Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 23:18, реферат
Транспортная задача закрытого типа без ограничений пропускной способности, представленная в матричной форме
На 4 станциях имеется избыток пустых вагонов в размере соответственно 100, 120, 150 и 50 вагонов. Необходимо распределить данные вагоны по 7 станциям с недостатком порожняка (соответственно 70, 50, 60, 30, 50, 70 и 90 вагонов).
Все строки в зависимости от знака разности классифицируются на избыточные и недостаточные. Строка считается абсолютно избыточной, если Ri > 0 и абсолютно недостаточной, если Ri < 0. Строки, где Ri = 0 классифицируются на относительно избыточные и относительно недостаточные, согласно пункту 1 примечаний к данному алгоритму решения. В примере первая и вторая строки абсолютно избыточные, а третья, четвертая и пятая строки абсолютно недостаточные.
Корректировка матрицы стоимостей. Эта корректировка включает в себя следующие действия:
а) в каждом столбце, имеющем поставку в недостаточной строке определяется клетка с минимальной стоимостью в избыточной строке minCijизб. Например, в первом столбце, в недостающих строках поставок нет, поэтому такая клетка не определяется. Во втором столбце – это будет клетка А2В2 с себестоимостью minC22изб= min{40; 30} = 30 руб./т. В третьем столбце – клетка А2В3 с себестоимостью minC23изб= min{90; 45} = 45 руб./т. В четвертом столбце – клетка А2В4, в пятом не определяется, в шестом – клетка А2В6 и в седьмом – клетка А2В7;
б) в каждом столбце, имеющем перевозку в недостаточной строке, определяется разность между найденной минимальной стоимостью в избыточных строках minCijизб и стоимостью в занятой клетке недостаточной строки
Cijзан(-) по формуле (16)
Для первого столбца D 1 не определяется из-за отсутствия minCijизб, для второго столбца D 2 = 30 – 25 = 5, для третьего – D 3 = 45 – 10 = 35 и т.д. Значения D j фиксируются во вспомогательной строке матрицы перевозок (см. табл.17);
в) определяется наименьшее значение из всех D j (D = min D j), которое прибавляется ко всем стоимостям во всех клетках недостающих строк (в том числе и в столбцах, где D j не определялось). Для плана перевозок, представленного в табл. 17, D = min{5;35;20;35;10} = 5. Получаем новую скорректированную матрицу стоимостей (табл.18).
5. Определяются связи между строками, возникшие в результате преобразования матрицы стоимостей в пункте 4 данного алгоритма.
Строка s считается связанной с другой строкой при соблюдении следующих двух условий:
а) в каком-либо столбце k имеется совпадение стоимостей, Csk = Cik;
б) в клетке sk имеется поставка xsk >0.
Связь строк
указывает возможное
6. Через клетки с выравненными стоимостями строится замкнутый контур от избытка в избыточной строке до недостатка в недостаточной строке. В табл. 17 такая цепь показана пунктирной линией.
7. Начиная от вершины с избытком в избыточной строке, вершины построенного контура нумеруются. Величина переноса поставки по построенному контуру определяется как минимальное значение из избытка, недостатка и значения назначенной поставки в нечетных вершинах построенного контура по формуле
D x = min {Rнач; Rкон; Хijнеч }, (17)
где Rнач – избыток в избыточной строке, с которой начинается контур переноса; Rкон – недостаток в недостаточной строке, с которой заканчивается контур переноса; Хijнеч – поставки в нечетных вершинах построенного контура.
Для плана перевозок, представленного в табл. 17 Dx=min{20;30;90} = 20.
8. Осуществляется перенос выбранного значения D x и корректируются поставки в матрице перевозок. Для этого найденное значение D x вычитается от цифровых значений в нечетных вершинах контура и прибавляется к цифровым значениям в четных вершинах. В результате получается новый скорректированный план перевозок (табл.18). Далее выполняются пункты 1–8 алгоритма решения задачи методом условно-оптимальных планов. Согласно пункту 2 алгоритма в новом скорректированном плане перевозок имеются строки с разнозначными разностями Ri, следовательно расчеты необходимо продолжить (табл. 19–21).
Примечания:
При классификации строк на избыточные и недостаточные в таблице могут встретиться нулевые строки (например, вторая строка в табл.18). Для определения знака таких строк находится связь с какой-либо из строк через клетки с выравненными стоимостями и нулевой строке присваивается наименование относительно избыточной или относительно недостаточной в зависимости от того, с какой строкой обнаружится связь. В примере вторая строка табл.19 является относительно недостаточной, так как имеется её связь с четвертой строкой посредством клеток А2В2 – А4В2 .
Относительно недостаточные строки могут в следующем плане перевозок оказаться относительно избыточными и наоборот. В табл.19 вторая строка стала относительно избыточной, так как имеется её связь через занятые клетки А1В5 – А2В5 с абсолютно избыточной первой строкой, четвертая строка является относительно избыточной из-за её связи с относительно избыточной второй строкой посредством А2В2 – А4В2.
