Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 17:09, реферат
Педагогическими работниками являются лица, занятые на штатной основе (по основному месту работы или по совместительству выполняющие в рамках трудового правоотношения работы, не являющиеся совместительством), а также лица, работающие без замещения штатных должностей на условиях почасовой оплаты труда. Не относятся к числу работников преподаватели, научные работники и другие специалисты (тренеры, тьюторы, бизнес-консультанты и т.п.), привлекаемые образовательными учреждениями или коммерческими структурами для выполнения отдельных работ, оказания образовательных, тренинговых, консультационных и иных услуг на основании договоров гражданско-правового характера (ст.ст. 779–783 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее – ГК РФ).
Особенности регулирования труда педагогических работников:
научно-практический анализ гл. 52 Трудового кодекса РФ
и предложения по совершенствованию трудового законодательства
Нормы гл. 52 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) определяют специфику правового положения особой группы субъектов российского трудового права – работников, осуществляющих педагогическую деятельность на основании трудового договора с образовательными и иными учреждениями (организациями), реализующими программы обучения и воспитания граждан.
Педагогическими работниками являются лица, занятые на штатной основе (по основному месту работы или по совместительству выполняющие в рамках трудового правоотношения работы, не являющиеся совместительством), а также лица, работающие без замещения штатных должностей на условиях почасовой оплаты труда. Не относятся к числу работников преподаватели, научные работники и другие специалисты (тренеры, тьюторы, бизнес-консультанты и т.п.), привлекаемые образовательными учреждениями или коммерческими структурами для выполнения отдельных работ, оказания образовательных, тренинговых, консультационных и иных услуг на основании договоров гражданско-правового характера (ст.ст. 779–783 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее – ГК РФ).
Не регулируется нормами трудового права педагогическая деятельность родителей, являющихся в соответствии со ст. 18 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон об образовании) первыми педагогами, а также граждан, осуществляющих индивидуальную предпринимательскую деятельность по оказанию услуг в сфере образования (ст. 48 Закона об образовании).
Особый характер имеет трудовое правоотношение с руководителем (ректором) высшего учебного заведения. Поскольку трудовой договор с ректором заключается федеральным, региональным или муниципальным органом, осуществляющим функции учредителя, данный орган и является работодателем для такого руководителя.
Положения гл. 52 Трудового кодекса Российской Федерации адресованы работникам, осуществляющим педагогическую деятельность или педагогическим работникам, научно-педагогическим работникам.
ТК РФ, Закон об образовании, Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (далее – Закон о высшем образовании), а также иные законодательные акты о регулировании труда в сфере образования, используя категории «педагогический работник», «педагогическая деятельность», «педагог», не содержат обобщающего понятия педагогического труда. Отсутствует универсальный перечень педагогических работ в подзаконном регулировании. Различные по объему и по наименованиям должностей перечни педагогических работников предусмотрены несколькими постановлениями Правительства РФ, а также актами федеральных и региональных органов управления образованием.
Понятия «педагогический работник» и (или) «педагогическая деятельность», как основные, в перспективе следовало бы закрепить в ч. 1 ст. 331 ТК РФ в виде определений, сформулировав их следующим образом: «педагогический работник – лицо, осуществляющее на основании трудового договора с образовательным или иным (воспитательным, медико-социальным и др.) учреждением деятельность, имеющую целью общее или профессиональное обучение, а также воспитание граждан»; «педагогическая деятельность – трудовая функция работников образовательных и иных учреждений, предполагающая исполнение полномочий по обучению и воспитанию граждан в соответствии с образовательными стандартами, программами и планами общего и профессионального образования». Предлагаемые определения в целях практического применения целесообразно конкретизировать путем принятия соответствующего нормативного правового акта на уровне постановления Правительства России, например, «Об утверждении унифицированного перечня педагогических должностей (работ)», по аналогии с существующими актами о должностях медицинских и (или) фармацевтических работников.
Пока же наиболее конкретизировано этот вопрос решается в группе педагогических работников вузов. Исходя их содержания ст. 332 ТК РФ, ими следует считать научно-педагогических работников, а также упомянутых в данной статье руководителей вуза (ректор, проректоры, директора филиалов и институтов). Понятие «научно-педагогический работник» (далее – НПР) объединяет две самостоятельные группы должностей:
1) профессорско-преподавательские
должности или должности профессорско-
2) должности научных работников.
Закон о высшем образовании (ст. 20), Типовое положение о высшем учебном заведении (далее – Типовое положение о вузе), утвержденное постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 71 (ст. 86) раскрывают круг должностей ППС (ассистент, преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор, декан, заведующий кафедрой)[1], но не дают ответа на вопрос, кто же относится к категории научных работников.
Согласно п. 1 Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации от 26 ноября 2002 г.[2] (далее – Положение о порядке замещения должностей НПР вузов) к числу научных работников относятся лица, занимающие в структуре вуза должности: руководителя научно-исследовательского, научного сектора, отдела, лаборатории, другого научного подразделения, главного научного сотрудника, ведущего научного сотрудника, старшего научного сотрудника, научного сотрудника, младшего научного сотрудника научного подразделения, кафедры высшего учебного заведения.
