Понятие, цели, организация и производство судебной автотехнической экспертизы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 15:17, курсовая работа

Краткое описание

Обстановка на дорогах страны исключительно сложная. Необходимо по этому поводу принимать самые решительные меры на улицах и дорогах. Здесь не может быть важных и менее важных мер, первоочередных и второстепенных – все они окажут нужное воздействие в комплексе. Любые меры окажутся малоэффективными, если люди за рулем и на пешеходных дорогах, не поймут, что снижение напряженности зависит лично от них. Вот почему таким важным и необходимым я считаю, изучение правил дорожного движения, знание положение этого документа, а также всех последствий, которые влечет за собой нарушение общепринятых норм.

Вложенные файлы: 1 файл

Полностью готово.doc

— 822.00 Кб (Скачать файл)

Охрана места ДТП

Охрана места ДТП  относиться к одной из сложнейших задач сотрудников ДПС, поскольку  зона данных происшествий подвержена влиянию внешней среды в результате производства аварийно- спасательных работ, привлечения внимания большого числа людей, воздействие климатических факторов и т.п., что приводит к существенному изменению обстановки и утрате вещественных доказательств.

Приступая к охране места ДТП, нужно определить его примерные границы, исходя из оценки вида, характера происшествия, признаков, указывающих направления движения транспортного средства и показания очевидцев. Границы ДТП охватывают места расположения:

а) точки наезда (столкновения, опрокидывания);

б) пострадавших;

в) транспортных средств;

г) отдельных частей транспортных средств и перевозимых грузов;

д) вещей участников происшествия;

е) следов на дорожном покрытии, элементах дорожной инфраструктуры, деревьях и других объектах;

ж) точек, в которых  участники происшествия заметили или  имели возможность заметить опасность.

Когда транспортные средства и водители скрылись с места ДТП, в подлежащую охране зону должна включаться прилегающая к нему территория, на которой могут быть обнаружены следы участников ДТП и управляемых ими транспортных средств.

Место ДТП подлежит полному  освобождению от посторонних лиц. Особой тщательности требует фиксация следов ДТП и их защита от неблагоприятного воздействия атмосферных осадков. Для этой цели применяются любые штатные и подручные средства (доски, ящики, куски полиэтиленовой пленки, фанеры, жести, брезента и т.п.). При этом требуется соблюдение мер предосторожности, чтобы не повредить следы [39].

Осмотр места ДТП

Качественный осмотр места ДТП, а также полная и правильная фиксация его результатов имеют решающее значение для установления причин и обстоятельств происшествия. Для качественного осмотра ДТП выезжающие на место происшествия (следователь, дознаватель, дежурный по ГАИ) должен иметь следственный чемодан (портфель) в комплекте которого должны быть представлены:

а) рулетка длинной  не менее 20 метров;

б) электроцифровой измеритель пути, планшет для ведения записей;

в) чертежные принадлежности - следственная линейка;

г) цветные карандаши для составления схем ДТП;

д) электрический фонарик;

е) мелок для нанесения отметок  на проезжей части места ДТП;

ж) стандартные бланки протокола  осмотра и схемы ДТП.

 Обязательными процессуальными  средствами фиксации результатов  осмотра являются следующие документы:

а) протокол осмотра места ДТП;

б) протоколы осмотра и проверки технического состояния транспортного  средства;

в) схема к протоколу осмотра  места ДТП;

г) справка о ДТП;

д) объяснения участников ДТП, потерпевших  и очевидцев;

е) протоколы медицинского освидетельствования  участников ДТП.

Осмотр проезжей части

Для проведения осмотра  необходимо установить вид ДТП (столкновение, опрокидывание и т.п.) характеризующий механизм его возникновения, возможные границы и порядок осмотра, а затем выбрать ориентиры и отправные точки, в качестве которых лучше всего использовать ближайшее объекты, которые не могут быть убраны, передвинуты или легко уничтожены (дома, другие сооружения, опоры линий электропередач и т.п.).

Место ДТП на схеме надо "привязать" к определенному неподвижному объекту. Если место ДТП находится в  населенном пункте, необходимо указать  название улицы, номер дома. Вне населенном пункте следует указать наименование шоссе (дороги) километр и ориентир.

