Возможность увольнения по рассматриваемому
основанию не требует совершения одинаковых
или однотипных нарушений устава. Не связана
она и с применением к работнику дисциплинарных
взысканий за прежние нарушения. Повторность
нарушения означает, что с момента предшествующего
нарушения прошло менее одного календарного
года.
Решение вопроса о том, является
ли нарушение устава образовательного
учреждения грубым, находится в исключительной
компетенции руководителя образовательного
учреждения. Однако в случае спора
о законности увольнения такое решение
оценивается судом по правилам ч. 4
ст. 192 ТК РФ. Если взыскание не соответствует
тяжести проступка, работник может быть
восстановлен в должности;
2) применение, в том числе однократное,
методов воспитания, связанных с
физическим и (или) психическим
насилием над личностью обучающегося,
воспитанника. Согласно ст. 192 ТК РФ такое
увольнение не является дисциплинарным
взысканием. Данный факт, как и предшествующее
основание, устанавливается протоколом
дисциплинарного расследования, а также
иными средствами, предусмотренными гражданско-процессуальным
законодательством РФ. Факт насилия, время,
место его применения должны быть доказаны
работодателем. Степень насилия и обстоятельства,
при которых оно применялось, значения
не имеют. Физическое или психическое
насилие не может быть случайным или совершенным
по неосторожности. Это умышленные действия,
направленные на причинение обучающемуся,
воспитаннику физических или нравственных
страданий с целью наказания или принуждения
к чему бы-то ни было.
Физическое насилие может быть
связано с нанесением побоев, совершением
любых иных действий, причиняющих физическую
боль, принудительным лишением свободы,
питья, питания и т.п. Такой факт устанавливается
при проведении осмотра пострадавшего
и (или) на основании медицинских документов,
свидетельских показаний. Психическое
насилие – это воздействие на личность
обучающегося, воспитанника, связанное
с причинением вреда душевному здоровью
и (или) нравственных страданий. Может
быть осуществлено в форме оскорблений,
запугивания и т.п.
Данное основание увольнения,
по сути, является примером аморального
поведения педагогического работника,
поэтому в указанных обстоятельствах
он может быть уволен в соответствии с
требованиями п. 8 ст. 81 ТК РФ;
3) достижение предельного возраста
для замещения соответствующей
должности согласно требованиям ст. 332
ТК РФ. Такое основание прекращения трудового
договора с педагогическим работником
применяется в отношении руководителей
вуза (ректора, проректора, руководителей
филиалов или институтов), достигших предельного
возраста, если их невозможно перевести
на другую работу или они отказываются
от такого перевода. В указанной ситуации
они также могут прекратить трудовые отношения
по собственному желанию (ст. 80 ТК РФ) или
по соглашению сторон трудового договора
(п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ). Увольнение не требует
предварительного уведомления работника,
соблюдения каких-либо иных условий и
выплаты выходного пособия, если иное
не обусловлено локальными актами работодателя
или трудовым договором;
4) неизбрание по конкурсу на
должность научно-педагогического
работника или истечение срока избрания
по конкурсу (ч. 7 ст. 332 ТК РФ). Это специальное
основание увольнения, которое следует
отличать от основания, предусмотренного
п. 3 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. Применяется в случае,
когда работник из числа НПР вуза не избран
ученым советом на соответствующую должность
или отказался от участия в конкурсе. Поскольку
в п. 4 комментируемой статьи предусмотрены
два, по сути различных, на наш взгляд,
основания увольнения, представляется
целесообразным:
1) исключить из п. 4 ст. 336 ТК РФ слова
«или истечение срока избрания по конкурсу»;
2) дополнить ст. 336 ТК РФ пунктом
5 следующего содержания: «истечение
срока избрания по конкурсу».
Увольнение в связи истечением
срока избрания следует также
отличать от прекращения трудового
договора в связи с истечением срока трудового
договора (п. 1 ст. 79 ТК РФ). Применение п.
4 комментируемой статьи не требует письменного
уведомления работника не менее чем за
три календарных дня, оно не обусловлено
иными процедурными моментами и по общим
правилам не предполагает выплаты выходного
пособия.
[1] Данный перечень носит обязательный
характер для всех вузов: федеральных,
субъектов РФ, муниципальных, негосударственных
(частных).
[2] Утверждено приказом Минобразования
России от 26.11. 2002 № 4114.
[3] Утверждено постановлением Правительства
РФ от 30.01.2002 г. № 74 (в ред.
от 20.04.2006 г. № 227).
[4] Ранее формулировки норм об
обязательных требованиях при
замещении должностей, выполнении
работ, связанных с обучением
и воспитанием, предусмотренные
ст. 53 Закона об образовании, редакционно
и по существу не совпадали с правилами
ч. 1 комментируемой статьи. Данное расхождение
полностью устранено Федеральным законом
от 24.04.2008 № 50-ФЗ «О внесении изменений
в статью 53 Закона Российской Федерации
"Об образовании" и статью 20 Федерального
закона "О высшем и послевузовском образовании"»,
которым исключено прежнее содержание
ст. 53 и указано, что особенности занятия
педагогической деятельностью устанавливаются
Трудовым кодексом Российской Федерации.
