Особенности регулирования труда педагогических работников: научно-практический анализ гл. 52 Трудового кодекса РФ и предложения по сове

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 17:09, реферат

Краткое описание

Педагогическими работниками являются лица, занятые на штатной основе (по основному месту работы или по совместительству выполняющие в рамках трудового правоотношения работы, не являющиеся совместительством), а также лица, работающие без замещения штатных должностей на условиях почасовой оплаты труда. Не относятся к числу работников преподаватели, научные работники и другие специалисты (тренеры, тьюторы, бизнес-консультанты и т.п.), привлекаемые образовательными учреждениями или коммерческими структурами для выполнения отдельных работ, оказания образовательных, тренинговых, консультационных и иных услуг на основании договоров гражданско-правового характера (ст.ст. 779–783 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее – ГК РФ).

Вложенные файлы: 1 файл

трудовое 2.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

Особенности регулирования труда  педагогических работников:

научно-практический анализ гл. 52 Трудового  кодекса РФ

и предложения по совершенствованию  трудового законодательства

 

 

 

 

 

Нормы гл. 52 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) определяют специфику  правового положения особой группы субъектов российского трудового права – работников, осуществляющих педагогическую деятельность на основании трудового договора с образовательными и иными учреждениями (организациями), реализующими программы обучения и воспитания граждан.

 

Педагогическими работниками являются лица, занятые на штатной основе (по основному месту работы или  по совместительству выполняющие в  рамках трудового правоотношения работы, не являющиеся совместительством), а  также лица, работающие без замещения штатных должностей на условиях почасовой оплаты труда. Не относятся к числу работников преподаватели, научные работники и другие специалисты (тренеры, тьюторы, бизнес-консультанты и т.п.), привлекаемые образовательными учреждениями или коммерческими структурами для выполнения отдельных работ, оказания образовательных, тренинговых, консультационных и иных услуг на основании договоров гражданско-правового характера (ст.ст. 779–783 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее – ГК РФ).

Не регулируется нормами трудового права педагогическая деятельность родителей, являющихся в соответствии со ст. 18 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон об образовании) первыми педагогами, а также граждан, осуществляющих индивидуальную предпринимательскую деятельность по оказанию услуг в сфере образования (ст. 48 Закона об образовании).

Особый характер имеет трудовое правоотношение с руководителем (ректором) высшего учебного заведения. Поскольку  трудовой договор с ректором заключается  федеральным, региональным или муниципальным органом, осуществляющим функции учредителя, данный орган и является работодателем для такого руководителя.

Положения гл. 52 Трудового кодекса  Российской Федерации адресованы работникам, осуществляющим педагогическую деятельность или педагогическим работникам, научно-педагогическим работникам.

ТК РФ, Закон об образовании, Федеральный  закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (далее – Закон о  высшем образовании), а также иные законодательные акты о регулировании труда в сфере образования, используя категории «педагогический работник», «педагогическая деятельность», «педагог», не содержат обобщающего понятия педагогического труда. Отсутствует универсальный перечень педагогических работ в подзаконном регулировании. Различные по объему и по наименованиям должностей перечни педагогических работников предусмотрены несколькими постановлениями Правительства РФ, а также актами федеральных и региональных органов управления образованием.

Понятия «педагогический работник»  и (или) «педагогическая деятельность», как основные, в перспективе следовало  бы закрепить в ч. 1 ст. 331 ТК РФ в  виде определений, сформулировав их следующим образом: «педагогический  работник – лицо, осуществляющее на основании трудового договора с образовательным или иным (воспитательным, медико-социальным и др.) учреждением деятельность, имеющую целью общее или профессиональное обучение, а также воспитание граждан»; «педагогическая деятельность – трудовая функция работников образовательных и иных учреждений, предполагающая исполнение полномочий по обучению и воспитанию граждан в соответствии с образовательными стандартами, программами и планами общего и профессионального образования». Предлагаемые определения в целях практического применения целесообразно конкретизировать путем принятия соответствующего нормативного правового акта на уровне постановления Правительства России, например, «Об утверждении унифицированного перечня педагогических должностей (работ)», по аналогии с существующими актами о должностях медицинских и (или) фармацевтических работников.

