Техническое обслуживание и ремонт трансмиссии автомобиля ЗИЛ-131

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 22:31, доклад

Краткое описание

Автомобиль ЗИЛ-131 предназначен для перевозки различных грузов и людей, буксировки прицепных систем по всем видам дорог и местности.
Рассчитан на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от + 55 до - 45 градусов.
Рассмотрена полная техническая характеристика ЗИЛ-13.

Содержание

1. Главные параметры автомобиля......................................................................................4
2. Коробка передач автомобиля.......................................................................................4-12
3. Карданная передача.....................................................................................................12-15
4. Раздаточная коробка автомобиля..............................................................................15-26
5. Ведущие мосты автомобиля.......................................................................................26-28
6. Шасси автомобиля.......................................................................................................28-41
7. Литература.........................................................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

ЗИЛ.doc

— 332.50 Кб (Скачать файл)

Сливать масло  надо после предварительного прогрева через все сливные отверстия.

Допускается отклонение уровня масла в картерах мостов на 10 мм выше и 5 мм ниже метки на указателе.

При смене смазочного материала все детали поворотного  кулака и шарнир полуоси надо промыть. Свежий смазочный материал закладывают нeпосредственно внутрь шаровой опоры, в подшипники шкворней и в шарнир полуоси. Ступицу колеса также необходимо промыть. При закладывании свежего смазочного материала надо тщательно смазать подшипники.

Следует периодически промывать от грязи сапуны мостов, предназначенные для сообщения  внутренней полости картера моста  с окружающей средой и расположенные  в верхних стенках балок мостов: на переднем мосту слева (по ходу) от главной передачи; на заднем мосту  справа (по ходу) от главной передачи.

Кроме того, имеются дополнительные сапуны) для выхода воздуха в случае неисправности манжет головок  подвода воздуха к  шинам колес.

Эти сапуны расположены: на переднем мосту  в корпусах поворотных кулаков, над рычагами рулевой трапеции; на заднем мосту  в концевом фланце картера моста.

Появление смазочного материала из отверстий предохранительных  клапанов указывает на утечку воздуха  из системы регулирования давления воздуха в шинах. Причину утечки необходимо найти и устранить.

Следует проверять  отсутствие течи масла через уплотнения и фланцевые соединения Неисправные  манжеты и уплотнительные прокладки  надо заменять, а болты и гайки  фланцевых соединений своевременно подтягивать.

Необходимо  проверять крепления картеров главных передач к картерам мостов, крепления полуосей к ступицам колес, крепления шаровых опор к фланцам кожухов полуосей и крепления рычагов поворотных кулаков.

При снятии тормозных  барабанов каждый раз следует  подтягивать гайки крепления  цапф.

 

6.  Шасси автомобиля

 

ШАССИ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-131

 

РАМА  АВТОМОБИЛЯ

 

Рама автомобиля - клепаная, лонжероны швеллерного  сечения соединены штампованными  поперечинами. На передних концах лонжеронов установлены жесткие буксирные  крюки.

Рама снабжена жестким буфером спереди и двумя упругими буферами сзади.

При ремонте  рам необходимо проверить плотность  заклепочных соединений, наличие  трещин в полках лонжеронов и поперечин, а также возможный прогиб и  перекос лонжеронов.

 

ПОДВЕСКА  АВТОМОБИЛЯ

 

Передняя  подвеска

Передняя подвеска автомобиля ЗИЛ-131 имеет рессорные листы Т-образного профиля и два гидравлических амортизатора.

Рессорные пальцы передней подвески соединены с кронштейнами рамы с помощью пальцев и съемных  ушек, которые прикреплены к коренному  листу рессоры болтом и стремянкой.

Задние концы  рессор скользящие, опираются на сухари, которые напрессованы на кронштейны. К коренным листам рессор в месте  контакта приклепаны накладки, предохраняющие их от изнашивания. Рессоры крепятся к мосту стремянками. Взаимное положение листов рессор  обеспечивается центральным болтом, боковое смещение ограничивается хомутами.

Рессорные пальцы передней подвески фиксируются при  помощи клина и клеммного соединения. Для повышения долговечности  рессорных шарниров в них применены втулки из цинкового сплава и защитные манжеты.

На автомобили без лебедки между рессорой и  накладкой устанавливаетсяпроставка, компенсирующая изменение динамического хода подвески.

При увеличении частоты пробоев подвески при  движении автомобиля надо оценить величину «h» уменьшения динамического хода подвески из-за проседания рессор, которая в соответствии с требованиями ГOCT 3396-90 не должна превышать 20% динамического хода.