В Положении о порядке
Если указанные категории
В кадровой практике вузов в числе должностей ППС встречается должность «преподаватель-стажер». Использование данной должности основывается на постановлении Комитета по высшей школе от 14 ноября 1992 г. № 108 «Квалификационные требования по должностям работников высших и приравненных к ним по оплате труда учебных заведений», которое давно не согласуется с Перечнем должностей ППС, установленным Законом о высшем образовании, Типовым положением о вузе, Положением о порядке замещения должностей НПР вузов и иными действующими федеральными правилами. В этой части указанное постановление следует признать утратившим силу. Также полагаем, что вузам следует отказаться от использования должности «профессор-консультант», существовавшей в системе высшего образования Союза ССР. Такая категория работников в нормах Закона о высшем образовании и в иных актах о труде научно-педагогических работников современной России отражения не нашла. Правовой статус профессора-консультанта ни законодательством, ни локальными нормативными актами вузов не определен, тем не менее вузы продолжают планировать профессорам-консультантам учебную нагрузку, а также проводят избрание работников на указанные должности в общем порядке. Все это не отвечает императивным требованиям ст. 20 Закона о высшем образовании и Типовому положению о вузе, утвержденному постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 71.
Положения комментируемой главы устанавливают, во-первых, особенности педагогического труда всех работников образовательных и иных учреждений (ст.ст. 331–336 ТК РФ), а, во-вторых – специфические особенности педагогической деятельности в высших учебных заведениях (ст. 332 ТК РФ). При этом следует учитывать, что нормы ТК РФ, Закона об образовании, Закона о высшем образовании, подзаконные нормативно-правовые акты о труде в сфере образования также дифференцируют правовое регулирование труда педагогических работников в зависимости:
- от формы собственности
- от уровня государственной
собственности вуза (федеральное
образовательное учреждение
- от того, какой именно государственный
орган является учредителем
Статья 331. Право на занятие педагогической деятельностью
К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
признанные недееспособными в
установленном федеральным
имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
(часть вторая в ред.
Положения ст. 331, а также иные статьи и нормы комментируемой главы имеют в виду работников, которые в соответствии с ТК РФ, Законом об образовании, Законом о высшем образовании, иными законодательными и подзаконными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, относятся к числу педагогических (см. преамбулу настоящего комментария).
Правосубъектность лиц, осуществляющих педагогическую деятельность, с учетом принципов и задач, реализуемых в процессе обучения и воспитания граждан (ст.ст. 2, 3 Закона об образовании), ее особой социальной роли, определяется рядом дополнительных условий (требований), которым должен отвечать педагог[4].
Первым из таких требований является наличие у претендента на педагогическую деятельность общего и (или) профессионального образования соответствующего уровня. Педагогический работник должен иметь образовательный ценз, который в соответствии с ч. 1 ст. 331 «…определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации».
Если учесть, что в настоящее время образовательный ценз педагогов предусмотрен не в порядке, установленном типовыми положениями, а непосредственно типовыми положениями, утвержденными Правительством РФ, то существующая норма комментируемой статьи требует уточнения. Из ее содержания следует исключить слова «в порядке, установленном», что соответствует фактическому положению дел и обеспечивает должный уровень правового регулирования в части определения статуса субъектов педагогической деятельности.
Как следует из текста закона, каждое типовое положение должно содержать ясный и достаточно конкретизированный ответ по поводу того, каким именно уровнем образования обладает педагогический работник соответствующего образовательного учреждения. Анализ действующих в настоящее время более чем 20 типовых положений об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов[5] и их филиалах позволяет сделать вывод, что лишь в некоторых из них данный вопрос имеет полноценное правовое решение.
Конкретизированное
Типовым положением об образовательном
учреждении среднего профессионального
образования для педагогов
В типовых положениях о довузовской
общеобразовательной подготовке используются
формулировки типа: «…имеющие необходимую
профессионально-педагогическую квалификацию,
соответствующую требованиям квалификационной
характеристики…» (см. постановления
Правительства РФ от 01 июля 1995 г. № 676 "Об
утверждении типового положения об образовательном
учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей», от 01 июля 1995
г. № 677 «Об утверждении типового положения
о дошкольном образовательном учреждении»,
от 19 сентября 1997 г. № 1204 «Об утверждении
типового положения об образовательном
учреждении для детей дошкольного и младшего
школьного возраста» и др.); «…специалистами
в области коррекционной педагогики…»
(см. постановление Правительства РФ от
12 марта 1997 г. № 288 «Об утверждении типового
положения об образовательном учреждении
для детей дошкольного и младшего школьного
возраста»); «…имеющие, как правило, высшее
или среднее профессиональное образование…»
(см. постановление Правительства РФ от
07 марта 1995 г. № 233 «Об утверждении типового
положения об образовательном учреждении
дополнительного образования детей»).
Таким образом, приведенные нормы, к сожалению,
практически не устанавливают критериев
определения уровня и характера подготовки
педагогов. При этом также следует иметь
в виду отсутствие в сфере образования
утвержденных на федеральном уровне профессионально-