Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2015 в 21:15, курсовая работа
Объектом изучения экономики железнодорожного транспорта является железнодорожный транспорт общего (магистральный) и необщего (железнодо-рожные подъездные пути) пользования - как универсальный вид транспорта и составная часть единого транспортного комплекса страны, представляющего собой совокупность транспортных подсистем, взаимодействующих и конкурирующих между собой при сохранении единого государственного регулирования и контроля в естественно монопольных и конкурентных секторах транспортного рынка.
С другой стороны, административное
деление сети железнодорожных
линий на дороги и отделения обусловлено
сложившимися в народном хозяйстве транспортными
связями, определяемыми местами зарождения
и погашения основных грузопотоков, а
также техническими и организационными
возможностями железнодорожного транспорта
управлять процессом перевозок и его производственно-хозяйственным
обеспечением. Дороги и их отделения, являющиеся
органами управления в установленных
для них границах, выполняют роль одновременно
организаторов и производителей транспортной
продукции.
К основным принципам управления железнодорожным
транспортом отно-сятся:
системность (комплексный подход, выражающийся
в единстве государственного и хозяйственного
руководства, сочетании отраслевого управления
с территориальным, общественных интересов
с коллективными и личными);
многомерность и иерархичность (распределение
функций управления по горизонтали и вертикали
с неукоснительным соблюдением требований
центра-лизма и единоначалия);
целенаправленность (плановость управления
на всех участках работы).
Российские железные дороги экстерриториальны.
Они, хотя и проходят по
определенной территории, служат нуждам
всей страны. Многочисленные ли-нейные
предприятия в процессе производственной
деятельности тесно взаимодействуют друг
с другом, представляя собой звенья единого
транспортного конвейера. Грузовые вагоны
обращаются по всей сети независимо от
места их приписки. Это требует строгого
соблюдения графика движения поездов
и регулировочных заданий, учета общественных
интересов.
Единоначалие является непременным условием
осуществления принципа централизма в
управлении транспортом. Единоначалие
означает персональную ответственность
хозяйственного руководителя за работу
доверенного ему участка, но это не исключает,
а предполагает инициативу специалистов
и рядовых работников на всех уровнях
управления железнодорожным транспортом
при высокой общей дисциплинированности.
Дисциплина на железнодорожном транспорте
- понятие весьма широкое. Она складывается
из государственной дисциплины; трудовой
дисциплины, ос-нованной на добросовестном
и точном исполнении каждым работником
своих обязанностей для обеспечения безопасной
и бесперебойной работы железнодорожного
транспорта; технологической дисциплины
выполнения перевозочных процессов, правил
и установленного порядка производства
работ, в первую очередь - требований Устава
железнодорожного транспорта, Правил
технической эксплуатации железных дорог,
Устава о дисциплине рабочих и служащих
железнодорожного транспорта и др. Только
всестороннее и беспрекословное соблюдение
дисциплины позволяет обеспечить эффективное
функционирование железнодорожного транспорта,
его надежную и безопасную работу.
Сущность территориально-отраслевого подхода к управлению применительно к железнодорожному транспорту выражается в том, что управление перевозками осуществляется как бы в двух измерениях. Сеть железных дорог разделена на дороги, дороги - на отделения, при этом низшие звенья находятся в административном подчинении высших (территориальный принцип). Одновременно осуществляется оперативно-техническое руководство по отраслям железнодорожного хозяйства - локомотивному, вагонному, путевому, пассажирскому и др. Это обеспечивает единство политики в развитии и эксплуатации технических средств в масштабе всей железнодорожной сети. Для такой высо-коцентрализованной отрасли народного хозяйства, каковой является железнодорожный транспорт, сочетание территориального и отраслевого управления особенно важно.
Решение управленческих
задач на железнодорожном транспорте,
как и в других отраслях хозяйства, обеспечивается применением
трех основных групп методов: административных
(организационно-
Административные
методы основаны на использовании таких
инстру-ментов воздействия, как регламент,
норма, инструкция, и подкрепляются
приказами, распоряжениями и указаниями
руководителей. Основными документами
организационного регламентирования
на железнодорожном транспорте являются
положения о железной дороге, отделении
железной дороги, линейном предприятии.
