Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:11, курсовая работа
В Республике Беларусь законодательство о труде предусматривает защиту женщин в связи с их физиологической особенностью, предоставляя им и работникам, имеющим семейные обязанности определенные льготы и наделяя их некоторыми правами.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...
3
ГЛАВА 1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ЖЕНЩИН
1.1 Развитие законодательства регулирующего труд женщин в Республике Беларусь………………………………………………………
5
1.2 Действующее национальное законодательство Республики Беларусь регулирующее труд женщин………………………………….
8
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ЖЕНЩИН
2.1 Право женщин на отдых……………………………………………..
11
2.2 Дополнительные гарантии……………………………………………
13
2.3 Дополнительный свободный от работы день……………………….
18
ГЛАВА 3 ГАРАНТИИ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ И ПРЕКРАЩЕНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
3.1 Гарантии при заключении трудового договора……………………
21
3.2 Гарантии при прекращении трудового договора………………….
22
3.3 Продление трудовых договоров…………………………………….
24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….
28
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | |
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 |
ГЛАВА 1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ЖЕНЩИН |
|
1.1 Развитие законодательства
регулирующего труд женщин в
Республике Беларусь…………………………… |
5 |
1.2 Действующее национальное
законодательство Республики |
8 |
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ЖЕНЩИН |
|
2.1 Право женщин на отдых……………………… |
11 |
2.2 Дополнительные гарантии………………… |
13 |
2.3 Дополнительный свободный от работы день………………………. |
18 |
ГЛАВА 3 ГАРАНТИИ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ
И ПРЕКРАЩЕНИИ ТРУДОВОГО |
|
3.1 Гарантии при заключении трудового договора…………………… |
21 |
3.2 Гарантии при прекращении трудового договора…………………. |
22 |
3.3 Продление трудовых договоров……………………………………. |
24 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
26 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………. |
28 |
ВВЕДЕНИЕ
В Республике Беларусь законодательство о труде предусматривает защиту женщин в связи с их физиологической особенностью, предоставляя им и работникам, имеющим семейные обязанности определенные льготы и наделяя их некоторыми правами.
Правовое регулирование вопросов, связанных с регулированием труда женщин и работников, имеющих семейные обязанности осуществляется в соответствии с нормами гл.19 Трудового Кодекса (далее - ТК) Республики Беларусь, другими актами законодательства, учредительными документами, коллективным договором и трудовым договором.
Актуальность темы курсовой работы. В период становления гражданского правового общества наряду с изменениями в политической сфере, происходят изменения социального статуса личности. В международно-правовых документах говорится, что семья является естественной и основной ячейкой общества, которой должна предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, в особенности при ее образовании и пока на ней лежит ответственность о несамостоятельных детях и их воспитании. Многое делалось и делается на законодательном уровне для создания оптимальных условий, позволяющих сочетать семейные обязанности с работой. О важности вопросов положения женщин-матерей в обществе, свидетельствует выделение их в самостоятельный предмет международно-правового сотрудничества государств в рамках международно-правовой отрасли – международная защита прав человека. Социальная защита прав женщин направлена на обеспечение им равных с мужчинами прав во всех сферах общественной жизни; физиологические способности женского организма, выполнение женской особой социальной функции – материнства, вызвали существование специальных норм, стоящих на страже интересов женщин.
Целью курсовой работы является закрепление знаний в области регулирования труда женщин. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-проанализировать действия национального законодательства Республики Беларусь регулирующее труд женщин;
-рассмотреть особые условия труда беременных женщин и женщин имеющих детей в возрасте до трех лет;
-охарактеризовать социальные льготы и компенсации, предоставляемые женщинам в связи с материнством.
При разрешении поставленных задач для достижения цели исследования использовались следующие методы: формально-юридический метод, метод системного анализа, комплексного исследования, метод сравнения, теоретический и эмпирический.
