Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 23:18, реферат
Транспортная задача закрытого типа без ограничений пропускной способности, представленная в матричной форме
На 4 станциях имеется избыток пустых вагонов в размере соответственно 100, 120, 150 и 50 вагонов. Необходимо распределить данные вагоны по 7 станциям с недостатком порожняка (соответственно 70, 50, 60, 30, 50, 70 и 90 вагонов).
Национальный Технический Университет Украины «КПИ»
Реферат
Тема: РЕШЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ ЗАДАЧ МЕТОДАМИ ЛИНЕЙНОГО
ПРОГРАММИРОВАНИЯ.
Часть II (примеры)
Выполнил: Дрюк Я.А.
Проверил: Яганов П.О.
КИЕВ 2001
На 4 станциях
имеется избыток пустых
Таблица 1
Исходные данные транспортной задачи
Станция отправления |
Избыток пустых вагонов |
Станция назначения | ||||||
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 | ||
Недостаток пустых вагонов | ||||||||
70 |
50 |
60 |
30 |
50 |
70 |
90 | ||
1 |
100 |
15 |
23 |
28 |
13 |
12 |
16 |
21 |
X1,5 |
X1,6 |
X1,7 |
X1,8 |
X1,9 |
X1,10 |
X1,11 | ||
2 |
120 |
24 |
17 |
24 |
11 |
11 |
12 |
18 |
X2,5 |
X2,6 |
X2,7 |
X2,8 |
X2,9 |
X2,10 |
X2,11 | ||
3 |
150 |
8 |
19 |
16 |
18 |
9 |
17 |
15 |
X3,5 |
X3,6 |
X3,7 |
X3,8 |
X3,9 |
X3,10 |
X3,11 | ||
4 |
50 |
12 |
28 |
18 |
16 |
21 |
20 |
25 |
X4,5 |
X4,6 |
X4,7 |
X4,8 |
X4,9 |
X4,10 |
X4,11 |
Разработка плана перевозок означает, что необходимо указать, сколько пустых вагонов каждая станция отправления должна отправить в адрес каждой станции назначения. В верхних левых углах каждой клетки вышеприведенной таблицы указано расстояние перевозки вагонов (или другой показатель критерия оптимизации) cij, в нижних правых углах – количество вагонов xij.
Это задача закрытого типа, так как суммарное количество избыточных пустых вагонов равно суммарному количеству требующихся вагонов (420 = 420).
Математическая модель задачи будет представлена следующим образом.
Целевая функция (суммарный пробег пустых вагонов) определяется по формуле:
Система ограничений
где ai – ресурсы i-й станции отправления; bj – потребность j-й станции назначения.
Для решения задачи необходимо построить исходный опорный план перевозок, который в дальнейшем будет подвергаться корректировке.
Методы построения исходного опорного плана перевозок
Исходный опорный план перевозок может быть построен различными методами. Здесь приводятся наиболее распространенные из них.
Метод северо-западного угла (диагональный). Построение начального опорного плана начинается с левой верхней клетки (называемой северо-западным углом) матрицы и продолжается, двигаясь далее вправо по строке и вниз по столбцу (табл. 2).
Таблица 2
Исходный опорный
план, построенный методом северо-
Станция отправления
|
Избыток пустых вагонов |
Станция назначения | ||||||
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 | ||
Недостаток пустых вагонов | ||||||||
70 |
50 |
60 |
30 |
50 |
70 |
90 | ||
1 |
100 |
15 70 |
23 30 |
28 |
13 |
12 |
16 |
21 |
2 |
120 |
24 |
17 20 |
24 60 |
11 30 |
11 10 |
12 |
18 |
3 |
150 |
8 |
19 |
16 |
18 |
9 40 |
17 70 |
15 40 |
4 |
50 |
12 |
28 |
18 |
16 |
21 |
20 |
25 50 |
Значение целевой функции составит
L = 15·70 + 23 · 30 + 17· 20 + 24 · 60 + 11 · 30 + 11 · 10 + 9 · 40 + 17 · 70 + 15 · 40 + 25· 50 = = 7360 ваг-км
Метод минимального элемента. Построение начального опорного плана начинается с клетки, имеющей минимальное расстояние перевозки в таблице. Эта клетка исключается из дальнейшего рассмотрения матрицы, потом заполняется клетка с очередным минимальным элементом и т.д. (табл. 3).
