Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 11:57, курсовая работа
Цель исследования – дать теоретический анализ коллективно-договорного регулирования труда.
С учётом вышеназванной цели, были сформированы задачи исследования, к которым относятся:
1) дать общую характеристику действующего трудового законодательства и международных правовых актов, регулирующих порядок заключения коллективных договоров;
2) изучить субъектов коллективного договора;
3) раскрыть содержание коллективного договора.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЙСТВУЮЩЕГО ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ДОГОВОРОВ…………………………………….………6
ГЛАВА 2 СУБЪЕКТЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА…………….10
2.1 Работники организации в лице их представительного органа………………………………………………………..……………..…...14
2.2 Наниматель или уполномоченный им представитель………………………………………….………………...……..16
ГЛАВА 3 СОДЕРЖАНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА……….18
3.1 Виды коллективного договора………...............................................21
3.2 Положения коллективного договора…………………………….…24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..................29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….……32
Возможен также вариант представительства всех существующих профсоюзов. В таком случае для ведения переговоров, разработки единого проекта и заключения единого коллективного договора формируется объединённый представительный орган. Порядок его образования, нормы представительства различных профсоюзов и иные условия устанавливаются по договорённости между органами, имеющими право на ведение переговоров [10, с. 81].
Каждая из сторон коллективных трудовых отношений вправе направить другой стороне письменное требование о начале коллективных переговоров. Темой переговоров может быть не только заключение нового коллективного договора, но и дополнение или изменение действующего.
Как правило, инициатором переговоров традиционно выступает профсоюз как представитель работников в трудовых отношениях. Вторая сторона, получив такое уведомление, обязана начать коллективные переговоры в семидневный срок. За односторонний отказ от ведения переговоров наниматель может быть оштрафован в размере от 50 до 100 минимальных заработных плат.
Для ведения переговоров сторонами на равноправной основе создаётся специальная комиссия из уполномоченных представителей. Состав комиссии, сроки и место проведения переговоров определяются сторонами. Поскольку законодатель не устанавливает численность комиссии, следует полагать, что она также определяется сторонами. Наниматель вправе по своему усмотрению определить количество своих представителей, конкретные кандидатуры и их полномочия.
Представители сторон обеспечиваются документом, подтверждающим их полномочия. Полномочность представителей сторон признаётся одним из принципов заключения коллективного договора, поэтому определению круга полномочий необходимо уделять серьёзное внимание.
Полномочия представителей могут включать право представлять интересы нанимателя, определять содержание и структуру коллективного договора. При этом возможна передача представителям всех полномочий стороны по договору, вплоть до его подписания, если это будет признано целесообразным [15, с. 189].
Представителем со стороны нанимателя могут выступать должностные лица, обладающие информацией, необходимой для ведения переговоров, соответствующей квалификацией и опытом, например, руководители структурных подразделений, юрисконсульты, работники отдела труда и заработной платы, социологи. По усмотрению нанимателя его представителями могут выступать лица, не работающие в данной организации, но имеющие определённый опыт в ведении коллективных переговоров, например, эксперты объединения нанимателей [25, с. 134].
Закон Республики Беларусь не допускает прекращения переговоров в одностороннем порядке. Деятельность представителей сторон в коллективных переговорах обеспечивается гарантиями, предусмотренными законодательством Республики Беларусь и коллективным договором.
Наниматели, их объединения, соответствующие государственные органы управления обязаны предоставлять информацию, необходимую для ведения переговоров. Участники переговоров не имеют права разглашать сведения, являющиеся государственной или коммерческой тайной. Лица, разглашающие такие сведения, привлекаются к ответственности согласно законодательству Республики Беларусь. Подготовительная работа начинается, как правило, со сбора предложений работников для включения в коллективный договор, высказанных в письменной или устной форме. Поступившие предложения должны быть проанализированы и обсуждены на совместном заседании сторон, где обычно и принимается решение о их включении в проект коллективного договора. Процесс подготовки проекта коллективного договора важен с позиций обеспечения трудовых прав работников, ибо именно на этой стадии можно сделать содержание коллективного договора максимально действенным и эффективным [16, с. 141].
