Знакомство детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых, как средство формирования положительных отношений к труду взрослых»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2015 в 22:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – обосновать целесообразность использования комплекса методов и приёмов в работе по формированию положительного отношения к труду взрослых в процессе ознакомления детей с их трудом.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования, решались следующие задачи:
1. Изучить методическую литературу по данной теме;
2. Проанализировать программы дошкольного образования по проблеме ознакомления дошкольников с трудом взрослых и формирование у них положительного отношение к труду взрослых;
3. Спланировать и провести работу по формированию положительного отношения к труду взрослых в процессе знакомства дошкольников с их трудом.

Содержание

Введение 3
1. Значение работы по знакомству детей с трудом взрослых для развития детей 7
2. Содержание работы по ознакомлению старших дошкольников с трудом взрослых 10
3. Формирование положительного отношения к труду взрослых через знакомство детей с их трудом 14
4. Практическая работа по формированию положительного отношения к труду взрослых 25
Заключение 32
Литература 34
Приложение 36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по труду.doc

— 3.12 Мб (Скачать файл)

Итак, в возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра в различные профессии идет с постепенным усложнением ее содержания и характера.

Воспитателю необходимо создать условия для игры, чтобы она стала увлекательной деятельностью.

В создание условий входит обогащение детей реалиями об окружающем: о предметах, явлениях, кроме того, дети должны знать о взаимоотношениях людей. Для достижения этой цели мною используются следующие методы: наблюдение; экскурсии; встречи с людьми разных профессий; чтение литературы; рассказ о взаимоотношениях людей, о занятиях людей разных профессий с использованием фотографий, фильмов; инсценировки.

Воспитатели при ознакомлении детей с трудом взрослых, как правило, пользуются наглядными способами, умело сочетая их со словесными (рассказы, беседы); удельный вес последних может повышаться в работе со старшими детьми. Особое место среди словесных методов занимает использование детской художественной литературы.

В формировании представлений о труде взрослых, важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

Трудовое воспитание, основанное на использовании примера взрослых, не ведет к "перевзрослению" детей, перегрузке их непосильными делами и знаниями. Как по содержанию, так и по форме это воспитание учитывает особенности детей дошкольного возраста. Таким образом, ознакомление с трудом взрослых и собственная деятельность детей должны тесно между собой переплетаться. Игра является важнейшим средством развития, обучения и воспитания дошкольников. И является неотъемлемым средством знакомства детей с профессиями взрослых.

Трудовая деятельность взрослых, которую дети могут непосредственно наблюдать, обычно оказывает более действенное влияние. Живые и достаточно привлекательные примеры скорее вызывают подражание. Например, беседы о том, как трудятся няня, прачка, повысили аккуратность детей во время еды, при умывании. При этом нередко дети мотивируют свои поступки желанием облегчить труд няни. Это свидетельствует о проявлении внимания, уважения к труду не на словах, а на деле. На поведение детей оказывают опосредованное влияние наблюдения за трудом взрослых.

Чем старше дети, тем больше их привлекает труд, протекающий за стенами детского сада. В играх дети подражают действиям строителей, и работников транспорта. Умело, организованные наблюдения за этим трудом имеют большое значение для формирования общей трудовой направленности и деятельности самих детей. Наибольшее влияние оказывают постоянно действующие впечатления, наблюдения за трудом, который протекает в ближайшем окружении.

Важно вызывать у детей чувство восхищения теми чудесными превращениями, которые происходят в результате труда: старые грязные стены покрываются новой штукатуркой, краской становятся красивыми, привлекательными; засыпанная снегом улица после расчистки снова открывает свои просторы для свободного движения транспорта и пешеходов, кусок материи в руках швеи превращается в предмет одежды и т.п.

Так постепенно дети начинают понимать смысл труда. Они видят его результаты, заражаются его энтузиазмом.

При ознакомлении с трудом очень важно соблюдать постепенность в расширении сведений. Следует иметь в виду, что обилие впечатлений приводит к тому, что дети получают отрывочные, поверхностные сведения, мало воздействующие на формирование правильного отношения к труду, на выработку навыков и умений.

В процессе наблюдений необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно их, расширяя и углубляя, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя старое. Лишь при таком постепенном углублении детей в познаваемое явление, возможно, выработать у них правильные представления о труде, правильное отношение к нему.

