Селективный подход при
регулировании миграции: государство
не препятствует въезду тех категорий
работников, которые нужны этой стране,
ограничивая въезд всем остальным.
К желательным иммигрантам относятся:
- работники, готовые за минимальную плату выполнять тяжелые, вредную, грязную и неквалифицированную работу;
- специалисты для новых и перспективных отраслей;
- представители редких профессий;
- специалисты с мировым именем;
- крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.
Проблемами трудовой
иммиграции занимаются государственные
институты принимающих стран, действующие
на основе национального законодательства,
а также подписанных двухсторонних
и многосторонних соглашений. Основные черты иммиграционного
законодательства следующие:
- профессиональная квалификация – законодательства всех принимающих стран устанавливают жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности. В большинстве стран диплом необходимо переподтверждать или оценивать в принимающей стране на предмет соответствия требований к специалисту в соответствующей сфере в данной стране требованиям, предъявляемым в стране-экспортере рабочей силы.
- ограничения личного характера – законодательства принимающих стран предъявляют жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов. Иммигранты обязаны представить справку о состоянии своего здоровья, заверенную консульским учреждением принимающей страны, или пройти специальное медицинское обследование. Возрастной ценз иммигрантов устанавливается законодательством в зависимости от отрасли промышленности, в которой они намереваются работать. Законодательством установлены также требования к политическому и социальному облику иммигрантов. Чаще всего законодательно запрещено иммигрировать лицам, ранее судимым за уголовные преступления, членам террористических организаций и т.д.
- количественное квотирование – большинство стран, принимающих иммигрантов, устанавливают их максимальное количество. Квоты могут вводиться в рамках всей экономики в целом, в рамках отдельных отраслей, в рамках отдельных предприятий. Данная мера направлена на сдерживание роста безработицы в отдельных отраслях экономики. Квотирование иммиграции, как правило, сочетается со строгим контролем за сроками пребывания мигрантов в принимающей стране.
- экономическое регулирование – законодательное введение определенных финансовых ограничений. В отношении юридических лиц: в некоторых странах фирмы имеют право нанимать иностранную рабочую силу только по достижении определенного объема оборота и продаж или после внесения определенных платежей в госбюджет. Частные лица имеют право иммигрировать, только если готовы инвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму, доказать легальность происхождения этих денег и создать определенное количество рабочих мест.
- временные ограничения – законодательства большинства стран устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных работников на их территории, по истечении которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить от компетентных органов разрешение на продление своего пребывания в ней.
- географические приоритеты – законодательное установление географической и национальной структуры иммиграции.
- запреты – законодательное установление перечня профессий, которыми иностранцам заниматься запрещено. Запрет на нелегальную иммиграцию. Незаконное проникновение в страну считается преступлением, за совершение которого предусматривается депортация, денежные штрафы или тюремное заключение. Эти меры проводятся как в отношении самих мигрантов, так и в отношении тех, кто помогает им незаконно въехать в страну или нанимает их на работу.
Меры реэмиграции:
Программы стимулирования
реэмиграции включают широкий круг мероприятий, начиная
от мер принудительной репатриации незаконных
иммигрантов до оказания материальной
помощи иммигрантам, желающим вернуться
на родину.
Программы профессиональной
подготовки иммигрантов направлены на обучение и повышение
квалификации иммигрантов с тем, чтобы,
вернувшись на родину, они смогли устроиться
на более высокооплачиваемую и престижную
работу.
Программы экономической помощи странам
массовой миграции: развитые страны заключают
соглашения со странами-экспортерами
рабочей силы об инвестициях части
переводов работников на родину и части
государственных средств в создание новых
предприятий в развивающихся странах,
которые могли бы стать местами работы
для реэмигрантов.
В стране-эмиграции к основным инструментам
миграционной политики относятся следующие:
- выдвижение требований к эмигрантам вернуться на родину по мере приобретения ими зарубежного образования;
- стимулирование или административное требование перевода валютных средств эмигрантов на родину.
