Особенности регулирования труда женщин в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:18, курсовая работа

Краткое описание

Равенство граждан Российской Федерации в сфере труда независимо от пола, национальности, имущественного и должностного положения, а также от других обстоятельств, обеспечивается не только путем законодательного запрещения дискриминации по указанным основаниям, но и путем обеспечения равных возможностей, то есть частичного ограничения общих правил по тем же вопросам, либо путем установления для отдельных категорий работников дополнительных правил. К таким категориям работников относятся, прежде всего, женщины. Это позволяет им трудиться без ущерба для своего здоровья и гармонично сочетать семейные и профессиональные обязанности, поскольку они выполняют важную социальную функцию материнства.

Содержание

Глава 1.
Формирование международного законодательства по регулированию труда женщин.
Особенности законодательного регулирования труда женщин в России. Источники права, регулирующие особенности труда женщин.
Глава 2.
2.1. Ответственность работодателя за допущение нарушений при предоставлении льгот женщинам или отказе в их предоставлении.
2.2. Дополнительные гарантии для беременных женщин.
Глава 3.
3.1. Статистические данные.
3.2. Предложения по усовершенствованию.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 56.45 Кб (Скачать файл)

Тема «Особенности регулирования  труда женщин в РФ»

План

Введение

Глава 1.

    1. Формирование международного законодательства по регулированию труда женщин.
    2. Особенности законодательного регулирования труда женщин в России. Источники права, регулирующие особенности труда женщин.

Глава 2.

2.1. Ответственность работодателя за допущение нарушений при предоставлении льгот женщинам или отказе в их предоставлении.

2.2. Дополнительные гарантии для беременных женщин.

Глава 3.

3.1. Статистические данные.

3.2. Предложения по усовершенствованию.

Заключение.

Список использованной литературы.

 

Введение.

Равенство граждан Российской Федерации в сфере труда независимо от пола, национальности, имущественного и должностного положения, а также  от других обстоятельств, обеспечивается не только путем законодательного запрещения дискриминации по указанным основаниям, но и путем обеспечения равных возможностей, то есть частичного ограничения общих правил по тем же вопросам, либо путем установления для отдельных категорий работников дополнительных правил. К таким категориям работников относятся, прежде всего, женщины. Это позволяет им трудиться без ущерба для своего здоровья и гармонично сочетать семейные и профессиональные обязанности, поскольку они выполняют важную социальную функцию материнства.

Так, с учетом физиологических  особенностей женского организма и  выполнения женщинами функций материнства, трудовым законодательством установлены  дополнительные гарантии для женщин, имеющие целью предупредить воздействие  на здоровье женщин и их грудных  детей, вредных и опасных производственных факторов, а также обеспечить создание условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством. По своему содержанию эти гарантии либо ограничивают сферу  применения труда женщин, либо устанавливают  дополнительные льготы для женщин в период выполнения ими функции материнства.

Рассмотрение такого важного  с точки зрения социальной политики государства, как вопрос регулирования  труда женщин в нашей стране и  стало целью написания этой работы.

Цели работы соответствуют  и поставленные задачи, решение которых  стало последовательными шагами к глубокому и полному изучению поставленного вопроса:

1. определение обоснования законодательного выделения женщин в отдельную группу работников с особыми условиями труда;

2. определения значимости этого шага российского законодателя;

. выделение специализированных норм права, регулирующих правовое положение женщин в трудовых отношениях, в международно-правовых нормативных актах;

. обзор основных нормативных актов Российской Федерации, регулирующих вопросы регулирования труда женщин;

. рассмотрение особенностей ответственности, предусмотренной законодательством РФ за нарушение прав женщин в сфере труда;

. рассмотрение основных особенностей регулирования труда женщин в целом, а также беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, - в отдельности.

Для наиболее детального решения  поставленных задач мною были изучены  не только теоретические труды отечественных  правоведов и основные нормативные  правовые акты в сфере регулирования  труда. Также внимание было обращено на большое количество информации периодического характера - для формирования правильного  понимания существующих проблем  на современном этапе, а также  судебная практика по трудовым спорам женщин - для выявления самых распространенных конфликтных моментов, существующих на сегодняшний день.