Важную роль играют Устав железнодорожного
транспорта, Правила технической эксплуатации
железных дорог и отраслевые руководящие
материалы, а также должностные инструкции
и другие отраслевые документы.
Экономические методы в условиях рыночного
хозяйства имеют первосте-пенное значение.
Они ориентируют на применение таких рычагов
повышения эффективности производства,
как цена, прибыль, рентабельность, кредит
и другие.
Социально-психологические
методы включают в себя широкий спектр
приемов социальной мотивации и морального воздействия
на производственные коллективы и отдельных
работников. К ним относятся выявление
и моральное поощрение лучших работников
и коллективов, формирование убежденности,
зрелости и активности трудящихся путем
воздействия на их гражданские и патриотические
чувства.
На железнодорожных дорогах, как и на других
видах транспорта, приме-няются не отдельные,
а вся совокупность указанных выше методов.
Органическое сочетание оправдавших себя
приемов и способов решения управленческих
задач, живая организаторская работа в
условиях рыночной экономики являются
еще более настоятельными.
1.3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ
Управление федеральным
железнодорожным транспортом до образования
ОАО «РЖД» осуществляло Министерство
путей сообщения (МПС).
Как и другие феодальные ведомства, МПС
руководствовалось в своей деятельности
законами, которые принимает Федеральное
Собрание РФ, указами Президента РФ и постановлениями
Правительства РФ. Важную роль в деятельности
железнодорожного транспорта играли решения
съездов железнодорожников, Коллегии
и научно-технического Совета МПС.
МПС руководило сложным железнодорожным
хозяйством, тесно координируя свою деятельность
с другими министерствами и ведомствами
федерального уровня - Министерством экономики
РФ, Министерством финансов РФ и др., а
также законодательными и исполнительными
органами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Указом
Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314
«О системе и структуре федеральных органов
исполнительной власти» внесены существенные
изменения в систему управления транспортным
комплексом страны. В последующих постановлениях
Правительства РФ с упразднением МПС было
образовано единое Министерство транспорта
и связи РФ, которое самостоя-тельно осуществляет
нормативно-правовое регулирование, а
также разрабатывает и вносит в Правительство
Российской Федерации проекты федеральных
конституционных законов, федеральных
законов, актов Президента Российской
Федерации и Правительства Российской
Федерации по следующим вопросам: структурное
реформирование в сфере транспорта;
развитие автомобильного, воздушного,
железнодорожного, внутреннего водного
и морского транспорта, в том числе морских
рыбных портов (за исключением рыбопромысловых
колхозов и отраслевых хозяйств), промышленного
транспорта; строительство, проектирование
и эксплуатация автомобильных дорог; международное
сотрудничество в сфере транспорта;
бюджетное финансирование в сфере транспорта;
экспертиза и прогнозирование в сфере
транспорта; транспортная безопасность.
В состав Министерства транспорта и связи
РФ входят:
Департамент государственной политики в области гражданской авиации и картографии;
Департамент государственной политики в области дорожного хозяйства, автомобильного и городского пассажирского транспорта;
Департамент государственной политики в области железнодорожного, морского и речного транспорта;
Департамент международного сотрудничества;
Департамент правового обеспечения и законодательной деятельности; Департамент развития инфраструктуры и инвестиций;
Департамент структурного реформирования;
Департамент управления делами;
Департамент управления
кадрами и сопровождения федеральных
программ;
Департамент финансов.
Подведомственными органами являются федеральные агентства и федеральная служба:
Федеральное агентство железнодорожного транспорта;
Федеральное агентство морского и речного транспорта;
Федеральное агентство воздушного транспорта;
Федеральное агентство связи;
Федеральное дорожное агентство;
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
Федеральная служба по надзору в сфере связи.
