Лекция по "Трудовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 21:05, лекция

Краткое описание

Работа содержит лекцию по дисциплине "Трудовое право"

Содержание

Сущность международной миграции рабочей силы и ее направления.
Причины и последствия международной миграции рабочей силы.
Влияние миграции рабочей силы на рынок труда.
Государственное регулирование международной миграции рабочей силы.

Вложенные файлы: 1 файл

raspet.doc

— 230.50 Кб (Скачать файл)

ТЕМА: МЕЖДУНАРОДНАЯ  МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

 

  1. Сущность международной миграции рабочей силы и ее направления.
  2. Причины и последствия международной миграции рабочей силы.
  3. Влияние миграции рабочей силы на рынок труда.
  4. Государственное регулирование международной миграции рабочей силы.

 

1. Сущность  международной миграции рабочей  силы и ее направления. 

Международная миграция рабочей силы имеет давнюю историю. В ряде стран, в частности в  США, Канаде, Австралии и некоторых  других, не только экономика, но и политическая система, и культурные традиции сформировались за счет массовой иммиграции из стран Старого света в 18 - начале 20 в. По имеющимся оценкам к началу 21 в. более 130 млн. чел. жили за пределами тех стран, гражданами которых они являлись. В настоящее время в основном происходит миграция рабочей силы из бедных стран в более богатые. Среди мигрантов увеличивается доля высококвалифицированных рабочих. Более половины международного перелива рабочей силы происходит между развивающимися странами. В целом в последнее десятилетие в мире ежегодно переезжают из страны в страну более 20 млн. чел.

Международная миграция рабочей силы (ММРС) – переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера.

Различают следующие  виды ММРС:

Иммиграция  – въезд трудоспособного населения в данную страну из-за её пределов;

Эмиграция – выезд трудоспособного населения из данной страны за её пределы;

Утечка мозгов – международная миграция высококвалифицированных кадров;

Реэмиграция – возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительство.

ММРС может осуществляться как по экономическим (разница в  уровне реальной заработной платы, отсутствие возможности трудоустроиться в  собственной стране), так и по неэкономическим причинам (войны, политические, религиозные причины, природные бедствия, экологические проблемы, причины личного характера).

В статистике платежного баланса показатели, связанные с миграцией рабочей силы, являются частью баланса текущих операций и классифицируются по трем статьям:

  • Трудовой доход – зарплаты и прочие выплаты наличными или натурой, полученные частными лицами-нерезидентами за работу, выполненную для резидентов и оплаченную ими.
  • Перемещения мигрантов – оценочный денежный эквивалент стоимости имущества мигрантов, которое они перевозят с собой, перемещаясь в другую страну.
  • Переводы работников – пересылка денег и товаров мигрантами своим родственникам, оставшимся на родине.

 

Различают следующие центры миграционных потоков:

    1. США, Канада и Австралия, которые принимают преимущественно квалифицированных специалистов.
    2. Страны Западной Европы. В этих странах на непрестижных, тяжелых и вредных для здоровья рабочих местах постоянно используется большое количество неквалифицированной рабочей силы.
    3. Нефтедобывающие страны Ближнего Востока, которые охотно принимают на работу иностранных специалистов, а также неквалифицированных работников из соседних арабских стран.
    4. Новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии.

 

2. Причины и  последствия международной миграции рабочей силы.

Перемещение рабочей  силы является реакцией на спрос услуг  иностранной рабочей силы. К факторам спроса на неквалифицированную рабочую  силу относятся возможности:

    • снизить издержки производства за счет более дешевой иностранной рабочей силы, а также за счет согласия мигранта работать при худших условиях труда, при большей продолжительности рабочего дня;
    • сбалансировать рынок труда и закрыть пустующие рабочие места непрестижных профессий и во вредных производствах ввиду того, что местное население отказывается от подобной работы.