Работа имеет не только теоретическую, но и практическую ценность. Она может быть использована студентами высших учебных заведений и учебных  заведений среднего звена, изучающими вопросы, связанные с правовым регулированием труда женщин в Российской Федерации; а также кадровыми службами предприятий - для организации работы, исключающей  ошибки, неточности и нарушения трудового  законодательства и, соответственно, прав работников-женщин.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

1.1.Во всех государствах  независимо от формы правления  вопрос о правах женщины и  об их защите всегда был  предметом обсуждения. Еще в прошлом  веке П.В. Безобразов утверждал,  что прочное общество - это то общество, которое построено на началах справедливости, на началах равенства, общество, в котором не должны исключаться слабые и неимущие, в том числе женщины. Лишать их прав, без которых немыслима человеческая жизнь, значит протестовать против прогресса, замедлять ход истории, не понимать требований времени. Равноправие мужчин и женщин является неотъемлемой частью прогресса человечества, элементом демократии и важным условием развития правового государства. Современное состояние общественных отношений не позволяет игнорировать знание, навыки и творческие способности женщин и нуждается в полном их использовании. Применение принципов декларации является более важным, чем их отражение в праве, и это было неоднократно признано Генеральной Ассамблеей и другими органами ООН.

Впервые в истории человечества в XX веке, в большей степени в  послевоенные годы, предметом обсуждения на международных специальных форумах  стала защита как гражданских, так  и политических прав женщин. На образованной Организации Объединенных Наций  вопросы относительно защиты политических и гражданских прав женщин считаются  в международном сотрудничестве одними из самых важных вопросов. Сейчас эти вопросы неотъемлемы от системы  защиты прав человечества.

Основным источником по защите прав женщин на международном  уровне является Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении  женщин. Государства - участники должны включить в свое законодательство положения  о принятии конкретных санкций за осуществление дискриминационных  мер в отношении женщин и сформировать систему подачи и рассмотрения жалоб  в национальных трибуналах и судах. При этом должно оцениваться фактическое  наличие дискриминационной практики и целесообразность принятия специальных  мер к защите гражданских и  политических прав женщин. Должны быть приняты все меры, чтобы женщины  без какой- либо дискриминации имели  равные с мужчинами условия:

. Иметь право голоса  на участие в выборах и право  избираться в публичные органы;

. Иметь право голоса  на всех референдумах, осуществляемых  публично;

. Иметь право выполнять  общественные функции и доступ  на государственную службу.

Международно-правовое регулирование  защиты прав и интересов женщин обусловлено  множеством факторов. На национальном уровне, в различных странах процесс  законодательного закрепления предоставления женщинам гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав не совпадал в силу господства в обществе старых "патриархальных" представлений  о ролевых функциях каждого из полов, и соответственно, обусловленных  этим традиционных правах и обязанностях мужчин и женщин. Огромное значение имеет господствующая в том или ином обществе религия и национальные и культурные обычаи.

Конвенция ООН «О ликвидации всех форм дискриминации относительно женщин» (1979 г.) (далее Конвенция) является основополагающим документом, в котором  обобщены и зафиксированы фундаментальные  положения относительно международно-правового  статуса женщин. Ее можно назвать  мировой женской конституцией. Понятие  международного механизма защиты прав человека женщин весьма объемно. Важнейшими его составляющими являются:

) международные документы  (Конвенции, Декларации, договоры);

) международные организации  и их органы;

) практика применения  международных документов;

) международный контроль  и процедуры рассмотрения споров. О международном механизме защиты  прав человека женщин можно  говорить как на универсальном  уровне, прежде всего, в системе  ООН, так и на региональном, применительно к международным  организациям Европы, Америки и  Африки.

Проблема совершенствования  универсальных международных документов. В гл. 1 настоящей работы проанализированы в историческом разрезе важнейшие  Конвенции и Декларации, касающиеся прав человека женщин, принятые ООН, Международной  организацией труда, а также Женевские  конвенции и иные документы по гуманитарному праву. Отмечена также  особая роль с точки зрения международно-правовой защиты прав женщин Конвенции ООН 1979 г. «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» Специфика данной Конвенции состоит не только в широком охвате регламентируемых ею гендерных проблем, но и в том, что к настоящему времени она ратифицирована большинством существующих ныне государств.

