Решение транспортных задач методами линейного программирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 23:18, реферат

Краткое описание

Транспортная задача закрытого типа без ограничений пропускной способности, представленная в матричной форме
На 4 станциях имеется избыток пустых вагонов в размере соответственно 100, 120, 150 и 50 вагонов. Необходимо распределить данные вагоны по 7 станциям с недостатком порожняка (соответственно 70, 50, 60, 30, 50, 70 и 90 вагонов).

Вложенные файлы: 1 файл

transport.doc

— 1.63 Мб (Скачать файл)

Начальное значение целевой функции (суммарный объем тонно-километровой работы) составит

Fнач = f (x) = 90 · 40 + 60 · 20 + 50 · 45 + 90 · 25 + 100 · 25 + 60 · 15 + 60 · 40 + 40 · 20 +155 ·10 + 95 · 20 + 35 · 15 + 35 · 20 + 70 · 25 + 20 · 80 + 40· 20 = 24725 тыс. ткм.

Полученный исходный план проверяется на условие “вырождения” [см. формулу (6)]:

Nз £ n + m – 1, где Nз – число занятых базисных клеток.

Клетка называется базисной, если в ней назначена перевозка. Однако, занятая клетка, в которой  перевозка равна ограничению  пропускной способности, не является базисной (в примере – клетки A1B7, A2B8, A3B8, A5B4). Такая клетка называется насыщенной. В то же время клетка с перевозкой, меньшей чем ограничение пропускной способности в той же клетке, является базисной.

В полученном плане количество клеток Nз = 11, а суммарное число строк и столбцов m + n – 1 = 5 + 9 – 1 = 13. Задача “вырожденная”, необходимо назначить две фиктивные перевозки (в примере – в клетки A5B2 и A4B8). Клетки с фиктивными перевозками считаются базисными.

Полученный исходный план проверяется на оптимальность. Для этого всем строкам и столбцам присваиваются потенциалы (табл.14).

Таблица 14

Присвоение потенциалов

Для транспортной задачи с  ограничениями план считается оптимальным, если соблюдаются следующие условия:

Vj – Ui ≤ cij, при xij = 0 (клетка свободна),

Vj – Ui = cij,  (14)

при a ij > xij > 0 (базисная клетка),

Vj – Ui ≥ cij, при xij = a ij (перевозка в клетке равна ограничению), где Vj – потенциал j–го столбца; Ui – потенциал i-й строки; a ij – ограничение пропускной способности.

В данном исходном плане имеются три клетки с  нарушением условий оптимальности [см. формулу (14)]. Для клетки А1В6 разность потенциалов V6 – U1 = 180 – 75 = 105, что больше стоимости перевозки в данной клетке, равной 75 единиц. Нарушение первого условия оптимальности составляет Н16 = 105 – 75 = 30. Записываем его в правом верхнем углу матрицы перевозок (табл.14). Аналогично, для клетки А2В6 разность потенциалов V6 – U2 = 180 – 100 = 80, при стоимости перевозки 65, нарушение первого условия оптимальности составляет Н26 = 80 – 65 = 15. В клетке А3В8 определено нарушение третьего условия оптимальности, которое составляет Н38 = 25.

Так как данный исходный план не является оптимальным, он может быть улучшен за счет клеток с нарушениями. Для улучшения  плана выбирается клетка с наибольшим нарушением А1В6 (нарушение 30).

Следуя формальному  правилу улучшения плана (см.пример №1), “ходом шахматной ладьи” строится контур корректировки с вершинами  в выбранной клетке с нарушением и в базисных клетках (А1В2 – А1В6 – – А5В2 – А5В6). Вершины контура нумеруются начиная с клетки с нарушением. Определяется минимальная перевозка в четных вершинах контура min{20; 90} = 20 в клетке А5В6. Данная перевозка “переносится” по контуру, в нечетные клетки найденное значение прибавляется, из четных – вычитается. Получается новый скорректированный улучшенный план (табл.15).

Таблица 15

Итоговый план перевозок

Станция

отправления

Ресурсы,

тыс. т

Станция назначения

 

 

 

Ui

В1

В2

В3

В4

В5

В6

В7

В8

В9

Объем потребления, тыс. т

90

90

190

130

170

80

100

100

50

А1

200

70

40

70

105

65

200

75

20

20

60 60

80

45

50

75

А2

250

25

90

30

45

40

25

100

65

30

15

60 60

25

100

А3

100

75

35

75

120

80

40

60

70

20

40 40

80

110

А4

250

15

55

45

10

155

20

95

65

110

75

30

0

20

105

А5

200

15

25

15

20

15

35

20

35 35

25

70

80

20

40

70

85

100

Vj

125

115

115

125

125

150

120

135

120

 

Конечное значение целевой функции составит

Fкон = f (x) = 70· 40 + 20· 75 + 60· 20 + 50· 45 + 90· 25 + 100· 25 + 60· 15 + 60· 40 + + 40· 20 + 155· 10 + 95· 20 + 20· 15 + 35· 15 + 35· 20 + 70· 25 + 40· 20 = 24125 тыс. ткм.

Полученный  скорректированный план перевозок  проверяется на оптимальность по формуле (14).

В данном плане  отсутствуют нарушения условий оптимальности для всех клеток, следовательно, план оптимален и итоговый план перевозок улучшен по сравнению с исходным на 600 ткм (Fнач – Fкон = 24725 – 24125).

Пример № 4.

