Основные направления по совершенствованию деятельности накопительных пенсионных фондов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 07:01, курсовая работа

Краткое описание

Современная практика государственного регулирования социально-экономического развития страны обусловливает необходимость перехода к формированию долгосрочных целевых ориентиров развития пенсионной системы. Пенсионное обеспечение в Республике Казахстан занимает ведущее место в системе социальной защиты населения, и затрагивает интересы более 1,6 миллионов пенсионеров и около восьми миллионов участников накопительной пенсионной системы страны.

Содержание

Введение
2
Теоретические аспекты накопительных пенсионных фондов
5
Экономическая сущность накопительных пенсионных фондов
5
Этапы становления накопительных пенсионных фондов в Республике Казахстан
14
Анализ современного состояния и развития накопительных пенсионных фондов в Казахстане
1
Деятельность накопительных пенсионных фондов Республики Казахстан в 2010 году
18
Оценка инвестиционной деятельности АО «Единый накопительный пенсионный фонд»
28
Пути совершенствования накопительных пенсионных фондов и повышение их социальной значимости
3
Пути решения проблем накопительных пенсионных фондов
32
Основные направления по совершенствованию деятельности накопительных пенсионных фондов
37
Заключение
42
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

пенс. накоп. фонды курсовая.docx

— 153.77 Кб (Скачать файл)

Главная задача, стоящая на сегодня - это увеличить минимальную пенсию до достойного уровня. На сегодняшний день прожиточный минимум в Казахстане составляет 14 952 тенге. При этом потребительская корзина состоит на 60% из продуктов питания и на 40% из непродовольственных товаров. В то же время в соответствии международными стандартами потребительская корзина должна состоять на 30% из продуктов питания и на 70% из непродовольственных товаров и услуг. То есть, если сделать соответствующий перерасчет, то получим величину прожиточного минимума 29 304 тенге. Отсюда абсолютно ясно, что минимальная пенсия никак не должна быть меньше полученной суммы. Согласно рекомендациям Международной организации труда (МОТ) разница между минимальной и максимальными пенсиями должна составлять 3,5-4 раза. У нас эта разница сейчас составляет где-то 2,7 раз. Прямое сравнение уровня жизни наших пенсионеров и европейских конечно же будет не в нашу пользу. К примеру, размер средней пенсии в Германии составляет 984 Евро, в Финляндии -1,3 тыс.Евро, в Голландии – 3,2 тыс. Евро. В случае повышение размера минимальной пенсии до 30 000 тенге. достижение двукратной разницы между минимальной и максимальными размерами пенсии на первом этапе можно считать большой победой.

Уже начиная с 2011 года, можно и нужно увеличить размер минимальной пенсии до 30 000 тенге. При этом размер средней пенсии должен будет составить 45 000 тенге. Размер максимальной пенсии – 60 000 тенге. При этом большая часть пенсионеров должны получать пенсию в границах 40 000 – 50 000 тенге. Не более 3% должны получать минимальную и около 7% максимальную.

Соответствующие изменения необходимо внести в Методику исчисления пенсий. При этом принципиальным моментом считается дополнительное внесение таких изменений в соответствующие Методики и правила работы, которые бы отменили применяемую ныне практику сбора будущими пенсионерами всевозможных справок и архивных документов. Будущий пенсионер будет обязан представить в территориальные подразделения МТСЦ себя лично, удостоверение личности и (если есть) трудовую книжку. Все остальные действия по сбору необходимых и достаточных для расчета и начисления пенсии документов должны осуществляться работниками территориальных подразделений МТСЦ.

