Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2015 в 22:16, курсовая работа
Цель исследования – обосновать целесообразность использования комплекса методов и приёмов в работе по формированию положительного отношения к труду взрослых в процессе ознакомления детей с их трудом.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования, решались следующие задачи:
1. Изучить методическую литературу по данной теме;
2. Проанализировать программы дошкольного образования по проблеме ознакомления дошкольников с трудом взрослых и формирование у них положительного отношение к труду взрослых;
3. Спланировать и провести работу по формированию положительного отношения к труду взрослых в процессе знакомства дошкольников с их трудом.
Введение 3
1. Значение работы по знакомству детей с трудом взрослых для развития детей 7
2. Содержание работы по ознакомлению старших дошкольников с трудом взрослых 10
3. Формирование положительного отношения к труду взрослых через знакомство детей с их трудом 14
4. Практическая работа по формированию положительного отношения к труду взрослых 25
Заключение 32
Литература 34
Приложение 36
Чтобы сформировать представления о важности и значимости всех профессий, воспитывать уважение к труду, в план работы были включены тематические занятия такие как « КВН в мире профессий», «Поговорим о профессиях».(Приложение 2)
Для расширения запаса знаний о труде взрослых и формирования у детей положительного отношения к труду взрослых в плане был разработан цикл наблюдений: за трудом дворника, за трудом помощника воспитателя.
При наблюдении за трудом дворника делался акцент на то, что профессия дворник выполняет очень важную функцию в жизни детского сада. Детям задавались вопросы такие как:
-можно ли обойтись без
-почему так важна эта
После наблюдения многие ребята вызвались помочь убрать территорию участка от веточек и палочек. Делался акцент на то что после уборки наш участок и территория детского сада становится очень чистая, практически и что помогать дворнику это не просто нужная, но и приятная вещь. При выходе на прогулку ежедневно начиналось с того, что собираем веточки и палочки на территории участка, чтобы сделать его чистым и помочь дворнику.
Во время наблюдения за трудом помощника воспитателя стояла цель – воспитывать у детей уважение к труду помощника воспитателя, желание помогать взрослому. По ходу беседы и наблюдения задавались такие вопросы, как:
-зачем нам нужен помощник воспитателя?
- почему так важна эта
Практически все ребята высказались что помощник воспитателя очень важная профессия. В трудовую деятельность была включена сервировка стола с помощником воспитателя, полив цветов, влажная уборка. Дети с большим удовольствием помогали няне.
Для закрепления знаний о данной профессии в план работы было включено чтение художественной литературы: Е.Груданов «Наша нянечка».
Велся подбор иллюстративного материала на темы «Профессии», «Инструменты», «Транспорт». (Приложение 3)
Формировать положительное отношение к труду взрослых помогало разучивание стихов о людях разных профессий;
Составлялись загадки, пословицы, поговороки. (Приложение 4)
В ходе работы по данной теме, можно прийти к следующему выводу, что у детей постепенно расширяется запас знаний о труде взрослых через наблюдения, иллюстрации, беседы, но не все ребята понимают зачем нужны профессии и затрудняются ответить на вопрос кем я хочу быть когда вырасту. Для расширения знаний о профессиях были использованы такие методы как:
- Составление рассказов на тему: «Мужская профессия»
- Составление рассказов на тему: «Кем работают мои родители! »
- Составление рассказов на тему: «Профессия моей мечты».
Чтение художественной литературы Литература по программе «Детство».
Дети с каждым разом все больше и больше проявляли интерес к труду взрослых и профессиям.
Особенно детям полюбились новые дидактические игры: «Угадай профессию по описанию», «Кому что нужно для работы», лото «Профессии». (Приложение 5)
Известно, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра, поэтому в работе по формированию положительного отношения к труду взрослых были использованы и сюжетно-ролевые игры такие как, «Пожарные», «Почта», «Супермаркет», «Транспорт», «Салон красоты», «Служба спасения», «Поликлиника».
Для игр совместно с ребятами создавались атрибутика из картона, бумаги, природного и бросового материала.
Дети участвовали в создании фотоальбома «Где работают родители, узнать вы не хотите ли? ».
Так же по ходу работы на занятиях по изо деятельности дети с удовольствием рисовали на предложенные темы о труде взрослых и кем я хочу стать когда вырасту. (Приложение 6)
Проводилась выставка рисунков «Все профессии важны».
Оформлялись иллюстрации «Труд взрослых - это интересно». (Приложение 7).
Особенно ребятам полюбились экскурсии в медицинский кабинет, на кухню, в кабинет заведующей, в прачечную. Ребята с большим удовольствием наблюдали и слушали о работе медсестры и врача, понимали насколько необходимы в детском саду повара и дворник. И как важен труд заведующей.
