Общая характеристика действующего трудового законодательства и международных правовых актов, регулирующих порядок заключения коллектив

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 11:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – дать теоретический анализ коллективно-договорного регулирования труда.
С учётом вышеназванной цели, были сформированы задачи исследования, к которым относятся:
1) дать общую характеристику действующего трудового законодательства и международных правовых актов, регулирующих порядок заключения коллективных договоров;
2) изучить субъектов коллективного договора;
3) раскрыть содержание коллективного договора.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЙСТВУЮЩЕГО ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ДОГОВОРОВ…………………………………….………6
ГЛАВА 2 СУБЪЕКТЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА…………….10
2.1 Работники организации в лице их представительного органа………………………………………………………..……………..…...14
2.2 Наниматель или уполномоченный им представитель………………………………………….………………...……..16
ГЛАВА 3 СОДЕРЖАНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА……….18
3.1 Виды коллективного договора………...............................................21
3.2 Положения коллективного договора…………………………….…24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..................29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….……32

Вложенные файлы: 1 файл

Курс ТП коллективный договор.docx

— 61.89 Кб (Скачать файл)

Коллективный договор может иметь приложения, являющиеся его неотъемлемой составной частью. При заключении коллективных договоров, определённую трудность вызывает выбор круга вопросов, которые надо включить в данный локальный нормативный правовой акт.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь представители сторон вправе сами определять структуру договора и обязательства, которые стороны возлагают на себя. Приведённый в Трудовом Кодексе Республики Беларусь перечень вопросов, которые могут включаться в договор, носит рекомендательный характер.

Коллективный договор может иметь приложения. В качестве приложений к коллективному договору могут быть, например:

—положение об оплате труда;

—положение о премировании;

—положение о доплатах и надбавках;

—положение о дополнительных отпусках;

—план мероприятий по охране труда;

—перечень работ, профессий и должностей, связанных с вредными условиями труда [7, с. 89];

—правила внутреннего трудового распорядка.

При подготовке и обсуждении проекта коллективного договора следует учитывать, что его содержание должно быть понятно всем работникам организации. Положения коллективного договора должны быть изложены в простой, но не допускающей спорных толкований форме, что важно в случае возникновения спорных ситуаций либо невыполнения его положений. Не следует допускать замены понятия «согласование с профсоюзным органом» на «извещение профсоюзного органа».

В коллективном договоре должна быть указана дата вступления его в силу. Коллективный договор заключается на срок, который определяют стороны, но не менее чем на один год и не более чем на три года.

Коллективный договор вступает в силу с момента подписания или со дня, который устанавливается сторонами, и действуют до заключения нового коллективного договора, если в нём не предусмотрено иное. В случае реорганизации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение срока, на который он заключён, если стороны не приняли иного решения. При смене собственника имущества организации действие коллективного договора сохраняется в течение трёх месяцев.

Практически все вопросы деятельности организации могут быть предметом регламентации коллективным договором.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1 Виды коллективных  договоров

 

По своему характеру и правовой природе условия коллективных договоров делятся на два основных вида:

—нормативные;

—обязательственные.

Нормативные положения коллективных договоров состоят из отдельных норм централизованного законодательства Республики Беларусь и локальных норм, разработанных сторонами с учётом местных возможностей в пределах предоставленных им прав [18, с. 132].

Первая группа нормативных положений имеет не только регулятивное, но и важное информационное значение, ибо знакомит работников с установленными законодательством Республики Беларусь важнейшими условиями труда, дополнительными трудовыми льготами. Содержание этих нормативных положений должно соответствовать действующим законодательным актам Республики Беларусь, внесение в них изменений и дополнений не допускается. Отбор и включение этих положений в коллективный договор должны быть оптимальными, чтобы не перегружать его, их число не должно преобладать над его основной частью - локальными нормами и обязательственными положениями [22, с. 139].