Реальные источники повышения пенсий:

  1. Трансферт 1,2 трлн. тенге из национального фонда РК в Республиканский бюджет. Предлагается законодательно закрепить принятую в настоящее время практику ежегодного трансферта в Республиканский бюджет в размере 1,2 трлн. тенге. Запретить финансирование из этого Фонда Банки второго уровня и других субъектов экономики, как это имело место в 2009 году. Внести соответствующие изменения в Концепцию формирования, инвестирования и расходования Национального фонда РК.
  2. Из этого трансферта в размере 1,2 трлн. тенге предлагается формировать социальный блок республиканского бюджета.
  3. Отменить обязательные пенсионные взносы в НПФ. Эти средства направлять напрямую в республиканский бюджет для формирования социального блока. В 2009 году эта сумма составила более 300 млрд. тенге.
  4. Разрешить всем участникам накопительной пенсионной системы изъять свои средства со счетов НПФ и распорядиться ими по своему усмотрению.
  5. Объявить о добровольности участия граждан в НПФ.
  6. Расформировать все институты развития(ФНБ “Самрук-казына”, Фонд “Даму”, Фонд “Каз-Агро” и др.) как не справившимися с возложенными на них задачами.
  7. Рассматривать и утверждать бюджеты Национальных компаний и компаний с государственным участием на открытых заседаниях Мажилиса Парламента РК. С имеющей место практикой откровенного разбазаривания национального достояния посредством: государственных закупок по многократно завышенным ценам; закупок товаров и услуг заведомо ненужных для осуществления деятельности необходимо покончить раз и навсегда. Ввести прямую персональную ответственность курирующего министра, ответственного за назначение топ-менеджмента Национальной компании за неисполнение утвержденного Мажилисом бюджета. Повышение эффективности национальных компаний и компаний с государственным участием может привести к реальной экономии по самым осторожным оценкам в размере больше чем 500 млрд. тенге в год. Эти деньги направить напрямую на увеличение зарплат работникам сферы образования и здравоохранения.
  8. Одним из основных критериев оценки топ-менеджмента Национальной компании должно стать ежегодное повышение производительности. Это выступает в унисон с Стратегпланом-2020.

 

3.2 Основные направления  по совершенствованию деятельности  накопительных пенсионных фондов

 

В перспективе в рамках реализации государственных программ, включая программу по созданию «электронного» правительства, ожидается законодательное развитие работы по переходу к предоставлению доступных электронных финансовых услуг для всего населения, включая отдаленные регионы, на основе электронной карточки. В качестве одного из ее базовых приложений планируется предусмотреть электронные услуги по пенсионному обеспечению граждан. Внедрение электронных технологий позволит решить как вопросы по рабочим процессам с вкладчиками, так и упрощения процедуры перевода накоплений между фондами.

 

С 2012 года заключение договора о пенсионном обеспечении с фондом и осуществление перевода накоплений будет автоматизировано посредством использования электронной карточки. В связи с этим предусматривается оптимизация процесса хранения документов в электронном виде и совершенствование процесса информирования вкладчиков.

Таким образом, вкладчик в дальнейшем прямо, а не косвенно, будет участвовать в принятии наиболее важных решений, а деятельность пенсионных фондов должна перейти совершенно на новый уровень.

Также будут выработаны меры по обеспечению надлежащего контроля и установлению ответственности за планирование и реализацию инвестиционных проектов, перераспределения рисков от государства бизнесу и разработки механизмов возмещения убытков накопительных пенсионных фондов в рамках финансирования таких проектов. При этом сохранность пенсионных накоплений, привлеченных для финансирования инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнерства, будет оставаться одной из основных гарантий государства. Необходимо разработать стратегию управления активами и обязательствами государственного сектора в тесной взаимосвязи с задачами и мероприятиями по развитию и совершенствованию отдельных сегментов финансового рынка, включая рынок ценных бумаг и накопительную пенсионную систему /6/.

Развитие накопительной системы напрямую зависит от выгодного размещения пенсионных активов в различные финансовые инструменты. Рост объема пенсионных активов требует дополнительных объектов вложений. Это особенно необходимо, так как пенсионные деньги являются важной составляющей внутренних инвестиционных ресурсов страны. Посредством пенсионных фондов деньги вкладчиков формируют капитал, который, в свою очередь, инвестируется в проекты. Кроме того, они выполняют стабилизирующую функцию в финансовой системе страны. При этом накопительные пенсионные фонды в Казахстане сегодня являются реальным институтом, владеющим такими большими финансовыми средствами.

С накопительной пенсионной системой на обязательной основе работают 26 стран. Участники системы находятся в тесном взаимодействии с регулирующим органом и ассоциацией финансистов. Готовятся законопроекты о переходе на мультипортфели для того, чтобы повысить доходность в перспективе. Понятно, что эти новшества дадут результат не сразу. Эффективность перехода на мультипортфели показал опыт Чили. Такую же систему планируют внедрить в Казахстане.

