Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 07:01, курсовая работа
Современная практика государственного регулирования социально-экономического развития страны обусловливает необходимость перехода к формированию долгосрочных целевых ориентиров развития пенсионной системы. Пенсионное обеспечение в Республике Казахстан занимает ведущее место в системе социальной защиты населения, и затрагивает интересы более 1,6 миллионов пенсионеров и около восьми миллионов участников накопительной пенсионной системы страны.
Введение
2
Теоретические аспекты накопительных пенсионных фондов
5
Экономическая сущность накопительных пенсионных фондов
5
Этапы становления накопительных пенсионных фондов в Республике Казахстан
14
Анализ современного состояния и развития накопительных пенсионных фондов в Казахстане
1
Деятельность накопительных пенсионных фондов Республики Казахстан в 2010 году
18
Оценка инвестиционной деятельности АО «Единый накопительный пенсионный фонд»
28
Пути совершенствования накопительных пенсионных фондов и повышение их социальной значимости
3
Пути решения проблем накопительных пенсионных фондов
32
Основные направления по совершенствованию деятельности накопительных пенсионных фондов
37
Заключение
42
Список использованной литературы
Содержание
Введение |
2 |
|
5 |
|
5 |
|
14 |
|
1 |
|
18 |
|
28 |
|
3 |
|
32 |
|
37 |
Заключение |
42 |
Список использованной литературы |
45 |
Введение
Современная практика государственного регулирования социально-экономического развития страны обусловливает необходимость перехода к формированию долгосрочных целевых ориентиров развития пенсионной системы. Пенсионное обеспечение в Республике Казахстан занимает ведущее место в системе социальной защиты населения, и затрагивает интересы более 1,6 миллионов пенсионеров и около восьми миллионов участников накопительной пенсионной системы страны. Его качественные и количественные характеристики свидетельствуют об уровне социального, экономического, правового и культурного развития общества. Структура и функционирование пенсионной системы во многом определяют устойчивость и динамику экономического и социального развития страны. Эффективная система пенсионного обеспечения, гарантии достаточных размеров пенсий, обеспечивающих достойный уровень жизни пенсионеров, своевременная их выплата поддерживают благоприятный социальный климат общества. Неслучайно Правительство Республики Казахстан выдвигает задачу усиления социальной направленности проводимых реформ путем активизации своей деятельности по сокращению безработицы и борьбе с бедностью, созданию условий для реализации трудового потенциала, своевременной выплате заработной платы, пенсий, пособий и адресной социальной помощи бедным. Эти меры направлены на улучшение социального климата в стране.
В Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира» от 1 марта 2006 года Н. Назарбаев отметил, что «…мы строим социально ориентированное общество…». Трансформация общественно – политического строя, переход к рыночной экономике потребовали кардинального изменения государственной политики в области социального обеспечения, и начиная с 1997 года, в Казахстане идет реформа системы пенсионного обеспечения, так как существовавшая система, основанная на принципе солидарности поколений, практически исчерпала свои возможности.
И первым шагом на пути решения данной проблемы стал Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», который был принят 20 июня 1997 года. «Настоящий закон определяет правовые и социальные основы пенсионного обеспечения граждан в Республике Казахстан, регламентирует участие государственных органов, физических и юридических лиц, независимо от форм собственности, в реализации конституционного права граждан на пенсионное обеспечение».
Согласно данному Закону современная пенсионная система формируется в двух уровнях: распределительная и накопительная.
В связи с этим появились новые финансово – экономические институты: накопительные пенсионные фонды, организации, осуществляющие инвестиционное управление пенсионными активами, банки – кастодианы, ранее не существовавшие в Казахстане. Основные функции данных организаций закреплены в Законе «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан».
В настоящий момент в нашей стране выстроена эффективная пенсионная система. Не останавливаясь на достигнутых результатах, наше государство постоянно развивает систему обеспечения пенсионеров и прилагает все усилия, чтобы каждый гражданин был уверен, что его пенсии будет достаточно для достойной жизни. Сегодня стоит задача – максимально эффективно использовать ресурсы накопительных пенсионных фондов для роста экономики и повышения доходов вкладчиков. Пенсионные накопления позволили осуществить массу государственных программ, реализовать уйму инвестиционных проектов. Но, несмотря на значительные и положительные результаты реформирования накопительной пенсионной системы, многие её проблемы остаются до сих пор нерешенными.
Как заявил Премьер-Министр РК К.Масимов: «Накопительная пенсионная система в Республике Казахстан – это наше достижение. Очень многое сделано». В то же время он отметил, что «накопительная система требует переосмысления, адекватного ответа на те проблемы, которые на сегодня назрели». Отсюда следует, что пенсионное обеспечение достойной старости граждан является одной из важных и сложных социально – экономических проблем независимо от экономической стабильности и благосостояния государства.
Становление, формирование и управление накопительными пенсионными фондами в условиях переходной экономики представляет одну из актуальных и недостаточно – изученных проблем.
Актуальность темы курсовой работы заключается в необходимости повышения эффективности управления пенсионными активами, что послужит фактором не только ростов объемов накоплений населения, но и послужит стимулирующим фактором экономического роста. Тема особенно актуальна в условиях проблем связанных с существующим дефицитом эффективных финансовых инструментов и ограничений в структуре инвестиционного портфеля пенсионных фондов.
Целью данной работы является изучение и анализ развития накопительных пенсионных фондов в Республике Казахстан, на основе анализа результатов деятельности пенсионных фондов выявить проблемы пенсионного рынка в целом и предложить пути решения этих проблем, разработка планов и рекомендаций, направленных на дальнейшее динамичное развитие системы.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи исследования:
- рассмотрение теоретико – методологических аспектов накопительной пенсионной системы;
- анализ
современного состояния и
- выявление
путей совершенствования
Объектом исследования является накопительная пенсионная система Республики Казахстан.
