Техническое обслуживание и ремонт трансмиссии автомобиля ЗИЛ-131

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 22:31, доклад

Краткое описание

Автомобиль ЗИЛ-131 предназначен для перевозки различных грузов и людей, буксировки прицепных систем по всем видам дорог и местности.
Рассчитан на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от + 55 до - 45 градусов.
Рассмотрена полная техническая характеристика ЗИЛ-13.

Содержание

1. Главные параметры автомобиля......................................................................................4
2. Коробка передач автомобиля.......................................................................................4-12
3. Карданная передача.....................................................................................................12-15
4. Раздаточная коробка автомобиля..............................................................................15-26
5. Ведущие мосты автомобиля.......................................................................................26-28
6. Шасси автомобиля.......................................................................................................28-41
7. Литература.........................................................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

ЗИЛ.doc

— 332.50 Кб (Скачать файл)

При износе втулки ушка следует выпрессовать втулку и  запрессовать новую с натягом 0,01-0,11 мм. 3атем подобрать исправный палец и подогнать по его диаметру втулку, сохранив зазор между втулкой и пальцем в пределах 0,07-0,255 мм.

Кронштейны  передних и задних рессор, имеющие  трещины или обломы, подлежат замене. Если отверстия под пальцы рессор имеют износ сверх допустимых размеров, кронштейны следует заменить.

Если ослаблены  заклепочные соединения крепления кронштейнов передних и задних рессор, ослабленные заклепки следует срубить и заклепать новые.

Подтягивание ослабленных заклепок не допускается. При износе отверстий под заклепки надо рассверлить эти отверстия под увеличенный диаметр заклепок. 3аклепки должны плотно входить в свои отверстия.

При износе пальцев  рессор сверх допустимых размеров пальцы следует заменить.

С октября 1972r. для повышения надежной и долговечной изменены реактивные штанги задней подвески и шаровые пальцы в сборе. Новые шарниры имеют увеличенный диаметр головки шарового пальца 75 вместо 60 мм.

Для защиты шарниров от грязи введены также специальные защитные чехлы 131-2919057 и опорные чашки 131-2919159. Под чехлы заложена смазка ЦИАТИМ-201, ГOCT 6267-59, по 20 г. на каждый шарнир.

Реактивные  штанги 131-2919010-A задней подвески с пальцами в сборе взаимозаменяемы со старыми. Шарниры в сборе и штанги в  сборе старой и новой конструкций  не взаимозаменяемы.

Для автомобилей, имеющих старые реактивные штанги, в запасные части поставляется шарнир в сборе 131-2919024.

Для ремонта  и модернизации автомобилей, имеющих старые реактивные штанги, поставляется в запасные части реактивная штанга в сборе с гайками 131-2919011-A. Для автомобилей, имеющих новые реактивные штанги, поставляются шарнир в сборе 131-2919024-Б, защитный чехол 131-2919057 и опорная чашка 131-2919159.

 

Колеса  и шины  автомобиля  

На автомобиле 3ИЛ-131 установлены дисковые взаимозаменяемые колеса с размером обода 228rГ-508 с  разрезными бортовыми кольцами.

Шины колес камерные с радиальным или диагональным  кордом, предназначенные для работы при переменном давлении.

Колеса закреплены гайками на болтах ступицы.

До октября 1974r. на автомобили устанавливались колеса с разборным ободом 9,0 РГ-

20. Взаимозаменяемость  колес в сборе с шиной не изменилась.

В процессе эксплуатации автомобиля из-за неравномерного изнашивания шин нарушается заводская балансировка колес в сборе с шинами.

Поэтому рекомендуется  через 15-16 тыс. км пробега проверять дисбаланс колес и устранять его с помощью балансировочных грузов.

Периодически  следует проверять затяжку гаек крепления колес к ступицам, момент затяжки 400-500 Н.м, а также проверять давление воздуха в шинах.

При проверке давления шины должны быть холодными.

 

Разборка  колеса

Снять защитный кожух, отсоединить шланг.

Ослабить гайки  крепления колеса. Поднять ведущий  мост, отвернуть гайки крепления  колес к ступицам и снять колесо. При этом рекомендуется пользоваться гайковертом. Демонтаж шины с колеса должен проводиться в основном на специальных стендах и только в исключительных случаях вручную.

Для сохранения бортов шин, а также для облегчения всех операций их демонтажа и установки  на колесо рекомендуется пользоваться специальным стендом для монтажа и демонтажа шин, главными узлами стенда являются опорный стол (привод стола оснащен реверсивным электродвигателем мод. АОЛ2-22-4, Ш-2 с червячным редуктором), нажимное устройство, пневматический цилиндр привода этого устройства, стойка демонтажного рычага, аппаратный шкаф.

