Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2015 в 21:15, курсовая работа
Объектом изучения экономики железнодорожного транспорта является железнодорожный транспорт общего (магистральный) и необщего (железнодо-рожные подъездные пути) пользования - как универсальный вид транспорта и составная часть единого транспортного комплекса страны, представляющего собой совокупность транспортных подсистем, взаимодействующих и конкурирующих между собой при сохранении единого государственного регулирования и контроля в естественно монопольных и конкурентных секторах транспортного рынка.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)
Кафедра «Экономика транспорта»
Курсовая работа по дисциплине
«Экономика железнодорожного транспорта» на тему
«Система управления железнодорожным транспортом»
Проверил
преподаватель
Чернышова Л.И.
Екатеринбург
2015
Оглавление
Объектом изучения экономики железнодорожного
транспорта является железнодорожный
транспорт общего (магистральный) и необщего
(железнодо-рожные подъездные пути) пользования
- как универсальный вид транспорта и составная
часть единого транспортного комплекса
страны, представляющего собой совокупность
транспортных подсистем, взаимодействующих
и конкурирующих между собой при сохранении
единого государственного регулирования
и контроля в естественно монопольных
и конкурентных секторах транспортного
рынка.
Отрасль железнодорожного транспорта
как объект изучения является сложной
производственно-экономической и социальной
системой со своей внутренней, только
ей присущей территориально-
Производительные силы железнодорожного транспорта как совокупность материально-вещественных элементов производства, трудовых ресурсов и способов организации производства являются частью производительных сил всего общества. В этом качестве железнодорожный транспорт является объектом изучения естественных, математических, технико-технологических, географических, экономических, социальных и других наук.
Экономика железнодорожного
транспорта изучает транспорт как объект
со стороны производственно-экономических
отношений, но в постоянно действующей
взаимосвязи с производительными силами.
Производственно - экономические отношения
на железнодорожном транспорте проявляются
в процессе основной перевозочной и подсобно-вспомогательной
(прочей) деятельности. Эти отношения возникают:
во-первых, между транспортом и отраслями
промышленности и земледелия; во-вторых,
между транспортом и населением в процессе
перемещения пассажиров; в-третьих, между
взаимодействующими и конкурирующими
видами транспорта и, в-четвертых, между
трудовыми коллективами железнодорожного
и других видов транспорта. В условиях
становления и развития многоукладной
экономики при экономически целесообразном
сочетании разных форм собственности
производственные отношения проявляются
как экономические интересы общества
в целом, отдельных отраслей производства
и непроизводственной (социальной) сферы,
организационных структур, их коллективов
и отдельных работников.
Предметом изучения экономики железнодорожного
транспорта являются:
производственные отношения и экономические
интересы, возникающие между трудовыми
коллективами железнодорожного транспорта
и другими отраслями хозяйства, между
населением (пассажирами) и обслуживающими
его работниками железных дорог;
производственные отношения и экономические
интересы, возникающие между взаимодействующими
трудовыми коллективами самих железных
дорог во взаимодействии и сотрудничестве
с трудовыми коллективами других видов
транспорта;
производственные отношения и экономические
интересы трудовых коллективов и работников
транспортных компаний и их отдельных
подразделений, служб и звеньев железнодорожного
транспорта между собой.
Эти производственные отношения, в конечном
счете, определяются объек-тивными экономическими
законами, присущими всем общественно-
экономическим формациям: законом стоимости,
законом экономии времени, законом неуклонного
роста производительности труда и социально
справедливого распределения благ в соответствии
с количеством труда и его качеством, законом
соответствия производственных отношений
характеру развивающихся производительных
сил и другими законами. Экономика железнодорожного
транспорта исследует действие в транспортной
сфере в целом и на железнодорожном транспорте
вышеуказанных объективных законов, включая
закон соответствия производственных
отношений характеру производительных
сил. Формы и характер их взаимодействия,
степень взаимного влияния производительных
сил и производственных отношений также
являются предметом изучения экономики
железнодорожного транспорта.
