Особенности регулирования труда женщин в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:18, курсовая работа

Краткое описание

Равенство граждан Российской Федерации в сфере труда независимо от пола, национальности, имущественного и должностного положения, а также от других обстоятельств, обеспечивается не только путем законодательного запрещения дискриминации по указанным основаниям, но и путем обеспечения равных возможностей, то есть частичного ограничения общих правил по тем же вопросам, либо путем установления для отдельных категорий работников дополнительных правил. К таким категориям работников относятся, прежде всего, женщины. Это позволяет им трудиться без ущерба для своего здоровья и гармонично сочетать семейные и профессиональные обязанности, поскольку они выполняют важную социальную функцию материнства.

Содержание

Глава 1.
Формирование международного законодательства по регулированию труда женщин.
Особенности законодательного регулирования труда женщин в России. Источники права, регулирующие особенности труда женщин.
Глава 2.
2.1. Ответственность работодателя за допущение нарушений при предоставлении льгот женщинам или отказе в их предоставлении.
2.2. Дополнительные гарантии для беременных женщин.
Глава 3.
3.1. Статистические данные.
3.2. Предложения по усовершенствованию.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 56.45 Кб (Скачать файл)

Ныне многие из этих пожеланий  претворены в жизнь. Верховным комиссаром ООН по правам человека стала Мэри Робинсон - бывший Президент Ирландии. Активно работает специальный докладчик  по проблемам насилия в отношении  женщин Раджика Кумерасвами. Впервые в истории ООН Комиссия по правам человека начала активно сотрудничать с Комиссией по положению (статусу) женщин и они даже провели в апреле 1998 г. совместную сессию. В ходе этой сессии обсуждались вопросы об учете гендерного аспекта в области прав человека и совместной деятельности двух комиссий и их секретариатов; о необходимости обязательного включения в программы Комиссии по правам человека специального пункта, касающегося прав женщин; настоятельной потребности усилить борьбу против насилия в отношении женщин; важности уделения внимания социальным и экономическим правам женщин и поднятия роли неправительственных организаций во всех Центрах ООН.

Усовершенствование практики применения международных документов о правах женщин. В сфере действия международного права, подобно тому, как и во внутригосударственных  отношениях, эффективность претворения  в жизнь тех или иных норм отнюдь не есть величина безусловная и тем  более постоянная во времени и  пространстве. Она зависит от многих социальных факторов, важнейшим из которых является круг возможных  участников международных отношений - их субъектов. Признание долгое время  в качестве субъектов международного права лишь суверенных государств ставило  существенные препоны на пути воздействия со стороны международного сообщества на ход претворения в отдельных странах принятых ими на себя международных обязательств. Придание Уставом ООН первостепенного значения проблеме прав человека привело к концу XX в. к признанию субъектами международного права также граждан. Существенно изменилось в этой связи и соотношение международных и национальных механизмов защиты прав человека.

Однако практически повсюду  в мире по- прежнему сохраняется огромная пропасть между социальным и экономическим положением женщин и мужчин, женщины остаются наиболее уязвимыми в различных жизненных ситуациях. Так, именно женщины составляют большую часть беднейшего населения планеты, среди них наиболее распространена безграмотность. Рабочий день женщины зачастую более длительный, чем день мужчины (в некоторых странах Азии и Африки на 13 часов), при этом заработная плата женщин меньше. По данным ЮНИСЕФ, каждый год более 1 млн. девочек умирает в младенчестве только потому, что они родились женщиной. Во многих странах женщины не обладают равными юридическими правами с мужчинами, и в полицейских участках, и в залах судебных заседаний с ними обращаются не должным образом. Женщин продают и покупают в ходе официально не признанной, но реально существующей международной работорговли в домашних и сексуальных целях. Ужасающие формы приобретает насилие в семье в разных странах. Как правило, женщины составляют большую часть всех беженцев и перемещенных лиц по время вооруженных конфликтов. Осознание масштабов этих проблем крайне важно для решения ситуации на внутригосударственном уровне. Такое положение дел нередко является результатом распространенной дискриминации в семье, в обществе, на работе. Дискриминация по отношению к женщинам сохраняется благодаря наличию стереотипов сознания (как у мужчин, так и у самих женщин), мифов, культурных обычаев и представлений, ущемляющих женщину .

Безусловно, международное  сообщество выражает озабоченность  таким положением дел. В настоящее  время разработаны и действуют  международные стандарты, закрепляющие права женщин. Важнейшими из них  являются: Устав ООН, утвердивший  принцип равенства прав женщин и  мужчин, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских  и политических правах и Международный  пакт об экономических, социальных и  культурных правах и другие.