Таблица 3
Исходный опорный
план, построенный методом “
Станция отправления |
Избыток пустых вагонов |
Станция назначения | ||||||
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 | ||
Недостаток пустых вагонов | ||||||||
70 |
50 |
60 |
30 |
50 |
70 |
90 | ||
1 |
100 |
15 |
23 30 |
28 10 |
13 |
12 |
16 |
21 60 |
2 |
120 |
24 |
17 20 |
24 |
11 30 |
11 |
12 70 |
18 |
3 |
150 |
8 70 |
19 |
16 |
18 |
9 50 |
17 |
15 30 |
4 |
50 |
12 |
28 |
18 50 |
16 |
21 |
20 |
25 |
Значение целевой функции составит
L = 23 · 30 + 28· 10 + 21· 60 + 17· 20 + 11· 30 + 12· 70 + 8 · 70 + 9· 50 + 15· 30 + 18· 50 = 6100 ваг-км.
Метод наименьшего
критерия в столбце. Построение начального
опорного плана начинается с клетки
с минимальным расстоянием
Таблица 4
Исходный опорный
план, построенный методом наименьшег
Станция отправления |
Избыток пустых вагонов |
Станция назначения | ||||||
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 | ||
Недостаток пустых вагонов | ||||||||
70 |
50 |
60 |
30 |
50 |
70 |
90 | ||
1 |
100 |
15 |
23 |
28 |
13 |
12 |
16 60 |
21 40 |
2 |
120 |
24 |
17 50 |
24 |
11 30 |
11 30 |
12 10 |
18 |
3 |
150 |
8 70 |
19 |
16 60 |
18 |
9 20 |
17 |
15 |
4 |
50 |
12 |
28 |
18 |
16 |
21 |
20 |
25 50 |
Значение целевой функции
L = 16· 60 + 21· 40 + 17· 50 + 11· 30 + 11· 30 + 12· 10 + 8· 70 + 16· 60 + 9· 20 + 25· 50 = 6380 ваг-км.
Метод наименьшего критерия в строке. Построение начального опорного плана начинается с клетки с минимальным расстоянием перевозки в строке и далее по строке (табл. 5).
Таблица 5
Исходный опорный план,
построенный методом
Станция отправления |
Избыток пустых вагонов |
Станция назначения | ||||||
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 | ||
Недостаток пустых вагонов | ||||||||
70 |
50 |
60 |
30 |
50 |
70 |
90 | ||
1 |
100 |
15 20 |
23 |
28 |
13 30 |
12 50 |
16 |
21 |
2 |
120 |
24 |
17 50 |
24 |
11 |
11 |
12 70 |
18 |
3 |
150 |
8 50 |
19 |
16 10 |
18 |
9 |
17 |
15 90 |
4 |
50 |
12 |
28 |
18 50 |
16 |
21 |
20 |
25 |
Значение целевой функции составит
L = 15· 20 + 13· 30 + 12· 50 + 17· 50 + 12· 70 + 8· 50 + 16· 10 +15· 90 + 18· 50 = 5790 ваг-км.
Метод двойного предпочтения. Сначала просматривают все строки матрицы и в каждой из них (строк) отмечают элемент с минимальной стоимостью (*). Затем просматривают столбцы и также отмечают в них элемент с минимальной стоимостью (+). В клетки с двумя знаками помещают максимально возможные перевозки. Затем заполняются клетки, отмеченные один раз и клетки с возможно меньшей стоимостью (табл. 6).
Таблица 6
Исходный опорный план, построенный методом двойного предпочтения
Станция отправления |
Избыток пустых вагонов |
Станция назначения | ||||||
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 | ||
Недостаток пустых вагонов | ||||||||
70 |
50 |
60 |
30 |
50 |
70 |
90 | ||
1 |
100 |
15 |
23 30 |
28 10 |
13 |
12 * |
16 |
21 60 |
2 |
120 |
24 |
17 + 20 |
24 |
11 *+ 30 |
11 * |
12 + 70 |
18 |
3 |
150 |
8 * + 70 |
19 |
16 + |
18 |
9 + 50 |
17 |
15 + 30 |
4 |
50 |
12 * |
28 |
18 50 |
16 |
21 |
20 |
25 |
Значение целевой функции составит
L = 23· 30 + 28· 10 + 21· 60 + 17· 20 + 11· 30 + 12· 70 + 8· 70 + 9· 50 + 15· 30 + 18· 50 = 6100 ваг-км.
Более подробно эти методы рассмотрены в.
Информация о работе Решение транспортных задач методами линейного программирования