Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2015 в 22:16, курсовая работа
Цель исследования – обосновать целесообразность использования комплекса методов и приёмов в работе по формированию положительного отношения к труду взрослых в процессе ознакомления детей с их трудом.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования, решались следующие задачи:
1. Изучить методическую литературу по данной теме;
2. Проанализировать программы дошкольного образования по проблеме ознакомления дошкольников с трудом взрослых и формирование у них положительного отношение к труду взрослых;
3. Спланировать и провести работу по формированию положительного отношения к труду взрослых в процессе знакомства дошкольников с их трудом.
Введение 3
1. Значение работы по знакомству детей с трудом взрослых для развития детей 7
2. Содержание работы по ознакомлению старших дошкольников с трудом взрослых 10
3. Формирование положительного отношения к труду взрослых через знакомство детей с их трудом 14
4. Практическая работа по формированию положительного отношения к труду взрослых 25
Заключение 32
Литература 34
Приложение 36
Из анализа каждой отдельно взятой программы видно, что при всех их достоинствах вопросам ознакомления детей с трудом взрослых, их профессиями в большинстве из них уделяется косвенное внимание. Более конкретная постановка задач в данном воспитательно-образовательном направлении отмечается в программе "Детство".
"Программа воспитания и
Более полно данное направление представлено в программе "Детство".
Согласно программе «Детство» в старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов.
Задача педагога — помочь ребенку свободно ориентироваться, правильно использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице. Организуя познание, важно раскрыть детям особенности предметов, развивать наблюдательность, исследовательский подход к доступным для дошкольника объектам окружающей действительности. Именно это открывает перед ребенком возможности действовать в повседневной жизни разумно и достаточно самостоятельно, позволяет понимать и реализовывать в своем поведении нравственное отношение к предметам как результатам человеческого труда.
Ознакомление с техникой, машинами и механизмами, доступными дошкольнику разнообразными видами труда взрослых в ближайшем окружении, профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие половых познавательных интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Важно обеспечить условия для накопления и обобщения знаний о предметном и рукотворном мире в целях развития разнообразных видов детской деятельности. Это дает возможность интегрировать разные виды детской деятельности в едином педагогическом процессе, что обеспечивает его целостность.
Основная задача педагога — помочь ребенку обрести целостный образ взрослых на основе интеграции их личностных и профессиональных качеств, осознания значимости трудовой деятельности взрослых; ненавязчиво подвести к выводу, что правильным выбором профессии определяется жизненный успех.
В целом же наиболее распространенные в практике ДОУ программы предусматривают ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями, но не на уровне отдельной задачи, а попутно и в ограниченном масштабе. При всех их достоинствах ни одна из программ не нацеливается на более полное использование возможностей игровой деятельности для формирования у дошкольников представлений о мире профессий.
Трудовая деятельность взрослых, по словам Р.С. Буре, имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда в жизни общества.
Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача воздействовать и на поведение детей – вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно.
3. Формирование положительного отношения к труду взрослых через знакомство детей с их трудом
Итак, формирование положительного отношения к труду взрослых возможно при ознакомлении ним дошкольников. В этом процессе можно выделить несколько путей, методов и форм работы.
В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения к ним труда взрослых, работающих в детском саду, активизировать его влияние на формирование у ребят трудовых навыков, определить условия наиболее действенного влияния примера взрослого, а также наметить принципы, формы и содержания труда взрослых. Производимого при детях или совместно с ними.
В разрешении вопроса о возможном приближении к детям труда персонала, о создании таких условий, когда дети могли бы использовать наглядные примеры старших, возможны различные пути:
- приближение к труду взрослых;
- приближения работы взрослых к детям;
- совместная деятельность
В содержание работы по ознакомлению старших дошкольников с трудом взрослых в воспитательно-образовательном процессе используются следующие методы, учитывая возрастные особенности детей:
1 Экскурсии и встречи с людьми разных профессий
2 Наблюдения
3 Совместная деятельность
4 Игра
Большое значение в воспитательной работе придается знакомству с трудом взрослых, с их профессиями через экскурсии и беседы с людьми разных профессий.
Согласно Д.Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых важную роль играет установление их контактов с взрослым миром. Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, преобразование человеком предмета труда в продукт (результат труда). Системные знания о труде дают возможность старшим дошкольникам установить связь между результатом труда и деньгами. За свой труд взрослые получают деньги.
Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых- наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. Наглядно воспринятое требует, однако, интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.
После экскурсий, отмечает Н.Н. Захаров, во время которых дети наблюдают труд многих сотрудников детского сада, следует провести беседу, в ходе которой уточнить представления ребят о профессиях взрослых, работающих в детском саду. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Дети, вы были на кухне, видели, как работает повар и его помощник, были в кладовой, в медицинской комнате, в кабинете заведующей. Назовите, кто еще работает в детском саду. (Дети называют.) Что они делают?» Ребята рассказывают, затем воспитатель обобщает: «Дружно работают все взрослые в детском саду. Все стараются, чтобы вы росли хорошими детьми, чтобы потом хорошо учились, трудились, делали много полезного для всех людей».
В этой беседе очень важно использовать имеющийся у детей опыт. Ведь они повседневно получают много впечатлений, черпают их из личных наблюдений, рассказов взрослых, радио- и телевизионных передач. Задача воспитателя ― внимательно изучать самостоятельно накопленные знания детей, учитывать их при построении занятий, использовать для воспитания начал трудолюбия и других ценных моральных качеств ― уважения к людям и их труду, бережного отношения к вещам, созданным трудом взрослых, воспитания любви к Родине. Опираясь на жизненный опыт детей, педагог обеспечивает их активную работу на занятиях, глубину переживаний, выявляет личное отношение ребят к тому, о чем говорится в беседе.
Следующим методом знакомства детей с трудом взрослых является наблюдение. Очень важно отобрать для наблюдений содержание труда, которое наиболее ценно в воспитательном отношении и доступно для понимания детям, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых. Впечатления должны повторяться, поэтому содержание труда должно быть распределено в ряде занятий, умело дозироваться в каждом из них, постепенно нарастать и углубляться.
Согласно В.П. Кондрашову, целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В ходе экскурсий в ателье, в библиотеку, к светофору, в мастерскую к плотнику, в магазин дети проявили активность в диалоге, интерес к профессиям. В процессе наблюдений важно фиксировать внимание детей на тех сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее значение для воспитания у детей правильного отношения к труду, для формирования их собственного трудового поведения. Наблюдения за трудом взрослых положительно влияют на поведение детей, на их отношение к людям, к вещам. Дети осторожно поливают цветы, чтобы не залить пол; работая с пластилином, стараются не сорить; если кто-то насорит, без напоминания сам за собой убирает.
В старшей группе совместно с детьми может проводиться заготовление материала для некоторых занятий: нарезать бумагу для рисования, поточить карандаши, приготовить пластилин; по мере надобности, но систематически делать несложную починку игрушек, книг и пособий. Работа воспитателя не рассчитана еще на активное вовлечение детей в труд, они главным образом наблюдают действия взрослого. Чтобы сделать влияние своего примера более действенным, воспитатель применяет разные приемы: сопровождает свои действия пояснениями, разговором с детьми, дает детям небольшие поручения (принести карандаш, намазать клеем полоску бумаги и т.п.). Эта деятельность воспитателя не проходит для детей незаметно. Она привлекает внимание хотя бы части детей. Дети наблюдают за работой, задают вопросы, хотят помогать. Но самое главное - у них постепенно вырабатывается бережное отношение к вещам, желание самим что-то делать.
Совместная деятельность – еще один метод ознакомления детей с трудом взрослых. Этот труд нагляден и понятен и по характеру действий, и по явно ощутимым результатам, он содержит много элементов, близких к навыкам, прививаемым детям (например, навыкам соблюдения чистоты и порядка). Наиболее благоприятные условия складываются тогда, когда взрослый вовлекает детей в производимый им трудовой процесс, давая детям посильные поручения, налаживая сотрудничество. Дети выполняют отдельные трудовые поручения, для детей постепенно вводятся дежурства.
Работы, которые по мнению В. П. Кондрашова могут быть выполнены детьми совместно с воспитателями:
1. Уход за растениями. Воспитатель приносит большие растения, моет высоко расположенные листья и загрязненные подоконники; дети приносят мелкие растения, вытирают ниже расположенные ветки, моют подоконники (средняя и старшая группы).
2. Починка игрушек. Взрослый сшивает
углы картонных коробок, дети
оклеивают их бумагой. При ремонте
кукольной одежды дети
3. Подготовка к рисованию, к работе с клеем. Воспитатель разводит краски, делает клей, чинит карандаши; дети режут бумагу, разливают в чашечки клей.
4. Уборка участка. Дворник расчищает площадку, дети увозят снег. Няня моет скамьи, веранду, дети подгребают и увозят сучья, сухие листья.
Дети, которые не будут радоваться процессу труда, но и почувствуют его пользу для себя и других, для общего дела, будут больше ценить и труд взрослых. У детей особенно возрастает интерес к наблюдаемому труду взрослых, если они могут принять в нем хотя бы небольшое участие.
Эмоциональность экскурсий, наблюдений повышается, если дети могут удовлетворить свою потребность в деятельности. В процессе деятельности они лучше познают явления. Какое – то участие в труде можно осуществить в процессе многих экскурсий. Наблюдая с детьми, например, труд по благоустройству городского парка, следует привлечь их к сбору цветочных семян, опавших листьев, помочь взрослым в посадке кустов.
Однако экскурсии и беседы недостаточны для воспитания положительного отношения к труду, для возбуждения у детей стремления самим поработать. Лишь сочетание формирования правильных представлений о труде взрослых и выработки у детей трудовых умений, привычек дает необходимый воспитательный эффект.
Игра – еще один метод знакомства детей с трудом взрослых. Игра - исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Одним из основных видов игры является сюжетно – ролевая игра, где дети отражают труд взрослых.
В старшей группе поощряются игры, показывающие работу учреждений (магазин, аптека, поликлиника). Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, милиционера, шофера, моряка, летчика). В играх на тему "транспорт" совершенствуются знания правил дорожного движения. Дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх дети стараются изобразить профессии родителей.
И, наконец, старшие дошкольники продолжают изображать в сюжетно-ролевых играх работу членов семьи, быт, труд людей. Расширяются и углубляются представления о разных специальностях: на самолете летают пилоты; на пароходе есть капитан, штурман, матрос и т.д. развивается способность детей самим намечать тему игры, дети учатся комбинировать свои непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, картин, книг.