Особенности регулирования труда педагогических работников: научно-практический анализ гл. 52 Трудового кодекса РФ и предложения по сове

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 17:09, реферат

Краткое описание

Педагогическими работниками являются лица, занятые на штатной основе (по основному месту работы или по совместительству выполняющие в рамках трудового правоотношения работы, не являющиеся совместительством), а также лица, работающие без замещения штатных должностей на условиях почасовой оплаты труда. Не относятся к числу работников преподаватели, научные работники и другие специалисты (тренеры, тьюторы, бизнес-консультанты и т.п.), привлекаемые образовательными учреждениями или коммерческими структурами для выполнения отдельных работ, оказания образовательных, тренинговых, консультационных и иных услуг на основании договоров гражданско-правового характера (ст.ст. 779–783 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее – ГК РФ).

Вложенные файлы: 1 файл

трудовое 2.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

Ошибочной является содержащаяся в  литературе и в справочной правовой системе «КонсультантПлюс» (см. п. 86 Типового положения о вузе) рекомендация использовать при аттестации НПР вузов Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденное приказом Минобразования России от 26 июня 2000 г. № 1908. Этот правовой акт регламентирует иные отношения – добровольную аттестацию педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений в связи с установлением или подтверждением квалификационных категорий. Правил аттестации, адресованных, как того требует закон, именно НПР вузов Правительством РФ до настоящего времени не разработано. Поэтому каждое высшее учебное заведение либо разрабатывает на этот счет локальные положения, либо вообще никакой аттестации не проводит. Процедура расторжения трудового договора с работником в связи с его недостаточной квалификацией, подтвержденной результатами аттестации, определяется вузом. Анализ уставов и правил внутреннего трудового распорядка вузов показывает, что локальные правила фактически дублируют закон и ничего нового в определение порядка увольнения не вносят. Такое регулирование представляется излишним и противоречит ст. 6 ТК РФ.

 

Трудовые договоры на замещение  в высшем учебном заведении должностей декана факультета и заведующего  кафедрой могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами.

 

Согласно ч. 11 комментируемой статьи должности декана факультета и заведующего  кафедрой являются выборными. Порядок  проведения выборов на указанные  должности устанавливается уставами вузов. Имеется в виду, что их избрание проводится в порядке, отличном от должностей НПР. Однако если на должность декана или заведующего кафедрой будут поданы заявления несколькими претендентами, фактически складывается ситуация конкурсного избрания. Поэтому вузам при разработке локальных актов об избрании на указанные должности следует учитывать и возможность возникновения конкурса при проведении соответствующих процедур.

 

Уставом может быть установлен срочный  характер таких отношений (например – на срок до пяти лет). Уставом также может устанавливаться порядок замещения указанных должностей только из числа работников данного вуза. Таким образом, если в уставе вуза содержится правило о том, что совместитель не может быть избран на должность декана или заведующего кафедрой, замещение таких должностей на условиях внешнего совместительства не допускается.

 

В соответствии с Типовым положением о вузе от 14 февраля 2008 г. декан факультета избирается ученым советом вуза (советом  структурного подразделения) путем тайного голосования из числа наиболее квалифицированных и авторитетных работников высшего учебного заведения, имеющих ученую степень или звание, и утверждается в должности приказом ректора (п. 65); заведующий кафедрой избирается также из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов соответствующего профиля, имеющих, как правило, ученую степень или звание, и утверждается в должности приказом ректора (п. 66). Точнее было бы в данном случае использовать формулировку «назначается на должность», поскольку утверждение в должности – это решение вышестоящего по отношению к данной организации органа управления. Ученый совет вуза и ректор не состоят в отношениях подчинения. Поэтому решение ученого совета не утверждается ректором, а оформляется приказом, соответствующим решению коллегиального органа.

 

Комментируемая норма, а также  иное законодательство о высшем образовании  не дают ответа на вопрос, является ли должность декана или заведующего  кафедрой основной для работника  из числа ППС данного вуза. Также отсутствуют разъяснения по поводу правильного оформления трудовых отношений с работником из числа ППС, избранным на должность заведующего кафедрой или декана либо, напротив, освобожденным от указанных должностей для работы исключительно в должностях ППС на соответствующей кафедре данного вуза.

 

Имеет смысл четко урегулировать  данный вопрос в комментируемой статье и в Типовом положении о  вузе, где указать, что «в случае избрания преподавателя данного  вуза на должность декана или заведующего  кафедрой исполнение соответствующих обязанностей оформляется как совместительство или совмещение дополнительным соглашением на определенный срок, который может не совпадать со сроком избрания на должность доцента, профессора кафедры, либо такое соглашение заключается без указания срока».