Вторая группа нормативных положений - локальные нормы, устанавливаемые по таким вопросам, которые либо совсем не урегулированы правом в централизованном порядке, либо урегулированы нормами, допускающими дальнейшую конкретизацию предусмотренных в них положений применительно к условиям данного производства. Смысл их сводится к повышению гарантий реализации прав работников организации, к их числу относятся:

—нормативные положения, предусматривающие запрещение перевода на другую работу рабочих, обучающихся на курсах повышения квалификации и в школах мастеров;

—обязательное предоставление рабочим - учащимся школ, курсов работы в смены, позволяющие посещать занятия.

К сфере локального регулирования отнесены вопросы определения форм и систем оплаты труда работников, установление различного рода надбавок и доплат к заработной плате, определение конкретных направлений использования фонда материального поощрения, технического переоснащения организации, социального развития коллективов.

В связи с переходом на рыночные отношения в экономике возникает ряд новых проблем материального порядка, многие из которых не решены путем централизованного правового регулирования. Перспективным направлением является решение этих вопросов в локальном порядке. Так, например, в коллективном договоре могла бы содержаться норма, предусматривающая право работников на получение части прибыли организации [20, с. 207].

В последнее время участились случаи невыплаты заработной платы за проработанное время. Это серьёзное нарушение трудового законодательства Республики Беларусь. Коллективные договоры могли бы предусмотреть определенные санкции в отношении нанимателя, допускающего эти нарушения.

Существенное значение имеют нормы, устанавливающие различные льготы и преимущества для работающих в настоящее время и бывших работников, в отношении лиц с пониженными физическими возможностями, нуждающихся в более высоком уровне социальной защиты по сравнению с другими работниками.

Отдельно следует сказать о регулировании труда локальными нормами юридическим лицом новых организационно-правовых форм, таких, как различные товарищества, общества. Лица, являющиеся нанимателями в таких организациях, подчас не имеют не только опыта практической работы, но и не обладают необходимым уровнем правовой культуры. Именно здесь особенно важным является установление в локальном порядке необходимых гарантий для защиты трудовых и иных прав работников.

Нормативные положения коллективного договора длительного срока действия могут быть выделены в отдельное приложение к нему и приниматься на период, превышающий срок действия коллективного договора.

Кроме нормативных положений в коллективном договоре содержатся взаимные обязательства сторон, а также отдельные обязательства каждой из них. В отличие от нормативных положений, обязательственные не носят общего характера, а предусматривают совершение конкретных действий, которыми и исчерпываются [21, с. 203].

Предметом взаимных обязательств, как правило, являются вопросы, связанные, прежде всего, с решением производственных и социально-экономических задач. Обязательства должны быть чётко сформулированы с указанием конкретных сроков их исполнения, ответственных лиц, а при необходимости - источников финансирования [31, с. 104].

В качестве приложений к коллективному договору могут быть оформлены:

—сметы расходов фонда производства, науки и техники;

—сметы расходов фонда материального поощрения - фонда оплаты труда;

—сметы расходов фонда социального развития;

—соглашение по охране труда;

—положения о премировании, о надбавках и доплатах, о предоставлении отпусков.

Необходимые изменения и дополнения в коллективный договор в течение срока его действия вносятся сторонами в порядке, определённом в коллективном договоре, и оформляются в виде приложений к нему.

 

 

 

3.2 Положения коллективного  договора

 

В коллективный договор могут включаться положения, которые можно сгруппировать в следующе разделы.

1.Производственно-экономическая  деятельность:

1.1.Обеспечение выполнения  производственных программ, в том  числе по переоборудованию и  обновлению основных фондов и  достижения максимального объёма  прибыли;

1.2.Внедрение новых технологий  и форм хозяйствования [31, с. 104];

1.3.Обеспечение ритмичности  работы;

1.4.Информирование коллектива  о хозяйственно-экономической деятельности  организации, её финансовом положении.