Колесо надо установить на вращающемся диске опорного стола на сменной подставке и закрепить фиксатором или прижимом.

Рабочим органом стенда является нажимное устройство - два рычага, качающиеся в вертикальной плоскости на общей оси. На рычагах в винтовых зажимах установлены исполнительные органы два диска  и ролик, свободно вращающиеся на своих осях. Рычаги приводятся в действие цилиндром.

Связь рычагов  со штоком цилиндра осуществляется в  зависимости от направления движения штока (либо они сближаются, либо расходятся).

Стенд управляется  педалями  подачи воздуха в цилиндр  и включения электродвигателя и  кнопкой реверсирования электродвигателя.

Для разборки и  сборки колес в комплект инструмента, прилагаемого кавтомобилю, входят две монтажные лопатки. Одна монтажная лопатка имеет плоский конец, другая

 конец с  кривым захватом, эта лопатка  одновременно служит рычагом  домкрата.

При ручной разборке колеса надо выполнить следующие  операции.

1. Полностью  выпустить воздух из шины и  положить колесо с шиной на  помост или чистую горизонтальную площадку. 3амочная часть обода должна быть снизу.

2. Снять внутренний  борт шины с посадочной полки  обода Для этого надо выполнить  следующее: 

- изогнутый  конец монтажной лопатки вставить  между бортовым кольцом и фланцем  обода в монтажный паз (при несъемном бортовом кольце конец монтажной лопатки вставить между ободом и шиной). Отжать монтажной лопаткой бортовое кольцо вниз;

- в образовавшийся  зазор вставить плоский конец  второй лопатки , освободить первую  лопатку. Последовательно продвигаясь по окружности обода, вставляя концы обеих лопаток в зазор и осаживая борт шины через бортовое кольцо, снять борт шины. Перевернуть колесо и снять борт шины со второй посадочной полки, повторяя указанные операции.

3. Снять замочное  и бортовое кольца, для чего вставить плоский конец одной лопатки в паз на конце замочного кольца, а второй лопаткой поднять снизу тот же конец замочного кольца, отжимая первой лопаткой конец кольца из замочной канавки, выжать его вверх. Удерживая выжатый конец кольца второй лопатки, освободить первую лопатку и завести ее плоский конец под кольцо.

Выжимая кольцо монтажными лопатками по окружности колеса, снять замочное кольцо. Снять  бортовое кольцо.

4. Демонтировать  борт шины Для этого необходимо  выполнить следующие операции:

- встать на  участок борта шины, противоположный  вентильному отверстию; 

- в зоне вентильного отверстия завести плоские концы обеих лопаток между

шиной и ободом на расстоянии 150-250 мм один от другого.

Прикладывая усилия к монтажным лопаткам, вывести часть борта наружу; при этом противоположная часть борта шины должна обязательно находиться в монтажном ручье, удерживая демонтированную часть борта шины одной лопаткой, освободить другую и завести ее плоский конец между ободом и шиной на расстоянии 70-100 мм от места перехода борта шины наружу. Вновь вывести часть борта наружу Повторяя данную операцию, демонтировать борт шины полностью.

5. Утопить вентиль  в полость шины.

Поставить колесо в вертикальное положение (нижняя часть борта шины должна находиться в монтажном ручье обода). Извлечь обод из шины.

 

Демонтаж  запасного  колеса

Автомобиль  оборудован держателем запасного колеса с ручной лебедкой, снабженной храповым механизмом для подъема и опускания откидного рычага.

Операции откидывания  рычага с колесом на землю и подъема с земли на основание  состоят из трех этапов6

- подъема с  помощью лебедки рычага с колесом  до положения, близкого к вертикальному;

-  переталкивания вручную рычага с колесом через мертвую точку;

-  опускания  рычага с колесом с помощью лебедки.

Снимать запасное колесо с держателя необходимо следующим  образом.

1. Освободить  откидной рычаг, отвернув гайку стяжки.

2. Встать у  двери кабины автомобиля лицом  к лебедке. Надеть на гайку накидной ключ 5==46 мм, имеющийся в комплекте инструмента, удлинив его монтажной лопаткой. Одну руку держать на ключе, вторую  на монтажной лопатке. Повернуть конец монтажной лопатки вниз, поднять откидной рычаг с колесом на некоторую высоту.

Снять с гайки ключ, перевести его в исходное положение и повторить описанное движение. При приближении откидного рычага к вертикальному положению подъем лебедкой прекратить и вручную перетолкнуть рычаг через мертвую точку.

3. Повернуть  ключ в обратную сторону, опустить  колесо на землю. Чтобы предотвратить  падение колеса при опускании, нужно, перед тем как снять ключ, затормозить лебедку движением ключа в сторону подъема.