Транспортная задача открытого  типа, представленная в матричной  форме без ограничений пропускной способности

Перед рассмотрением  транспортных задач открытого типа необходимо заметить, что такие задачи на практике встречаются чаще, чем  задачи закрытого типа.

Постановка транспортной задачи открытого  типа также несколько отличается от постановки закрытой транспортной задачи, так как суммарный объем производства не равен суммарному объему потребления .

 

Возможны два варианта транспортной задачи открытого типа. Если ,

 

 

 то математическая  модель транспортной задачи открытого типа включает в себя целевую функцию

min (max)

 

 

и следующую систему  ограничений:

, (i = 1,2,...,m),

,(j = 1,2,...,n),

.

 

Если , то система ограничений будет  записана иначе:

 

 

, (i = 1,2,...,m),

,(j = 1,2,...,n),

.

Решение транспортных задач  открытого типа можно производить методом потенциалов, если предварительно привести ее к “закрытому” типу. Это достигается введением дополнительного фиктивного потребителя Вфикт (поставщика Афикт) с объемом потребления (производства)   ( ).

 

 

 

 Стоимость перевозки в клетках, связанных с фиктивным потребителем (поставщиком), принимается равной нулю.

Однако более удобным  при решении транспортных задач  открытого типа представляется метод  условно-оптимальных пленов, разработанный  А.Л. Лурье.

 

Рассмотрим решение транспортных задач открытого типа на примерах.

 Для транспортной  задачи открытого типа в матричной  форме необходимо найти оптимальный  план, при котором будет выполняться  условие наименьшей себестоимости  перевозки. Для этого необходимо  выполнить следующие действия:

составить математическую модель задачи;

  • составить начальный план, рассчитать суммарную себестоимость перевозок;
  • решить задачу методом условно-оптимальных планов, рассчитать суммарную себестоимость перевозок конечного плана;
  • проверить полученный план на оптимальность методом потенциалов;
  • проанализировать начальный и оптимальный варианты.

Данные по объему производства и потребления и  матрица себестоимостей перевозок  приведены в табл.16.

Таблица 16

Объем отправления  и потребления грузов

Станция

отправления

Ресурсы,

тыс. т

Станция назначения

В1

В2

В3

В4

В5

В6

В7

Объем потребления, тыс. т

80

90

190

130

150

160

150

А1

200

80

40

90

100

35

75

80

А2

250

10

30

45

40

30

65

30

А3

100

20

35

60

60

80

30

70

А4

250

40

25

10

25

65

50

60

А5

200

15

50

20

20

40

80

20




 

 

Составляется  математическая модель задачи. Для  этого определяются суммарные ресурсы  станций отправления и суммарные  потребности станций назначения,


 

тыс. т,

 


тыс. т.

 

 

Суммарный объем  производства превышает суммарный  объем потребления на 50 тыс. т. Эта задача открытого типа.

Целевой функцией будет являться минимальная суммарная  себестоимость перевозок

,при следующих ограничениях, (i = 1,2,...,5),

 

 

 

,(j = 1,2,...,7), .

 

 

Решение задачи методом условно-оптимальных планов начинается с составления исходного плана. Методика построения исходного плана перевозок вытекает из сущности метода условно-оптимальных планов, которая заключается в следующем.

Для каждого  потребителя оптимальным является поставщик с наименьшими затратами  на перевозки, но выполнить это простое правило невозможно, так как этого не позволяют объемы производства оптимальных поставщиков. Поэтому некоторых потребителей приходится прикреплять к менее выгодным поставщикам, стараясь свести к минимуму суммарные потери из-за этого “нерационального” прикрепления.

При построении исходного плана в каждом j-м  столбце матрицы стоимостей находится  клетка с минимальным критерием  стоимости и в неё записывается перевозка, равная полной потребности  данного столбца, xij = bj. При наличии нескольких клеток с минимальной стоимостью поставка bj распределяется между ними произвольно. Так, для потребителя В1 это будет клетка А2В1 с себестоимостью 10 руб./т, для потребителя В2 это клетка А4В2 с себестоимостью 25 руб./т и т.д.

Исходный план перевозок представлен в табл.17

Таблица 17

Исходный план перевозок


Начальное значение целевой  функции составит

Cнач = f (x) = 80· 10 + 90· 25 + 190· 10 + 130· 20 + 150· 30 + 160· 30 + 150· 20 = = 19850 тыс. руб.

Значение целевой функции  данного начального плана является минимальным, т.е. отвечает критерию оптимальности, но не отвечает существующей системе ограничений. Следовательно, необходимо продолжить решение. Задача решается методом условно-оптимальных планов.

Алгоритм решения транспортной задачи открытого типа методом условно-оптимальных планов

Определяются суммы поставок по каждой строке , а также избытки  и недостатки между ресурсами 

 

 

 

поставщиков и предусмотренными поставками по формуле 


(15)

 

 

Разности Ri называются избытками или недостатками в зависимости от знака, получаемого в результате математического действия. Так, в примере R1 =200 – 0 = +200, R2 = 250 – (80 + 150) = +20, R3 = 100 – 160 = -60, R4 = 250 – (90 + 190) = -30, R5 = 200 – (130 + 150) = -80. Полученные значения разностей с сохранением знака записываем во вспомогательную графу матрицы (табл.17).

Проверка на оптимальность. Если в последней графе все  разности Ri имеют одинаковый знак или равны нулю, то решение считается законченным и план является оптимальным. В примере имеются строки с разнозначными разностями Ri, поэтому расчеты продолжаются.

Информация о работе Решение транспортных задач методами линейного программирования