2.Оплата труда работников  и её регулирование:

2.1.Установление размера  тарифных ставок, окладов;

2.2.Установление минимальной  заработной платы в организации  с учётом бюджета прожиточного  минимума и тарифной ставки  первого разряда;

2.3.Учёт условий труда в заработной плате - вредные или опасные, установление системы надбавок и доплат, компенсаций;

2.4.Доплаты за совмещение  профессий;

2.5.Оплата сверхурочных  работ;

2.6.Условия вознаграждения  по итогам года;

2.7.Установление сроков  выплаты заработной платы;

2.8.Механизм пересмотра  оплаты труда, учитывающий инфляционные  процессы;

2.9.Оплата вынужденных  простоев, происходящих из-за отсутствия  фронта работ, неудовлетворительного  снабжения материально-техническими  ресурсами;

2.10.Определение условий, при которых реальная заработная  плата поддерживается на уровне, достигнутом на момент заключения  договора;

2.11.Индексация доходов  работников в соответствии с  ростом индекса цен на потребительские  товары.

3.Режим труда и отдыха:

3.1.Установление продолжительности  рабочего дня и рабочей недели, основных отпусков;

3.2.Установление дополнительных  отпусков;

3.3.Определение порядка  регулирования сверхурочных работ                    [27, с. 136];

3.4.Определение порядка  предоставления трудовых отпусков, возможность разделения отпуска  на части, получения компенсации  за неиспользованный отпуск [30, с. 101].

4.Гарантии занятости:

4.1.Обеспечение полной  занятости и использования работающих в организации в соответствии с профессией, квалификацией и трудовым договором;

4.2.Защита интересов работников  при банкротстве организации, безработице;

4.3.Процедура предупреждения  о высвобождении;

4.4.Гарантии отдельным  категориям работников при сокращении  численности или штата;

4.5.Пути обеспечения занятости;

4.6.Меры на случай временной  приостановки работ;

4.7.Дополнительные выплаты  пособий для некоторых категорий высвобождаемых работников - одинокие матери, родители малолетних детей;

4.8.Оказание материальной  помощи членам семьи безработного  в течение определенного времени  сверх установленного законодательством Республики Беларусь;

4.9.Гарантии предоставления  досрочного выхода на пенсию  работника предпенсионного возраста в случае вынужденного увольнения;

4.10.Создание сети курсов  повышения квалификации и переподготовки  кадров;

4.11.Доплата до среднего  заработка по прежнему месту  работы высвобождаемым работникам, направленным государственной службой  занятости на переобучение или  освоение другой профессии с  отрывом от производства.

5.Вопросы разгосударствления и приватизации:

5.1.Разработка программы  разгосударствления и приватизации с учётом интересов работников [28, с. 145];

5.2.Организация обучения  и проведения разъяснительной  работы о роли коллективов  работников и их полномочных  представителей на всех стадиях  разгосударствления и приватизации [8, с. 93];

5.3.Участие работников  в обсуждении предлагаемых проектов  приватизации;

5.4.Обеспечение социально-экономических  и правовых гарантий работникам  при изменении форм собственности;

5.5.Контроль правильности  оценки стоимости объектов приватизации, использования приватизационного  фонда, распределения акций.

6.Профессиональная подготовка и переподготовка:

6.1.Организация производственного  обучения в организации;

6.2.Установление права  каждого работника на профессиональную  переподготовку, гарантирование осуществления  профессионального обучения и  переобучения за счёт средств нанимателя;

6.3.Гарантирование работникам  права на социальный отпуск в связи с обучением.

7.Социальное развитие коллективов работников, оздоровление трудящихся:

7.1.Создание механизма  финансовой дотации на содержание  объектов социального назначения  -жилого фонда, детских дошкольных учреждений;

7.2.Оказание материальной  помощи и предоставление льгот  различным категориям малообеспеченных  работников;

7.3.Определение сроков  и объёмов жилищного строительства и круга лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Порядок распределения жилья;

7.4.Санаторно-профилактическое  и физкультурно-спортивное обслуживание  работников и членов их семей.

Информация о работе Общая характеристика действующего трудового законодательства и международных правовых актов, регулирующих порядок заключения коллектив