Нельзя снимать  руку с ключа до затормаживания лебедки.

4. Отвернуть  гайку стяжного болта, вынуть  болт и выкатить колесо из  рычага.

5. Отвернуть гайки болтов  и снять пластину.

Устанавливают запасное колесо в обратном порядке. После завинчивания гайки стяжки  необходимо ослабить канат лебедки во избежание его перетирания о ролики.

Не допускается  пользоваться лебедкой при наличии  повреждений каната (помятостей, обрывов группы проволок). Обслуживание держателя запасного колеса заключается во внешнем осмотре креплений, лебедки и каната. При отказе тормоза лебедки следует отвернуть гайку на конце оси лебедки, снять барабан с тормозом с оси, разобрать и очистить их от грязи. Барабан  должен свободно перемещаться на втулке, а гайка свободно вращаться.

 

Детали  колес, ступиц, держателя и лебедки держателя запасного колеса

Биение колеса в осевом и радиальном направлениях допускается не более 3 мм, торцовое биение не должно превышать 0,8 мм.

Трещины на ободе  и диске допускается заваривать, кроме трещин, проходящих через весь обод и диск колеса.

В этом случае диск с ободом в сборе следует заменить трещины на кронштейнах, втулках, пальцах, ролике держателя запасного колеса и деталей лебедки держателя не допускаются.

Повреждения резьбы допускаются не более двух ниток.

При износе отверстий  в диске под шпильки (болты) крепления  колеса и тормозного барабана сверх  допустимых размеров допускается рассверливать отверстия и ставить втулки.

Деформация  обода, диска, бортового и замочного колец колеса, а также угольников, раскосов, косынок, опор основания держателя запасного колеса устраняются правкой.

Незначительные  трещины, обнаруженные в диске или  ободе колеса, устраняют с помощью газоэлектросварки.

При появлении  дефектов сварных швов срубить поврежденный шов и заварить.

 

Сборка  колеса с шиной

Перед сборкой  колес необходимо:

-  проверить состояние шины, обода, бортовых и замочного колец;

- устранить  глубокие царапины, вмятины, наплывы краски, ржавчину на ободе и особенно на посадочных полках;

-осмотреть  покрышку, удалить из нее посторонние  предметы (грязь, песок и др.) и  тщательно протереть влажной  тряпкой. ее внутреннюю поверхность  и особенно посадочные места;

-припудрить  тальком все поверхности покрышки, камеры, ободной ленты и обода,  которыми эти детали соприкасаются  одна с другой;

-для облегчения  сборки и полной посадки шины  на посадочные поверхности обода  рекомендуется борта шины смочить  мыльным раствором.

Монтаж колеса с шиной надо осуществлять в такой последовательности:

-надеть на  обод, установленный замочной частью  вверх, одно бортовое кольцо  закраиной вниз; для удобства  сборки можно вывесить обод, положив его на подставку,

вставить в  вентильный паз обода уплотнитель;

-вставить в  покрышку камеру и слегка накачать  ее, заправить ободную ленту и  положить шину с перекосом  на обод, расположив вентиль против вентильного паза. Ввести вентиль в отверстие уплотнителя, поднять шину со стороны вентильного паза и надвинуть ее на обод так, чтобы  ее нижний борт попал в монтажный*ручей обода. Надеть шину на обод полностью и нажать на наружный борт над вентилем так, чтобы вентиль вышел через отверстие в диске;

- вставить конец длинной монтажной лопатки в замочную канавку обода, а короткую лопатку положить на борт шины перпендикулярно к оси первой лопатки. Прилагая усилия к первой лопатке, осадить верхний борт шины вниз за посадочную полку обода;

- надеть бортовое и замочное кольца, совместив разрез замочного кольца с ограничителем и специальную выштамповку на кромке замочного кольца с одним из демонтажных пазов бортового кольца,  накачать шину до давления, обеспечивающего посадку бортов шины на посадочные полки обода, и проверить замочное кольцо, а затем довести давление до 0,3 МПа. В случае неправильной установки замочного кольца выпустить воздух из шины, поправить положение кольца и повторить накачивание.

При накачивании  шины в гараже собранное колесо должно быть помещено в защитное приспособление, а вне гаража при этой операции колесо должно быть уложено замочной частью вниз.

 

Установка колеса с шиной на автомобиль

Поднять домкратом  мост со стороны устанавливаемого колеса, поставить колесо на шпильки (болты) ступицы,  навернуть гайки на шпильки (болты), опустить мост и закрепить гайки балонным ключом, момент затяжки 400-500 Н.м.

Информация о работе Техническое обслуживание и ремонт трансмиссии автомобиля ЗИЛ-131