Неформальный подход к формированию проекта коллективного договора позволяет работникам:
—решать социально-экономические проблемы, включая условия и охрану труда;
—устанавливать локальные нормы, гарантирующие исполнение трудовых и иных прав работников;
—обеспечивая на местном уровне необходимые льготы и преимущества;
—решать санитарно-бытовые, жилищные и иные вопросы.
Проект коллективного договора разрабатывается на основе предложений работников с учётом конкретных условий организации, заключающей коллективный договор.
Не позднее двух недель со времени поступления коллективного договора на регистрацию уполномоченным на это органом производится соответствующая запись в специальном журнале. На первой странице коллективного договора ставится штамп о регистрации.
Один экземпляр зарегистрированного коллективного договора остаётся в органе, осуществлявшем его регистрацию.
В случае непредставления необходимых документов либо представления ненадлежащее оформленных документов органы, осуществляющие регистрацию коллективных договоров могут отказать в их регистрации. Отказ в регистрации коллективного договора может быть обжалован сторонами в вышестоящий орган, а в случае его отказа - в суд. В этом же порядке регистрируются и внесенные в коллективный договор изменения и дополнения к этим актам.
Коллективный договор, соглашение, зарегистрированные в установленном порядке, хранятся в течение 5 лет после истечения срока их действия [24, с. 106].
Действующий коллективный договор - важный правовой документ заключившей его организации и обязателен к исполнению. Содержание договора должно быть известно всем работникам, в том числе и вновь принятым на работу. Срок действия коллективного договора определяется сторонами, однако в соответствии с законодательством Республики Беларусь не может длиться менее одного года и превышать трехлетний период.
2.1 Работники организации в лице их представительного органа
В соответствии с Трудовым Кодексом Республики Беларусь, сторонами коллективного договора являются работники организации в лице их представительного органа (статья 354) и наниматель или уполномоченный им представитель (статья 355).
Представительство интересов работников могут осуществлять соответствующие профессиональные союзы и иные представительные органы работников, действующие на основании актов законодательства, и не могут осуществлять руководитель организации и его заместители (статья 354).
Объединённый орган ведёт переговоры от имени всех работников организации. Необходимо, однако, учитывать, что для этого варианта характерны более сложные и длительные по времени переговоры, поскольку усложняется процесс выработки общих, удовлетворяющих интересам всех сторон требований, а также процесс заключения и утверждения коллективного договора.
Профсоюзы названы стороной коллективного договора. В Законе Республики Беларусь: «О профессиональных союзах» регламентируются:
—права профессиональных союзов на ведение переговоров и заключение коллективных договоров;
—устанавливает право профсоюза на ведение коллективных переговоров с нанимателем, собственником или уполномоченным им органом управления;
—устанавливает право на заключение коллективных договоров, соглашений;
—устанавливает право на осуществление контроля за их исполнением.
Переговоры и отчёты по выполнению заключённых коллективных договоров с профсоюзами ведутся гласно.
Профсоюзы осуществляют общественный контроль за выполнением коллективного договора. При осуществлении общественного контроля в форме проведения проверок за выполнением коллективного договора правовые и технические инспекторы труда профсоюзов имеют право в порядке, определяемом законодательными актами Республики Беларусь, требовать от стороны коллективного договора устранения выявленных нарушений коллективного договора [4, с. 131].
При осуществлении общественного контроля в формах, не связанных с проведением проверок, за выполнением коллективного договора профсоюзы вправе в порядке, установленном республиканскими объединениями профсоюзов, выдать стороне коллективного договора рекомендацию по устранению установленных нарушений актов законодательства Республики Беларусь, коллективного договора.