Совершенствование производственно-экономических отношений в современных условиях становления, реформирования и развития рынка во всех отраслях производственной и социальной сферы, включая отрасль железнодорожного транспорта, опирается в своей основе на научно-технический прогресс (НТП), на проведение и стимулирование научно-обоснованной инновационной и инвестиционной политики в государственных и негосударственных транспортных структурах, на формирование общественного сознания работников в условиях демократизации и развития самоуправления, рост их профессиональ-ного мастерства и культуры, повышение их социальной значимости и защи-щенности. Таким образом, экономика железнодорожного транспорта, равно как и экономика других видов транспорта, изучает весь спектр отношений в транспортной сфере в целом на основе объективных экономических законов, обусловливающих ее функционирование и развитие. Изучая производственные отношения в области железнодорожного транспорта с позиций сферы материального производства, экономика широко опирается на знание его техники и технологии, планирования и организации транспортного производства во взаимодействии с другими конкурирующими видами транспорта.
Методы познания экономических
явлений в целом призваны раскрыть сущность,
выявить глубинные зависимости и
законы, выразив их в определенных категориях
и экономических понятиях. Существует
несколько методов познания. Общепризнанным
научным методом экономики железнодорожного
транспорта, равно как и других экономических
наук является метод диалектического
и исторического материализма.
Обоснованность этого метода состоит
в том, что он объясняет сущность экономических
явлений, во-первых, внутренними противоречиями,
которые протекают в самой экономической
системе; во-вторых, рассматривает эти
противоречия как первопричину самодвижения,
саморазвития; в-третьих, основополагающей
сферой человеческой деятельности в экономике,
согласно этому методу, является производство
благ, а не их распределение, обмен или
потребление. Производство жизненных
благ первично по отношению ко всем другим
перечисленным фазам. Прежде чем дело
дойдет до обмена, распределения или потребления
благ, их нужно сначала произвести. Неслучайно
многовековое противостояние мировоззрений
двух соперничающих между собой научных
школ - физиократов, считавших первичным
производство, а не торговлю, и меркантилистов,
считавших первичным торговлю, а не производство
- завершилось поражением последних.
Всеобщий метод диалектического и исторического материализма позволяет всесторонне исследовать экономические явления в условиях, при которых они возникли, развивались и действовали, помогает проникать в суть противоречий, породивших экономические явления и процессы и определяющих характер их развития. Метод диалектического и исторического материализма позволяет оценить последствия принимаемых решений, выработать стратегию управления процессами и явлениями в будущем.
Экономика железнодорожного
транспорта, равно как и других
видов транспорта исследует проблемы
перехода количества в качество и наоборот.
Взаимосвязь между количеством и качеством
в наиболее полном и общем виде была сформулирована
философией в законе о переходе количества
в качество. Дальнейшее развитие понятия
«качество», раскрывает его взаимосвязи
не только с категорий количества, но и
с новой категорией - «структура», возникшей
в философии в середине ХХ в. Философы
рассматривают структуру как самостоятельную
категорию материалистической диалектики,
наряду с качеством и количеством.
Структура самым тесным образом связана
с качеством. Перестройка данной структуры
или ее распад во всех случаях изменяют
качество предметов, процессов, явлений.
Например, непродуманные поспешные решения
реформаторов-приватизаторов вызвали
распад находящейся под общим государственным
управлением и контролем единой транспортной
системы страны, резко ухудшили надежность
и безопасность функционирования и развития
всей транспортной системы и, прежде всего,
авиационного и водного транспорта. Нарушено
экономическое обоснование долгосрочных,
стратегических целей развития материально-технической
базы в государственных и негосударственных
транспортных подсистемах, замедлилось
проведение взаимоувязанной по всем видам
транспорта инновационной, инвестиционной
и тарифной политики. В лучшем положении
в этом отношении оказался железнодорожный
транспорт, сохранивший свое организационное
и технологическое единство, создав на
базе имущественного комплекса Министерства
путей сообщения России крупнейшую государственную
транспортную компанию - Открытое акционерное
общество «Российские железные дороги».