К 2012 году вся пенсионная система Казахстана будет полностью переведена на новый режим. Что это значит и как это отразится на вкладчиках. 

Ежемесячно 10% нашей зарплаты переводится в накопительный пенсионный фонд (НПФ). Как только деньги поступают на пенсионные счета, НПФ начинает вкладывать их в различные финансовые инструменты.

Это делается для того, чтобы увеличить размер накоплений, иначе деньги будут просто аккумулироваться на счетах и с годами обесцениваться из-за инфляции. Чтобы не допустить этого, накопления «прокручивают» на рынке ценных бумаг. Таким образом, наши деньги приносят определенный доход, а мы автоматически считаемся инвесторами.

К сожалению, не все фонды обеспечивают своим вкладчикам желаемую прибыль. Все зависит от того, какую стратегию выбрал НПФ – в этом процессе сами вкладчики не участвуют. Однако начиная со следующего года впервые в практике казахстанской накопительной пенсионной системы каждому вкладчику будет предоставлена возможность самостоятельно выбирать стратегию приумножения своих накоплений. Стратегии будут отличаться друг от друга по уровню доходности и степени риска.

Согласно поправкам 2008 года в закон о пенсионном обеспечении каждый накопительный пенсионный фонд с 2012 года будет обязан формировать за счет пенсионных активов консервативный и умеренный инвестиционные портфели. Кроме того, он будет вправе дополнительно формировать агрессивный инвестиционный портфель. Соответственно к каждому типу инвестиционного портфеля будет применяться определенная инвестиционная стратегия. Так, например, консервативный портфель будет представлен финансовыми инструментами, за исключением акций, которым присущ относительно низкий риск: это государственные ценные бумаги, ценные бумаги наиболее надежных эмитентов с фиксированным доходом и номинированных в национальной валюте. Умеренный портфель, активы которого будут инвестироваться в финансовые инструменты, в том числе в размере не более 30% в акции, то есть помимо низкорискованных бумаг портфель будет включать определенную долю более рискованных финансовых инструментов, которые, как правило, обеспечивают и более высокую доходность. Активы агрессивного портфеля будут инвестироваться в финансовые инструменты, в том числе в размере не более 80% в акции, а также в производные инструменты и инструменты, выраженные в иностранной валюте, которые, как правило, несут самые высокие риски. Порядок и условия инвестирования пенсионных активов в финансовые инструменты, в том числе:

- перечень объектов инвестирования;

- размеры инвестиций по видам  финансовых инструментов;

- суммарные размеры инвестиций  для каждого вида инвестиционного  портфеля;

- требования по хеджированию  устанавливаются нормативным правовым  актом АФН и инвестиционной  декларацией накопительного пенсионного  фонда.

Инвестиционная декларация разрабатывается накопительным пенсионным фондом для каждого вида инвестиционного портфеля.

 

Пенсионные накопления, сформированные за счет обязательных пенсионных взносов лиц, до достижения пенсионного возраста которым осталось семь лет и менее, могут переводиться накопительным пенсионным фондом только в умеренный или консервативный инвестиционный портфель без последующего перевода в агрессивный инвестиционный портфель данного или любого другого накопительного пенсионного фонда. Накопительным пенсионным фондам будет предписано в срок до 1 января 2012 года провести работу по приему заявлений вкладчиков (получателей) о выборе инвестиционного портфеля. Пенсионные накопления вкладчиков (получателей), не обратившихся с заявлением в накопительный пенсионный фонд о выборе инвестиционного портфеля, будут переводиться накопительным пенсионным фондом в умеренный инвестиционный портфель. С целью минимизации рисков вкладчиков закон налагает ответственность на пенсионные фонды и их управляющие компании по возмещению вкладчикам потерь взносов с учетом инфляции за период накопления. Помимо этого, вкладчикам по консервативному или умеренному инвестиционному портфелю возмещаются также потери определенного дохода за период накопления. Если показатель номинальной доходности накопительного пенсионного фонда по пенсионным активам, рассчитанный по консервативному или умеренному инвестиционному портфелю на конец календарного года, составляет величину, меньшую минимального значения доходности по соответствующему виду портфеля, то накопительный пенсионный фонд восстанавливает разницу между показателем номинальной доходности и минимальным значением доходности за счет собственного капитала в порядке, установленном нормативным правовым актом АФН. Порядок расчета номинальной доходности накопительного пенсионного фонда, рассчитываемой по консервативному или умеренному инвестиционному портфелю, и минимального значения доходности по каждому виду инвестиционного портфеля устанавливается нормативным правовым актом АФН. Чтобы вкладчики могли сознательно сделать выбор того или иного инвестиционного портфеля, инвестиционная стратегия должна будет публиковаться в средствах массовой информации.