При построении замкнутого контура его очертания могут не повторять очертания прямоугольника, т.е. иметь более четырех вершин. Например, в табл.18 контур был построен исходя из того, что кроме новой связи А1В5 – А2В5 сохранилась и старая связь через клетки с выравненными себестоимостями А2В2 – А4В2.
Таблица 18
Скорректированный план перевозок (первая корректировка)
Для плана перевозок, представленного в табл. 18
D = min{70; 10; 75; 75; 5; 40; 55} = 5; D x = min {200; 150; 70; 10} = 10.
Таблица 19
Скорректированный план перевозок (вторая корректировка)
Для плана перевозок, представленного в табл. 19,
D = min{5; 20; 5} = 5; D x = min {190; 140; 150; 80} = 80.
Таблица 20
Скорректированный план перевозок (третья корректировка)
Для плана перевозок, представленного в табл. 20, D = min{15} = 15; D x = min {110; 60; 60; 160; 60} = 60.
Таблица 21
Скорректированный план перевозок (четвертая корректировка)
Станция отправления |
Ресурсы, тыс. т |
Станция назначения |
Ri (избыток, недостаток) | ||||||
В1 |
В2 |
В3 |
В4 |
В5 |
В6 |
В7 | |||
Объем потребления, тыс. т | |||||||||
80 |
90 |
190 |
130 |
150 |
160 |
150 | |||
А1 |
200 |
80 |
40 |
90 |
100 |
35 150 |
75 |
80 |
+50 |
А2 |
250 |
15 80 |
35 90 |
50 |
45 |
35 |
70 |
35 80 |
+0 |
А3 |
100 |
50 |
65 |
90 |
90 |
110 |
60 100 |
100 |
+0 |
А4 |
250 |
50 |
35 |
20 190 |
35 |
75 |
60 60 |
70 |
+0 |
А5 |
200 |
30 |
65 |
35 |
35 130 |
55 |
95 |
35 70 |
+0 |
В плане, представленном в табл. 21, все строки являются избыточными, следовательно решение закончено. Для расчета суммарной себестоимости перевозок конечного плана и проверки решения методом потенциалов необходимо восстановить первоначальную реальную матрицу себестоимостей перевозок (табл. 22).
Таблица 22
Конечный план перевозок
Станция отправления |
Ресурсы, тыс. т |
Станция назначения |
Ri (избыток, недостаток) | ||||||
В1 |
В2 |
В3 |
В4 |
В5 |
В6 |
В7 | |||
Объем потребления, тыс. т | |||||||||
80 |
90 |
190 |
130 |
150 |
160 |
150 | |||
А1 |
200 |
80 |
40 |
90 |
100 |
35 50 |
75 |
80 |
|
А2 |
250 |
10 80 |
30 90 |
45 |
40 |
30 |
65 |
30 80 |
|
А3 |
100 |
20 |
35 |
60 |
60 |
80 |
30 100 |
70 |
|
А4 |
250 |
40 |
25 |
10 90 |
25 |
65 |
50 60 |
60 |
|
А5 |
200 |
15 |
50 |
20 |
20 130 |
40 |
80 |
20 70 |
Конечное значение целевой функции (суммарная себестоимость перевозок конечного плана) составит
Cкон = f (x) =150· 35 + 80· 10 + 90· 30 + 80· 30 + 100· 30 + 190· 10 + 60· 50 + 130· 20 + 70· 20 = 23050 тыс. руб.
Полученный
конечный план необходимо проверить
на оптимальность методом
Так как методом потенциалов можно решать только транспортные задачи закрытого типа, данную транспортную задачу открытого типа необходимо привести к закрытому виду. Для этого вводится дополнительный фиктивный потребитель Bфикт с объемом потребления равным = 1000 – 950 = 50 тыс./т.
Себестоимость перевозок в клетках, связанных с фиктивным потребителем, принимается равной нулю (табл.23).
Таблица 23
Проверка решения методом потенциалов
Станция отправления |
Ресурсы, тыс. т |
Станция назначения |
||||||||||
В1 |
В2 |
В3 |
В4 |
В5 |
В6 |
В7 |
Вфикт |
Ui | ||||
Объем потребления, тыс. т |
||||||||||||
80 |
90 |
190 |
130 |
150 |
160 |
150 |
50 |
|||||
А1 |
200 |
80 |
40 |
90 |
100 |
35 150 |
75 |
80 |
0 50 |
100 | ||
А2 |
250 |
10 80 |
30 90 |
45 |
40 |
30 0 |
65 0 |
30 80 |
0 |
105 | ||
А3 |
100 |
20 |
35 |
60 |
60 |
80 |
30 100 |
70 |
0 |
140 | ||
А4 |
250 |
40 |
25 |
10 190 |
25 |
65 |
50 60 |
60 |
0 |
120 | ||
А5 |
200 |
15 |
50 |
20 |
20 130 |
40 |
80 |
20 70 |
0 |
115 | ||
Vj |
115 |
135 |
130 |
135 |
135 |
170 |
135 |
100 |
Информация о работе Решение транспортных задач методами линейного программирования