Связь структуры с количеством и качеством
заключается, прежде всего, в том, что структура
и структурные изменения играют причинную
роль по отношению к качеству наряду с
количеством и качественными изменениями,
т.е. фактически имеются не одна, а две
стороны качественных изменений: количество
и структура. Это теоретическое положение
имеет важное значение для изучения сложнейшей
категории качества на основе системного
подхода и выработки стратегии, а также
взаимоувязано практическими рекомендациями
по улучшению хозяйственно-правового
механизма эффективного управления экономикой
железнодорожного и других видов транспорта
в условиях регулируемых рыночных отношений.
Экономисту и инженеру-транспортнику
особенно важно умело владеть диалектикой
и широко ее использовать применительно
к сложным условиям работы федерального
железнодорожного и других взаимодействующих,
сотрудничающих и конкурирующих с ним
видов приватизированного транспорта.
Метод диалектического материализма,
как метод познания от живого созерцания
к абстрактному мышлению, а от него - к
практике, реализуется через совокупность
принципов. Одним из них является: движение
от абстрактного к конкретному. Абстрактное
- это экономическое явление, еще не охарактеризованное
в многообразии его конкретных свойств.
Например, приватизация как таковая - чистейшей
воды абстракция, если она не конкретизирована
применительно к видам и формам собственности,
методам и последствиям практической
реализации. Результатом неуправляемого
процесса приватизации явилось, как известно,
разграбление (под видом разгосударствления)
общенародной собственности, обнищание
80% трудящегося населения и невиданное
для всех времен и народов обогащение
немногочисленной (от 0,01% населения России)
кучки олигархов с ближайшим окружением.
На данном примере показано проявление
принципа движения от абстрактного к конкретному.
Конкретное - это многообразная и разносторонняя
характеристика экономического явления.
Чрезвычайно важно, чтобы ученые и практики,
опираясь на достигнутый уровень познания,
делали новые обобщения, выводили новые
понятия. Достигнутый этап обобщения требует
дальнейшего углубленного познания конкретных
явлений. К принципам познания относятся
индукция и дедукция, анализ и синтез,
единство количественного и качественного
анализа.
Качественный анализ в экономике любого
уровня и любой отрасли - это теоретический
анализ. В свою очередь, этот анализ дополняется
количественными характеристиками, что
позволяет более осязаемо представить
суть качественного анализа. Примером
качественного анализа может быть объяснение
причин системного кризиса в 90-е гг. прошлого
века всей российской экономики, в том
числе кризисных явлений в сфере российского
транспортного производства. Но вместе
с тем этот анализ может быть представлен
и в количественном выражении, а именно:
падением объемов производства отечественной
про-дукции и соответственно резким спадом
(примерно в два раза) объемов перевозок
грузов и грузооборота; сокращением реальных
доходов населения и падением уровня его
жизни; снижением подвижности населения
из-за необеспеченности платежом его потребности
в перемещении; нарастанием удельного
веса чрезмерно изношенной транспортной
техники, находящейся за пределами нор-мативного
физического износа и вследствие морального
ее старения; ухудшением многих внутритранспортных
и внетранспортных показателей качества
и эффективности перевозок и использования
подвижного состава.
Экономика железнодорожного транспорта
в своих исследованиях и практической
деятельности широко использует многие
конкретные научные методы и приемы выбора
решений, такие как: балансовый метод,
методы системного подхода в экономическом
анализе, экономико-математические методы
оптимизации решений и компьютерной обработки
первичной, управленческой и статистической
информации, методы экспертных, рейтинговых
оценок и другие.
1.1. ЗАДАЧИ И
СОДЕРЖАНИЕ ЭКОНОМИКИ
Экономика железнодорожного
транспорта, равно как и экономика
транспортной системы в целом - наука историческая.
