Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 08:25, курсовая работа
Добровольная сертификация подобна выгодному маркетинговому тактическому шагу. Ведь она не является жизненно необходимой. Но использование ее в роли средства продвижения товара или услуги на рынке имеет очевидные преимущества. Потребитель выбирает, как правило, товар, обеспеченный документами, свидетельствующими об их качестве. Добровольная сертификация есть личная инициатива производителя, что регламентируется законом РФ «О сертификации товаров и услуг».
Введение ………………………………………………………………3
1. Понятие сертификации..…………………………………………..4
1.1. Основные цели и принципы сертификации ……………..5
1.2. Виды сертификации………………………………………..6
1.3. Порядок проведения сертификации………………………8
2. Правовое регулирование и структура сертификации транспортных услуг в Российской Федерации……………………………………….13
3. Особенности сертификации транспортных услуг…………………20
Заключение…………………………………………………………….27
Список используемой литературы………………………………….29
Периодичность и объем проведения планового инспекционного контроля определяется органом по сертификации. Период проведения планового инспекционного контроля не может быть менее чем один раз в год.
Орган по сертификации может приостановить или аннулировать действие Сертификата соответствия в следующих случаях:
по результатам инспекционного контроля;
изменения нормативного документа на услугу или методов испытаний (проверок);
изменения процесса оказания услуги и условий обслуживания.
Информация о приостановлении действия или аннулировании Сертификата соответствия доводится органом по сертификации, его выдавшего, до сведения заявителя, потребителя услуг и других участников данной Системы сертификации. Повторная выдача сертификата соответствия на оказываемые услуги осуществляется в соответствии-с порядком, установленным данной Системой.
В случае несогласия Заявителя с результатами сертификации или инспекционного контроля он имеет право подать апелляцию в апелляционную комиссию при ЦОС. Если Заявитель неудовлетворен принятым решением, то он может обратиться в Центральную апелляционную комиссию.
Испытания результата услуги для сертификации проводятся в испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в системе ГОСТ Р, или на базе заявителя экспертами по сертификации органа по сертификации с использованием испытательного и технологического оборудования.
При проведении испытаний (проверки) осуществляется выборочная проверка изделий и услуг требованиям безопасности, а также оформление заключений по протоколам испытаний (проверок).
Для нематериальных услуг методом экспертной или социологической оценки. При условии его метрологической поверки количество проверяемых изделий и порядок их отбора определяет орган по сертификации в соответствии с нормативно-методическими документами Системы. Протокол испытаний (проверок) направляется органу по сертификации и в копии — заявителю.
По требованию органа по сертификации, Заявитель обязан представить документы о соответствии услуги установленным требованиям, выданные органами государственного управления, осуществляющими контроль за безопасностью в пределах своей компетенции в соответствии с законодательными актами Российской Федерации. Заявитель может представить в орган по сертификации другие документы, содержащие результаты оценки услуги, в том числе от зарубежных организаций (протоколы, сертификаты).
Орган по сертификации при положительных результатах испытаний (проверок), предусмотренных схемой сертификации и экспертизы, представленных документов, оформляет сертификат соответствия и регистрирует его в Государственном реестре и выдает лицензию на право применения знака соответствия.
В случае необходимости исполнитель услуги может использовать копии сертификата, заверенные подлинной подписью уполномоченного лица и печатью органа, выдавшего сертификат, или территориального органа Госстандарта России, или нотариальной конторы. Копия сертификата должна быть изготовлена способом, воспроизводящим его форму и содержание (электрографическим, фотографическим и т.п.).
Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учетом срока действия нормативных документов на услугу, а также срока, на который выдан сертификат на систему качества, но не более чем на три года.
При внесении изменений в условия обслуживания и технологию исполнения услуги, которые могут повлиять на ее соответствие требованиям нормативных документов, заявитель извещает об этом орган, выдавший сертификат, который принимает решение о необходимости проведения новых испытаний или проверок. При отрицательных результатах сертификационных испытаний (проверок), несоблюдении иных требований, предъявляемых к сертифицируемой услуге, или отказе заявителя от оплаты работ по сертификации, орган по сертификации выдает заявителю заключение с указанием причин отказа в выдаче сертификата.
При получении сертификата соответствия исполнитель услуги обязан обеспечить маркировку документации знаком соответствия. Изображение и технические требования к знаку соответствия установлены ГОСТ Р 50460-92. Применением знака соответствия для сертифицируемой услуги считается маркирование им тары, упаковки, квитанции, другой сопроводительной документации, а также использование знака соответствия в рекламных, печатных изданиях, на официальных бланках, вывесках. Маркировку знаком соответствия осуществляет исполнитель услуги.
Право использования знака соответствия предоставляется лицензией, выдаваемой при оформлении сертификата соответствия. В лицензии устанавливаются обязательства исполнителя обеспечивать соответствие услуги при использовании знака соответствия нормативным документам (образцу-модели).
При проведении сертификации в рамках международной системы или соглашения форма сертификата и сроки его действия определяются с учетом правил этой системы или соглашения.
При нарушении соответствия услуги или условий обслуживания установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия осуществляются корректирующие мероприятия.