В 1993 году на Всемирной конференции ООН по правам человека была принята Венская декларация и Программа действий. В этих документах было провозглашено, что права женщин являются неотъемлемой составной частью прав человека в целом и подчеркнута необходимость искоренения насилия в отношении женщин в публичной и частной жизни. А IV Всемирный конгресс женщин, собравшийся в 1995 году в Пекине (189 стран) принял ещё 2 документа - Пекинскую декларацию и Платформу действий. Государства взяли на себя обязательства обеспечивать женщинам и девочкам возможность полностью пользоваться всеми правами человека, принимать все необходимые меры по ликвидации всех форм дискриминации.

Полное и равное участие  женщин в политической, гражданской, экономической, общественной и культурной жизни на национальном, региональном и международном уровнях, а также  ликвидация всех форм дискриминации  по признаку пола являются первоочередными  целями международного сообщества. В  различных договорах по правам человека содержатся требования к государствам- участникам о соблюдении закрепленных в этих договорах, прав без какой бы то ни было дискриминации, в том числе по признаку пола. В частности такое положение предусмотрено в статье 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, а в статье 3 содержится дополнительное требование, предусматривающее, что государства- участники должны обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми гражданскими и политическими правами, предусмотренными в настоящем Пакте.

Еще одним правовым документом, в котором рассматриваются права  женщин, является Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении  женщин, которая была принята ООН в 1979 году и вступила в силу в 1981 году. Конвенция расширяет положения других международных правовых актов, направленных на прекращение дискриминации в отношении женщин. Дает определение самому понятию«дискриминация в отношении женщин» (ст.1) - любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной и любой другой области.

Согласно статье 2 Конвенции, государства-участники осуждают дискриминацию  в отношении женщин во всех ее формах, соглашаются безотлагательно всеми  соответствующими способами проводить  политику ликвидации дискриминации  в отношении женщин и с этой целью обязуются:

а) включить принцип равноправия  мужчин и женщин в свои национальные конституции или другое соответствующее  законодательство, если это еще не было сделано, и обеспечить с помощью  закона и других соответствующих  средств практическое осуществление  этого принципа;) принимать соответствующие  законодательные и другие меры, включая  санкции, там, где это необходимо, запрещающие всякую дискриминацию  в отношении женщин;

с) установить юридическую  защиту прав женщин на равной основе с  мужчинами и обеспечить с помощью  компетентных национальных судов и  других государственных учреждений эффективную защиту женщин против любого акта дискриминации;) воздерживаться от совершения каких-либо дискриминационных  актов или действий в отношении  женщин и гарантировать, что государственные  органы и учреждения будут действовать  в соответствии с этим обязательством;

е) принимать все соответствующие  меры для ликвидации дискриминации  в отношении женщин со стороны  какого-либо лица, организации или  предприятия;) принимать все соответствующие  меры, включая законодательные, для  изменения или отмены действующих  законов, постановлений, обычаев и  практики, которые представляют собой  дискриминацию в отношении женщин;) отменить все положения своего уголовного законодательства, которые представляют собой дискриминацию в отношении  женщин.

Контролирует реализацию данной Конвенции специально созданный  Комитет по ликвидации дискриминации  в отношении женщин (Нью Йорк, 23 эксперта, собираются 2 раза в год и изучают положение женщин в разных странах по средством анализа докладов государств-участников).

декабря 1999 года был открыт для подписания Факультативный протокол к Конвенции, в котором была предложена процедура для рассмотрения Комитетом индивидуальных или межгосударственных жалоб. Российская Федерация подписала и ратифицировала Конвенцию и Факультативный протокол к ней.

Международное право формирует  мир публичной активности на надгосударственном уровне и тем самым как бы оставляет  его от «частного» мира внутригосударственных  отношений аналогично тому, как внутри страны государство стремится дистанцироваться от организации жизни в семье  и доме. На международном уровне только отношения между государствами  или вопросы, которые государства  согласились передать в сферу  международной регламентации путем  заключения международных договоров  и соглашений, служат легитимным предметом  для «публичного» уровня международно-правового  регулирования. А то, что государства  рассматривают как якобы «частное»  не может быть предметом вмешательства  международного права. Такое различие отказывает женщинам в защите их коллективных прав со стороны международного сообщества, которое в первую очередь занято вопросами национального суверенитета и рамками национальной юрисдикции, а не каждодневными реальностями женской борьбы за пищу, убежище  или личное достоинство. После второй мировой войны созданная система  международной защиты прав человека, хотя и не разрешила полностью  проблемы гендерного равноправия, но все же создала для женских неправительственных организаций возможность требовать существенных изменений в вопросах соотношения публичного и частного и на международной арене.