 

Квалификационные требования по должностям заведующего кафедрой или декана факультета определяются постановлением Комитета по высшей школе от 14 ноября 1992 г. № 108, а также локальными актами высшего учебного заведения. Должностные обязанности по указанным должностям определяются вузом самостоятельно и фиксируются в правилах внутреннего распорядка, локальных положениях, должностных инструкциях.

 

Особое правовое положение в  группе работников высших учебных заведений  имеют их руководители. Часть 12 комментируемой статьи устанавливает нормы, адресованные исключительно государственным или муниципальным вузам (п. 3 ст. 20 Закона о высшем образовании в редакции от 24 апреля 2008 г. не содержит норм о замещении должностей руководителей, ссылаясь на положения комментируемой главы ТК РФ).

 

Негосударственные (частные) высшие учебные  заведения решают вопросы замещения  должностей руководителей самостоятельно, фиксируя соответствующие правила  в уставе вуза и (или) иных локальных  положениях, правилах замещения соответствующих должностей.

 

Непосредственное управление высшим учебным заведением осуществляется ректором. Комментируемая статья не предусматривает  правил замещения должности ректора  вуза. Такие правила изложены в  ст. 12 Закона о высшем образовании. Порядок избрания ректоров вузов, подведомственных Федеральному агентству по образованию, определяется уставом вуза и соответствующим локальным положением вуза на основании Рекомендаций о процедуре избрания ректоров вузов, утвержденных письмом Минобрнауки России и Рособразования от 21 сентября 2006 г. № 18-02-10/08.

 

В настоящее время актуальным является вопрос о возможности назначения по решению органа, уполномоченного  собственником имущества, исполняющего обязанности ректора вуза (например, в случае его длительной болезни) кого-либо из числа или не из числа руководителей (проректоров) данного вуза. По существующей практике такие решения принимаются самим ректором. Тем не менее, учитывая характер отношений ректора и органа, представляющего учредителя вуза, полагаем, что такой орган вправе решать вопрос о назначении исполняющего обязанности ректора не только по вакантной должности. Необходимо четко описать правовой механизм такого временного заместительства в Типовом положении о вузе.

 

Работодателем для ректора государственного и муниципального вуза является соответствующий орган государственного или муниципального управления, уполномоченный собственником на заключение такого трудового договора, установление его условий. Именно этот орган и решает вопрос о пребывании ректора в занимаемой должности, в том числе и вопросы о продлении полномочий ректора до достижения им предельного возраста пребывания в указанной должности.

 

Комментируемая норма ограничивает срок полномочий ректора и других руководителей государственного и муниципального вуза: должности ректоров, проректоров, руководителей филиалов (институтов) замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от времени заключения трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие данного возраста, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации. При отсутствии в вузе таких должностей или при отказе от такого рода предложений указанные руководители могут быть уволены согласно п. 3 ст. 336 ТК РФ.

 

По представлению ученого совета государственного или муниципального высшего учебного заведения учредитель вправе продлить срок пребывания в  должности ректора до достижения им возраста семидесяти лет.

 

Ректор федерального вуза, находящегося в ведении Федерального агентства по образованию, желающий продолжить работу в занимаемой должности после достижения возраста шестидесяти пяти лет, в соответствии с Рекомендациями Минобрнауки России и Рособразования от 21 сентября 2006 г. должен подать соответствующее заявление в ученый совет вуза не позднее чем за 3 месяца до достижения указанного возраста в пределах срока своих полномочий. Ученый совет рассматривает данное заявление и либо выносит в адрес Рособразования представление о продлении срока пребывания ректора в занимаемой должности, либо принимает решение об отказе в этом. Решение ученого совета принимается открытым или тайным голосованием в соответствии с регламентом его работы.

 

Если ученый совет принимает  положительное решение, то представление ученого совета вместе с решением аттестационных комиссий соответствующих уполномоченных органов государственной власти или исполнительных органов городских округов по месту нахождения вуза должны быть направлены в адрес Рособразования не позднее чем за 1–2 месяца до достижения ректором шестидесяти пяти лет. Рособразование, в лице его руководителя, вправе принять решение о продлении срока пребывания в должности ректора в пределах срока полномочий, данного ректору общим собранием (конференцией), на любой срок (1 год, 2 года и т.д.) до достижения им семидесяти лет или принять отрицательное решение. Решение Рособразования в письменной форме доводится до сведения ученого совета вуза, направившего соответствующее представление.

 

Исходя из смысла приведенных выше норм и рекомендаций, решение о продлении срока полномочий ректора принимается компетентным федеральным органом один раз – до достижения возраста шестидесяти пяти лет и в дальнейшем не пересматривается. При этом федеральный орган может продлить полномочия ректора до достижения им семидесяти лет или на иной период до достижения семидесяти лет, определяемый Рособразованием самостоятельно.