При осмотре проезжей части фиксируют:

а) тип дорожного покрытия и его  состояние (сухое, мокрое и т.п.);

б) геометрические характеристики (ширина, продольные и поперечные углы, высота бордюра и т.п.);

в) наличие, способ состояния дорожной разметки;

г) наличие конфигурации и размеры  дефектов дорожного покрытия;

д) параметры полос отвода дорог  и тротуаров, входящих в границы

ДТП;

е) способ регулирования  движения в зоне ДТП;

тип и способ установки  дорожных знаков и светофоров; наличие  освещения и его параметры  на месте ДТП.

В процессе осмотра осуществляют геометрическую привязку относительно выбранных ориентиров:

а) положение транспортного  средства и пострадавших;

б) следов движения, торможения, столкновения и ударов транспортного средства;

в) следов волочения пострадавших;

г) мест размещения отделившихся или упавших частей транспортного  средства или грузов;

д) участков разрушений элементов  дорожной инфраструктуры связанных  с данным происшествием.

Осмотр следов

После общего осмотра  осматриваются отдельные объекты, имеющие отношение к ДТП. Последовательность и объем детального осмотра определяются особенностями конкретного происшествия.

Практика проведенного данного действия показывает, что первостепенного внимания требует: следы движения, торможения, отделившиеся от транспортного средства детали, стекла и перевозимые грузы.

Осматривая следы, необходимо учитывать, что при прямолинейном  движении транспортного средства следы  его передних колес полностью или частично перекрываются следами задних, и поэтому на проезжей части отображаются, в основном, задние колеса (колея, количество колес на оси).

Фиксирование следов транспортного средства

Прямолинейные участки  следов движения транспортного средства на плане фиксируются точно так, как и автомобили – тремя проекциями на координатные оси.

Необходимо измерять и указывать на схеме длину  следа торможения каждого колеса.

При этом следы качения, торможения и юза измеряются отдельно.

Как правило, на асфальтобетонном покрытии следы торможения транспортного средства начинаются со слабо заметных отпечатков протектора колес, нечеткость которых постепенно увеличивается и плавно переходит в след скольжения полностью заторможенного колеса. В данном случае следует измерить отдельно длину каждого из характерных участков торможения.

 

Осмотр транспортных средств причастных к ДТП

Осмотр транспортных средств, причастных к ДТП производится для установления следующих данных:

а) типа, марки, модели, регистрационных знаков транспортного средства и модели шин;

б) наименования и количество перевозимых ими грузов и пассажиров;

в) обнаружения следов и других вещественных доказательств, свидетельствующих об их причастности к ДТП;

г) состояние и работоспособность  систем, способных оказать влияние на исход ДТП.

К наиболее характерным  внешним повреждениям, по которым  можно определить причастность транспортного  средства к совершению ДТП, относятся: вмятины, трещины, царапины, разрывы, задиры, отколы, изломы и разрушения его частей, прежде всего бампера, капота, крыльев, лобового стекла, передних стоек кузова, дверей, крыши, багажника. Их расположение фиксируется в протоколе [23].

 

2.2. Основные приемы осмотра АМТС

Подготовка к осмотру  зависит от поставленных перед экспертом задач.

Для проведения квалифицированного осмотра эксперт   должен быть оснащен фотокамерой и, по необходимости, различными техническими средствами.

В случае необходимости, (по требованию эксперта) место осмотра  должно быть оснащено смотровой ямой, подъемником, диагностическим оборудованием и т.п.

Автомототранспортное  средство предъявляется на осмотр в  чистом виде и осматривается в  условиях, обеспечивающих возможность  проведения качественного осмотра. В случае осмотра поврежденного автомобиля осматривается в неизменном виде.

Осмотр автомототранспортного  средства осуществляется в присутствии следователя, или иного лица назначившего экспертизу.

Осмотр АМТС проводится экспертом визуально,  а в случае необходимости (по решению эксперта) с использованием технических средств.