Важно, чтобы это усложнение содержания выражалось не только в нарастании объема познавательного материала, но и в постепенном изменении его характера, во все большем углублении в суть наблюдаемых явлений. Детей вначале привлекает внешняя сторона труда - видимые действия людей, орудия труда, материалы. Сам трудящийся человек, его отношение к работе, взаимоотношения с другими людьми обычно ускользают от внимания детей.

От совместного труда со взрослыми дети испытывают радость от трудового усилия, сознавая полезность своих действий, проявляют бережное отношение к результатам труда взрослых.

Для создания положительного отношения и привычки к труду важнейшее значение имеет живой пример окружающих взрослых, непосредственное соприкосновение с их трудом.

В детских садах имеются все возможности для наиболее рациональной организации бытового труда взрослых. В этом труде явно выражен его общественный характер, поэтому бытовой труд персонала детского сада имеет в своем влиянии на детей много преимуществ по сравнению с бытовым трудом, осуществляемым в семье.

В семье ребенок более или менее регулярно наблюдает приготовление пищи, стирку и починку белья, пошив одежды, он видит, как поддерживается чистота и порядок в помещении. Нередко в семьях имеет место художественный и технический труд (выпиливание, ремонт аппаратуры, конструирование и т.д.).

Таким образом, ребенок может наблюдать сам процесс труда видеть, как работают взрослые.

В детских садах из гигиенических соображений уборка помещения, приготовление пищи, стирка пошив и ремонт одежды, пособий, мебели и т.д., осуществляются в специальных помещениях или же в такое время, когда дети отсутствуют (гуляют, уходят домой).

Необходимо создавать такие условия, при которых дети могли бы использовать животворные примеры поведения взрослых.

В условиях детского сада значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей. Поэтому воспитатели ищут пути и формы приближения к детям труда взрослых, работающих в детском саду, активизируют его влияние на формирование у детей трудовых навыков, намечают принципы, формы и содержание труда взрослых, производимого при детях или совместно с ними.

Здесь возможны разные пути.

Наблюдения за трудом взрослых в детском саду имеют большое образовательное значение: они уточняют представления детей, пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду.

Занятия способствуют формированию у ребенка стремления подражать взрослым в своем поведении. У детей младших групп это ярче всего проявляется в игре, у старших- в выполнении трудовых заданий.

Маленькие дети не всякую работу взрослых воспринимают как труд. Дети дошкольного возраста, даже старшие, обычно не оценивают, как труд умственную работу, организационный труд. Если с ними не проводить специальных бесед, то они плохо разбираются, в чем состоит "труд" воспитателя, заведующей и т.д.

Второй путь - непосредственная организация совместной деятельности взрослых и детей.

Под совместной работой мы подразумеваем такую деятельность взрослых с детьми, когда воспитатель выступает не только в качестве лица, организующего и направляющего труд детей, но и в качестве непосредственного участника трудового процесса.

При отборе видов труда для совместной деятельности взрослых и детей необходимо руководствоваться следующими принципами: труд должен быть естественным для детей, необходимым, жизненно значимым; он должен быть допустимым с общепедагогической и гигиенической точки зрения; в нем должна легко и естественно осуществляться совместная деятельность с известным разделением функций между детьми и взрослыми.

Совместная деятельность детей и взрослых может осуществляться в процессе бытового труда, труда в природе, труда по обслуживанию игр и занятий.

Важное положение при отборе видов труда для совместной деятельности взрослых и детей- это соответствие той или иной работы общепедагогическим принципам и требованиям гигиены. Дети не должны выполнять работы, требующей большой нагрузки, неудобных рабочих поз, напряжения зрения, а также очень монотонных, образных действий.

Умелый отбор содержания занятия по ознакомлению-с окружающим является очень важным фактором создания положительной трудовой направленности у детей дошкольного возраста. При этом очень существенно, как это содержание доводится до сознания детей, какими приемами пользуется воспитатель.

Только тогда дети полюбят труд, если сопутствует ему оптимистическое настроение, если радует и сам процесс труда, и его результаты. Это в значительной степени зависит от того, открыли ли мы малышу интересные, увлекательные, занимательные стороны того, чем он занят; сумели ли привлечь на помощь игру.