Факторы спроса на квалифицированную  рабочую силу включают возможности:

  • продвигаться на конкурентном рынке наукоемкого производства за счет привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов;
  • экономить инвестиции в человеческий капитал, поскольку страна получает готовую рабочую силу, не вложив в ее образование и воспитание никаких затрат.

 

 

 

 

 

Влияние миграции на госбюджет и экономику в целом

Изменение благосостояния мигрантов во многом зависит от изменения налогового бремени для них, а также от изменения размеров трансфертных платежей (пенсий, пособий, выплат по социальному страхованию) и качества получаемых общественных благ (охрана общественного порядка, окружающей среды и др.).

в стране эмиграции

в принимающей  стране

влияние на госбюджет

- сокращение налоговых  поступлений;

- снижение нагрузки  на госбюджет за счет сокращения  трансфертных платежей и социальных  расходов.

- дополнительная нагрузка  на госбюджет за счет роста  трансфертных платежей, расходов на поддержание общественного порядка и др.;

- поступление в госказну  дополнительных налогов.

общее экономическое  влияние

- значительный поток  денежных переводов (поступлений  иностранной валюты), увеличивающих  уровень доходов населения, потребления и емкость внутреннего рынка и улучшающих платежный баланс;

- прямые и портфельные  инвестиции эмигрантов в экономику  родной страны;

- сокращение безработицы.

- рост безработицы  (мигранты обычно заполняют вакансии, которые не отвечают запросам  коренного населения, поэтому на практике роста безработицы в этих секторах не происходит);

- расширение потребительского  спроса, а, значит, и емкости внутреннего  рынка.


 

Расходы государства  на производство общественных благ обычно слабо связаны с количеством  потребителей этих благ, поэтому отъезд части потребителей за границу, скорее всего не приведет к заметной экономии бюджетных средств. Кроме того, эмигранты – это, как правило, люди, уже получившие образование и приобретшие необходимую квалификацию в своей стране (часто за счет государственных средств). Но, находясь в трудоспособном возрасте, налоги они будут платить в другой стране. В этой связи государственные финансы в стране эмиграции, скорее всего, будут нести чистые потери. Финансовый результат от иммиграции для принимающей страны, скорее всего, окажется положительным.

 

 

Внеэкономические  последствия ММРС

в стране эмиграции

в принимающей  стране

- утечка мозгов –  выезд высококвалифицированных  специалистов на работу в развитые  страны, либо невозвращение их на родину после получения высшего образования в ВУЗах развитых стран. В результате происходит истощение научно-технического и интеллектуального потенциала, что сдерживает экономическое развитие страны;

- приобретение мигрантами  опыта за рубежом, повышение их квалификации положительно сказывается после их возвращения на результатах их деятельности в отечественной экономике.

- внешние эффекты от  миграции в виде знаний, профессиональных  навыков и опыта, которые привносят  иностранные рабочие в процесс  производства;

- возникновение межнациональных  конфликтов, рост преступности, социальной  напряженности.


 

3. Влияние миграции  рабочей силы на рынок труда. 

ММРС имеет существенные и неоднозначные экономические  и социальные последствия, как для  страны эмиграции, так и для принимающей страны.

Предположим, что происходит миграция рабочих из страны с более  низким уровнем жизни (Мексики) в  страну, где средний уровень реальной зарплаты выше (США). Для упрощения  предполагаем, что на рынках труда  в этих странах существует совершенная конкуренция, причем качество труда (уровень квалификации, профессиональной подготовки и т.п.) – одинаково. Если миграция между двумя странами запрещена, то равновесие на рынках труда в Мексике и США будет определяться соотношением внутреннего спроса и внутреннего предложения (рис. 1). Пусть в этом случае равновесная ставка заработной платы за труд одинаковой квалификации составит 10 долл. в час в США и 5 долл. в час в Мексике, а количество занятых соответственно 120 и 40 млн. человек.