Международное регулирование
миграции осуществляется как на двусторонней основе, так и на основе правовых
норм и стандартов международных организаций.
К основным международным организациям,
регулирующим миграционные потоки, относятся
Международная организация труда (МОТ)
и Международная организация миграции
(МОМ).
ТЕМА: ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ
ИНВЕСТИЦИИ (ПИИ) И ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ
КОМПАНИИ (ТНК)
- Сущность ПИИ и основные направления.
- Основные причины вложения ПИИ.
- Влияние ПИИ на экономику принимающих стран.
- ТНК и их роль в мировом хозяйстве.
- Сущность портфельных инвестиций, причины их вложения и тенденции развития.
1. Сущность
и основные направления ПИИ.
Существенная часть
международной миграции капитала происходит
в форме прямых иностранных инвестиций. Под прямыми иностранными инвестициями
подразумевается такой вид перемещения
капитала, при котором фирма из одной страны
создаёт или расширяет дочернее предприятие
в другой стране. Важнейшая черта ПИИ заключается
в том, что они охватывают не только движение
ресурсов, но и передачу контроля.
Прямые иностранные
инвестиции – приобретение длительного интереса
резидентом одной страны (прямым инвестором)
в предприятии – резиденте другой страны
(предприятии с прямыми инвестициями).
В состав прямых инвестиций
входят:
- вложение компаниями за рубеж собственного капитала – капитал филиалов и доля акций в дочерних и ассоциированных компаниях;
- реинвестирование прибыли – доля прямого инвестора в доходах предприятия с иностранными инвестициями, не распределенная в качестве дивидендов и не переведенная прямому инвестору;
- внутрикорпорационные переводы капитала в форме кредитов и займов между прямым инвестором, с одной стороны, и дочерними, ассоциированными компаниями с другой стороны.
Под предприятием
с иностранными инвестициями понимается акционерное или неакционерное
предприятие, в котором прямому инвестору
– резиденту другой страны принадлежит
более 10% обыкновенных акций и голосов
(в акционерном предприятии) или их эквивалент
(в неакционерном предприятии).
Предприятие с иностранными инвестициями
может иметь форму:
- дочерней компании – предприятия, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет более 50% капитала;
- ассоциированной компании - предприятия, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет менее 50% капитала;
- филиала – предприятия, полностью принадлежащего прямому инвестору.
Прямой инвестор – государственные и частные организации,
физические и юридические лица, а также
их объединения, владеющие предприятием
я с прямыми инвестициями за рубежом.
Доходы, получаемые прямыми инвесторами,
представляют собой соединение процентов,
дивидендов, лицензионных платежей и платежей
за управленческие услуги.
Подавляющая часть прямых
зарубежных инвестиций осуществляется
между развитыми странами в форме
перекрестного инвестирования. Основными
прямыми инвесторами являются ведущие
индустриальные страны (80% ежегодных потоков ПИИ) – США (25% мировых
ПИИ), Япония (11%), ФРГ (9%), Великобритания
(11%), Франция (6,4%). В числе развивающихся
стран основными инвесторами являются
нефтедобывающие (Саудовская Аравия, ОАЭ)
и новые индустриальные страны (Южная
Корея, Сингапур). Ввоз и вывоз прямых инвестиций
странами с переходной экономикой пока
по международным масштабам незначителен.
Вложение прямых инвестиций осуществляется
в основном в высокотехнологичные отрасли.
2. Основные
причины вложения ПИИ.
Главной причиной вложения прямых иностранных инвестиций
является стремление разместить капитал
в той стране и в той отрасли, где он будет
приносить максимальную прибыль, сократить
уровень налогообложения и диверсифицировать
риск.