Введение агрессивных мультипортфелей в пенсионных фондах Казахстана переносится на 2015 год. Это связано с тем, что значительное количество эмитентов, чьи бумаги торгуются на фондовом рынке испытывают трудности с рефинансированием своих обязательств. Около 29 эмитентов допустили дефолт в прошлом году. В нынешнем году 11 компаний не находятся в листинге. Инвесторы потеряли доверия к корпоративным ценным бумагам и предпочитают приобретать государственные. Регулятор констатирует создать полноценную стратегию инвестирования в различные виды портфелей затруднительно.

 

 

Что касается агрессивного портфеля, сохранность накоплений и взносов вкладчиков в данном портфеле обеспечивает НПФ, также с учетом уровня инфляции. Государство не будет нести ответственности за пенсионные накопления, находящиеся в агрессивном портфеле.

Если случится так, что в момент входа в агрессивный портфель сумма накоплений была выше, чем на выходе из него, то фонд обязан возместить разницу с учетом инфляции за счет собственных средств.

Внедрение мультипортфелей в конечном итоге должно повысить доходность пенсионных накоплений вкладчиков, обеспечить надежность всей пенсионной системы, предоставить больше свободы и пенсионным фондам, и их вкладчикам.

 

Заключение

 

Структурные реформы в пенсионной системе необходимы. И хотя в целом пенсионная реформа выдерживается в том виде, в каком планировалась, очевидно, что свои деньги будущие пенсионеры увидят только в том случае, если условия существования НПФ будут совершенствоваться – таковы реалии. Несмотря на постепенное устранение, наиболее существенных недостатков в процессе развития накопительной пенсионной системы до настоящего момента не разработаны эффективные методы управления накопительными пенсионными фондами. Это выражается в отсутствии стратегического плана развития накопительной пенсионной системы, в постоянном изменении количества регулирующих органов и их компетенции, в отсутствии законодательно установленных пенсионных схем для осуществления пенсионных выплат. Таким образом, имеются объективные потенциальные возможности для существующего совершенствования управления пенсионными накопительными фондами в Республике Казахстан.

В ходе проведенного исследования были сделаны выводы, что:

1) Несмотря на постепенное  устранение наиболее существенных  недостатков в процессе развития  накопительной пенсионной системы  до настоящего момента не разработаны  эффективные методы управления  накопительными пенсионными фондами. Это выражается в отсутствии  стратегического плана развития  накопительной пенсионной системы, в постоянном изменении количества  регулирующих органов и их  компетенции, в отсутствии законодательно  установленных пенсионных схем  для осуществления пенсионных  выплат. Таким образом, имеются объективные  потенциальные возможности для совершенствования управления пенсионными накопительными фондами в Республике Казахстан.

2) Проводимая в Казахстане пенсионная реформа столкнулась с рядом трудностей, вызванных нестабильным экономическим положением вследствие мирового финансового кризиса, неотлаженностью законодательства, демографическими проблемами. Для успешного реформирования пенсионной системы необходимо разработать и создать стабильную экономическую и регулятивную среду в стране, организационное объединение наличного интеллектуального потенциала для работы над проектами нормативно-правовых актов по вопросам совершенствования накопительной пенсионной системы, поддерживать макроэкономические показатели (экономический рост, инфляцию), обеспечить стабильность валюты, низкий уровень безработицы и т.д.

Информация о работе Основные направления по совершенствованию деятельности накопительных пенсионных фондов