 

 

 

 

Рис. 1. Экономические эффекты миграции рабочей силы

 

Если США и Мексика  снимут все ограничения на миграцию рабочей силы, то мексиканские рабочие, стремясь получить большую оплату за свой труд, будут эмигрировать в  США, что приведет к сокращению предложения  труда в Мексике. При прежнем уровне спроса на труд это приведет к повышению часовой ставки заработной платы. В США, наоборот, предложение на рынке труда за счет иммигрантов будет расти, что приведет к снижению равновесной часовой заработной платы.

Предположим, что в результате притока мексиканских рабочих часовая ставка зарплаты в США снизится с 10 до 9 долл., а в Мексике возрастет с 5 до 7 долл. Разница в 2 долл. в уровнях зарплаты будет достаточной, чтобы 8 млн. мексиканских рабочих предпочли переехать в США. в свою очередь в США снижение ставки заработной платы приводит к возникновению дефицита на рынке рабочей силы, который покрывается за счет прироста мексиканских рабочих.

Воздействие миграции рабочей силы на благосостояние в обеих странах  неоднозначно. В Мексике рабочие, оставшиеся в стране выигрывают (область d), а предприниматели несут потери, т.к. увеличиваются их затраты на выплату заработной платы рабочим (область d+e+f). Таким образом, страна эмиграции в результате оттока рабочей силы несет чистые потери (проигрыш предпринимателей больше выигрыша оставшихся в стране рабочих). Вместе с тем, необходимо учесть выигрыш мигрантов. Однако было бы неправильным исчислять размер их выигрыша путем умножения количества мигрантов на прирост заработной платы. Номинально мексиканские рабочие получают за свой труд в США на 4 долл. в час больше, чем раньше (9 долл. – 5 долл.). Но реально их зарплата выросла лишь до 7 долл.: 9 долл., полученные в США равноценны 7 долл., полученным в Мексике, поскольку остальное уходит на покрытие издержек миграции (материальные и нематериальные издержки, которые несет мигрант). Поэтому выигрыш эмигрантов составит область e+f+g – произведение количества мигрантов на прирост заработной платы в стране эмиграции. Если учитывать доход мигрантов, то страна эмиграции будет иметь чистый выигрыш.

В принимающей стране рабочие несут  потери (область a), а предприниматели  получают дополнительный выигрыш в  размере области a+b+c. В целом принимающая страна получает чистый выигрыш (выигрыш предпринимателей больше проигрыша рабочих).  

Мировое сообщество выигрывает от ММРС, т.к. в результате миграции происходит перераспределение рабочей силы на рынке совершенной конкуренции: под воздействием спроса и предложения  рабочая сила переместилась туда, где она способна внести больший вклад в мировое производство.     страна В                                                                  страна А

 

                        w                                                                                           w


     F                                                                                       L


                                                                                               M                 H         


                                                                                                      


                                                                       E                          

                        T                                                                                         J


                                                                              

                      


  K

                                                                                              G MPLстрВ


 

                             MPL стр А

                                                           



                           O                                          D                        C        O’

До начала миграции предложение  труда в стране А составляет CO’, ставка зарплаты O’H, а объем производимого продукта соответствует площади фигуры O’LMC. Для страны В соответствующие показатели составят OC, OK, OFGC. С началом свободной миграции работники страны B в количестве DC устремятся в страну А, привлеченные более высоким уровнем оплаты труда. В стране А уровень оплаты снизится, а в стране В возрастет, так что ставки зарплаты в той или другой стране уравняются и составят DE (=OT=O’J).

Свободная миграция рабочей  силы приведет к увеличению общего объема производства в стране А от O’LMC до O’LED. В стране В объем создаваемого продукта сократится с OFGC до OFED. Чистый выигрыш в объеме производимого продукта для мирового сообщества будет соответствовать площади треугольника EMG.

 

4. Государственное регулирование международной миграции рабочей силы.

Государственное регулирование  миграции в принимающей стране осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока рабочей  силы либо на стимулирование мигрантов к возвращению на родину.

Информация о работе Лекция по "Трудовому праву"