При написании данной курсовой работы были использованы различные правовые акты, такие, например, как Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс Республики Беларусь и другие нормативные правовые акты Республики Беларусь, международные правовые акты, также были использованы работы таких специалистов в области труда женщин как: Подгруша, В.В, Булаш, А, Семенкова В.И, Рахубо, Т.В, Плют, А, Сергеева, А.П, Михейчик, Т.
Объектом являются трудовые отношения возникающие в связи с регулированием труда женщин.
Предметом являются нормы трудового права регулирующие труд женщин.
Структура работы включает: титульный лист, содержание, введение, три главы с подразделами к ним, заключение, список использованных источников. Курсовая работа выполнена на 31 странице компьютерного текста.
ГЛАВА 1
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ЖЕНЩИН
1.1 Развитие законодательства регулирующего труд женщин в Беларуси
В первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции основное направление движения к равенству мужчин и женщин шло через экономическое освобождение женщин, установление юридического равноправия в семейных, трудовых отношениях, создание системы льгот трудящимся женщинам.
Советское государство отменило прежнее законодательство, закреплявшее дискриминацию женщины, предоставило ей равные права с мужчиной, открыло доступ к образованию. Государство признало своей обязанностью заботу о материнстве и детстве. В декабре 1917 года был создан специальный отдел по охране материнства и младенчества.
В конце 1917-начале 1918 года был принят ряд декретов, направленных на охрану труда женщин. Запрещалось использовать женский труд на подземных и некоторых других тяжелых работах, в ночные смены, а также сверхурочно. Декретом ВЦИК Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов от 22 декабря 1917 года было введено денежное пособие по случаю родов в размере полного заработка в течение 8 недель до родов и 8 недель после родов. Этим же декретом предусматривалось, что работнице в период кормления ребенка могло быть выплачено пособие в размере от одной четверти до половины ее заработка в течение 9 месяцев после родов.
Кодекс законов о труде (КЗоТ) 1922 г. принципиально отличался от КЗоТ 1918 г.[1] От методов принуждения в регулировании трудовых отношений государство переходит к методам свободного найма рабочей силы с заключением добровольного трудового договора. Кодекс допускал в исключительных случаях (борьба со стихийными бедствиями, недостаток в рабочей силе для выполнения важнейших государственных заданий) привлечение граждан к труду в порядке трудовой повинности по специальным постановлениям СНК.
Для женщин и подростков до 18 лет, а также для лиц, занятых на производстве с вредными условиями труда, рабочий день сокращался до 6 часов. Увольнение с работы допускалось лишь вследствие полной или частичной ликвидации предприятия, истечения срока временной работы, приостановки работ свыше месяца, в случае явной непригодности рабочего, определенной в установленном порядке и, наконец, по желанию самого трудящегося. В КЗоТ 1922 года порядок увольнения был значительно облегчен. Регламентировалось время отдыха и праздничные дни.
Таким образом, трудовое законодательство БССР в 1922 г. устанавливало квоты на увольнение женщин при сокращении штатов, за беременными женщинами и одинокими матерями с детьми до одного года закреплялось преимущественное право сохранения рабочего места. Конституция БССР 1937 г. законодательно закрепляла равенство прав мужчин и женщин во всех сферах жизни и деятельности[2].
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. "Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства" оплачиваемый отпуск по беременности и родам работающим женщинам был установлен с 63 до 77 календарных дней [3].
В 1956 году был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 марта 1956 г. продолжительность декретного отпуска увеличивалась до 112 календарных дней (56 дней до родов и 56 дней после) с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию [4]. Постановление Совета Министров СССР "О мероприятиях по замене женского труда на подземных работах и в горнодобывающей промышленности и на строительстве подземных сооружений" от 13 июля 1957 г. вводился запрет на применение женского труда в данной отрасли промышленности [5].