С течением времени менялся объект ее
изучения, поскольку транспорт развивается
вместе со всеми производительными силами
страны, частью которых он является. Меняется
и предмет изучения - производственные
отношения, так как они развиваются в соответствии
с производительными силами. Как и другие
науки, не стояла на месте и экономика
железнодорожного транспорта. Она прошла
путь от этапа описательного через этап
количественного анализа процессов и
явлений до современного состояния количественного
измерения качества и экономической оценки
эффективности процессов и явлений. В
наши дни экономика железнодорожного
транспорта широко использует современный
математический аппарат, вычислительные
системы, методологию стратегического
анализа, прогнозирования и планирования,
основанную на широком применении средств
информационного обмена.
Всеобщий диалектический метод познания
и многие конкретные научные методы исследования
экономика отечественного железнодорожного
транспорта стремится применять творчески
с учетом геополитических, демографических,
природно-географических и других особенностей
развития экономики России.
Результаты исследования
проблем экономики железнодорожного транспорта
в современных рыночных условиях формируются
в виде концепций, обобщений, закономерностей,
теорий и их практических приложений.
Их цель - стабилизация транспортного
производства и его интенсификация на
базе научно-технического прогресса, создание
рациональной системы мотивации работников
на основе социально справедливой оплаты
труда железнодорожников и разумного
экономически обоснованного реформирования
управления отраслью.
Экономика железнодорожного транспорта
как наука исследует условия и разрабатывает
практические рекомендации, при соблюдении
которых обеспечивается полное и качественное
(своевременное, надежное) удовлетворение
потребностей производства и населения
в перевозках грузов и пассажиров, а также
продукции (работах, услугах) других видов
деятельности (как основных, так и прочих)
при наиболее экономичном использовании
всех ресурсов самого железнодорожного
транспорта и обеспечивающих его внетранспортных
отраслей производства.
Экономика железнодорожного транспорта
разрабатывает научно- обоснованные рекомендации
по установлению темпов развития его материально-технической
базы и выявления оптимальных пропорций:
между транспортной системой (транспортным
комплексом) в целом и производственно-
хозяйственным комплексом страны как
совокупности всех внетранспортных отраслей;
между отдельными взаимодействующими
и конкурирующими видами транспорта, а
также между подразделениями, хозяйствами
и службами внутри отрасли железнодорожного
транспорта при установлении темпов развития
хозяйств как внутри отрасли в целом, так
и в региональном разрезе; между производственной
и непроизводственной (социальной) сферами
экономики отрасли и ее подразделений,
исходя из социально справедливой оплаты
труда же-лезнодорожников, создания новых
рабочих мест и защиты от безработицы.
Экономика железнодорожного транспорта
в сотрудничестве с другими видами транспорта
формирует теорию материальных потоков
в общественном производстве России и
ее регионов в едином экономическом пространстве
со странами-стратегическими партнерами;
разрабатывает методы учета транспортного
фактора при размещении производительных
сил; изучает миграционные процессы, чрезмерно
усложняющиеся в последнее время; анализирует
факторы роста или снижения уровня подвижности
населения; разрабатывает рекомендации
по улучшению в обновленных условиях экономико-географической
структуры транспортных сетей и важнейшей
составной части всего транспортного
ком-плекса - железнодорожного магистрального
и промышленного транспорта.
Важнейшей задачей экономики железнодорожного
транспорта как науки, равно как и экономики
других видов транспорта общего и необщего
пользования, является развитие в современных
условиях теоретических основ изменения
качества и методологии управления качеством
и эффективностью транспортного производства,
включая: эксплуатационную работу в грузовом
и пассажирском движении, транспортную
продукцию - перевозку грузов и пассажиров,
транспортное обслуживание грузовладельцев
и населения, транспортное обеспечение
производства и населения страны в целом
и ее отдельных регионов. Развитие и согласование
в условиях рыночной экономики взаимоувязанных
функций и методов управления качеством
транспортного производства должно быть
направлено на выявление и использование
резервов улучшения качества и повышения
эффективности транспортного производства,
разработку методов экономической оценки
и стимулирования (мотивации) повышения
качества транспортного производства.
Информация о работе Система управления железнодорожным транспортом