 

Аналогичные правила установлены  федеральными актами для решения  вопросов о продлении полномочий ректоров ведомственных вузов, а также региональными актами для вузов, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и в ведении городских округов.

 

В части определения условий  найма проректоров вузов ч. 14 комментируемой статьи сохраняет ставшее уже  традиционным правило: проректоры принимаются на работу по срочному трудовому договору. Срок окончания срочного трудового договора, заключаемого с проректором высшего учебного заведения, совпадает со сроком окончания полномочий ректора, что соответствует норме ч. 1 ст. 59 ТК РФ (особый случай обязательного срочного трудового договора). Если проректор принимается на иной срок, не обусловленный исполнением полномочий ректора вуза, то в соответствии с требованиями действующего законодательства необходимо обоснование данного срока (ст.ст. 57–59 ТК РФ).

 

Во избежание споров о времени  окончания срока трудового договора с проректорами целесообразно не связывать срок трудового договора проректора с конкретной датой, но указывать: «до окончания полномочий ректора» или «на срок полномочий ректора». Срок такого договора не должен выходить за рамки 5 лет.

 

Также необходимо предусмотреть практическое решение такого важного вопроса, как возможность продления срока  трудового договора с проректором, например, в случае продления срока  пребывания ректора в должности до достижения шестидесяти пяти лет или при избрании ректора на новый пятилетний срок. Когда срок трудового договора проректора в указанных выше обстоятельствах выходит за рамки пяти лет, то продление трудового договора не соответствует норме ст. 58 ТК РФ о максимальном сроке работы и предполагает безусловное прекращение ранее заключенного договора. Полагаем, что такую ситуацию нельзя считать разумной. Было бы правильным предусмотреть в комментируемой статье право ректора продлевать срок трудового договора проректорам в пределах и за пределами общего пятилетнего срока, в том числе на срок своих новых или продленных учредителем полномочий. При этом продление срока оформляется дополнительным соглашением сторон. В случае фактического продолжения трудового правоотношения с проректором, директором филиала (института) по истечении обусловленного срока в силу обязательности срочного характера таких отношений ранее заключенный срочный трудовой договор признается договором на неопределенный срок.

 

Нормы ч. 12 комментируемой статьи ограничивают возраст замещения должности проректоров, руководителей филиалов (институтов) государственных и муниципальных высших учебных заведений до достижения шестидесяти пяти лет независимо от времени заключения трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста шестидесяти пяти лет, как и ректор вуза, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации либо увольняются.

 

Ограничение возраста при замещении  указанных должностей, по мнению ученых-трудовиков (С.Ю. Головиной, О.В. Зайцевой, А.М. Прудинского, Д.Д. Репринцева и др.), носит дискриминационный характер. Однако пока такие ограничения установлены законом и не оспорены в судебном порядке, они являются обязательными и подлежат безусловному применению. Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике своим заключением от 06 апреля 2006 г. № 3.2-82/12 отклонил законопроект, устраняющий возрастные ограничения для замещения должностей руководителей вузов.

 

Однако в практической деятельности возможна такая ситуация, когда проректор, директор филиала (института) уже достигли предельного возраста и продолжают фактически исполнять свои обязанности, а решения о продлении полномочий не было. Полагаем, что ректор вправе принимать решение о продлении или непродлении срока пребывания в должности непосредственно до наступления возраста шестидесяти пяти лет, а также после его наступления в любой момент. Правовые последствия такого решения одинаковы. Для исключения возможных споров по данному вопросу имеет смысл более определенно урегулировать это в комментируемой статье.

 

Процедура продления полномочий проректора или директора филиала (института) законом и подзаконными нормативными актами, в том числе ведомственными правилами, не урегулирована и определяется вузом самостоятельно.

 

С учетом мировой практики Законом  о высшем образовании (в ред. от 18.07.2006 г.) российским государственным или  муниципальным высшим учебным заведениям впервые предоставлено право  учреждения должности президента вуза (п. 3.1. ст. 20). В настоящее время данный субъект образовательных правоотношений не предусмотрен нормами комментируемой статьи, что, на наш взгляд, неоправданно исключает его из числа лиц, осуществляющих педагогическую деятельность.

 

Статья 333. Продолжительность рабочего времени педагогических работников

 

Для педагогических работников устанавливается  сокращенная продолжительность  рабочего времени не более 36 часов  в неделю.

(в ред. Федерального закона  от 30.06.2006 № 90-ФЗ)

Учебная нагрузка педагогического работника, оговариваемая в трудовом договоре, может ограничиваться верхним пределом в случаях, предусмотренных типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Информация о работе Особенности регулирования труда педагогических работников: научно-практический анализ гл. 52 Трудового кодекса РФ и предложения по сове