2.2 Наниматель или уполномоченный им представитель
Второй стороной, заключающей коллективный договор, является наниматель или уполномоченный им представитель.
Не допускается ведение коллективных переговоров и заключение соглашений или коллективных договоров от имени работников органами, созданными или финансируемыми нанимателями, государственными органами, политическими партиями. Как видно из сказанного, вопрос о сторонах коллективного договора в настоящее время решается демократично.
Сколь многообразны отношения, столь и свободно должно быть их юридическое опосредование.
Сторонами могут быть:
—на республиканском уровне - республиканские объединения соответственно профсоюзов и нанимателей, а также Совет Министров Республики Беларусь;
—на отраслевом уровне - соответствующие профсоюзы и их объединения и объединения нанимателей, а также соответствующие органы государственного управления;
—на местном уровне - соответствующие профсоюзы и их объединения и наниматели, их объединения, а также местные органы исполнительной власти [14, с. 101].
Профсоюзы и их объединения не имеют права требовать от органов исполнительной власти, не являющихся нанимателями или представителями нанимателей, заключения с ними соглашений [26, с. 109].
Порядок заключения коллективного договора чётко регламентирован соответствующими нормами Трудового Кодекса Республики Беларусь. Созданию самого акта предшествуют коллективные переговоры.
Вывод:
Сторонами коллективного договора являются работники организации в лице их представительного органа и наниматель или уполномоченный им представитель. Как правило, в качестве представительного органа работников выступает профсоюзный комитет.
Сторонами могут быть:
—на республиканском уровне - республиканские объединения соответственно профсоюзов и нанимателей, а также Совет Министров Республики Беларусь;
—на отраслевом уровне - соответствующие профсоюзы и их объединения и объединения нанимателей, а также соответствующие органы государственного управления;
—на местном уровне - соответствующие профсоюзы и их объединения и наниматели, их объединения, а также местные органы исполнительной власти [14, с. 101].
ГЛАВА 3
СОДЕРЖАНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА
Содержание коллективного договора обусловлено нормами и обязательствами, которые в него включены. Трудовой Кодекс Республики Беларусь указывает, что содержание коллективного договора определяется сторонами в соответствии с генеральным, тарифным и местным соглашениями, при их наличии в пределах их компетенции, а также законодательными актами Республики Беларусь в предусмотренных ими случаях. В них также определяется примерный перечень положений, которые может содержать коллективный договор, это:
—организация труда и повышение эффективности производства;
—нормирование, формы, системы оплаты труда, иные виды доходов работников;
—размеры тарифных ставок и служебных окладов: доплаты и надбавки к ним;
—продолжительность рабочего времени и времени отдыха;
—создание здоровых и безопасных условий труда, улучшение охраны здоровья, гарантии медицинского страхования членов трудового коллектива и их семей, охрана окружающей среды;
—заключение и расторжение трудовых договоров;
—обеспечение занятости, подготовки, повышения квалификации, переподготовке, трудоустройстве высвобождаемых работников;
—регулирование внутреннего трудового распорядка и дисциплины труда;
—строительство, содержание и распределение жилья, объектов социально-культурного назначения;
—организация санаторно-курортного лечения и отдыха трудящихся и членов их семей [17, с. 134];
—предоставление дополнительных льгот многодетным и неполным семьям, семьям, воспитывающим детей-инвалидов [23, с. 175];
—улучшение условий жизни ветеранов, инвалидов и пенсионеров, работающих или работавших у нанимателя;
—создание условий для повышения культурного уровня и физического совершенствования работников;
—минимум необходимых работ, услуг, обеспечиваемых при проведении забастовки;
—ответственность сторон за невыполнение коллективного договора;
—гарантии социально-экономических прав работников при разгосударствлении и приватизации;
—ответственность нанимателя за вред, причиненный здоровью работников;
—иные трудовые и социально-экономические условия.