Пока же наиболее конкретизировано этот вопрос решается в группе педагогических работников вузов. Исходя их содержания ст. 332 ТК РФ, ими следует считать  научно-педагогических работников, а также упомянутых в данной статье руководителей вуза (ректор, проректоры, директора филиалов и институтов). Понятие «научно-педагогический работник» (далее – НПР) объединяет две самостоятельные группы должностей:

1) профессорско-преподавательские должности или должности профессорско-преподавательского состава (далее – должности ППС);

2) должности научных работников.

Закон о высшем образовании (ст. 20), Типовое положение о высшем учебном  заведении (далее – Типовое положение  о вузе), утвержденное постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 71 (ст. 86) раскрывают круг должностей ППС (ассистент, преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор, декан, заведующий кафедрой)[1], но не дают ответа на вопрос, кто же относится к категории научных работников.

Согласно п. 1 Положения о порядке  замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении  Российской Федерации от 26 ноября 2002 г.[2] (далее – Положение о порядке  замещения должностей НПР вузов) к числу научных работников относятся лица, занимающие в структуре вуза должности: руководителя научно-исследовательского, научного сектора, отдела, лаборатории, другого научного подразделения, главного научного сотрудника, ведущего научного сотрудника, старшего научного сотрудника, научного сотрудника, младшего научного сотрудника научного подразделения, кафедры высшего учебного заведения.

В Положении о порядке присуждения  ученых степеней от 30.01.2002 г. упомянуты и работающие по трудовому договору ученый секретарь, заместитель директора, директор в научных организациях, научных подразделениях высших учебных заведений (п. 11)[3].

Если указанные категории работников, помимо своей основной научной деятельности, участвуют в образовательном  процессе, они также могут быть отнесены к категории лиц, осуществляющих педагогическую деятельность. Поскольку ТК РФ и законодательство о высшем образовании устанавливают единые особенности регулирования труда ППС и научных работников образовательных учреждений, то и наименования соответствующих должностей должны содержаться в одном правовом акте.

В кадровой практике вузов в числе  должностей ППС встречается должность  «преподаватель-стажер». Использование  данной должности основывается на постановлении  Комитета по высшей школе от 14 ноября 1992 г. № 108 «Квалификационные требования по должностям работников высших и приравненных к ним по оплате труда учебных заведений», которое давно не согласуется с Перечнем должностей ППС, установленным Законом о высшем образовании, Типовым положением о вузе, Положением о порядке замещения должностей НПР вузов и иными действующими федеральными правилами. В этой части указанное постановление следует признать утратившим силу. Также полагаем, что вузам следует отказаться от использования должности «профессор-консультант», существовавшей в системе высшего образования Союза ССР. Такая категория работников в нормах Закона о высшем образовании и в иных актах о труде научно-педагогических работников современной России отражения не нашла. Правовой статус профессора-консультанта ни законодательством, ни локальными нормативными актами вузов не определен, тем не менее вузы продолжают планировать профессорам-консультантам учебную нагрузку, а также проводят избрание работников на указанные должности в общем порядке. Все это не отвечает императивным требованиям ст. 20 Закона о высшем образовании и Типовому положению о вузе, утвержденному постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 71.

Положения комментируемой главы устанавливают, во-первых, особенности педагогического труда всех работников образовательных и иных учреждений (ст.ст. 331–336 ТК РФ), а, во-вторых – специфические особенности педагогической деятельности в высших учебных заведениях (ст. 332 ТК РФ). При этом следует учитывать, что нормы ТК РФ, Закона об образовании, Закона о высшем образовании, подзаконные нормативно-правовые акты о труде в сфере образования также дифференцируют правовое регулирование труда педагогических работников в зависимости:

- от формы собственности образовательного  учреждения (относится ли оно к числу государственных, муниципальных или частных (негосударственных);

- от уровня государственной  собственности вуза (федеральное  образовательное учреждение или  образовательное учреждение субъекта  Российской Федерации) и уровня  бюджетного финансирования;

- от того, какой именно государственный  орган является учредителем высшего  учебного заведения (ведомственной  принадлежности вуза) – гражданские,  военные, военизированные учебные  заведения.