При проведении корректирующих мероприятий орган по сертификации:
приостанавливает действие сертификата и временно запрещает применение знака соответствия;
информирует заинтересованных участников сертификации;
устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий;
контролирует выполнение корректирующих мероприятий;
уведомляет потребителей, общественность, заинтересованные организации об опасности (или нежелательности) использования услуги и порядке устранения выявленных нарушений.
После выполнения корректирующих мероприятий орган по сертификации направляет заинтересованным организациям уведомления о снятии приостановления действия сертификата и запрета маркирование знаком соответствия. При невыполнении исполнителем корректирующих мероприятий или их неэффективности орган по сертификации отменяет действие сертификата соответствия.
В Системе сертификации должно осуществляться информирование исполнителей услуг, потребителей, общественных организаций, органов но сертификации, испытательных и социологических лабораторий, а также всех других заинтересованных предприятий, организаций и отдельных лиц о правилах и результатах аккредитации и сертификации, участниках сертификации. Однако, орган по сертификации должен обеспечить конфиденциальность информации, получаемой в процессе проведения сертификации.
Оплату работ по сертификации услуг по ТО и ремонту АМТС осуществляет заявитель. Оплата работ производится независимо от результатов сертификации. Стоимость работ по сертификации должна соответствовать трудозатратам органа по сертификации, выполняющего эти работы.
2. Нормативно - правовое регулирование сертификации в Российской Федерации. Структура системы сертификации транспортных услуг.
Система сертификации на транспорте представляет собой комплекс систем сертификации однородной продукции и услуг по различным направлениям деятельности.
Система сертификации — система, обладающая собственными правилами процедуры и управления для проведения сертификации.
Система сертификации - это система средств предоставления потребителю гарантий в том, что приобретенное им изделие или услуги, отвечает требованиям действующих нормативных документов, независимо оттого, когда, кем и где оно изготовлено. Идея и общий смысл сертификации известны. Обычно клеймение продукции ее изготовителем являлось подтверждением высокого качества изделия. Заверение продавца покупателю относительно качества товара также было простейшей формой того, что сейчас мы называем сертификацией.
Законодательная база сертификации основывается на:
- законодательных актах РФ (ФЗ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002г. №184-ФЗ);
- международных, межгосударственных стандартах, к которым Россия присоединяется;
- государственных стандартах Российской Федерации (ГОСТ Р);
- отраслевых стандартах, технических условиях.
В настоящее время, деятельность по сертификации в России основана на законах Российской Федерации «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции и услуг», а также «Правилах по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов" (утв. Постановлением Госстандарта России от 01.04.98 № 19) и некоторых других нормативно-правовых актах, которые определяют структуру Системы сертификации, функции и права ее участников, правила проведения сертификации, устанавливают однозначное толкование используемых специфических терминов.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 13.08.97 № 1013 “Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации” обязательной сертификации подлежат:
1. Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств.
2. Услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.
3. Туристские и экскурсионные услуги.
Сертификация услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств и услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом осуществляется в системе сертификации ГОСТ Р в соответствии с документами: “Система сертификации услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом” (Постановление Госстандарта России от 11.11.1994г. №21) и “Система сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств” (Постановление Госстандарта России от19.11.1995г.). Данные документы устанавливают основные принципы функционирования, организационную структуру Системы сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей и перевозке пассажиров. Порядок проведения сертификации данных услуг и инспекционного контроля определен в соответствии с Постановление Госстандарта РФ от 05.08.97 №17 “О принятии и введении в действие правил сертификации работ и услуг в РФ”.
В “Системе сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств” определен перечень услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, подлежащих обязательной сертификации.
Также данным нормативно-правовым актом определена номенклатура и характеристики услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, подлежащих обязательной сертификации.
Таким образом, как уже было сказано выше, центральным органом по сертификации данных услуг является Департамент автомобильного транспорта Минтранса России.
Одновременно в соответствии со статьей 7 Федерального закона РФ от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения” в целях обеспечения безопасности дорожного движения лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
o перевозка пассажиров и грузов автомобильным транспортом,
o ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств, осуществляемых на коммерческой основе.
Порядок и условие лицензирования деятельности по перевозке пассажиров регулируется Постановлением правительства Российской Федерации от 14.03.1997 г. № 295 “Об утверждении положения о лицензировании пассажирских перевозок автомобильным транспортом (кроме международных) в Российской Федерации”.
Данное Положение определяет порядок выдачи лицензий на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом, кроме международных, который производится в целях государственного регулирования этого вида деятельности, обеспечения нормального функционирования рынка транспортных услуг, защиты интересов потребителей этих услуг, реализации требований антимонопольного законодательства, безопасности дорожного движения и соблюдения экологических норм.
Для однородных услуг организована особая система сертификации. Для этого аккредитовано 70 органов по сертификации. Система сертификации транспортных услуг охватывает сертификацию воздушного, автомобильного, морского, речного, городского электротранспорта.
Организационную структуру Системы сертификации транспортных услуг образуют:
Национальный орган по сертификации - Госстандарт России;
Центральный орган по сертификации (ЦОС - Департамент автомобильного транспорта Минтранса России);
Апелляционные комиссии;
Методические центры Системы;
Органы по сертификации транспортных услуг, ТО и ремонту АМТС (ОСУ);
Исполнители услуг (заявители).
Схематично организационную структуру Системы сертификации транспортных услуг можно представить следующим образом: