Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2015 в 22:16, курсовая работа
Цель исследования – обосновать целесообразность использования комплекса методов и приёмов в работе по формированию положительного отношения к труду взрослых в процессе ознакомления детей с их трудом.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования, решались следующие задачи:
1. Изучить методическую литературу по данной теме;
2. Проанализировать программы дошкольного образования по проблеме ознакомления дошкольников с трудом взрослых и формирование у них положительного отношение к труду взрослых;
3. Спланировать и провести работу по формированию положительного отношения к труду взрослых в процессе знакомства дошкольников с их трудом.
Введение 3
1. Значение работы по знакомству детей с трудом взрослых для развития детей 7
2. Содержание работы по ознакомлению старших дошкольников с трудом взрослых 10
3. Формирование положительного отношения к труду взрослых через знакомство детей с их трудом 14
4. Практическая работа по формированию положительного отношения к труду взрослых 25
Заключение 32
Литература 34
Приложение 36
Воспитатель показывает картинки с изображением древних людей (шьют из шкур одежду, вытачивают орудия труда, строят жилища и т. д.), подводит к тому, что у разных людей появляются способности и желания заниматься какой-то определенной деятельностью и что этому нужно учиться.
Воспитатель спрашивает: «Ребята, вы поняли, когда же появляется профессия у человека?»
Ответы детей, рассуждения.
-Значит, каждая профессия возникает тогда, когда в ней нуждаются. Каждой профессией можно овладеть нужно только этого хотеть и конечно же, учиться!
- Дети, а сейчас поиграем в игру: «Профессии». (По типу: «Что мы видели - не скажем, а как делали - покажем»).
-А сейчас, ребята, подумайте и скажите, где будет жить человек с такой профессией как моряк, оленевод, погонщик слонов, змеелов? В случае затруднения воспитатель задает наводящие вопросы (например, можно ли погонщику слонов работать на Северном полюсе?).
- Ребята, а может ли труд человека быть радостным или он только тяжелый?
Ответы детей, рассуждения, доказательства.
- В самом деле, ребята, если человек
выбрал свою профессию по душе,
2.Конспект занятия КВН «В мире профессий».
Программное содержание:
• Закрепить знания детей о разных профессиях
• Формировать представления о важности и значимости всех профессий
• Воспитывать уважение к людям труда, их деятельности, ее результатам
Предварительная работа:
1. Экскурсии на почту, в пожарную часть, в службу спасения, по улицам города.
2. Чтение художественной
3. Изготовление эмблем для команд
Ход игры:
В. : - «Ребята, вы видели игру по телевизору «КВН»? В нее играют взрослые, студенты. У нас будет свой клуб. Мы же с вами тоже веселые и находчивые. А играть мы будем так: разделимся на команды, я буду ведущая».
Ведущая задает вопросы, проводит конкурсы, кто в них побеждает - получает фишку. Чья команда наберет больше фишек, те и будут победителями и получат призы.
1. Конкурс «Разминка»
Будет предложено по шесть картинок «Орудия труда», а вы четко и громко называете профессию. За правильный ответ - жетон. Дидактическая игра «Инструмент - профессия».
2. Конкурс «Сложи картинку»
Командам предлагаются разрезанные картинки с изображением профессий: врач, спасатель. Необходимо сложить картинку и рассказать об этой профессии.
- Где работают эти люди?
- Какую работу выполняют?
- Какие машины, приборы, инструменты им помогают?
- Каким должен быть человек этой профессии?
3. Конкурс капитанов «Словесная дуэль»
Кто назовет больше профессий. Выигрывает тот, кто назовет профессию последним.
4 Конкурс «Где мы были - мы не скажем, кем работаем- покажем».
От команды выбирается один человек, который будет отгадывать названные профессии. Ему одевают наушники, в которых звучит музыка.
Ведущий предлагает командам по две профессии, которые нужно изобразить без слов.
С отгадывающего снимают наушники, он обращается к своей команде: «Где вы были? Что делали? »
Команда: «Где мы были - мы не скажем, кем работаем - покажем».
Отгадывающий называет профессию.
5 Конкурс «Приготовь рабочее место»
Командам предлагается соревнование – кто быстрее по одному прибору приготовит рабочее место для повара и для парикмахера.
В приготовленных инструментах много лишних не для этих профессий.
6 Конкурс «Загадки о профессиях»
Зачитываются загадки, команда первая отгадывающая загадку, получает жетон. (Загадки в приложении)
7. Конкурс «Угадай, о ком песня»
Предлагается прослушать песню, чья команда быстрее называет профессию - получает жетон.
1. «Под крылом самолета»
2. «Жил отважный капитан»
3. «Голубой вагон»
4. «Школьный вальс»
5. «А дорога серой лентою вьется»
6. «Песня сыщика»
Наша игра подошла к концу, можно подвести итоги.
Победители получают медали. Всем участникам сладкие призы.
Приложение 3.
Иллюстрации
«Профессии».
Инструменты.
Транспорт.
Приложение 4.
Пословицы и поговорки о труде.
Приложение 5
Дидактическая игры.
Дидактическая игра «Кому что нужно для работы».
Цель:
-познакомить детей с
- закрепить название предметов,
принадлежащих данной
- развивать логическое мышление, связную речь дошкольников;
- воспитывать познавательный
Оборудование: игра изготовлена из трех листов размером 20х30см, на каждом листе имитация 5 карманов. Один в центре, размер 10х18см, другие четыре кармана – размер 7х7см.
Раздаточный материал: 8 карточек с изображением людей разных профессий (милиционер, повар, врач, художник, пожарный, строитель, фотограф, летчик). Набор карточек с изображением предметов, принадлежащих данным профессиям.
Ход игры. Вариант 1. В игре участвуют от 1 до 3 человек. Ведущий кладет в “карман” посередине карточку с изображением человека какой-либо профессии. Играющие рассматривают картинку с изображением профессии и ищут карточки с предметами, принадлежащих данной профессии. Ребенок объясняет свой выбор. Выигрывает тот, кто не сделал ни одной ошибки или допустил, минимальное количество неточностей.
Вариант 2. В игре участвуют до 8 человек. Карточки с изображениями профессий раздаются детям. Ведущий показывает картинку, на которой изображен предмет, принадлежащий к той или иной профессии. Играющие рассматривают картинку и поднимают вверх карточку с профессией, к которой этот предмет относится. Дети аргументируют свой выбор.
Вариант 3. Игру можно использовать индивидуально с ребенком. Ребенок самостоятельно выбирает любую карточку с изображением профессии, рассказывает воспитателю о ней. Затем из маленьких карточек он выбирает те, на которых изображены предметы принадлежащих данной профессии.
Игра лото «Профессии».
Приложение 6.
Рисунки детей по теме «Кем я хочу стать когда вырасту».
Степа С. 6 лет «Хочу быть футболистом»
Алиса Ф.6 лет «Труд повара»
Варя Л.5,5 лет «Ветеринар».
Влад Л. 6 ,5 лет «Работа в цирке».
Приложение 7.
Иллюстрации на тему «Труд взрослых это интересно».
Парикмахер всё умеет:
Хочешь, наголо обреет, или чёлку уберёт
Иль височки подравняет. Как захочешь, подстрижёт.
Парикмахер
Он при помощи расчески
Ловко делает прически
И лохматых круглый год
Чешет, бреет и стрижет
Агрегат включаю свой,
Отстирает чисто
Хорошо
и быстро.
Плотник
Давно он с деревом знаком,
С пилой, рубанком, молотком.
Избу поставит и дворец
Прекрасный мастер - молодец!
Бревно к бревну подгонит ловко,
Все щели паклей подоткнет,
Во всем видна его сноровка,
Он никогда не подведет.
Всегда приятно людям есть, когда
вкусна еда.
А у хороших поваров еда вкусна всегда.
Приложение 8.
Информация для родительского уголка.
Рекомендации для родителей.
«Как знакомить детей с трудом взрослых».
Труд является основой развития нашего общества, поэтому воспитание подрастающего поколения немыслимо без воспитания бережного отношения к труду, умения трудиться в коллективе.
Большое значение в трудовом воспитании детей имеет ознакомление с трудом взрослых.
Знакомство с трудом взрослых расширяет кругозор детей, развивает интерес к окружающему, воспитывает уважение к труду всех людей. Окружающая вас и ваших детей действительность представляет для этого большие возможности.
Гуляя с ребенком, научите его бросать мусор только в урну, обратите внимание на то, как чисто выметены улицы. Объясните, что за чистотой улиц следит дворник. Чистая улица - результат его труда. Дворник встает раньше всех, и когда ребята идут в детский сад, уже заканчивает свою работу.
Покупая хлеб, обратите внимание на то, какой он свежий, мягкий. Чтобы к утру был готов, рабочие хлебозавода работали всю ночь, когда дети еще спали, а шофер рано утром успел привезти его в магазин, грузчики сгрузили хлеб, продавец аккуратно разложил его по полкам.
Большое воспитательное действие в трудовом воспитании ребенка имеет и ознакомление с трудом своих родителей. Раскройте детям содержание своего труда, подчеркните его значимость. Расскажите им, где вы работаете, как трудитесь, какую пользу приносите людям. Например, мама работает в ателье. Расскажите ребенку, что вы шьете для людей много нарядных платьев, костюмов, пальто. Папа работает на стройке. Вместе со своими товарищами он строит удобные, красивые дома. Своим трудом папа и мама приносят людям пользу.
Рассказывая детям о своем труде на производстве, расскажите им, какие еще есть профессии на вашем производстве, расскажите о тех, кто трудится вместе с Вами, о своих успехах, о достижениях своих коллег, успехах всего коллектива.
Рассказывая обо всем этом, интонацией голоса, соответствующими словами подчеркните ваше положительное отношение к своим коллегам по работе, расскажите коллективного труда, покажите ребятам восхищение своим производством, восхищение успехами и достижениями своих коллег, подчеркните важность, значимость труда каждого человека, влияние его труда на успехи в труде всего коллектива.
Покажите детям "Почетные грамоты", значки, медали, объясните за что они получены. Бывая на прогулках, покажите детям "Доску почета", расскажите о тех, чьи портреты помещены на ней. Дети гордятся своим сходством с родителями, общностью характеров, склонностей.
Помните, уважаемые папы и мамы! Дети очень чутко воспринимают характер ваших отношений ко всему окружающему. И от того, как вы познакомите детей с трудом окружающих взрослых, как вы относитесь сами к своему труду, к результатам труда ваших коллег по работе, к достижениям трудовых коллективов, во многом будет зависеть воспитание будущего труженика нашей Родины, будущего строителя.
«Как ребенка приобщить к труду?»
В семье дети постоянно видят, что родители делают: готовят еду, убирают квартиру, стирают белье, шьют. Наблюдение за тем как выполняют взрослые эти повседневные дела, постепенно помогает ребенку понять их значимость и отношение родителей к труду: мама пришла с работы усталая, но должна готовить ужин для всех, папа идет в магазин за продуктами. Следует помнить, что детские наблюдения могут носить созерцательный характер. Чтобы пример членов семьи стал для ребенка руководством к действию, взрослые могут сопровождать свою работу пояснениями. Это обычно привлекает к себе внимание детей, они задают вопросы, пытаются помочь родителям. Так постепенно ребенка привлекают к совместному труду.
В семье ребенка необходимо привлекать к повседневному участию в бытовом труде. Но не всегда дети охотно выполняют те или иные обязанности. Чтобы заинтересовать их, надо объяснить значимость предстоящей работы, ее результат («Если не поменять воду в вазе с цветами, цветы завянут»). Интерес детей к труду значительно повышается, если полезность его для окружающих очевидна («Как хорошо, что Катя убрала посуду, теперь после обеда все смогут отдохнуть»).