 

Задняя  подвеска

 

Задняя подвеска  балансирного типа, с двумя листовыми рессорами и шестью продольными реактивными штангами (по три у каждого моста). Рессоры имеют по 12 листов трапециевидного профиля и 3 коренных листа прямоугольного профиля.

Толкающие усилия и реактивные моменты передаются на раму реактивными штангами, а боковые усилия рессорами.

Каждая рессора  средней частью прикреплена при помощи стремянок к ступице  оси балансирного устройства. Концы рессор входят в отверстия опор, приваренных к мостам. Для ограничения хода мостов вверх и смягчения их ударов о раму на лонжеронах установлены резиновые буфера.

Шарниры реактивных штанг не разборные, состоят из шаровых пальцев, обоймы и вкладыша, изготовленного из тканой ленты, пропитанной специальным составом. Шарниры имеют чехлы, под которые заложен смазочный материал. Обоймы шарниров запрессованы в головки реактивных штанг.

Балансирное устройство состоит из оси, запрессованной в  кронштейны, и ступиц. Концы оси  закалены, а в ступицы запрессованы втулки из aнтифрикционного материала.

Для предотвращения вытекания смазочного материала и защиты от грязи в ступицах установлены  самоподжимные манжеты и уплотнительные кольца.

Ступицы закреплены на оси разрезными гайками, стянутыми болтами.

Гайки стяжных болтов самостопорящиеся. В крышке ступицы имеется отверстие для залива масла, закрытое пробкой.

Задняя подвеска прикреплена к раме кронштейнами.

 

Ремонт  задней подвески

Для снятия задней тележки надо автомобиль установить на ровную площадку. Отсоединить карданные валы промежуточного и заднего мостов, тормозные шланги и шланги подвода воздуха.

Отвернуть гайки  крепления кронштейнов к задней подвески к раме и вынуть болты. Поднять  заднюю часть автомобиля и выкатить из-под рамы тележку ведущих мостов. Для замены шарового сочленения реактивной штанги при износе шарового пальца и вкладыша реактивной штанги надо снять штангу в сборе савтомобиля, выпрессовать шаровой палец в сборе с обоймой и вкладышем и запрессовать новый шаровой палец с

обоймой и вкладышем  в сборе.

В случае увеличения отверстия сверх допустимых размеров штанги следует заменить.

Собранные реактивные штанги устанавливают на балансирное устройство.

Для этого в  гнезда кронштейнов балансирного устройства устанавливают шаровые пальцы реактивных штанг, надевают пружинные шайбы и, навернув гайки, затягивают их, момент затяжки 350-400 Н-м.

При сборке реактивных штанг с шаровыми пальцами шаровой палец с обоймой и вкладышем в сборе устанавливается в отверстие холодной головки реактивной штанги и запрессовывается под прессом с помощью приспособления с натягом 0,18-0,40 мм для шарового пальца без защитного чехла и 0,22-0,50 мм для шарового пальца с защитным чехлом. При этом усилие пресса должно быть не менее 100 кН.

При запрессовке  оправка должна опираться на края обоймы.

Для монтажа  балансирного устройства с промежуточным и задним мостами надо установить на подставку заднюю подвеску в сборе.

Поднять с помощью  подъемника промежуточный мост в  сборе и установить проушинами опорные  кронштейны моста на концы рессор.

Поддерживая мост в подвешенном состоянии, установить шаровые пальцы в гнезда верхнего и нижнего реактивных рычагов моста, надеть на пальцы пружинные шайбы и навернуть гайки.

После этого  убрать подъемный механизм. Аналогично производится соединение заднего моста с балансирной подвеской. После того как оба моста присоединены к балансирному устройству, затянуть гайки крепления шаровых пальцев, момент затяжки 350-400 Н-м.

Для установки  задней подвески на автомобиль надо поднять  заднюю часть автомобиля подъемником, подкатить под автомобиль мосты  в сборе с балансирным устройством.

Опустить раму автомобиля на подвеску так, чтобы совпадали  отверстия в раме и кронштейне задней подвески.

Вставить болты, надеть пружинные шайбы и навернуть  гайки (момент затяжки не менее 300 Н-м. Присоединить карданные валы к обоим фланцам ведущей шестерни промежуточного моста и к фланцу ведущей шестерни заднего моста. Присоединить гибкие шланги к тормозным камерам. Убрать подъемные приспособления.

Для разъединения балансирной подвески и ведущих  мостов надо отсоединить реактивные штанги от кронштейнов мостов, выпрессовать концы шаровых пальцев. Приподнять балансирную подвеску подъемником так, чтобы концы рессор не опирались на кронштейны мостов, после чего мосты отвести от балансирной подвески. Аналогичным путем отсоединить реактивы штанги от кронштейнов балансирной подвески.