Так же для закрепления работы по формированию положительного отношения к труду взрослых мною была пополнена информация в родительском уголке. (Приложение 8).
По итогам работы по данной теме выяснилось, что у ребят вырос интерес к труду взрослых, имеются знания и представления о различных профессиях. Воспитанники узнали, что труд взрослых приносит не только заработок, но и огромную пользу обществу.
Дети испытывают гордость за своих родителей.
Ребята стали понимать, что труд каждого является частью совместного труда. У детей возник интерес к труду и желание старательно выполнять поручения.
Предметно-развивающая среда пополнилась новыми дидактическими играми, атрибутами к сюжетно-ролевым играм, новыми познавательными материалами, что способствует активному формированию положительного отношения к труду взрослых.
Заключение
Данное исследование было проведено по теме Знакомство детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых, как средство формирования положительных отношений к труду взрослых.
При изучении методической литературы было выявлено, что главное это понимание дошкольниками значения труда в жизни общества и каждого человека, понимать важность и пользу труда. Это обусловливает развитие социальной перцепции, интереса к трудовой деятельности людей, отношения и результатам труда уже в дошкольном возрасте.
По итогам изучения методической литературы была спланирована и проведенна работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду взрослых.
Широкое использование и применение такого средства как знакомство детей с трудом взрослых и формирование у них положительного отношения к труду, способствует оптимальным знаниям и представлениям о труде взрослых, помогает воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду.
После проведенной работы по ознакомлению детей с трудом взрослых и формирование у них положительного отношения к труду взрослых, выяснилось, что дети понимают значимость труда, ценят трудовую деятельность окружающих (чаще стали помогать помощнику воспитателя и дворнику на участке).
В ролевых играх дети проигрывают сюжеты с профессиями, понимая, к примеру что допустим воспитатель это не просто профессия что бы следить за детьми, а воспитатель и занимается с ребятами и играет и читает и т.д.
Воспитанники научились видеть результат труда взрослого и уважать его. Подобранный комплекс методов и приёмов в работе по формированию положительного отношения к труду взрослых в процессе ознакомления детей с их трудом реализовал цель курсовой работы.
На основании вышесказанного можно прийти к следующему заключению, что программа курсовой работы и ее и задачи успешно выполнены.
Литература.
Приложение 1
План мероприятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых.
п/п |
Месяц |
Мероприятие |
Цель |
1. |
Апрель 7.04.2014 |
2 половина дня: закрепление знаний о профессиях в детском саду. (Показать иллюстрации) |
Развивать интерес к жизни и деятельности окружающих людей в детском саду. Воспитывать уважение к труду взрослых, результатам их труда. |
2. |
Апрель 14.04.2014 |
1 половина дня: Занятие: Будет в группе чистота, будет в группе красота.
2 половина дня: прогулка: наблюдение за трудом дворника |
Познакомить детей с секретом составления букетов, учить наполнять вазы до половины водой, отбирать цветы для своего букета, придавая букету декоративный вид, подбирая веточки, листья оригинальной формы. Развивать эстетический вкус, желание украшать группу цветами. Проявлять в процессе труда аккуратность. Знакомство детей с трудом дворника, формировать уважение к результатам труда дворника. |
3. |
Май 19.05.2014 |
1 половина дня: прогулка – «Я теперь большой – в огороде буду маме помогать». |
Учить детей сеять семена укропа и петрушки в сделанные бороздки, засыпать, разравнивать землю, умеренно поливать. |
4. |
Июнь 9.06.2014 |
1 половина дня: Занятие: В гостях у трёх медведей. 2 половина дня: беседа
о труде помощника воспитателя.