Конвенция ООН 1979г., как  известно, не затрагивает вопрос о  предотвращении насилия в отношении  женщин - явления, которое приобрело  особую остроту, в том числе на международном уровне, в последнее  десятилетие XX века. О необходимости  принятия соответствующего международного документа особо упоминалось  на Всемирной конференции по правам человека, проходившей в Вене в 1993 г. В соответствии с рекомендацией  этой конференции Генеральная Ассамблея  в том же году приняла одноименную  Декларацию. Очевидно, что ныне актуальным становится вопрос о подготовке на основе названной Декларации Конвенции  о предотвращении насилия в отношении  женщин, которая будет иметь в  отличие от Декларации, обязательную силу для ратифицировавших ее государств. Разработка и принятие такой Конвенции  явились бы важным шагом на пути упрочения международного механизма  по защите прав человека - женщин.

Определенная гендерная переориентация характерна ныне и для Международной Организации Труда. Ею принято решение о включении проблемы обеспечения равных прав и равных возможностей женщин и мужчин в сфере труда во все программы и иные проводимые данной организацией мероприятия. МОТ рекомендует воем государствам- участникам этой организации, национальным организациям предпринимателей и профсоюзам включать женщин в состав представляющих их делегаций на конференциях МОТ.

Устав ООН подчеркивает значение международного сотрудничества в достижении равноправия мужчин и женщин. В преамбуле и ст. ст. 1 и 55 Устава ООН одной из целей  деятельности организации провозглашено  достижение всеобщего уважения и  соблюдения прав человека и основных свобод для всех, без различия пола, расы и других признаков.

В соответствии со ст. 68 Устава ЭКОСОС, учитывая актуальность и сложность  проблемы равенства полов, своей  резолюцией от 21 июня 1946 г. создал Комиссию по положению женщин, определил ее компетенцию и состав. В лице этой Комиссии был учрежден специальный  вспомогательный орган ООН, занимающийся исключительно вопросами международной  защиты прав женщин. Путем создания этой Комиссии большинство государств-членов ООН согласилось выделить вопрос о защите прав женщин в самостоятельный - в рамках единого института международной  защиты прав человека - предмет международного сотрудничества. Тем самым впервые  в истории на столь высоком  уровне было признано то большое значение, которое имеет проблема обеспечения равноправия мужчин и женщин во всем мире.

Устав ООН, подписанный  в Сан- Франциско 26 июня 1945 г., можно рассматривать в качестве первого международного документа, в котором указано, что его цели основаны на всеобщем уважении прав человека. Устав возложил реализацию обязанностей, в том числе и применительно к проблеме прав человека, на достаточно широкий круг органов и организаций, начиная с Генеральной Ассамблеи ООН, принявшей значительное число касающихся общих прав человека и посвященных специально коллективным правам женщин Конвенций и Деклараций225. Наряду с этим на следующий год (1946 г.) была учреждена специальная Комиссия по правам человека, одной из подкомиссий которой явилась Комиссия по положению (статусу) женщин. Этими Комиссиями на протяжении второй половины XX в. проводилась большая работа по подготовке соответствующих международных документов и рассмотрению периодических докладов государств о ходе выполнения тех или иных Конвенций226.

В 1979 г. к этой работе подключилась, как уже отмечалось выше, созданная  в соответствии о Конвенцией 1979 г. специальная Комиссия ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин. В последующие годы каждая из названных выше Комиссий ООН работала в значительной мере самостоятельно, вне тесной связи с остальными.

Фактически это привело  к тому, что коллективные права  женщин как бы выпадали из общего контекста  прав человека. Ситуация изменилась после  принятия Венской декларации и Программы  действий в июне 1993 г.227. В этих документах было впервые в истории человечества провозглашено, что «права человека женщин и девочек являются неотъемлемой составной и неделимой частью всеобщих прав человека». Значительное внимание было уделено в Вене и  усовершенствованию организационных аспектов работы ООН в области прав человека. Была подчеркнута важность укрепления Центра ООН по правам человека, которому следует играть важную роль в координации общесистемного внимания к правам человека, сотрудничестве с другими организациями и органами ООН. Была также признана необходимость постоянной адаптации механизма ООН в области прав человека к нынешним и будущим потребностям на основе сбалансированного устойчивого развития в интересах всех людей. Тогда же был поднят вопрос о необходимости учреждения поста Верховного комиссара ООН по правам человека, выделения специальною докладчика Комиссии ООН по правам человека о насилии в отношении женщин, принятия Факультативного протокола к Конвенции 1979 г. и разработке Декларации о предотвращении насилия в отношении женщин, о чем уже упоминалось выше.

Информация о работе Особенности регулирования труда женщин в РФ