий механизм его возникновения, возможные границы и порядок осмотра, а затем выбрать ориентиры и отправные точки, в качестве которых лучше всего использовать ближайшее объекты, которые не могут быть убраны, передвинуты или легко уничтожены (дома, другие сооружения, опоры линий электропередач и т.п.).
Место ДТП на схеме надо "привязать" к определенному неподвижному объекту. Если место ДТП находится в населенном пункте, необходимо указать название улицы, номер дома. Вне населенном пункте следует указать наименование шоссе (дороги) километр и ориентир.
При осмотре проезжей части фиксируют:
а) тип дорожного покрытия и его состояние (сухое, мокрое и т.п.);
б) геометрические характеристики (ширина, продольные и поперечные углы, высота бордюра и т.п.);
в) наличие, способ состояния дорожной разметки;
г) наличие конфигурации и размеры дефектов дорожного покрытия;
д) параметры полос отвода дорог и тротуаров, входящих в границы
ДТП;
е) способ регулирования движения в зоне ДТП;
тип и способ установки дорожных знаков и светофоров; наличие освещения и его параметры на месте ДТП.
В процессе осмотра осуществляют геометрическую привязку относительно выбранных ориентиров:
а) положение транспортного средства и пострадавших;
б) следов движения, торможения, столкновения и ударов транспортного средства;
в) следов волочения пострадавших;
г) мест размещения отделившихся или упавших частей транспортного средства или грузов;
д) участков разрушений элементов дорожной инфраструктуры связанных с данным происшествием.
Осмотр следов
После общего осмотра
осматриваются отдельные
Практика проведенного данного действия показывает, что первостепенного внимания требует: следы движения, торможения, отделившиеся от транспортного средства детали, стекла и перевозимые грузы.
Осматривая следы, необходимо учитывать, что при прямолинейном движении транспортного средства следы его передних колес полностью или частично перекрываются следами задних, и поэтому на проезжей части отображаются, в основном, задние колеса (колея, количество колес на оси).
Фиксирование следов транспортного средства
Прямолинейные участки следов движения транспортного средства на плане фиксируются точно так, как и автомобили – тремя проекциями на координатные оси.
Необходимо измерять и указывать на схеме длину следа торможения каждого колеса.
При этом следы качения, торможения и юза измеряются отдельно.
Как правило, на асфальтобетонном покрытии следы торможения транспортного средства начинаются со слабо заметных отпечатков протектора колес, нечеткость которых постепенно увеличивается и плавно переходит в след скольжения полностью заторможенного колеса. В данном случае следует измерить отдельно длину каждого из характерных участков торможения.
Осмотр транспортных средств причастных к ДТП
Осмотр транспортных средств, причастных к ДТП производится для установления следующих данных:
а) типа, марки, модели, регистрационных знаков транспортного средства и модели шин;
б) наименования и количество перевозимых ими грузов и пассажиров;
в) обнаружения следов и других вещественных доказательств, свидетельствующих об их причастности к ДТП;
г) состояние и работоспособность систем, способных оказать влияние на исход ДТП.
К наиболее характерным внешним повреждениям, по которым можно определить причастность транспортного средства к совершению ДТП, относятся: вмятины, трещины, царапины, разрывы, задиры, отколы, изломы и разрушения его частей, прежде всего бампера, капота, крыльев, лобового стекла, передних стоек кузова, дверей, крыши, багажника. Их расположение фиксируется в протоколе [23].
2.2. Основные приемы осмотра АМТС
Подготовка к осмотру зависит от поставленных перед экспертом задач.
Для проведения квалифицированного осмотра эксперт должен быть оснащен фотокамерой и, по необходимости, различными техническими средствами.
В случае необходимости, (по требованию эксперта) место осмотра должно быть оснащено смотровой ямой, подъемником, диагностическим оборудованием и т.п.
Автомототранспортное средство предъявляется на осмотр в чистом виде и осматривается в условиях, обеспечивающих возможность проведения качественного осмотра. В случае осмотра поврежденного автомобиля осматривается в неизменном виде.
Осмотр автомототранспортного средства осуществляется в присутствии следователя, или иного лица назначившего экспертизу.