При снятии рессор со ступиц балансирной подвески необходимо отвернуть гайки стремянок, предварительно очистив концы резьбы от грязи и ржавчины, вынуть стремянки и снять со ступицы подвески рессору с накладкой и промежуточный лист. При необходимости вынуть накладку ступицы. Для снятия ступицы с оси балансирной подвески надо снять крышки и слить масло, ослабить гаек. Если гайка  отвертывается туго, то рекомендуется разжать ее отверткой, вставленной в паз, снять упорную шайбу и втулку. Снять ступицу в сборе с манжетами с оси. При необходимости спрессовать упорное кольцо.

 

Сборка  задней подвески

Перед сборкой  смазать все трущиеся поверхности  смазкой, применяемой для заправки узла. Напрессовать на ось балансирного устройства упорное кольцо вместе с уплотнительным кольцом.

Установить  ось балансирного устройства в сборе  с кронштейнами так, чтобы она  опиралась на кронштейны.

При необходимости  запрессовать в ступицу манжету  в сборе и обойму с уплотнительным кольцом, предварительно пропитав его жидким маслом.

Установить  ступицу в сборе на конец оси. Установить упорную шайбу, совместив  ее со штифтом, навернуть на ось разрезную  гайку до отказа, а затем отпустить  на 1-'/ 5 оборота и затянуть стяжной  болт с самоконтрящейся гайкой, момент затяжки 80-100 Н-м. После этого ступица должна повертываться на оси от усилия руки.

Установить  крышку с прокладкой на ступицу и  закрепить ее болтами. Такие же операции надо произвести для второй ступицы.

Уложить на ступицу  накладку, промежуточный лист, собранную рессору и накладку рессоры так, чтобы их фиксирующие выступы вошли в соответствующие выемки сопрягаемых деталей.

Вставить в  отверстия ступицы и отверстия накладки рессоры стремянки крепления рессор.

Установить  на стремянки пружинные шайбы, навернуть на них гайки и затянуть, момент затяжки 560-620 Н-м.

Дополнительную  затяжку гаек   стремянок провести на нагруженном автомобиле.

При проверке и  ремонте балансирной подвески необходимо учитывать следующие рекомендации.

Кронштейны  передних и задних рессор, кронштейны реактивных рычагов, имеющие трещины или обломы, подлежат замене.

Если уплотнители  и манжеты ступицы оси балансирного устройства требуют замены, их следует  выпрессовать и установить новые.

При износе отверстий  в рычагах под палец реактивной штанги сверх допустимых размеров необходимо заменить изношенные детали.

При погнутости реактивных штанг балансирного устройства их следует выправить.

Повреждение более  двух ниток резьбы оси балансирного устройства и пальцев реактивной штанги не допускается. Пальцы реактивных штанг ремонту не подлежат.

При износе втулок корпуса ступицы оси балансирной  подвески втулки следует заменить на ремонтные втулки.

При этом следует  перешлифовать изношенную шейку  оси балансирного устройства до диаметра, при котором устраняются следы износа на длине зоны шлифовки шейки, оставив нешлифованную поверхность шейки длиной 14-16 мм под кольцо манжеты. Диаметр шейки после шлифовки должен быть не менее 62,0 мм. Запрессовать в ступицу оси балансирного устройства ремонтные втулки с натягом 0,09-0,27 мм и расточить их под диаметр перешлифованной шейки оси, соблюдая зазор между втулкой и шейкой оси, равный 0,095-0,255 мм. При расточке втулок следует обеспечить концентричность поверхностей втулок относительно поверхности для запрессовки манжеты в ступицу.

Отверстия под  шаровой палец кронштейнов крепления  задней подвески, реактивных рычагов, кронштейна балансира и поверхности пальца реактивной штанги надо проверять на краску конусным калибром. Пятно контакта должно занимать не менее 75% поверхности конуса.

 

Детали  подвески автомобиля 3ИЛ-131

Проверку рессорных  листов на отсутствие на них трещин проводят с помощью лупы или методом  магнитной дефектоскопии. При наличии  обломов и любых трещин листы  выбраковывают.

На листах проводят замеры радиусов листов.

Все новые листы  рессор на заводе подвергаются дробеструйной  обработке с вогнутой стороны  листа, что значительно повышает их усталостную прочность.

Дробеструйная обработка проводится дробью диаметром 1 мм при скорости подачи дроби 60 м/с и скорости подачи рессорного листа 1 м/мин.

Информация о работе Техническое обслуживание и ремонт трансмиссии автомобиля ЗИЛ-131