Соответствуют ст. 331 и условия осуществления
педагогической деятельности, предусмотренные
новым Типовым положением о вузе от 14.02.2008
г.
В части регламентации критериев
правосубъектности педагогических
работников сохраняются формальные
противоречия между нормами ст. 331 ТК РФ
и большинством типовых положений об учреждениях
общего образования. На это обстоятельство
уже не раз обращали внимание специалисты
в области трудового права, но проблема
согласования актов законодательного
и подзаконного уровня не решена до сих
пор.
[5] См., напр., постановление Правительства
РФ от 14.02.2008 № 71 «Об утверждении
Типового положения об образовательном
учреждении высшего профессионального
образования (высшем учебном заведении)»;
постановление Правительства РФ
от 19.03.2001 № 196 «Об утверждении Типового
положения об общеобразовательном учреждении»
(в ред. от 20.07.2007); постановление Правительства
РФ от 03.03.2001 № 160 «Об утверждении Типового
положения об образовательном учреждении
среднего профессионального образования
(среднем специальном учебном заведении)
(в ред. от 31.03.2003)»; постановление Правительства
РФ от 30.12.1999 № 1437 «Об утверждении Типового
положения о межшкольном учебном комбинате»
(в ред. от 01.02.2005); постановление Правительства
РФ от 18.06.1999 № 650 «Об утверждении Типового
положения о военном образовательном
учреждении высшего профессионального
образования» (в ред. от 06.05.2005); постановление
Правительства РФ от 05.09.1998 № 1046 «Об утверждении
Типового положения об общеобразовательной
школе-интернате с первоначальной летной
подготовкой» (в ред. от 01.02.2005); постановление
Правительства РФ от 31.07.1998 № 867 «Об утверждении
Типового положения об образовательном
учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической
и медико-социальной помощи» (в ред. от
23.12.2002); постановление Правительства РФ
от 15.11.1997 № 1427 «Об утверждении Типового
положения о кадетской школе (кадетской
школе-интернате) (в ред. от 23.12.2002)»; постановление
Правительства РФ от 19.09.1997 № 1204 «Об утверждении
Типового положения об образовательном
учреждении для детей дошкольного и младшего
школьного возраста» (в ред. от 23.12.2002);
постановление Правительства РФ от 28.08.1997
№ 1117 «Об утверждении Типового положения
об оздоровительном образовательном учреждении
санаторного типа для детей, нуждающихся
в длительном лечении, и внесении изменений
в Типовое положение об общеобразовательной
школе-интернате и Типовое положение об
образовательном учреждении для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей»
(в ред. от 01.02.2005); постановление Правительства
РФ от 12.03.1997 № 288 «Об утверждении Типового
положения о специальном (коррекционном)
образовательном учреждении для обучающихся,
воспитанников с отклонениями в развитии»
(в ред. от 01.02.2005); постановление Правительства
РФ от 01.07.1995 № 677 «Об утверждении Типового
положения о дошкольном образовательном
учреждении» (в ред. от 01.02.2005); постановление
Правительства РФ от 01.07.1995 № 676 «Об утверждении
Типового положения об образовательном
учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей» (в ред. от 23.12.2002);
постановление Правительства РФ от 26.06.1995
№ 612 «Об утверждении Типового положения
об общеобразовательной школе-интернате»
(в ред. от 23.12.2002); постановление Правительства
РФ от 26.06.1995 № 610 «Об утверждении Типового
положения об образовательном учреждении
дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации) специалистов»
(в ред. от 31.03.2003); постановление Правительства
РФ от 25.04.1995 № 420 «Об утверждении Типового
положения о специальном учебно-воспитательном
учреждении для детей и подростков с девиантным
поведением» (в ред. от 01.02.2005); постановление
Правительства РФ от 07.03.1995 № 233 «Об утверждении
Типового положения об образовательном
учреждении дополнительного образования
детей» (в ред. от 07.12.2006); постановление
Правительства РФ от 03.11.1994 № 1237 «Об утверждении
Типового положения о вечернем (сменном)
общеобразовательном учреждении» (в ред.
от 20.07.2007); постановление Правительства
РФ от 05.06.1994 № 650 «Об утверждении Типового
положения об учреждении начального профессионального
образования» (в ред. от 31.03.2007).
[6] См.: Бриллиантова Н.А., Архипов
В.В. Некоторые проблемы регулирования
труда педагогических работников
// Законодательство и экономика. 2008. №
3.
[7] См. в том числе, Бриллиантова
Н.А., Архипов В.В. Некоторые проблемы
регулирования труда педагогических
работников // Там же.
[8] См., напр., Хмельков С.Б. Отстранение
от работы педагогов // Главбух.
Учет в сфере образования. 2005. № 2.