Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 22:05, курсовая работа
Пенсионеры представляют собой отдельную категорию работников, нуждающуюся в дополнительных гарантиях прав, что обусловлено в первую очередь особенностями состояния здоровья пожилых людей. Правоприменительная практика характеризуется массовым нарушением конституционных прав и свобод работников старшего возраста в виде фактического нежелания работодателей применять труд таких лиц, возрастной дискриминацией при заключении и расторжении трудового договора. Причины такого подхода очевидны – традиционно интеллектуальные, физические возможности людей в зрелом возрасте рассматриваются лишь с точки зрения констатации ограничений, а их жизненный и профессиональный опыт зачастую воспринимается как ненужный.
Введение 3
1 Теоретические и методологические вопросы занятости лиц
пожилого возраста 4
Понятие работников старших возрастных групп 4
Понятие занятости 6
Особенности занятости лиц пожилого возраста 7
2 Регулирование занятости лиц пожилого возраста 10
2.1 Заключение трудового договора с лицом пожилого возраста 10
2.2 Расторжение трудового договора с лицами пожилого возраста 16
2.3 Дополнительные гарантии, связанные с особыми условиями труда 18
3 Пути решения проблем связанных с занятостью и трудоустройством
лиц пожилого возраста 21
Заключение 26
Список используемых источников 27
Содержание 2
Введение 3
1 Теоретические и методологические вопросы занятости лиц
пожилого возраста 4
2 Регулирование занятости лиц пожилого возраста 10
2.1 Заключение трудового договора с лицом пожилого возраста 10
2.2
Расторжение трудового
2.3
Дополнительные гарантии, связанные
с особыми условиями труда
3 Пути решения проблем связанных с занятостью и трудоустройством
лиц пожилого возраста 21
Заключение
Список
используемых источников
27
Введение
Пенсионеры представляют собой отдельную категорию работников, нуждающуюся в дополнительных гарантиях прав, что обусловлено в первую очередь особенностями состояния здоровья пожилых людей. Правоприменительная практика характеризуется массовым нарушением конституционных прав и свобод работников старшего возраста в виде фактического нежелания работодателей применять труд таких лиц, возрастной дискриминацией при заключении и расторжении трудового договора. Причины такого подхода очевидны – традиционно интеллектуальные, физические возможности людей в зрелом возрасте рассматриваются лишь с точки зрения констатации ограничений, а их жизненный и профессиональный опыт зачастую воспринимается как ненужный.
Тем
не менее, большинство граждан старших
возрастных групп, получив право
выхода на пенсию по возрасту, сохраняют
трудоспособность и желание продолжать
трудовую деятельность. Это объясняется,
во-первых, увеличением средней
Между тем, в российском трудовом законодательстве (в отличие от большинства развитых стран) фактически отсутствуют правовые нормы, дающие хотя бы минимальные дополнительные гарантии работникам старших возрастных групп для реализации своего права на труд. Хотя очевидно, что такие лица могут испытывать (и испытывают) трудности в сфере труда и занятости в связи со снижением своей конкурентоспособности на рынке труда в силу возраста.
В
связи с этим рассмотрение вопросов
современного правового регулирования
труда пенсионеров
Целью
данной курсовой работы стало изучение
проблем занятости и
1 Теоретические и методологические вопросы занятости лиц пожилого возраста
1.1
Понятие работников старших
Действующее российское законодательство (трудовое, о социальном обеспечении) упоминает в различных правовых актах о лицах старшего возраста, устанавливая особенности их правового положения. При этом отсутствуют общие концептуальные подходы к критериям выделения названной категории граждан, что проявляется в разнообразии используемой юридической терминологии. Так, законодатель оперирует терминами «пожилые трудящиеся», «работающие пенсионеры», «граждане пожилого возраста», «лица преклонного возраста», «престарелые лица» и другими.
Общие
подходы к определению
Подобное определение пожилых трудящихся в российских правовых актах отсутствует, не выработано оно и юридической наукой. Активные дискуссии на сей счет среди ученых и специалистов, продолжаются. Однако ясно, что речь идет о людях, проживших относительно долгую жизнь, вследствие чего данный человек уже испытывает определенные психофизические ограничения. Пожилой человек может иметь какие-либо отягчающие его жизнь заболевания, тем не менее, в некоторых случаях, он функционально не дееспособен, либо ему необходима помощь со стороны. В толковом словаре Ожегова «пожилой» определяется как «начинающий стареть, немолодой», а «престарелый» - «то же, что старый». Каждый ученый по своему интерпретирует слово «пожилой». В учебнике Курбатова: «пожилые люди - это генерация лиц старшего возраста, в которой в соответствии с классификацией ВОЗ ООН, выделяют четыре подгруппы: собственно пожилые(55-64 года), старые(65-74года), очень старые(75-84года), престарелые(85лет и старше)». В словаре Басова дается свое определение: «пожилые люди – поколение людей старшего возраста, обладающие возрастной уникальностью, только ему одному присущим опытом, образом жизни». Термин «престарелые люди» используется в понимании категории пожилых людей, достигших 65 летнего возраста.
В праве социального обеспечения используется термин «старость» (в контексте возникновения права на пенсию по старости), но скорее не в медико-биологическом аспекте, а в условно юридическом. Юридически старость нельзя обозначить каким-либо иным способом, кроме указания на ее возрастную границу, хотя вполне реально, что конкретное лицо, достигнув указанного возраста, будет вполне трудоспособным.