 

 

Статья 331. Право на занятие педагогической деятельностью

К педагогической деятельности допускаются  лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями  об образовательных учреждениях  соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

К педагогической деятельности не допускаются  лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с  вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и  особо тяжкие преступления;

признанные недееспособными в  установленном федеральным законом  порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные  перечнем, утверждаемым федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

(часть вторая в ред. Федерального  закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ)

 

Положения ст. 331, а также иные статьи и нормы комментируемой главы  имеют в виду работников, которые  в соответствии с ТК РФ, Законом об образовании, Законом о высшем образовании, иными законодательными и подзаконными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, относятся к числу педагогических (см. преамбулу настоящего комментария).

Правосубъектность лиц, осуществляющих педагогическую деятельность, с учетом принципов и задач, реализуемых в процессе обучения и воспитания граждан (ст.ст. 2, 3 Закона об образовании), ее особой социальной роли, определяется рядом дополнительных условий (требований), которым должен отвечать педагог[4].

Первым из таких требований является наличие у претендента на педагогическую деятельность общего и (или) профессионального  образования соответствующего уровня. Педагогический работник должен иметь  образовательный ценз, который в соответствии с ч. 1 ст. 331 «…определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации».

Если учесть, что в настоящее  время образовательный ценз педагогов предусмотрен не в порядке, установленном типовыми положениями, а непосредственно типовыми положениями, утвержденными Правительством РФ, то существующая норма комментируемой статьи требует уточнения. Из ее содержания следует исключить слова «в порядке, установленном», что соответствует фактическому положению дел и обеспечивает должный уровень правового регулирования в части определения статуса субъектов педагогической деятельности.

Как следует из текста закона, каждое типовое положение должно содержать ясный и достаточно конкретизированный ответ по поводу того, каким именно уровнем образования обладает педагогический работник соответствующего образовательного учреждения. Анализ действующих в настоящее время более чем 20 типовых положений об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов[5] и их филиалах позволяет сделать вывод, что лишь в некоторых из них данный вопрос имеет полноценное правовое решение.

Конкретизированное регулирование  присутствует в типовых положениях об учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов): в качестве обязательного требования предусмотрено наличие у педагогического работника высшего профессионального образования, подтвержденного документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации (п. 88 Типового положения о вузе, п. 29 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования). Понятие «образовательный ценз» в данном случае не связывает возможность работы в должности ППС или руководителя вуза с той или иной ступенью высшего профессионального образования (бакалавр, дипломированный специалист, магистр). Типовым положением о военном вузе образовательный ценз вообще не устанавливается.

Типовым положением об образовательном  учреждении среднего профессионального  образования для педагогов предусмотрено  наличие высшего или среднего профессионального образования (п. 49 Типового положения о ССУЗе).

В типовых положениях о довузовской  общеобразовательной подготовке используются формулировки типа: «…имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики…» (см. постановления Правительства РФ от 01 июля 1995 г. № 676 "Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 01 июля 1995 г. № 677 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении», от 19 сентября 1997 г. № 1204 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста» и др.); «…специалистами в области коррекционной педагогики…» (см. постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста»); «…имеющие, как правило, высшее или среднее профессиональное образование…» (см. постановление Правительства РФ от 07 марта 1995 г. № 233 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей»). Таким образом, приведенные нормы, к сожалению, практически не устанавливают критериев определения уровня и характера подготовки педагогов. При этом также следует иметь в виду отсутствие в сфере образования утвержденных на федеральном уровне профессионально-квалификационных характеристик по должностям педагогических и иных работников[6].

Информация о работе Особенности регулирования труда педагогических работников: научно-практический анализ гл. 52 Трудового кодекса РФ и предложения по сове