Предметом исследования выступает совокупность социально-экономических отношений, возникающих в процессе организации деятельности накопительных пенсионных фондов Казахстана.
Теоретическую, методологическую и информационную базу курсовой работы составили труды отечественных ученых в области пенсионного обеспечения и управления пенсионными фондами. Информационной базой исследования послужили статистические данные Министерства труда и социальной защиты РК, Министерства финансов РК, Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, Национального банка РК, Агентства РК по статистике, финансовая отчетность казахстанских НПФ. В качестве правовой основы использованы законодательные акты и нормативные документы Правительства РК, официальные программные документы по развитию пенсионного обеспечения в стране.
Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников.
1. Теоретические аспекты накопительных пенсионных фондов
Пенсионное обеспечение Казахстана в настоящее время представляет собой систему из трех уровней (пилларов), сочетающих одновременно механизмы солидарной и накопительной систем.
Функционирующая многоуровневая модель пенсионного обеспечения рассчитана на все население Казахстана. Сегментация населения по категориям, определяющим источник пенсионных выплат (государственный бюджет и/или пенсионные накопления), была основана на возрастных особенностях казахстанцев, вовлеченных в пенсионную систему.
Первый уровень - это солидарная пенсионная система, унаследованная Казахстаном от СССР после его распада и основанная на «солидарности поколений», в которой источником пенсионных выплат становится государственный бюджет за счет налоговых отчислений работающей части населения и других поступлений. Размер пенсионных выплат определяется трудовым стажем. В настоящее время в рамках этого уровня формируются пенсионные выплаты для тех, чей трудовой стаж на момент выхода на пенсию по состоянию на 1 января 1998 года составляет не менее шести месяцев.
Отчисление обязательных пенсионных взносов в период трудовой деятельности отвечает условиям второго уровня пенсионной системы и уже обязывает молодое поколение нести самостоятельную ответственность за уровень своего дохода после выхода на пенсию, так как источником пенсионных выплат станут сформированные ими на индивидуальных пенсионных счетах накопления.
Третий уровень - накопительная система, основанная на добровольных и добровольных профессиональных пенсионных взносах. Каждому гражданину предлагается возможность за счет добровольных пенсионных взносов увеличить свои накопления и тем самым обеспечить себе более высокий доход после завершения трудовой деятельности.
Накопительная пенсионная система является одним из важнейших компонентов социального обеспечения Республики, с одной стороны, и инструментом инвестирования средств в экономику Казахстана, с другой.
Суть накопительной пенсионной системы - это сохранение и преумножение средств вкладчиков, т.е. инвестиции в реальное создание. Механизм ее функционирования заключается в следующем: работодатели ежемесячно перечисляют в форме обязательных пенсионных взносов 10% от оплаты труда, включая все виды заработной платы, разные премии, доплаты, надбавки. За счет данного источника формируются пенсионные скопления вкладчиков накопительных пенсионных фондов.
Пенсионные взносы направляются в накопительный пенсионный фонд по выбору вкладчика, которому на основании пенсионного договора открывается индивидуальный пенсионный счет и личный номер - социальный индивидуальный код. Накапливаемые взносы вкладчиков пенсионные фонды передают через уполномоченный банк-кастодиан компании по инвестиционному управлению пенсионными активами, которая размещает средства в ценные бумаги, депозиты банков и другие финансовые инструменты. Полученный при размещении доход называется инвестиционным доходом, распределяется по индивидуальным счетам вкладчиков в соответствии с суммой накопленных средств. Таким образом, формируется индивидуальные пенсионные накопления вкладчиков, выплачиваемые им при наступлении пенсионного возраста.
Казахстанская модель пенсионной системы основополагается на следующих принципах:
- предоставление вкладчикам и получателям права выбора накопительного пенсионного фонда;
- обязательное участие в системе всего работающего населения;
- разграничение пенсий и других форм социального обеспечения;
- персонифицированный
учет пенсионных накоплений
- присвоение социального индивидуального кода каждому, кто имеет право на пенсионное обеспечение, и дальнейшее перечисление пенсионных взносов согласно присвоенному социальному индивидуальному коду вкладчика;
- начисление пенсионных взносов и хранение формируемых накоплений на индивидуальных пенсионных счетах;
- гарантии
государством сохранности
- обязательного
предоставления накопительным
- государственного
регулирования деятельности
- хранение денег и ценных бумаг в банке-кастодиане, который не может быть аффилированным с НПФ либо ООУИПА;
- контролирование банком-кастодианом целевого размещения пенсионных активов;
- дифференцированный учет собственных и пенсионных активов в накопительном пенсионом фонде;
- невозможность
обращения взысканий на
Кроме того, в течение всего переходного этапа к накопительной пенсионной системе государство несёт обязательства перед гражданами, имевшими трудовой стаж до начала пенсионной реформы, а также гарантирует состоявшимся пенсионерам право на получение пенсий и сохранение их получаемого размера из Государственного центра по выплатам пенсий с учетом уровня инфляции.
Накопительная пенсионная система обязывает задействованное в ней население нести самостоятельную ответственность за уровень своего дохода после выхода на пенсию, так как источником пенсионных выплат станут сформированные ими на индивидуальных пенсионных счетах накопления. Кроме того, каждому гражданину предлагается возможность за счет добровольных пенсионных взносов увеличить свои накопления и тем самым обеспечить себе более высокий доход после завершения трудовой деятельности.