Федеральное агентство железнодорожного транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта. Оно находится в ведении Министерства транспорта и связи РФ, осуществляя свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Основными функциями
Федерального агентства железнодорожного
транспорта являются: функции государственного
заказчика по организации исполнения
федеральных целевых программ в сфере
железнодорожного транспорта и федеральной
адресной инвестиционной программы;
издание индивидуальных правовых актов
в сфере железнодорожного транспорта
на основании и во исполнение Конституции
Российской Федерации, конституционных
законов, федеральных законов, актов и
поручений Президента Российской Федерации,
Правительства Российской Федерации и
Министерства транспорта и связи Российской
Федерации;
ведение регистров и кадастров в сфере
железнодорожного транспорта;
оказание кругу лиц, имеющих общественную
значимость, услуг в сфере железнодорожного
транспорта в соответствии с установленными
федеральным законодательством условиями,
в том числе: организация перевозок опасных
грузов, организация работ по обязательному
подтверждению соответствия продукции,
работ и услуг, а также аккредитация испытательных
лабораторий (центров), органов по сертификации.
Агентство в пределах и порядке, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, осуществляет полномочия собственника в отношении необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным агентству.
В структуру агентства
входят 5 управлений по основным направлениям
деятельности агентства, а также территориальные органы.
Предельная численность работников центрального
аппарата агентства железнодорожного
транспорта установлена в количестве
155 единиц (без персонала по охране и обслуживанию
зданий), работников его территориальных
органов - в количестве 245 единиц (без персонала
по охране и обслуживанию зданий).
В едином транспортном комплексе России
ведущей компанией является ОАО «РЖД»
(рис. 8.1), после передачи ему хозяйственных
функций от упраздненного МПС России.
Исторический опыт утверждает в том, что включение в структуру ОАО «РЖД» очень большого количества территориальных филиалов (железных дорог) неэкономично, затрудняет введение ряда прогрессивных мер в эксплуатации и усложняет работы по технической реконструкции хозяйства. Представление об оптимальных размерах дороги изменялось вместе с развитием железнодорожного транспорта, совершенствованием его организации, техники и технологии перевозок. Если в дореволюционные годы увеличивать протяженность линий, находящихся в ведении одной дороги, сверх 1000-1200 км считалось нецелесообразным, то сейчас эксплуатационная длина дорог колеблется от 662 км (Калининградская) до 10147 (Октябрьская) при средней длине 5,1 тыс. км. Имеются дороги (Московская и Октябрьская), эксплуатационная длина которых почти вдвое больше средней. Среднее количество занятых в основной деятельности на одной дороге составляет около 70 тыс. человек, на крупных дорогах оно увеличивается в 1,5-2 раза.
В связи с этим проводится укрупнение железных дорог и отделений. При этом в ряде случаев границы дорог и отделений целесообразно совмещать с границами автономных республик, краев и областей. Однако чрезмерное укрупнение дорог также нецелесообразно. Укрупнение эффективно, если в результате этого увеличиваются возможности комплексного развития хозяйства дорог, более полно реализуются преимущества прогрессивных видов тяги и новых технологий, повышается маневренность в использовании технических средств железных дорог, снижаются затраты на содержание производственного и управленческого персонала.
Структура аппарата управления филиалов ОАО «РЖД» - железных дорог - в большой мере отражает структуру центрального аппарата компании. Во главе дороги стоит начальник (Н), который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на дорогу задач по перевозкам грузов и пассажиров, за работу дороги в целом, состояние и безопасность движения, за соблюдение дисциплины, подбор, расстановку и воспитание кадров. У начальника дороги имеются заместители (НЗ), один из которых является первым, а также есть главный инженер дороги. Обязанности между ними распределяет начальник дороги. При начальнике дороги на правах совещательного органа создается Технико - экономический совет из состава руководящих работников и специалистов разных профессий, включая рабочих-новаторов, изобретателей и др.
В аппарат управления входят производственные (отраслевые) и функциональные службы и центры: перевозок (Д), локомотивная (Т), вагонная (В), пути (П), сигнализации и связи (Ш), гражданских сооружений и водоснабжения (НГС), пассажирская (Л), электрификации (Э), юридическая (НЮ), экономическая (НН) и другие.
Информация о работе Система управления железнодорожным транспортом