В 60-х годах специалисты
В ряде случаев не всегда оправданно
с точки зрения равенства возможностей
женщин и мужчин установление запретов
на выполнение действий, связанных
с работой, что также рассматривается
как определенные льготы. В условиях
превышения предложения рабочей
силы над спросом работодателю, безусловно,
удобнее пригласить на работу мужчину,
чем женщину с ее многочисленными
льготами. Советское законодательство
о труде регулировало трудовые отношения
всех рабочих и служащих, содействуя
росту производительности труда, повышению
эффективности общественного
По кодексу законов о труде запрещалось применение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, а также на подземных работах, кроме некоторых подземных работ (нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию). Кодекс законов о труде от 23 июня 1972 года, введен в действие с 1 октября 1972 года.
КЗоТ БССР 1972 г. запрещал отказывать женщине в приеме на работу и снижать ей заработную плату по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей в возрасте до 14 лет [6].
КЗоТ БССР 1972 г. вводил запрещение ночного, сверхурочного труда и направления в командировки беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет; ограничение сверхурочных работ и направления в командировки для женщин, имеющих детей от 3 до 14 лет; закреплялись нормы переноса и передвижения тяжестей женщинами; работающим женщинам, имеющим 3 или более детей в возрасте до 12 лет, предоставлялось право на дополнительный однодневный оплачиваемый отпуск. По мере все большего вовлечения женщин в общественное производство, развития новых отраслей промышленности, связанных, в частности, с применением химических веществ (при общем отставании охраны труда и социальной сферы), стали проявляться негативные тенденции и противоречия.
Список производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещалось применение труда женщин, был утвержден Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25 июля 1978 года [7]. Нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную были установлены Постановлением госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 27 января 1982 года (Бюллетень Госкомтруда СССР, 1982, №4)[8]. Также КЗоТ регулировал социальные и иные льготы предоставляемые женщинам и лица имеющим семейные обязательства.
Госкомтруд СССР и Секретариат ВЦСПС 6 июля 1982 г. приняли Положение "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет"[9].
Решением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. вводились частично оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет и неоплачиваемые отпуска до достижения ребенком возраста трех лет.
Постановлением Верховного Совета СССР "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, охране материнства и детства, укреплению семьи" от 10 апреля 1990 г. продолжительность отпуска по беременности и родам составила 70 календарных дней до рождения ребенка и 56 после[10].
Новая редакция Основ законодательства СССР и союзных республик о труде от 1990 г., а также изменения, внесенные в КЗоТ БССР 1972 г. определяли, что частично оплачиваемый отпуск и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком может быть использован полностью или частично отцом, бабушкой, дедушкой или другим родственником, фактически осуществляющим уход за ребенком.
1.2 Действующее национальное
законодательство Республики
Правовое регулирование труда
женщин в международно-правовых актах
о труде. Организация Объединенных
Наций (ООН) уже в первых своих
документах обратилась к правам человека,
в частности, в области труда
и социального обеспечения. Возможность
участия ООН в международном
регулировании труда и
Конвенция об охране материнства (Конвенция 103) от 28 июня 1952 г. вступила в силу для БССР 6 ноября 1957 г[11].
В ней предусматривались особые меры по охране материнства, предоставляющие определенные привилегии женщинам: право трудящейся женщины на обязательный и дополнительный отпуск после родов, на выплату денежного пособия в период отпуска, на сохранение работы во время отпуска по беременности. Конвенция о применении труда женщин на подземных работах в шахтах любого рода (Конвенция 45) от 21 июня 1935 г. вступила в силу для БССР 4 августа 1962 г. Конвенция запрещала применение труда женщин в шахтах, за исключением руководящей и обслуживающей работы[12].
Конвенция о дискриминации в области труда и занятий (Конвенция 111) от 25 июня 1958 г. вступила в силу для БССР 4 августа 1962 г. Конвенция определяла понятие "дискриминации", обязывала государства проводить политику равенства возможностей и обращения в отношении труда[13].