Конечно,
чаще всего в науке и
Все изложенное относится в полной мере и к возможности введения соответствующего термина в трудовое право. С учетом указания на особого субъекта, с участием которого возникает трудовое правоотношение, предлагается ввести в трудовое законодательство термин «работники старших возрастных групп».
Поскольку процессы старения и обусловленные ими изменения в деятельности организма с возрастом все более влияют на профессиональную работоспособность (хотя не на всех работников одинаково), необходимо выделять категорию «работники старших возрастных групп», основываясь на объективном и субъективном критерии. Объективный критерий (единый для всех) базируется на достижении любым работником 50-летнего возраста. Субъективный критерий связан с возникновением у такого работника трудностей в области труда и занятости и, соответственно, наличием возможности вследствие этого претендовать на дополнительные гарантии реализации своих трудовых прав. Подобный критерий называется субъективным, поскольку работник формально не обязан доказывать, что он реально испытывает названные трудности. Совокупность предложенных критериев позволяет говорить о необходимости создания государством определенных адекватных механизмов для реализации работниками данной категории субъективных трудовых прав и законных интересов.
Исходя из вышеизложенного можно вывести определение работника старшей возрастной группы» – это физическое лицо, состоящее в трудовых отношениях с работодателем, достигшее возраста 50 лет и выше, у которого могут возникать трудности объективного и субъективного характера в сфере труда и занятости.
1.2 Понятие занятости
Как
известно, понятие «занятость»
Применительно к лицам пожилого возраста под занятостью следует понимать деятельность, связанную с удовлетворением их личных и общественных потребностей, приносящую им заработок, трудовой доход.
Как известно, все трудоспособное население в зависимости от того, участвует ли оно в общественно полезной деятельности или нет, можно разделить на две категории: занятых и незанятых. К числу незанятого населения относятся неработающие пенсионеры по старости.
Согласно
Федеральному закону «О занятости населения
в Российской Федерации» эта категория
граждан не может быть признана безработной,
т. е. в отличие, например, от инвалидов,
имеющих к тому же трудовую рекомендацию,
лица пожилого возраста не могут быть
зарегистрированы в качестве безработных
в органах службы занятости, но все
же могут найти себе подходящую работу
через неё.
1.3 Особенности занятости лиц пожилого возраста
Проблема правового регулирования труда лиц старших возрастных групп в настоящее время как никогда приобретает особую актуальность, что связано с ростом численности пенсионеров по возрасту и стремлением многих лиц, достигших пенсионного возраста, продолжать работу на производстве.
Отсутствие желания оставить работу у лица, получившего право на пенсию, обусловлено рядом причин. С одной стороны, человеку, привыкшему жить и работать в коллективе, трудно порвать с прошлой жизнью, с другой - низкий уровень пенсии, а иногда задержки в ее выплате резко ухудшают его материальное положение. Потеря своего социального статуса, активного образа жизни тяжело переносится пожилым человеком. Вот почему большинство пенсионеров хотят как можно дольше оставаться в «рабочем строю», и лишь незначительная часть их воспринимает переход на пенсию как желаемое основание ухода на заслуженный отдых.
Использование труда пенсионеров, сохранивших трудоспособность и желание трудиться, имеет немаловажное значение не только для самого пожилого человека, но и в решении проблемы рационального использования трудовых ресурсов. Это тем более важно, что уже в настоящее время доля граждан старшего поколения составляет свыше 20 % населения, а в долгосрочной перспективе процесс старения населения страны усилится.
Между
тем в условиях экономической
нестабильности, спада производства,
появления негосударственных
Среди работодателей бытует мнение об обязательном оставлении работы с наступлением права на пенсионное обеспечение, поскольку-де с этого момента лицо становится нетрудоспособным. На самом деле это не так.
В рамках полного жизненного цикла человека условно можно выделить три периода: дотрудовой, трудовой и послетрудовой. Трудовую деятельность человека связывают, как правило, с трудовым периодом, который, согласно законодательству, соответствует определенному возрасту: для мужчин - с 16 до 60 лет, для женщин - с 16 до 55 лет.
Однако с возрастом 55 и 60 лет (соответственно для женщин и мужчин) связано наступление права на пенсионное обеспечение, но этот возраст не является верхним пределом трудоспособности, поскольку закон устанавливает лишь возраст (16 лет), с которого наступает трудовая праводееспособность. С возрастом 16-55 (60) лет связывают трудоспособность граждан условно. В труде могут участвовать лица дотрудового (14-15-летние подростки) и послетрудового возраста - пенсионеры по возрасту.
Таким образом, закон устанавливает нижний возрастной предел для занятия трудовой деятельностью. Верхнего трудового предела не существует. Имеющиеся возрастные ограничения для некоторых категорий работников (госслужащих, руководителей вузов и др.) касаются права занятия определенной должности, но не лишения права на труд в целом.
Другое дело, что к трудовой деятельности допущены лица, обладающие определенной трудоспособностью, т. е. способностью к труду, которая, как правило, зависит от состояния их здоровья.
Информация о работе Правовое регулирование труда лиц старших возрастных групп