Проблема женского равноправия  не является изолированной от других важнейших проблем современного мира, требующих объединенных усилий государств для их успешного решения. Такие проблемы, как регулирование деторождения, воспитание подрастающего поколения, образование, здравоохранение (особенно педиатрия и акушерство), которые при неудовлетворительном их решении могут препятствовать достижению подлинного равноправия. Но недостаточно только зафиксировать, что государством и международным содружеством гарантируется равное отношение, равные права, как для мужчин, так и для женщин. Важно определиться, с помощью, каких средств - экономических, политических, правовых, организационных - это правило поведения субъектов отношений должно обеспечиваться, и какие негативные последствия возникнут для лица, которое нарушает требования их соблюдения. Разрыв, который существует между правами женщин, в соответствии с буквой закона, и повседневным применением правовых положений на практике, свидетельствует о необходимости внесения изменений в законодательство, приведение его в соответствии с потребностями современности и международных стандартов защиты прав женщин.

женщина право гендерный дискриминация

 

1.2.Конституционное провозглашение прав и свобод высшей ценностью и необходимость обеспечения их гарантированной защитой предопределяют обязанность законодателя закреплять соответствующие механизмы их защиты. Среди всех ценностей российская Конституция подчеркивает приоритет семьи, материнства и детства и указывает на обязательность их защиты государством. Сегодня пересмотр ориентиров государственно-правовой деятельности и ориентация государственных структур на реальные чаяния и нужды граждан способствует началу воплощения конституционных принципов в жизни.

В свете объявления 2008 г. годом Семьи особую значимость приобрел анализ правового и фактического положение российских женщин в сфере  труда, а также исследование правовых механизмов, направленных на защиту и  обеспечение их прав. Поскольку именно на женщин ложится основная нагрузка по укреплению семьи, продолжению рода и воспитанию детей. Женщины испокон  веков были хранителями семейных ценностей. Несмотря на изменения общественного  сознания, всеобщую эмансипацию женщин, связанную с желанием быть равными  мужчинам, женщина по-прежнему играет первостепенную роль не только в семье, но и в государстве. Например, только от женщин зависит решение демографической  проблемы. Вместе с тем трудовые права женщин зачастую нарушаются, а эффективных механизмов защиты этих прав не так уж и много[1].

Обязательной предпосылкой для правового регулирования  труда женщин в России было развитие рынка труда, которое потребовало  вовлечения в его сферу женщин и, как следствие, необходимость  не только правового регулирования, но и правовой защиты их труда в  силу специфики женского организма  и его репродуктивной функции[2]. В этой связи в историческом аспекте прослеживается прямо пропорциональная зависимость правовой защиты труда женщин от развития рынка труда.

До формирования цивилизованного  рынка труда имеет смысл говорить только о предпосылках, а не о  полноценной защите труда женщин. С этих позиций представляется возможным  выделение трех этапов правового  регулирования труда женщин.

Первый этап (1885 г. - 1917 г.). Проводимые историко-правовые исследования российского законодательства второй половины XIX века позволяют констатировать действовавшую свободу договора найма, которая вскоре привела к  крайне жестокой эксплуатации рабочих  на капиталистических предприятиях при антисанитарных условиях работы. Использование труда рабочих  в сутки достигало 17 - 20 часов. Данные условия труда касались всех рабочих  без исключения - мужчин, женщин и  детей. Как такового регулирования  труда отдельных категорий лиц  в стране не было[3].

Женский труд использовался  повсеместно на фабриках и заводах  всей России, однако вплоть до 1885 года женский труд в России никак и ничем не регулировался. Как правило, женщины работали наравне с мужчинами, получая при этом меньшую плату. Не существовало никакой охраны труда, отсутствовали отпуска по беременности, и женщины продолжали работать вплоть до самых родов[4]. Одной из причин, способствовавшей ускорению законодательного регулирования женского труда, стала активизация стачечного движения в 1883 - 1885 годах, которое охватило почти все важнейшие промышленные центры страны. В истории рабочего движения особенно важное значение имела знаменитая Морозовская стачка в январе 1885 года.

Как точно подметил Богдан В.И.: «развитию законодательного регулирования  женского труда послужило обострение внутренней конкуренции и достижение промышленностью такого уровня развития, выше которого при существовавших тогда  условиях идти не следовало, и поэтому  проблему внутренней конкуренции можно  было решить путем сокращения производства»[5]. Одним из способов сокращения производства признавалась отмена ночных работ женщин и детей до семнадцати лет. Вследствие этого правительство вынуждено было пойти на уступки требованиям большинства промышленников, издав Закон от 3 июня 1885 г. «О воспрещении ночной работы несовершеннолетними и женщинами на фабриках, заводах и мануфактурах»[6]. Однако, не все промышленники остались довольны нововведениями, эти недовольства становятся более понятны после изучения приведенных данных в отношении оплаты труда. Труд женщин и малолетних рабочих в тех фабричных заведениях, в которых им пользуются, оплачивается значительно ниже труда мужчин.

Информация о работе Особенности регулирования труда женщин в РФ