Решение транспортных задач методами линейного программирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 23:18, реферат

Краткое описание

Транспортная задача закрытого типа без ограничений пропускной способности, представленная в матричной форме
На 4 станциях имеется избыток пустых вагонов в размере соответственно 100, 120, 150 и 50 вагонов. Необходимо распределить данные вагоны по 7 станциям с недостатком порожняка (соответственно 70, 50, 60, 30, 50, 70 и 90 вагонов).

Вложенные файлы: 1 файл

transport.doc

— 1.63 Мб (Скачать файл)

Первой вершине присваивается  потенциал V1 = 100 ( см. рис. 2).

3.Через занятые базисные звенья определяют потенциалы каждой последующей вершины Vj+1, связанной с предыдущей вершиной Vj по формулам:

перевозка “попутная”

Vj+1 = Vj + cj,j+1,              (11)

перевозка “встречная”

Vj+1 = Vj - cj,j+1,               (12)

где cj,j+1 – критерий расстояния (или другой показатель критерия оптимизации) на заданном звене.

4. Пункт 3 повторяется до тех пор, пока всем вершинам сети не будет присвоен потенциал. Это возможно, если выполняется условие «вырождения» Кз = S – 1. Звенья с фиктивными перевозками рассматриваются как занятые.

Исходя из формулы (11), потенциал  вершины 5 будет равен V= 100 + 15 =115, а потенциал вершины 2 равен V2 = 100 + 17 = 117. Далее присваиваются потенциалы от вершин 5 и 2. Вершина 5 не имеет связующих (занятых) звеньев ни с одной из вершин сети. Вершина 2 связана с вершиной 6 (V6 = 117+17 = 134), вершиной 8 (V8 = 117 + 11 =128), вершиной 11 (V11 = 117+18 = 135) и вершиной 9 (V9 = 117 +11 = 128). От вершины 11 по формуле (12) определяется потенциал вершины 4 (V= 135 – 25 =110). От вершины 9 определяется потенциал вершины 3 (V3 = 128 – 9 = 119). От вершины 3 определяются потенциалы вершины 10 (V10 = 119 + 17 = 136) и вершины 7 (V7 = 119 + 16 = 135). Присвоенные потенциалы обозначены подчеркнутой цифрой около вершины (рис.2).

5. Полученный начальный план проверяется на оптимальность. План считается оптимальным, если соблюдаются следующие условия:

/Vj+1 – Vj /≤ cj,j+1, при xj,j+1 = 0 (звено свободно),               (13)

/ Vj+1 – Vj /= cj,j+1, при xj,j+1 > 0 (по звену назначена перевозка).

В нашем примере  для звена 5–2 условие оптимальности  выполняется (/115 – 117/ = 2 < 24), а для  звена 5–6 – не выполняется (/134 – 115/ = 19 > 12) и нарушение составляет 7. Аналогично, имеются нарушения на звене 1–7 (/135 – 100/ = 35 > 28) и звене 8–4 (/110 – 128/ = 18 > 16). Нарушения соответственно 7 и 2. Для остальных звеньев условие оптимальности выполняется. Данный план не является оптимальным, так как имеются нарушения условия оптимальности [см. формулу (13)].

6. Корректировка плана производится в следующей последовательности:

а) строится замкнутый контур, состоящий  из звена с наибольшим нарушением, и базисных звеньев: (5–6) – (6–2) – (2–1) – (1–5);

б) выбирается направление  движения по контуру от вершины звена с нарушением, имеющей меньший потенциал, к вершине с большим потенциалом (от вершины 5 к вершине 6) и далее по выбранному контуру;

в) определяется минимальная встречная перевозка  в данном контуре: min {50;30} = 30 в звене (1–2). Это значение принимается для дальнейшей корректировки;

г) “обходится”  контур по выбранному направлению и  вычитается найденное значение из всех встречных потоков, прибавляется к  попутным. При этом звено 2–1 освобождается  от перевозки, а на звеньях вне  контура перевозки остаются без изменений (рис. 3).16 20 50 18

Рис. 3. Скорректированный  план перевозок (первая корректировка)

Значение целевой  функции составит

L = 100· 15 + 30·  12 + 20· 17 + 30· 11 + 30· 11 + 40· 18 + 50·  25 + 20· 9 + 70· 17 +  60· 16 = =7160 ваг-км.

Согласно алгоритму решения транспортной задачи, представленной в сетевой форме, методом потенциалов (пункты 1–5), данный скорректированный план также проверяется на оптимальность [формулы (10–13)].

В данном плане  имеется нарушение условия оптимальности [см. формулы (13)] в звене 4–8 (/121 – 103/ = 18 > 16). Поэтому согласно пункту 6 алгоритма решения транспортной задачи, представленной в сети, методом потенциалов корректируется план перевозок (рис. 4).

 


Рис. 4. Скорректированный  план перевозок (вторая корректировка)

После проверки по условиям оптимальности видно, что  данный план является оптимальным (отсутствуют  нарушения условий оптимальности).

Конечное значение целевой функции составит

Lкон = 100· 15 + 30· 12 + 20·17 + 30· 11 + 70· 18 + 30· 16 + 2· 25 + 20· 9 + 70· 17 + 60· 16 = 7100 ваг-км.