 

 

4. Практическая работа по формированию  положительного отношения к труду  взрослых.

 

Практическая работа была проведена на базе МДОУ №301 Красноармейского района г. Волгограда.

Работа проводилась с детьми старшей дошкольной группы.

Цель практической работы заключалась в следующем: формировать у них положительное отношение к труду взрослых в процессе знакомства детей с трудом взрослых и работа проводилась по этапам:

1. Составить план работы для оптимизации формирования положительного отношения к труду и в частности к труду взрослых;

2. Провести активную работу с детьми по формированию положительного отношения к труду взрослых.

3. Разработать рекомендации для родителей по вопросу формирования положительного отношения дошкольников к труду взрослых.

Для реализации цели практической работы был составлен план, в котором отражены подобранные мною различные методы, приемы и формы организации по ознакомлению детей с трудом взрослых. К этим мероприятиям относятся:

-игры;

-занятия;

-индивидуальная работа с детьми;

-наблюдения;

-работу с родителями;

-экскурсии в медкабинет, на кухню, прачечную и т.д.

-художественную литературу и  наглядные иллюстрации.

План практической работы представлен в виде таблицы.

(Приложение 1)

Описание хода работы по разработанному плану.

 

Работа проводилась с апреля по декабрь 2014года.

При ознакомлении детей с трудом взрослых я использовала следующие формы работы:

  • Тематические занятия;
  • Рассказы о профессиях, беседы;
  • Экскурсии, наблюдения;
  • Встречи с людьми разных профессий;
  • Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, слайдов;
  • Чтение художественной литературы;
  • Дидактические, словесные игры, сюжетно-ролевые игры.

 

Целью работы являлось знакомство детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых и формирование у них положительного отношения к труду взрослых.

В начале работы по данной проблеме в ходе наблюдений за воспитанниками, наблюдалось, что дети могут не задумываясь пройти в грязной обуви по только что вымытому полу; вытереть грязные руки о чистое полотенце; бросив мусор мимо ведра, не поднять его ; затеять игру с хлебом. А так же дети старшего дошкольного возраста имеют более полные представления о знакомых профессиях (продавец, врач, водитель, воспитатель и т. д.) и скудное представление о профессиях, с которыми не встречаются в повседневной жизни (учёный, плотник, реставратор и т. д., о сфере деятельности родителей.

  Не каждый из ребят смог объяснить о значении и пользе труда своих мам и пап. Многие ребята, на вопрос, зачем родители ходят на работу, отвечали ходят «работать», само понятие «труд взрослых» для детей был неясен. Само отношение к труду взрослых в начале моей практической деятельность по данному вопросу некоторые ребята не могли пояснить.

Например, во время экскурсии по детскому саду не все ребята знали о таких профессиях как кастелянша, кладовщик, делопроизводитель. По ходу запланированной экскурсии дети с удовольствием слушали рассказы сотрудников о своей деятельности. Для закрепления полученных знаний представлялись детям фотоматериалы о профессиях людей в детском саду. Затем эти иллюстрации мы совместно с ребятами разместили в трудовом уголке.

Как было сказано выше выяснилось, что некоторые ребята мало что знают о профессиях своих родителях. Для расширения знаний детей о деятельности родителей был произведен  сбор информации о труде родителей с фотографиями с места работы. С помощью фото ребята с удовольствием рассказывали о профессиях своих родителей.

 

 Также с детьми проводились беседы.

 В основу бесед с ребятами  входила постановка проблемных вопросов, таких как «Как мы можем больше узнать о профессиях своих близких». Дети давали различные варианты ответов.  Стояла цель вызвать у детей интерес к профессиям взрослых, профессиям своих родителей; поддерживать желание гордиться своими родителями, их трудом.

По ходу работы по данной теме был проведен цикл бесед о знакомстве с различными профессиями: спасатель, пожарный, работник почты, работник музея. Пояснялось, для чего нужны эти профессии, их польза обществу; какими качествами обладают люди той или иной профессии.

Цель заключалась в том, чтобы развивать у детей интерес к труду и увидеть значимость труда, воспитывать стремление ценить труд взрослых, желание трудиться.

Информация о работе Знакомство детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых, как средство формирования положительных отношений к труду взрослых»