Чтение художественной |
Познакомить с правилами сервировки стола, используя технологическую карту. Упражнять детей в умение выполнять поручения. Применять трудовые навыки. Воспитывать желание помогать взрослым. Формировать уважение к результатам труда няни. |
5. |
Июль 21.07.2014. |
2 половина дня: Трудовая деятельность - Полюбуйтесь, посмотрите, хоть сориночку найдите! |
Формировать положительное отношение к труду помощника воспитателя. Познакомить детей с правилами наведения порядка в групповой комнате: этапы и последовательность трудовой деятельности. Понимать, что труд каждого является частью совместного труда. |
6. |
Август 18.08.2014 |
1 половина дня: Занятие: КВН «В мире профессий». |
• Закрепить знания детей о разных профессиях • Формировать представления о важности и значимости всех профессий• Воспитывать уважение к людям труда, их деятельности, ее результатам Предварительная работа: 1. Экскурсии на почту, в пожарную часть, в службу спасения, по улицам города. 2. Чтение художественной литературы о профессиях 3. Изготовление эмблем для команд, призов для победителей, фишек. |
7. |
Сентябрь 8.09.2014 |
1 половина дня: Занятие рисование на тему «Кем я хочу быть». |
Воспитывать интерес к труду и желание старательно выполнять поручения. |
8. |
Сентябрь 15.09.2014 |
1 половина дня: Занятие Я тружусь, тружусь, тружусь – подарки делать не ленюсь! |
Закреплять полученные ранее умения работы с бумагой. Продолжать развивать интерес к труду взрослых и совместному труду, творчеству. |
9. |
Октябрь 6.10.2014 |
2 половина дня: трудовая деятельность - Мне совсем не трудно взрослым помогать |
Учить детей подклеивать книги: нарезать полоски, приклеивать, прижимать салфеткой. Развивать умение чётко действовать в соответствии с указанием взрослого. Формировать желание трудиться на общее благо. |
10. |
Октябрь 20.10.2014 |
2половина дня: Составление рассказов на тему: «Кем работают мои родители. ». Дидактические игры: «Угадай профессию по описанию», «Кому что нужно для работы», лото «Профессии».
|
Расширять знания о профессиях, о пользе каждой профессии. |
11. |
Ноябрь 10.11.2014 |
2половина дня: занятие - Знакомить детей с бытовой техникой (блинница).
Совместная деятельность с детьми– изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм |
Удовлетворять потребность детей быть самостоятельными. Обогащать их знаниями о различных профессиях.
Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, аккуратность, дружелюбие. Развивать интерес к совместному труду. |
12. |
Ноябрь 17.11.2014 |
2половина дня: занятие «Поговорим о профессиях». |
Формировать у детей представление о том , что такое труд, работа, профессия ; зачем они нужны человеку, можно ли без них обойтись ; может ли труд быть радостным или он только тяжелый. Учить определять надобность людей определенной профессии в разных уголках мира. |
13. |
Декабрь 8.12.2014 |
2 половина дня - разучивание пословиц и поговорок о труде. |
Продолжать развивать интерес к деятельности окружающих людей. |
Приложение 2
Конспекты занятий.
1.Конспект занятия для детей старшей группы
«Поговорим о профессиях».
Цель:
Формировать у детей представление о том , что такое труд, работа, профессия ; зачем они нужны человеку, можно ли без них обойтись ; может ли труд быть радостным или он только тяжелый. Учить определять надобность людей определенной профессии в разных уголках мира.
Ход занятия:
- Ребята, сегодня наш с вами разговор будет необычный. Мы будем разговаривать с вами о профессиях людей. Все вы, конечно, знаете, что взрослые люди работают. В нашей жизни требуются разные профессии. Людям нужны дома, чтобы в них жить. Поэтому есть такие профессии, как архитектор, строитель. Люди хотят много знать и уметь, поэтому есть учителя, воспитатели, писатели, журналисты. Чтобы лечить людей появились врачи. Чтобы люди могли быстро передвигаться появились летчики, машинисты, водители машин. Некоторые профессии появились очень-очень давно (хлебороб, пекарь и др.), а есть совсем « молодые»: космонавт, программист.
- Подумайте и скажите, что было бы, если бы люди не работали?
(Ответы детей)
- Но работать можно по-разному. Иногда люди работают хорошо, добросовестно, творчески, про них говорят, он «мастер своего дела» или « у него золотые руки». А другие, наоборот, плохо, ленятся, и тогда всем от них плохо.
- Подумайте и скажите, что может
быть, если, например, строитель поленится,
плохо сделает крышу или
(Ответы детей)
- А что будет, если портной сшил пальто, а пуговицы к нему не захотелось пришивать?
(Ответы детей)
-Ребята чтобы все хорошо
- Сейчас давайте подойдем к столу и рассмотрим картинки, которые я вам приготовила (картинки с профессиями людей). Вы внимательно посмотрите, и скажите человек, какой профессии нарисован на вашей картинке, нужна ли эта профессия нам с вами и зачем? (Дети выбирают иллюстрацию, рассматривают ее , рассказывают о профессии . В случае затруднения воспитатель помогает наводящими вопросами).
Воспитатель инициативу детей. Затем продолжает беседу: «Ребята, а сейчас подумайте и скажите, как вы думаете, когда у человека появляется профессия? А пока вы думаете, я хочу рассказать вам о том, как в древние далекие времена, когда бабушки и дедушки ваших бабушек и дедушек были совсем маленькие, на земле появились люди разных профессий».