Осмотр АМТС проводится экспертом визуально, а в случае необходимости (по решению эксперта) с использованием технических средств.
В результате осмотра экспертом определяются и заносятся в акт осмотра все необходимые для оценки сведения, о его повреждениях, дефектах, в том числе:
соответствие номеров
автомототранспортного средства и
его агрегатов записям в
комплектация
производилась ли замена узлов, агрегатов и дорогостоящих комплектующих изделий;
наличие на автомототранспортном средстве эксплуатационных повреждений, дефектов;
наличие, вид, характер, степень
сложности, размер и места расположения
имеющихся аварийных
подвергалось ли транспортное средство кузовному ремонту ранее и каков его объем, характер и качество;
соответствие установленных повреждений, дефектов данному ДТП [23].
Составление Акта осмотра
Сведения, полученные при осмотре, заносятся в Акт или протокол осмотра автомототранспортного средства. В раздел "при осмотре установлено" заносятся сведения об обнаруженных повреждений, дефектов. Так как словесная характеристика повреждений, дефектов не дает полного представления о них, то они должны быть сфотографированы. Сведения о повреждениях, дефектах необходимо сопровождать соответствующими фотографиями, видеосъемкой, зарисовками, эскизами, схемами и т.п. Необходимо отобразить наличие и характер повреждений, дефектов АМТС, высоту расположения и размер вмятин, царапин, задиров и т.д., чтобы при необходимости воссоздать модель повреждений.
Вмятина – это такое повреждение поверхности, когда нарушается ее форма. Глубина вмятины обычно больше ее длины и ширины. По направлению вмятин можно определить:
направление движения АМТС;
какие вмятины были получены при первоначальном, а какие при последующих столкновениях, что может указывать на участие в столкновении двух и более объектов;
участие АМТС в двух и более разных ДТП.
Царапина – это след на поверхности, который не нарушает формы поверхности. Обычно ширина царапины больше чем глубина, а длина больше ширины. По направлению царапин можно судить о направлении удара.
Задиры – повреждение,
приведшее к нарушению
каким предметом нанесены повреждения, учитывая что они образуются от воздействия твердого материала на более мягкий;
направление движения объекта, наносящего задиры.
Повреждения, дефекты можно классифицировать по следующим видам:
первичные, относящиеся к данной аварийной ситуации;
полученные от предыдущей аварии;
полученные вследствие неправильной эксплуатации и хранения АМТС;
явившиеся результатом некачественно
проведенных ремонтно-
В этот раздел нежелательно включать выводы и предложения о возможности, методах, способах восстановления (замена или ремонт деталей, величина трудоемкости ремонта, его технология и т.п.) АМТС.
После заполнения в "Акте осмотра" раздела "при осмотре установлено" этот раздел подписывается экспертом, производящим осмотр, а после ознакомления - присутствующими при осмотре лицами. Все подписавшиеся должны иметь возможность изложить в Акте осмотра свое особое мнение, замечания.
При первичном осмотре АМТС не всегда имеется возможность выявить все повреждения, дефекты. В таких случаях все предположения по скрытым повреждениям, дефектам должны быть зафиксированы в Акте осмотра. При оформлении Акта осмотра и других документов, необходимо пользоваться терминологией, принятой в нормативной и технической документации, в руководстве по технологии ремонта автомототранспортного средства, руководстве по техническому обслуживанию и ремонту, в каталогах запасных частей и другой технической литературе.
2.3. Порядок осмотра тормозной системы
Тормозная система — это устройство, предназначенное для уменьшения скорости или полной остановки автомобиля, а также для удержания автомобиля во время стоянки на месте без движения.
Тормозная система состоит:
Педаль тормоза и рычаг ручного тормоза — это органы управления тормозной системой.
Современные автомобили для обеспечения безопасности движения оснащаются несколькими тормозными системами, имеющими различное назначение.
Рабочая тормозная система используется во всех режимах движения автомобиля: от снижения скорости до полной остановки. Она приводится в действие педалью ножного тормоза. Эффективность действия этой системы наиболее высокая по сравнению с другими тирами тормозных систем.
Информация о работе Понятие, цели, организация и производство судебной автотехнической экспертизы