Причины осуществления
прямых иностранных инвестиций:
- Использование преимуществ фирмы на зарубежном рынке с целью получения больших прибылей. К основным преимуществам фирм на зарубежном рынке относятся: обладание уникальной технологией, патентами, накопленный опыт международного маркетинга, эффективная система управления, размер корпорации, популярный бренд и торговая марка и др. Для того чтобы в полной мере присвоить потенциальные выгоды, вытекающие из своих преимуществ, фирма часто предпочитает сохранить за собой контроль и собственность. Если она не закрепляет такой контроль и даже предлагает разделить с кем-то собственность на зарубежное предприятие, специфические производственные преимущества этой фирмы могут быть утрачены. Поэтому фирмы предпочитают осуществлять инвестиции в виде прямых вложений, дающих им право контроля над предприятием (теория присвоения Стефана Маги, Рональда Коаса). Данная теория помогает объяснить преобладание прямого инвестирования в высокотехнологичных отраслях и предполагает, что принимающим странам следует либо субсидировать прямые инвестиции (при возникновении побочных эффектов от деятельности фирмы, которые будут распространяться на конкурентов фирмы и др. субъектов), либо обеспечить им свободное развитие (в случае, если фирма полностью присваивает результаты собственных инвестиций).
- Ослабление конкуренции и сохранение контроля над зарубежным рынком (олигополистическое поведение фирм по модели Стефана Хаймера (Кодак и Фуджи, Форд и Дженерал Моторс, Сингапур)). Данная модель предполагает, что правительства принимающих стран должны ограничивать и регулировать приток ПЗИ.
- стремление минимизировать налоговые платежи, которое подталкивает фирмы при прочих равных издержках к осуществлению операций в странах с минимальными ставками налогов. Кроме того, фирмы используют механизм трансфертных цен, чтобы переместить свои объявляемые прибыли в страны с наименьшими налоговыми ставками.
- обеспечение доступа к природным ресурсам.
- сокращение издержек производства за счет размещения его в странах с низкой относительной заработной платой.
- сокращение транспортных издержек на доставку потребителю за счет создания предприятия в непосредственной близости от него.
- преодоление импортных барьеров зарубежной страны за счет создания подконтрольного производства на ее территории.
- диверсификация риска от экономических колебаний или колебаний обменного курса.
3. Влияние ПИИ
на экономику принимающих стран.
Выгоды от привлечения ПИИ заключаются в следующем:
- приносят в реальный сектор дополнительные ресурсы (капитал, технологии, управленческий опыт и квалифицированный труд), создают рабочие места и увеличивают предложение на товарных рынках, в результате емкость внутреннего рынка расширяется, растет экспорт, ВВП;
- способствуют экономическому росту местных производителей, осуществляют кооперацию с ними. Тем самым ПИИ создают импульсы для развития внутреннего рынка.
- переводят экономический рост на более высокую степень эффективности, привнося недостающие стране технологии и ноу-хау;
- оказывают благоприятное воздействие на макроэкономическое и финансовое состояние страны:
- создают заслоны для инфляции, содействуя росту товарного предложения;
- увеличивают доход госбюджета;
- укрепляют национальную валюту.
ПИИ компенсируют недостаток
внутренних инвестиций, придают экономическому
росту сбалансированный характер и обеспечивают переход
стран на новую ступень хозяйственной
трансформации. Столь значительные выгоды
ПИИ активизировали спрос на них многих
развивающихся стран. К тому же ПИИ оказались
более выгодным способом получения ресурсов
по сравнению с международным кредитом
и портфельными инвестициями, поскольку
они непосредственно трансформируют реальный
сектор экономики и использование их ресурсов
не следует оплачивать.
Угрозы от привлечения ПИИ заключаются в следующем:
- подавление национального производителя более сильным иностранным конкурентом;
- возможность покупки предприятия с целью его закрытия;
- прием капитала с вредным и грязным производством;
- прием капитала, который на родине уже не конкурентоспособен;
- возможность насаждения монопольного рынка;
- вероятность приема непроверенного капитала, работающего в режиме нечестной конкуренции.
4. ТНК и их
роль в мировом хозяйстве.
Основная часть международных
прямых инвестиций и международной
торговли приходится на международные
корпорации. Главным признаком международной корпорации является
осуществление ею прямых международных
инвестиций из страны своего базирования
в принимающие страны.
Страна базирования
– страна, в которой располагается головное
подразделение международной корпорации.