Как видно из расчетов, итоговый план перевозок  улучшен по сравнению с исходным на 270 ваг-км (Lнач – Lкон = 7370 – 7100).

ревозок) относительно начального плана на 20 ваг-км (5790 – 5770 = 20).

 

 

Пример № 3.

Транспортная задача закрытого типа, представленная в матричной форме, с ограничениями пропускной способности

Транспортные задачи без ограничений на практике встречаются  редко. Гораздо чаще, при решении  транспортных задач, приходится иметь  дело с ограничениями пропускной способности в тех или иных клетках (в задачах, представленных в матричной форме) или звеньев (в задачах, представленных в сетевой форме).

Пропускной способностью клеток или звеньев называется максимально  возможное количество перевозок, которое  можно перевести в данной клетке или по звену.

Решение транспортных задач  с ограничениями производится аналогично решению задачи без ограничений. Однако имеется ряд особенностей. Рассмотрим это на примере.

 

Для транспортной задачи, представленной в матричной  форме с ограничениями пропускной способности, необходимо найти оптимальный план, при котором будет выполняться условие наименьшего суммарного объема тонно-километровой работы. Для этого необходимо выполнить следующие действия:

  • составить математическую модель задачи;
  • составить начальный план, проверить по условию “вырождения”, рассчитать суммарный объем тонно-километровой работы;
  • решить задачу методом потенциалов, рассчитать суммарный объем тонно-километровой работы оптимального плана;
  • сравнить начальный и оптимальный варианты.

Исходные данные к задаче приведены в табл.11.

Таблица 11

Объем отправления  и потребления грузов

Станция

отправления

Ресурсы,

тыс. т

Станция назначения

В1

В2

В3

В4

В5

В6

В7

В8

В9

Объем потребления, тыс. т

90

90

190

130

170

80

100

100

50

А1

200

70

40

105

65

200

75

20*

60**

80

45

А2

250

25

30

45

40

25

65

30

15

60

25

А3

100

75

35

75

120

80

40

70

20

40

80

А4

250

15

55

45

10

20

65

110

75

30

20

А5

200

15

25

15

15

20

35

25

80

20

70

85


Примечания: 20* – расстояние перевозки от i-й  станции отправления до j-й станции  назначения, км, 60** – ограничение пропускной способности.

Решение начинается с составления математической модели задачи. Целевой функцией является минимальная тонно-километровая работа, которая определяется по формуле

min ,

где lij — расстояние перевозки от i-й станции отправления до j-й станции назначения;

xij — объем перевозки от i-й станции отправления до j-й станции назначения.

 

Система ограничений для  данной задачи

, (i = 1,2,...,5), 

 

, (j = 1,2,...,9),

xij > = 0, (i = 1,2,...,5; j = 1,2,...,9).

 

 

Для решения  задачи составляется начальный план. Исходный опорный план составляется с помощью одного из методов (см. пример № 1).

 

Таблица 12

Исходный опорный  план

Станция

отправления

Ресурсы,

тыс. т

Станция назначения

В1

В2

В3

В4

В5

В6

В7

В8

В9

Объем потребления, тыс. т

90

90

190

130

170

80

100

100

50

А1

200

70

40

90

105

65

200

75

20

60 60

80

45

50

А2

250

25

90

30

45

40

25

100

65

30

15

60 60

25

А3

100

75

35

75

120

80

40

60

70

20

40 40

80

А4

250

15

55

45

10

190

20

60

65

110

75

30

20

А5

200

15

25

15

15

20

35 70

25

70

80

20

20

40

70

85




В данном примере  воспользуемся методом наименьшего критерия в строке. Назначенные перевозки записываются в правом нижнем углу клетки и подчеркиваются. В клетке с ограничением пропускной способности не может быть записана перевозка большая, чем само ограничение (клетки A1B7, A2B8, A3B8, A5B4). Исходный опорный план, полученный с помощью этого метода представлен в табл.12.

В полученном плане в клетке A5B4 назначенная перевозка превышает пропускную способность (70 > 35). Эта перевозка была назначена для того, чтобы удовлетворить потребность столбца B4. Следовательно, данный план необходимо скорректировать. Строится контур корректировки (A5B3 – A5B4 – A4B4 – A4B3). В данном контуре необходимо снять лишнюю перевозку в размере 35 в клетке A5B4. Для этого значения назначенных перевозок в клетках вершин контура изменяют на необходимую величину (35), поочередно отнимая и прибавляя выбранное значение к существующим значениям перевозок в клетках вершин контура. Получаем скорректированный исходный опорный план (табл.13).

Таблица 13

Скорректированный исходный опорный план

Станция

отправления

Ресурсы,

тыс. т

Станция назначения

В1

В2

В3

В4

В5

В6

В7

В8

В9

Объем потребления, тыс. т

90

90

190

130

170

80

100

100

50

А1

200

70

40

90

105

65

200

75

20

60 60

80

45

50

А2

250

25

90

30

45

40

25

100

65

30

15

60 60

25

А3

100

75

35

75

120

80

40

60

70

20

40 40

80

А4

250

15

55

45

10

155

20

95

65

110

75

30

20

А5

200

15

25

15

15

35

20

35 35

25

70

80

20

20

40

70

85

Информация о работе Решение транспортных задач методами линейного программирования