В результате осмотра  экспертом определяются и заносятся  в акт осмотра все необходимые  для оценки сведения, о его повреждениях, дефектах, в том числе:

соответствие номеров  автомототранспортного средства и  его агрегатов записям в представленных документах (регистрационный номер, идентификационный номер, номер кузова, номер рамы, номер двигателя и т.п.);

комплектация автомототранспортного  средства, наличие дополнительного  оборудования;

производилась ли замена узлов, агрегатов и дорогостоящих  комплектующих изделий;

наличие на автомототранспортном средстве эксплуатационных повреждений, дефектов;

наличие, вид, характер, степень  сложности, размер и места расположения имеющихся аварийных повреждений, дефектов;

подвергалось ли транспортное средство кузовному ремонту ранее и каков его объем, характер и качество;

соответствие установленных  повреждений, дефектов данному ДТП [23].

Составление Акта осмотра

Сведения, полученные при  осмотре, заносятся в Акт или протокол осмотра автомототранспортного средства. В раздел "при осмотре установлено" заносятся сведения об обнаруженных повреждений, дефектов. Так как словесная характеристика повреждений, дефектов не дает полного представления о них, то они должны быть сфотографированы. Сведения о повреждениях, дефектах необходимо сопровождать соответствующими фотографиями, видеосъемкой, зарисовками, эскизами, схемами и т.п. Необходимо отобразить наличие и характер повреждений, дефектов АМТС, высоту расположения и размер вмятин, царапин, задиров и т.д., чтобы при необходимости воссоздать модель повреждений.

Вмятина – это такое  повреждение поверхности, когда  нарушается ее форма. Глубина вмятины  обычно больше ее длины и ширины. По направлению вмятин можно определить:

направление движения АМТС;

какие вмятины были получены при первоначальном, а какие при последующих столкновениях, что может указывать на участие в столкновении двух и более объектов;

участие АМТС в двух и  более разных ДТП.

Царапина – это  след на поверхности, который не  нарушает формы поверхности. Обычно ширина царапины больше чем глубина, а длина больше ширины. По направлению царапин можно судить о направлении удара.

Задиры – повреждение, приведшее к нарушению материала  поверхности. По задирам можно определить:

каким предметом нанесены повреждения, учитывая что они образуются от воздействия твердого материала на более мягкий;

направление движения объекта, наносящего задиры.

Повреждения, дефекты  можно классифицировать по следующим  видам:

первичные, относящиеся  к данной аварийной ситуации;

полученные от предыдущей аварии;

полученные вследствие неправильной эксплуатации и хранения АМТС;

явившиеся результатом некачественно  проведенных ремонтно-восстановительных  работ.

В этот раздел нежелательно включать выводы и предложения о возможности, методах, способах восстановления (замена или ремонт деталей, величина трудоемкости ремонта, его технология и т.п.) АМТС.

После заполнения в "Акте осмотра" раздела "при осмотре установлено" этот раздел подписывается экспертом, производящим осмотр, а после ознакомления - присутствующими при осмотре лицами. Все подписавшиеся должны иметь возможность изложить в Акте осмотра свое особое мнение, замечания.

При первичном осмотре АМТС не всегда имеется возможность выявить  все повреждения, дефекты. В таких  случаях все предположения по скрытым повреждениям, дефектам должны быть зафиксированы в Акте осмотра. При оформлении Акта осмотра и других документов, необходимо пользоваться терминологией, принятой в нормативной и технической документации, в руководстве по технологии ремонта автомототранспортного средства, руководстве по техническому обслуживанию и ремонту, в каталогах запасных частей и другой технической литературе.

 

2.3. Порядок осмотра тормозной системы

Тормозная система —  это устройство, предназначенное  для уменьшения скорости или полной остановки автомобиля, а также для удержания автомобиля во время стоянки на месте без движения.

Тормозная система состоит:

    • из тормозной педали;
    • рычага стояночного тормоза;
    • главного тормозного цилиндра;
    • трубопроводов, шлангов, тросов.

Педаль тормоза и  рычаг ручного тормоза — это органы управления тормозной системой.

Современные автомобили для обеспечения  безопасности движения оснащаются несколькими  тормозными системами, имеющими различное назначение.

Рабочая тормозная система используется во всех режимах движения автомобиля: от снижения скорости до полной остановки. Она приводится в действие педалью ножного тормоза. Эффективность действия этой системы наиболее высокая по сравнению с другими тирами тормозных систем.

Информация о работе Понятие, цели, организация и производство судебной автотехнической экспертизы